Авторская поэзия: обращение к фольклору. С. Черный "Колыбельная"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Урок литературного чтения во 2 классе (система Занкова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sasha_chernyy.docx | 26.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учебный предмет | Литературное чтение |
Класс: | 2 |
Школа: | МОУ СОШ № 73 |
Учитель: | Сарсенова М.А. |
УМК | Система развивающего обучения Л.В.Занкова |
Тема урока: | Авторская поэзия: обращение к фольклору. С. Черный. «Колыбельная» |
Цель урока: | создать условия для формирования понятия «Авторская поэзия: обращение к фольклору» |
Планируемый результат обучения | В результате изучения темы обучающиеся - познакомятся с колыбельными песнями; -будут иметь представление о том, как авторы используют в своем творчестве малые жанры фольклора; -будут исследовать связь авторской поэзии с фольклором; -откроют для себя красоту народной поэзии. Личностные УУД У обучающихся будут сформированы: -интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте; -понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи; -чувство доброжелательности, доверия, внимательности. Регулятивные УУД Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; • оценивать правильность выполнения действий; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. • основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов; • осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков. Познавательные УДД Обучающийся научится: -обобщать и классифицировать учебный материал, формулировать несложные выводы; -находить в тексте ответ на заданный вопрос. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; |
Основные понятия | Колыбельная песня, колыбель, авторская поэзия |
Межпредметные связи | Риторика, русский язык, музыка. |
Ресурс | 1.Учебник В.Ю. Свиридова «Литературное чтение» ,2часть. 2.Презентация к уроку. 3.Демонстрационный и раздаточный материал |
Этапы урока | Формируемые УДД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; | Сегодня у нас необычный урок. И знанья твои пригодятся, дружок. | Самоконтроль готовности. Настрой на работу. |
1этап до чтения А.Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока. Б.Антиципация чтения. | Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. | (Звучит мелодия А.Островского «Спят усталые игрушки») (СЛАЙД№1) -Вы, наверное, удивились, что в начале урока прозвучала мелодия из детской телепередачи «Спокойной ночи, малыши». Ведь вы уже не малыши и уже 2 год ходите в школу. Песенка вернула вас к тому прекрасному времени, когда вы были совсем маленькими и засыпали под эту мелодию из любимой передачи или мамину колыбельную. -Как вы думаете, о чем речь сегодня пойдет на уроке? -Сегодня мы познакомимся с еще одним жанром фольклора-колыбельной песней. -А кто знает, почему эти песни называются колыбельными? (Колыбель - качающаяся кроватка для ребенка) (СЛАЙД №2) Каково же главное назначение колыбельных песен? (Главное назначение колыбельных песен - успокоить малыша, помочь ему уснуть.) (ШКАТУЛКА С КЛЮЧИКАМИ) Ведь любая простая, на первый взгляд, колыбельная, как чудесная шкатулка, закрытая золотыми ключиками. В ней есть секреты. Открыть их - наша задача. У вас на партах лежат листочки с колыбельными песнями. Прочтите их. (Чтение колыбельных песен по 6 группам) 1.Каким чувством пронизаны колыбельные песни? Докажите. (Любовь, нежность) (СЛАЙД №3) 2.Каким образом мы это узнаем? (Ласковые обращения) (СЛАЙД №4) 3.О чем в ней обычно поется? (Убаюкивание, усыпление) (СЛАЙД №5) 4.Кого мы постоянно в них встречаем? Опишите, как вы представляете себе этих персонажей? (Сон, Дрема, Угомон) (Фантастические существа) (СЛАЙД №6) 5.Рядом с фантастическими существами мы видим волчка, а чаще всего-кота. Что они делают? (Птицы и животные) (СЛАЙД №7) 6.Какие слова часто повторяются? Что они обозначают? Кстати, как вы думаете, откуда взялись слова «бай», «баю»? (Повтор, ритм, баюкальные слова) (СЛАЙД №8) Они образованы от старинного глагола «баять» «баить»- говорить, уговаривать. От этого глагола образовано и имя сказочного кота Баюна, который знает множество сказок, и имя знаменитого древнерусского певца Баяна (Бояна), а в честь последнего, кстати, назван известный музыкальный инструмент-баян. Вот и открыли наши ключики все ключики с секретом. Перечитайте еще раз все эти секреты-сокровища колыбельных песен. (СЛАЙД №9) | Демонстрация знаний, умений. Принятие учебной задачи. Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, по цепочке, в парах и группах с использованием ранее изученного материала и освоенного инструментария. Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока. (Самостоятельное) поключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста. Обращение к толковому словарю. |
2этап вовремя чтения | Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы в тексте; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); - уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков; - уметь определять главную мысль текста; - уметь осуществлять поиск необходимой информации для | 4.Работа по теме урока. -Как вы думаете, а авторы в своем творчестве обращаются к этому жанру? -Откройте учебник с.44. -Мы познакомимся с одним произведением и выясним, похоже ли оно на колыбельную песню? А) Чтение «Колыбельной» Саши Черного.(СЛАЙД №10) (Саша Черный - псевдоним Александра Михайловича Гликберга, 1880-1932г. Родился в Одессе, потом переехал в Петербург, выпустил книги стихов: «Тук-Тук», «Живая Азбука». В его стихах очень много юмора. Саша Черный жил в разных европейских странах. Умер от сердечного приступа, спасая человека на пожаре.) -Кому она исполнялась? -Поделитесь впечатлениями. -Какие жанры фольклора вам вспомнились, когда вы слушали это произведение? -Прочитайте стихотворение и найдите строчки, которые помогли вспомнить эти жанры. -Кого укладывают спать? -Назовите полное имя мальчика? -А на что указывает имя Васик? | Умение выразить свои чувства и мысли. Проверка своих предположений. Самостоятельное слежение и слушание Самостоятельное чтение в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения). Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения. Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте. |
3этап после чтения | выполнения учебного задания с использованием учебной литературы. Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Б) Расследуйте: это стихотворение – настоящая колыбельная? -Какие строки делают его похожим на колыбельную? -А какие обнаруживают его шуточный характер? Прочитайте. -Почему смешно? -А есть ли еще смешные строчки? Прочитайте. -Каким чувством пронизана колыбельная песня? -Чем она близка народному творчеству? Что позаимствовал из него поэт? -Что привнес в песню своего? В) Придумать авторскую колыбельную с заданными рифмами: (СЛАЙД №11) Баю-баю, баю-бай ------------------засыпай ------------------закрывай ------------------не мешай. | Читают стихотворение самостоятельно и вслух. Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез, формулирование аргументов. Отвечают на вопросы. Находят ответы на вопросы в тексте. Формулируют вывод. Демонстрируют свои знания. Выполнение творческого задания. Работа в парах |
Подведение итогов урока. Рефлексия. | Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей; | - -Чему учились на уроке? -Какое открытие нам удалось сделать? - Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями? Оцените свою работу (сигнальные карточки). (Критерии самооценки: «Очень хорошо» - розовый, «Хорошо» - зелёный, «Старался, но не всё получилось» -оранжевый). - Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами. | Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос. Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. |
Домашнее задание | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; | А.Исследовать: стихотворение А.Барто на с.45-настоящая колыбельная или нет, и выучить наизусть. Б. Исследовать: стихотворение А.Барто на с.45-настоящая колыбельная или нет, и сделать рисунок. | Выбор домашнего задания. Восприятие , осмысление информации и запись домашнего задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская поэзия. Мастерская стиха. Хокку. 4 класс
Поэзия хокку таинственна как и сама Япония. Но если учитель полюбил её, то и дети будут относиться точно также. А какие прекрасные хокку они создают! На этом уроке они знакомятся с правилами перевода,...
Авторская программа«Фольклор как средство расширения социокуль-турного опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью».
Музыкальное образование является одним из разделов комплексного воспитания и развития учащихся с отклонениями в развитии. Муз...
Авторская программа«Фольклор как средство расширения социокуль-турного опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью».
Музыкальное образование является одним из разделов комплексного воспитания и развития учащихся с отклонениями в развитии. Муз...
Авторская программа литературного клуба "Русский детский фольклор"
Программа литературного клуба «Русский детский фольклор» предназначена для детей начальной школы 8-9 лет. Данная программа прошла апробацию во 2 классе. Программа рассчитана на 1 час в неделю, ч...
Урок литературного чтения. Моя Вообразилия. Авторская поэзия Бориса Заходера.
Сравнение авторской поэзии и малых жанров устного народного творчества....
Японская авторская поэзия. Хоку Басё и Исса (урок литературного чтения)
Урок литературного чтения по программе Л.В. Занкова по учебнику Н. Чураковой для 3 класса. Позволяет учащимся познакомиться с необычной японской поэзией, узнать её особенности и попытаться сочинить св...
« Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке - интерес к миру чувств»
Конспект урока-обобщения по теме. Урок проводится с использованием презентации....