Реализация регионального компонента на уроках русского языка в 3 классе
занимательные факты по русскому языку (3 класс) на тему
Задания и упражнения, в ходе выполнения которых дети узнают свой край. Разработано для Челябинской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Реализация НРК на уроках русского языка. | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка реализации регионального (Челябинская область) компонента на уроках русского языка в
3 классе
Изучение любого предмета из курса начальной школы, так или иначе, связано с изучением родного края, его истории, географии, природных ресурсов. Таким образом, каждый учитель начальных классов сталкивается с необходимостью поиска и обработки информации о малой родине, тем более, что это предполагают современные требования к реализации национального регионального компонента (НРК). Существует множество мнений и различных подходов к практической реализации РК, одно бесспорно: дети должны знать и любить то место, где родились, владеть различными знаниями о своей Родине, в том числе и малой. К сожалению, любовь к родному краю чаще всего не даётся ребёнку при рождении, не впитывается с молоком матери. Это чувство воспитывается в человеке годами, и чем раньше начнётся такое воспитание, тем лучше. Следовательно, на учителя начальных классов возлагается огромная ответственность по развитию этого чувства в наших детях. Именно учитель может и должен показать детям красоту окружающей природы, её ценность и богатство, показать значимость нашего края в экономике страны, познакомить детей с историей края, знаменитыми людьми. Проще и удобнее всего это, конечно, сделать на уроках знакомства с окружающим миром и истории, однако, родной край – это ещё и богатство языка, географических названий, их происхождение. Зачастую, используя в речи те или иные названия, мы даже не задумываемся, откуда они взялись, что обозначают.
Именно наработками по изучению родного края в рамках урока русского языка хочется поделиться. Надеюсь, что материалы, собранные в данной работе, помогут учителям начальных классов в подготовке и проведении уроков русского языка.
Стоит сразу отметить, что материалы по краеведению можно включать в работу на любом этапе урока, используя их как языковой материал. Это может быть и минутка чистописания, и словарная работа, и этап объяснения нового материала, и, конечно же, закрепление. Не стоит забывать также и об уроках развития речи, которые предоставляют большие возможности для использования материалов краеведческого характера. Используя краеведческий материал, учитель может интегрировать уроки окружающего мира и русского языка.
Программа изучения русского языка в третьем классе предполагает пятичасовую недельную нагрузку, то есть 170 учебных часов в году. На реализацию регионального компонента отводится 10% от тематики уроков. Таким образом, я планирую 17 тем регионального компонента, связанных с изучением родного края.
№ | Тема урока | Тема РК |
1. | Текст – единица языка и речи. | Составление устного рассказа об озере Тургояк. |
2. | Имена собственные. Заглавная буква. | Названия населённых пунктов Челябинской области. |
3. | Построение и употребление разных по цели высказывания предложений. | Предложения о достопримечательностях нашего края. |
4. | Словосочетание. | Составление словосочетаний на тему «Мой город». |
5. | Тема текста. | Текст о реке Миасс. |
6. | Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. | Составление предложений о самом интересном. |
7. | Имя существительное и его роль в речи. | Словарные слова, связанные с нашим краем. |
8. | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | Растения и животные нашего края. |
9. | Р.Н.О; большая буква в именах собственных. | Название рек и озёр Челябинской области. |
10. | Определение рода имен существительных в тексте. | Стихотворение Нэлли Воторопиной "Песок был тёплым и рассыпчатым...» |
11. | Окончания прилагательных в единственном во множественном числе. | Стихотворение Северины Школьниковой "Тихий снег". |
12. | Глаголы-синонимы и глаголы- антонимы. | Стихотворение Людмилы Татьяничевой "Дорога". |
13. | Упражнение в распознавании времени глагола. | Стихотворение Олега Юлдашева "Зимний лес". |
14. | Текст-рассуждение. | Почему в Челябинской области так много промышленных предприятий? |
15. | Изменение глагола по временам. | Деформированный текст. |
16. | Повторение различных текстов. | Распознавание различных видов текстов о родном крае. |
17. | Текст-описание. | Описание животного или растения родного края. |
Изучение темы «Текст – единица языка и речи» приходится на самое начало сентября, поэтому целесообразно побеседовать с детьми об их летнем отдыхе. Каждый южноуралец восхищается красотами озера Тургояк. Работа по составлению устного текста об озере проводится на этапе актуализации опорных знаний учащихся. В итоге дети вспоминают, что такое текст, и осуществляется переход к изучению темы данного урока.
На уроке по теме: «Имена собственные. Заглавная буква» при закреплении изученного материала учащимся предлагается работа по составлению цепочки слов, в которой каждое следующее слово начинается с последней буквы предыдущего.
«Построение разных по цели высказывания предложений». На уроке детям предлагаются слова связанные с различными достопримечательностями нашего края, с помощью которых ребята должны составить различные по цели высказывания предложения. В рамках этой работы отрабатывается интонационная окрашенность предложений.
«Словосочетания». Я предлагаю детям ряд слов, обозначающих названия разных объектов города Миасса. С каждым словом учащиеся составляют словосочетания, опираясь на знание города и свой жизненный опыт. Работа сопровождается записью словосочетаний в тетрадь.
«Тема текста». Работа с текстом о реке Миасс возможна как на этапе объяснения нового материала, так и на этапе закрепления. Читая текст, дети узнают новую информацию о главной реке нашего города, определяют тему текста, возможно, дополняют его. Текст предназначен для устной работы, запись его в тетради не предполагается.
«Повествовательные, вопросительные, и побудительные предложения». На этом уроке дети знакомятся с интересными фактами существования нашей области. Ключевое слово этой работы – «самый»: самый крупный зверь, самая миниатюрная рыба, самое солнечное место в области и так далее. Учитель предлагает детям повествовательные предложения, опираясь на которые, они составляют вопросительные и побудительные. Возможна также работа над интонацией.
«Имя существительное и его роль в речи». Работу по реализации регионального компонента предлагаю провести на этапе словарной работы. С этой целью отобраны слова, так или иначе связанные с нашим краем. Возможны разные виды работы со словарём: использование загадок, картинный словарь, отгадай по описанию, вставь пропущенное слово и тому подобные. Цель же всей словарной работы на этом уроке сводится к тому, чтобы дети осознали значимость имён существительных в речи, их необходимость и даже незаменимость.
«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». Языковым материалом для работы на этапе закрепления могут служить названия животных и растений Челябинской области. Для наглядности используются фотографии, рисунки представляемых растений и животных. Задача детей распределить их названия в два столбика: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. По окончании работы дети делают вывод о том, что это животные и растения нашего края.
«Большая буква в именах собственных». На этом уроке детям предлагается разгадывание географической плетёнки, составленной из названий рек и озёр Челябинской области. При возникающих затруднениях на помощь детям приходит учитель, сообщая при этом информацию о том или ином водоёме области.
Знакомя детей с родным краем, важно познакомить их не только с разнообразием флоры и фауны, особенностями географии и достопримечательностями, но и проинформировать детей о поэтах и писателях малой родины, их произведениях. Поэтому для наблюдения над языком на уроках, возможно использование произведений южноуральских авторов. Этот приём работы решает сразу несколько дидактических задач: способствует увеличению темпа техники чтения, развивает орфографическую зоркость, знакомит детей с произведениями местных авторов. Например, на таких уроках, как:
«Определение рода имён существительных в тексте». Стихотворение Нэлли Воторопиной "Песок был тёплым и рассыпчатым"... даёт прекрасный языковой материал для работы, так как изобилует именами существительными разных родов, как в единственном, так и во множественном числе. Предлагается оно как раздаточный материал каждому ребёнку, учитель даёт образец выразительного чтения стихотворения, знакомит детей с краткой биографией поэтессы.
«Окончания прилагательных в единственном и во множественном числе». Стихотворение Северины Школьниковой "Тихий снег" включает в себя большое количество имён прилагательных в единственном и во множественном числе, поэтому может быть использовано на этапе закрепления изученного материала. Детям предлагается выполнить самостоятельную работу по определению числа имён прилагательных и выделению их окончаний. Для удобства выполнения работы текст стихотворения должен быть у каждого ученика.
«Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы». В стихотворении Людмилы Татьяничевой "Дорога" использовано очень много глаголов движения, что даёт возможность попытаться заменить их глаголами, близкими по значению, понаблюдав при этом за изменением лексического значения, содержания самого стихотворения. Как вариант работы можно подобрать к каждому глаголу антоним.
«Упражнение в распознавании времени глагола». Стихотворение Олега Юлдашева "Зимний лес". Текст стихотворения может быть использован учителем на этапе объяснения нового материала, либо на этапе закрепления, либо как материал для самостоятельной работы учащихся по определению времени глаголов.
«Текст-рассуждение». В качестве закрепления пройденного материала дети под руководством учителя могут попытаться составить текст-рассуждение «Почему в Челябинской области так много промышленных предприятий?». Задача учителя на данном этапе сводится к направлению рассуждений учащихся в нужное русло: разнообразие и богатство полезных ископаемых в крае, удалённость Южного Урала от военных действий во время ВОВ.
«Изменение глагола по временам». На этом уроке предлагается работа учащихся с деформированным текстом, в котором прослеживается несоответствие происходящих событий и времени употребляемых глаголов.
«Повторение различных текстов». Детям на уроке предлагаются несколько текстов о родном крае. Учащиеся должны определить вид текста, аргументируя свой ответ. Тексты составляются учителем заранее, желательно, чтобы в них содержалась, кроме всего прочего, новая для детей информация о родном крае.
«Текст-описание». На этом уроке дети составляют текст-описание животного, растения, обитающего в Челябинской области. Для удобства работы демонстрируются изображения описываемых животных, детям сообщаются интересные факты их жизни, повадки, места обитания. В качестве наглядного материала можно использовать иллюстрации из приложения №8 (животные и растения нашего края).
Материалы, используемые для реализации указанных выше тем регионального компонента, помещены в приведённом ниже приложении. Для удобства пользования приложения пронумерованы в соответствии с номерами тем уроков русского языка, на которых они могут быть использованы.
Приложение
Приложение №1.
Примерный текст устного рассказа об озере Тургояк:
Недалеко от города раскинулось озеро Тургояк. Оно притягивает своей красотой и величием зверя и птицу. Это любимое место отдыха жителей Миасса. Каждое лето озеро собирает на своих берегах сотни отдыхающих. Тургояк славится своей кристально чистой водой и целебным воздухом. Вода в озере обычно холодная, но это не смущает любителей активного отдыха.
Смотри приложение-презентацию «Озеро Тургояк».
Приложение №2.
Цепочка из названий городов Челябинской области.
Челябинск – Копейск – Кыштым – Миасс – Снежинск – Коркино – Озёрск – Куса – Аша.
Челябинск – Копейск – Коркино – Озёрск – Кыштым – Миасс – Сатка – Аша.
Челябинск – Кыштым – Магнитогорск – Копейск – Коркино – Озёрск – Карталы.
Миасс – Сим – Магнитогорск – Копейск – Коркино – Озёрск – Кыштым – Миньяр.
Миасс – Снежинск – Копейск – Коркино – Озёрск – Кунашак – Кыштым – Магнитогорск – Касли.
Приложение №3.
Ильменский заповедник, музей-заповедник, Аркаим, Таганай, Зюраткуль, национальный парк, туризм, пещерный комплекс, спелеологи, Игнатиевский, горные лыжи, «Завьялиха», озёра, Швейцария.
Главная достопримечательность нашего города – Ильменский заповедник.
Где находится национальный парк «Зюраткуль»?
Пещерный комплекс Игнатиевский пользуется популярностью у спелеологов.
Да здравствует горнолыжный туризм!
Миасс – вторая Швейцария!
Челябинская область славится своими озёрами.
Музей-заповедник Аркаим – ровесник египетских пирамид!
Зюраткуль – это высокогорное озеро?
Приложение №4.
Фонтан, гостиницы, парк, завод, кафе, больницы, транспорт, озеро, фабрика, ансамбли.
Возможные словосочетания:
новый фонтан, уютные гостиницы, живописные ансамбли, градообразующий завод, летние кафе, современные больницы, городской транспорт, чистейшее озеро, швейная фабрика, любимый парк.
Приложение №5.
Текст о реке Миасс.
Река Миасс берёт своё начало на восточном склоне хребта Нурали. Течёт сначала между гор на север. Затем поворачивает на восток у Карабаша, пересекает лесостепную зону и впадает в реку Исеть. Длина реки Миасс в пределах области составляет 384километра. Общая длина – 658километров.
Приложение №6.
Самый старый город в области – Верхнеуральск, он заложен в 1735 году.
Самый молодой город – Озёрск, образован в 1994 году.
Самая высокая точка в области – гора Большой Нургуш.
Коркинский угольный разрез – один из самых глубоких в мире.
Самая прозрачная вода в озёрах Тургояк и Увильды.
Самое пресное озеро – Зюраткуль.
Самое солёное озеро – Таузаткуль.
Самое мокрое место в области – город Аша.
Самое солнечное место в области – город Троицк.
Приложение №7.
Словарные слова, связанные с нашим краем:
берёза, болото, ветер, воробей, ворона, город, горох, деревня, дорога, животное, завод, заяц, земляника, картофель, комбайн, комбайнёр, крестьяне, малина, машина, мебель, медведь, метро, молоко, морковь, ноябрь, овёс, овощ, огород, огурец, осина, памятник, песок, помидор, пшеница, ракета, расстояние, растение, соловей, сорока, трактор, трамвай, улица, урожай, яблоко, яблоня, ягода.
Загадки к словарным словам
Изба белёна, а маковка зелёна.
(берёза)
Стоит красавица на поляне
В белом сарафане,
В зелёном полушалке.
(берёза)
Он признался ножу:
- Без работы я лежу.
Построгай меня, дружок,
Чтобы я работать мог.
(карандаш)
Оттого, что рисовал,
Я поменьше ростом стал.
(карандаш)
Ты надел совсем не то:
Нужна не шуба, а …
(пальто)
Зимние каникулы!
Весёлые деньки!
Нужны ребятам санки, лыжи и …
(коньки)
Сел за стол на табурет,
Жду, когда дадут …
(обед)
Хорошо бежать на лыжах
Мимо елей и берёз.
Воздух чист и неподвижен,
Не пугает нас …
(мороз)
Замечательный художник
У окошка побывал.
Отгадайте-ка, ребята,
Кто окно разрисовал?
(мороз)
Просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой.
(медведь)
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(медведь)
Стайкой шумной прилетели,
Крошки, зёрнышки все съели.
- Чик-чик, - чирикают в окошко:
- насыпьте нам ещё немножко!
(воробей)
Сено день и ночь жуёт,
Много молока даёт.
(корова)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком.
(собака)
Кто рано встаёт,
Голосисто поёт,
Деткам спать не даёт?
(петух)
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(сорока)
Быстрый прыжок,
Тёплый пушок,
Красный глазок.
(заяц)
Серый маленький зверюшка,
Косоглазый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай
И морковку ему дай!
(заяц)
Без рук, без ног,
А ворота открывает.
(ветер)
Дождь прошёл, а на рассвете
Вдруг подул холодный …
(ветер)
Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки-дробинки.
(горох)
Замечательный дружище –
Деревянная ручища.
Он у плотников в почёте:
Колет, рубит – весь в работе.
(топор)
На дереве сидит,
«Кар-кар» кричит.
(ворона)
Я бываю разная:
Чёрная и красная,
Грузовая, легковая.
Кто же я такая?
(машина)
Раз! – копаю.
Два! – копаю.
Когда в землю вхожу,
Становлюсь острее,
А без дела полежу –
Сразу заржавею.
(лопата)
Где встречается такое,
Что земля над головою?
(метро)
Всегда во рту,
А не проглотишь.
(язык)
Что за комната такая?
Очень светлая, большая,
Парты ровными рядами,
А за партами мы сами.
(класс)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Собирать в лукошко дети.
(ягода)
Двенадцать братьев
Разно называются
И разными делами
Занимаются.
(месяц)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява
Кто любит щи,
Меня в них ищи.
(капуста)
Во взрослый мир от школьного порога
Уводит нас широкая …
(дорога)
Если у тебя с пятёрками дневник,
Значит, ты примерный …
(ученик)
На нижней полке миски, блюда,
А выше – чайная …
(посуда)
С утра сегодня небо хмурится,
Дождём умыты сад и …
(улица)
Здесь кормушки для пернатых
Приготовили …
(ребята)
Пассажир, не зевай,
Отправляется …
(трамвай)
В этой узенькой коробке
Ты найдёшь карандаши,
Ручки, ластик, скрепки, кнопки –
Что угодно для души.
(пенал)
То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Называюсь я …
(тетрадь)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(картофель)
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зелёные прядки.
(морковь)
На припёке у пеньков
Много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки.
(земляника)
Круглое, румяное
С дерева достану я,
На тарелку положу:
«Кушай, мамочка» - скажу.
(яблоко)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.
(лисица)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает.
(воробей)
Отгадай загадку: кто мы?
В ясный день сидим мы дома,
Если дождь, у нас работа –
Топать-шлёпать по болотам.
(сапоги)
Никто не пугает, а вся дрожит.
(осина)
Красная матрёшка, беленькое сердечко.
(малина)
Белое, а не вода,
Сладкое, а не мёд,
От рогатого беру,
Малым деточкам даю.
(молоко)
Дополнительным материалом при работе со словарём является картинный словарь, который способствует образному восприятию материала, позволяет разнообразить приёмы работы над словарными словами (смотри приложения-презентации).
Приложение №8.
Слайды с изображениями растений и животных смотри в приложениях-презентациях.
Приложение №9.
Географическая плетёнка.
По горизонтали в полосках (синие буквы) прочтите названия рек Челябинской области.
В вертикальных полосках (красные буквы)прочтите названия озёр Челябинской области.
Ответ:
по горизонтали: Синара, Киалим, Ералка, Коелга, Тесьма, Миньяр;
по вертикали: Аргази, Второе, Шаблиш, Сугояк, Аргаяш, Еткуль.
Приложение №10.
Нелли Ваторопина
Песок был тёплым и рассыпчатым.
На платье звёздочки бледны.
Пекла девчонка в речке «блинчики»,
Как в печке бабушка блины.
Текла река неторопливая,
Смывая детские следы.
Пекла я «блинчики», счастливая,
За полминуты до беды.
Краткая биография поэтессы.
Родилась 7апреля 1938 года в Челябинске. Ей было всего пять дней, когда умерла её мама. Воспитывала Нэлли бабушка, отец погиб на войне. 15 лет проработала воспитателем в детском саду, а затем 21 год работала на заводе в Челябинске.
С раннего детства любила поэзию. С раннего детства хранит 15 общих тетрадей, исписанных любимыми стихами. Но это были чужие стихи. Свои стихи Нэлли Михайловна начала писать в 50 лет. В 1994 году напечатаны сразу 10 её стихотворений. За последние годы опубликовано три сборника стихов Ваторопиной. Есть книга небольших рассказов, адресованных детям, в которой говорится о военном детстве.
Приложение №11.
Северина Школьникова
Тихий снег
Тихий снежный занавес
Падает с небес.
Превратил он рощицу
В заповедный лес.
Старый двухэтажный наш
Деревянный дом
Сразу стал таинственным
Сказочным дворцом.
В царстве заколдованном
Вот я – берендей,
И заколдовал меня
Старый чародей,
Я ещё не знаю, добрый или злой…
Я бреду заснеженной
Тайною тропой.
Вот из леса выедет
Рыцарь на коне
И коня могучего
Подведёт он мне.
На коня вскачу я –
Ноги в стремена,
Побеждать помчимся мы
Злого колдуна…
Тихий снежный занавес
Падает с небес…
Сколько в нём волшебного,
Сколько в нём чудес…
Краткая биография.
Северина Борисовна Школьникова родилась в селе Агинском Саянского района Красноярского края. В Сибири окончила среднюю школу. За её плечами два института. Инженер-механик, кандидат технических наук, стала известна в Челябинске, где она живёт с 1965 года, благодаря своей литературной деятельности.
В детстве много читала, в семье выписывали детские журналы, была домашняя библиотека. Стихи начала писать лет в пять-шесть. Первые стихи печатались в местных газетах. Детские стихи появились, когда стала подрастать дочь. Также у Школьниковой выпущено несколько книжек-раскрасок для детей с хорошими стихами. Книга «Операция «Аптека» для больших и маленьких» написана в соавторстве с Н.Мельниковой, Н.Строковой. Северина Борисовна написала для этой книги стихи и загадки, связанные с лекарственными растениями, жизнью леса. Она хорошо знает природу, умеет в стихотворной форме очень точно и образно объяснить детям, что есть что. Школьникова не только поэт, но и автор научно-популярных текстов для детей. В 1991-1992 годах была создана детская газета «Тропинка», а затем детский литературно-познавательный журнал с тем же названием (1996).
В 2000 году Северина Борисовна Школьникова уехала в Израиль. В Хайфе она пишет стихи для русскоязычных детей, для детских садов, помогает родителям приобщать детей к чтению.
Приложение №12.
Людмила Татьяничева
Дорога
То мчится стрелой,
То устало бредёт,
Взбираясь на горные склоны,
То ящеркой быстрой скользит меж болот,
То вязнет в песках раскалённых.
Пусть нет ни жилья,
Ни просвета вокруг,
Не верим мы страху ночному!
Дорога – наш верный испытанный друг.
Она – наш верный испытанный друг.
Она нас выведет к дому.
Краткая биография.
Татьяничева Людмила Константиновна
(1915 – 1980)
Родилась 19 декабря 1915года в городе Ардатове бывшей Симбирской губернии. Девочка рано лишилась родителей, и её взяли на воспитание дальние родственники, жившие в Свердловске. Приёмный отец Людмилы Константиновны был преподавателем физики, приёмная мать преподавала русский язык и литературу. В доме всячески поощряли увлечение девочки поэзией.
Школьные годы провела в Свердловске. В 1931 году поступила работать на вагоностроительный завод. Потом уехала на стройку в Магнитогорск. Десять лет работала в редакции газеты «Магнитогорский рабочий». Здесь без отрыва от работы она окончила Литературный институт имени Горького, начали печатать её первые стихи.
Весной 1944 года Людмила Константиновна была переведена в Челябинск на должность директора областного издательства.
В этом же году вышел первый сборник стихов Татьяничевой – «Верность».
Стихи переведены на многие языки народов бывшего СССР, некоторые переложены на музыку и стали песнями. Как поэт Татьяничева родилась на Урале. Она гордилась этим. Свою любовь к Уралу она выражала стихами, а имя Урала она объясняет сплавом двух понятий: «ур» и «ал», что в переводе означает «земля золотая». Само это изыскание говорит, прежде всего, о любви поэтессы к легендарному краю.
Татьяничева писала замечательные стихи для детей. Она создала целую детскую библиотечку, в которой насчитывается более десяти сборников для разных возрастов.
Приложение №13.
Олег Юлдашев
Зимний лес
Протянулась из детства дорожка,
Серебрясь, как снежинок полёт.
Словно память скребётся в окошко
И заснуть мне никак не даёт…
…Розовеет под солнцем тайга.
Тишина. Только изредка ветка
На морозе вдруг хрустнет, да белка
Снег уронит во время прыжка…
Мир тайги, и земной и чудесный,
Первозданной живой красоты,
Словно с детства любимая песня,
Окрыляет слова и мечты.
Краткая биография.
Олег Валиджанович Юлдашев
(1952 – 1992)
Родился 4июля 1952года в городе Фрунзе. После окончания школы был призван в армию; служил на Урале, в Перми.
Уже тогда Олег Юлдашев начал писать для детей, которых очень любил. Темы для поэтического творчества ему подсказывала уральская природа, её красота и загадочность. Даже во время службы Юлдашев был внештатным корреспондентом нескольких республиканских газет, которые публиковали его детские стихи и сказки.
Позже – учёба во Фрунзенском государственном университете на факультете филологии.
В 1990 году вышла первая книга – «Сладкоежки-гномики». Уже в 1991 году его талант заметили и оценили. Юлдашев был приглашён на должность редактора детской литературы в Южно-Уральское книжное издательство.
Однако 27 июля 1992 года Олег Юлдашев трагически погиб.
Приложение №14.
Примерный текст-рассуждение
«Почему в Челябинской области так много промышленных предприятий?»
На территории Челябинской области расположены и успешно работают множество предприятий. Это и добывающие, и перерабатывающие, и промышленные предприятия.
С чем связано такое обилие заводов и фабрик в нашем крае? Скорее всего, это объясняется богатством и разнообразием полезных ископаемых области. Но как быть с машино- и ракетостроением? Этому тоже есть своё объяснение. Географическое положение области таково, что она находится в самом центре нашей огромной Родины, следовательно, надёжно защищена от внезапного нападения неприятеля. Недаром именно сюда в годы ВОВ были эвакуированы стратегически важные объекты.
Приложение №15.
Зима на Урале
Уходит осень, и захватила все листья с деревьев. Пасмурные дни октября ускорили листопад. Над тайгой закружились снежинки. Они таяли, как только будут касаться земли. Тогда природа заморозила землю. Вечером начнётся снегопад. Утром люди увидели землю в белом наряде и обрадуются её красоте. На лесной полянке искрами засветились снежинки. Снег шапками лёг на пни и муравейники. Ожил сейчас лес. По его просторам стали ходить охотники.
Приложение №16.
Текст- описание.
Озеро Тургояк расположено в живописном месте Челябинской области. Это одно из красивейших озёр не только нашей области, но и России. Тургояк относится к группе самых крупных озёр области. Озеро тектоническое, имеющее глубокую котловину. Площадь зеркала озера более 26 квадратных километров. Озеро Тургояк славится самой прозрачной водой.
Текст-рассуждение.
Один из кустарников, часто встречающийся на садовых участках Челябинской области, носит название облепиха. Что за странное название?
Из чего лепят ягоды облепихи?
Оказывается, ягоды никто не лепит, а они сами облепляют ветку, на которой растут. Да так плотно, что люди издавна обратили внимание на эту особенность произрастания ягоды. Отсюда и название – облепиха.
Текст-повествование.
Южный Урал издревле привлекал людей благоприятными для обитания условиями. Свидетельство тому – открытые археологами многочисленные стоянки человека каменного века, селения бронзового и железного веков. Мировой сенсацией нашего века стало открытие «Страны городов» - около 20 памятников, являющихся остатками одной из древнейших цивилизаций на планете. Один из таких «городов», Аркаим, стал музеем-заповедником.
Челябинская область находится на стыке двух частей света – Европы и Азии. Формирование территории области началось в 18 веке. Первыми городами области стали Челябинск, Верхнеуральск, Троицк. Наша область многонациональна – здесь проживают представители почти всех народов, населяющих Россию.
Приложение №17.
Утка
Утка – водяная птица. Тело у неё устроено так, что оно поддерживает её на воде. Ноги у утки прикреплены ближе к хвосту. Ходьба по земле её скоро утомляет, но в воде поймать её очень трудно. Перья утки пропитаны жиром, и потому они у неё всегда сухие.
Осина
Это не слишком высокое дерево из рода тополиных. Пластинки листьев широкие, по краям волнисто-зубчатые, серёжки длинные. Древесину, получаемую из этого дерева, применяют для строительства сельскохозяйственных построек, производства спичек, лыж. В медицине употребляется как жаропонижающее, болеутоляющее и ранозаживляющее средство.
Одной из главных задач начальной школы является систематическая работа по формированию почерка учащихся. Каллиграфически правильное письмо содействует воспитанию аккуратности, сосредоточенности, старательного отношения к выполнению работы. От того, какие навыки заложены в самом начале обучения, зависит дальнейшее становление почерка учащихся, их орфографическая грамотность. В связи с этим каллиграфическая минутка, или минутка чистописания проводится систематически на уроках русского языка в начальной школе. В качестве языкового материала, используемого при проведении данного вида работы, предлагаю использовать географические названия объектов нашей области, названия животных и растений нашего края.
Растения и животные нашего края.
Пихта, ель, лиственница, сосна, липа, осина, берёза, ольха, рябина, черёмуха, шиповник, папоротник, костяника, копытень, дельфиниум, клевер, донник, тимофеевка, мятлик, пырей, земляника, брусника, клюква, черника, боярышник.
Медведь, волк, лисица, рысь, куница, хорёк, норка, колонок, горностай, ласка, барсук, выдра, косуля, лось, олень, крот, ёж, заяц, белка, белка-летяга, бурундук, суслик, сурок, бобр, соня, тушканчик.
Глухарь, рябчик, перепел, тетерев, серая куропатка, кряква, нырок, серый гусь, серый журавль, красавка, стерх, дрофа, стрепет, ворона, грач, галка, сыч, неясыть, филин, белая сова, пустельга, кречет, сокол-сапсан, сокол-балабан, беркут, орлан-белохвост, орёл-могильник, дятел, кукушка, удод, стриж, кулик, чайка.
Карп, лещ, язь, линь, карась, плотва (чебак), судак, окунь, ёрш, налим, щука, сиг, рипус, пелядь (сырок).
Живородящая ящерица, прыткая ящерица, медянка, гадюка, уж, тритон, веретеница.
Муравей, пчела-медонос, жук-короед, саранча, шмель.
Также мною составлена географическая азбука, в которую в алфавитном порядке собраны названия наиболее известных населённых пунктов, озёр и рек нашей области. При желании азбука может быть дополнена названиями достопримечательностей, полезных ископаемых, добываемых в Челябинской области, именами и фамилиями наших знаменитых земляков.
Географическая азбука
«А»: Агаповка, Аргаяш, Аша; реки: Аша, Аят, Арчаглы-Аят, Ай; озёра: Аракуль, Аргази (водохранилище)
«Б»: Бреды, Бакал; реки: Б. Сатка, Б. Караганка, Б. Киалим, Берсуат; озёра: Б.Кисегач, Б.Миассово, Буташ, Белишкуль
«В»: Варна, Верхний Уфалей, Верхнеуральск, реки: В. Тогузак; озёра: Второе
«Г»: реки: Гумбейка
«Д»: Долгодеревенское (село)
«Е»: Еткуль, Еманжелинск
«Ж»: Журавлиное озеро (Октябрьский район)
«З»: Златоуст; реки: Зюзелга; озёра:Зюраткуль
«И»: озёра:Иртяш, Иткуль, Инышко.
«К»: Карабаш, Карталы, Касли, Катав-Ивановск, Копейск, Коркино, Кыштым, Кизильское, Кунашак, Куса; реки: Куса, Катав, Караболка, Курасан, Коелга, Кабанка, Карталы-Аят, Камышлы-Аят; озёра: Калды, Кара-Чура
«Л»: Лесной (посёлок), Липовая гора (памятник природы)
«М»: Миасс, Миасское, Магнитогорск, Миньяр; реки: Миасс
«Н»: Нязепетровск
«О»: Озёрск, Октябрьское
«П»: Пласт; озёра: Подборное, Песчаное
«Р»: Рябиновка (деревня возле Сатки), Ракитный посёлок
«С»: Сатка, Снежинск, Сим; реки:Сим, Б.Сатка, Синара, Санарка, Синташта; реки: Сим, Синара, Санарка, Синташта; озёра: Смолино, Сугояк
«Т»: Троицк, Трёхгорный; реки: Теча, Тюлюк, Тогузак; озёра: Тургояк
«У»: Увельский, Уйское, Усть-Катав; реки: Увелька, Уфа, Уфалей, Ураим, Урал, Утяганка, Уй; озёра: Увильды, Уелги, Уфимское
«Ф»: Фершампенуаз
«Х»: пещера Хапова
«Ц»: Цементная гора (возле Катав-Ивановска)
«Ч»: Челябинск, Чебаркуль, Чесма; озёра: Чебаркуль
«Ш»: озёра: Шаблиш, Штанное; гора Шляпа.
«Щ»:
«Э»: гора Эссюм
«Ю»: Юрюзань, Южноуральск
«Я»:
С | В | Н | С | Р | Е |
Р | И | А | Л | Р | М |
Е | О | А | Г | К | К |
А | О | Л | Л | А | А |
Т | О | С | Я | М | Л |
И | И | Ш | Ь | Ш | Р |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Если мне порою тяжело,...
Региональный компонент на уроках русского языка
Диктанты для 1-2 классов по теме "Мой город"...
Реализация регионального компонента на уроках литературного чтения через произведения В. Бианки
Научная работа. Можно использовать как методическое пособие при изучении произведений Бианки, содержит биографию, комплекс мероприятий....
Реализация регионального компонента на уроках литературного чтения через произведения В. Бианки
Научная работа. Можно использовать как методическое пособие при изучении произведений Бианки, содержит биографию, комплекс мероприятий....
Реализация регионального компонента на уроках литературного чтения через произведения В. Бианки
Научная работа. Можно использовать как методическое пособие при изучении произведений Бианки, содержит биографию, комплекс мероприятий....
Программа по УМК "Школа России" с учетом регионального компонента по предмету "Русский язык" 3 класс
Программа по УМК "Школа России" с учетом регионального компонента по предмету "Русский язык" 3 класс...
научная статья РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье актуализируется внедрение в образовательный процесс начальной школы национально-регионального компонента. Рассматриваются принципы и методы, лежащие в основе этого процесса.К...