Японская авторская поэзия. Хоку Басё и Исса (урок литературного чтения)
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Урок литературного чтения по программе Л.В. Занкова по учебнику Н. Чураковой для 3 класса. Позволяет учащимся познакомиться с необычной японской поэзией, узнать её особенности и попытаться сочинить своё хокку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок литературного чтения 3 класс | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
3 класс учитель Артёмова Елена Сергеевна МОУ Гимназия №43
Урок литературного чтения
Автор учебника: Чуракова Н. А.
Тема: Японская авторская поэзия. Хоку Басё и Исса.
Тип урока: урок получения новых знаний
Цель: Формирование ценностного отношения к японской авторской поэзии и к самостоятельной познавательно-учебной деятельности по практическому применению правил создания хокку.
Задачи: 1. Продолжить работу по формированию у детей представления о том, что такое художественный образ.
2. Обогащать словарный запас и продолжить пополнение знаний о смысловой функции речи.
3. Развитие навыков коллективного труда, формировать умение учащихся работать в группе.
Результаты:
Предметные: 1.Учащиеся должны продолжить знакомство с историческими предпосылками возникновения хокку, увидеть взаимосвязь поэзии с изобразительным искусством и музыкой.
2. Учащиеся должны осознать, что наблюдательными нас делает не зрение, а сердце и любовь.
Метопредметные: 1.Учащиеся должны научиться находить лирический образ, через переживания, выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями.
2. Проводить наблюдения над стилистическими особенностями текста, с целью понимания особенностей японской поэзии.
Личностные: 1. Формирование критического отношения к результатам работы в группе, умение взаимодействовать с окружающими.
Оборудование: Японская народная музыка, музыка живой природы; иллюстрации японских гравюр, памятка «Правила работы в группе», памятка «Правила создания хокку»; таблички с названием литературных приёмов;
Этапы урока | цель | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | результат | оценка |
1.организационный момент 1-2мин. | Подготовить учащихся к работе на уроке | Проверка готовности к уроку. Включить музыкальное произведение (японская музыка) | Проверка готовности к уроку; прослушивание мелодии. | Полная готовность учащихся к уроку |
2.Актуализация знаний 6 мин. | Подготовить учащихся к восприятию новых знаний |
Конечно, культура Японии богата и самобытна, мы много уже о ней знаем из уроков изобразительного искусства, музыки и, конечно, литературного чтения. Сможете ли вы определить, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Прочитайте про себя высказывание Ки-но Цураюки. Подумайте над вопросом: Зависит ли восприятие литературного произведения от национальности человека, от места его рождения? Мы вернёмся к этому вопросу в конце урока. |
Так как мы говорили о Японии, то скорей всего мы будем продолжать знакомиться с хокку. «Пусть в России и у нас говорят на разных языках, но если отражение луны одинаково, могут ли быть разными сердца людей?» (высказывание на доске) | Готовность к восприятию новых знаний |
3.Усвоение новых знаний, формирование умений 15мин-20 минут | Актуализация знаний. Подготовка к восприятию | На доске записаны два высказывания: 1. Пролетела над крылечком Паутина с паучком, И берёза, как сердечком Каждым дрогнула листком. 2.Не из обычных людей тот, которого манит дерево без цветов. 1. Определите жанр произведений. Почему вы так считаете? 2.О чём говорится в этом стихотворении? Может ли кто-нибудь назвать автора стихотворения? (подсказка: юбилей какого поэта мы отмечали в нашей школе?) 3. Что такое хокку? 4. Почему эти высказывания мы можем поставить в один ряд? 5. Важно ли в проявлении чувств любви к Родине место, где родились и живут люди? 6. Что труднее воспринимать стихотворение или хокку? Вывод нашего прошлого урока о том, что природа живая, она дышит, пульсирует, движется относится к хокку? Сегодня мы пронаблюдаем, как японские поэты близко воспринимают мир природы и какие точные образы создают. Работа с учебником (страница 113) 7. Есть ли особенности чтения хокку? Необходимо проникнуться состоянием «саби» - покой, гармония, созерцание. Чтение учителем хокку Басё: «Уродливый ворон – И он прекрасен на первом снегу В зимнее утро!» 1. Есть ли в этом стихотворении какие-нибудь поэтические приёмы, помогающие воссоздать образ: сравнение, эпитеты, метафора? (на доске таблички с названием приёмов) 2.Вы ясно представляете картину, которую рисует поэт? На чём держится этот образ? Что позволяет чётко представить этого ворона? В написании этого произведения автор использовал приём контраста. Приём контраста – этим подчёркивается красота мира. (табличка на доске) 3. Вам приходилось видеть красную луну? Чтение второго хокку учеником. Читаем с состоянием «саби», обращая внимание на знаки препинания. Понравилось? 4. Чем вы объясните употребление восклицательных знаков во втором трёхстишии? 5. Почему Исса обращается именно к детям, а не просто к людям? Сама красная луна – это так красиво и кажется чем-то нереальным, каким-то чудом. Должен быть у этого чуда хозяин. Но хозяином может быть только, тот, кто сам верит в чудеса и живёт в мире чудес. 6. Если мы заменим слово «дети» на «люди» поменяется ли смысл? 7. Сравните начальные строчки в 1 и 2 хокку. Вы сразу видите образы, созданные поэтом? 8. Можно ли сказать, что оба поэта сразу указывают, на что надо смотреть, чему удивляться? Значит, можем мы сказать, что все слова и знаки препинания в трёхстишиях важны? 9. Можем мы сказать, что в любом поэтическом произведении поэт пытается передать нам свои чувства, отношение к явлениям через создание художественного образа? Давайте проверим и сравним. Откроем учебник на странице 114 и прочитаем про себя стихотворения русского поэта Андрея Вознесенского, который очень любит и ценит японские хокку и также ярко воспринимает мир, но уже русской природы.
2. Каким приёмом Андрей Вознесенский пользуется в первом стихотворении? А во втором? 3. Можно ли найти что-то общее в произведениях Вознесенского с хокку? 4. Что помогает поэтам замечать неброскую красоту? 5. Какое сильное чувство наделяет глаза поэтов особым зрением? 6. Правильно ли авторы учебника разместили все эти произведения в теме «Мир просит тебя, открой меня заново!»? Почему? | 1. Первое высказывание это стихотворение, а второе - хокку. В стихотворении есть рифма, используется литературный приём - сравнение. Хокку – это нерифмованное японское трёхстишие. Практически не используются литературные приёмы. 2. О любви к Родине. В нашей школе проходил праздник, посвящённый 80- летию со дня рождения Тимофея Белозёрова. 3. Японская поэзия, нерифмованное трёхстишие, авторское произведение. 4. В них говорится об одном и том же – любви к Родине, это мудрость разных народов. 5. Да, потому что все люди любят место, где они родились и выросли. Это место напоминает о близких родных людях, о детских впечатлениях. 6.Хокку, так как это чужая культура и авторское произведение поэтов, которые жили давно. Да, так как хокку неразрывно связано с природой. 7. Медленно, соблюдая знаки препинания. Эпитет – уродливый Различные отзывы детей Снег Чтение подготовленным учеником. «Красная луна! Кто владеет ею, дети, Дайте мне ответ!» 3.Ответы учащихся 4.Особой интонацией автор хотел привлечь наше внимание к художественному образу. 5.Дети лучше понимают, тоньше чувствуют, верят в чудеса, в волшебство. Да. Потому что не будет этой настоящей веры в чудо. Да. Так как приём контраста помогает это сделать. Да То, что задумал автор он и передал с помощью слов и знаков препинания. 9. Используя, определённые литературные приёмы каждый автор, пытается донести до нас определённый художественный образ. Самостоятельное чтение учащимися про себя. Выразительное чтение учащимися стихотворений. «На спинку божия коровка легла с коричневым брюшком, как чашка красная в горошек налита стынущим чайком». «С ясеней, вне спасенья, вкось семена летят – клюшечками хоккейными валятся на асфальт». 1.Божья коровка перевернулась и начала шевелить ножками. И эта картина вызвала у автора ассоциацию с красной чашкой чая. Семена, которые висят на ветках ясеня, под дуновением ветерка падают на асфальт. По своей форме они напоминают хоккейные клюшки. 2.В первом стихотворении - сравнение, а во втором- метафора. (как чашка; хоккейные клюшечки) 3. Да. Стихотворения А. Вознесенского состоят из 4-х строчек, в них также автор создаёт определённый художественный образ и также при чтении чувствуется настроение «саби». 4. Наблюдательность. Поэты замечают то, мимо чего мы проходим. 5.Это чувство любви. 6.Смотря, уже на знакомые предметы и явления мы с удивлением, открываем в них новые качества и черты. И понимаем, что они прекрасны. | На практике увидеть особенности построения хокку, правила его создания. Уметь анализировать тексты. |
4.Закрепление знаний, выработка умений. 10мин | Обеспечить усвоение новых знаний на уровне применения в знакомой ситуации | Я предлагаю вам выступить в роли поэтов, сочиняющих хокку, и постараемся понять важность слов и знаков и значение художественного образа. Каждой группе предлагается хокку Басё, но 3 строка не дописана. Вам нужно предложить вариант окончания хокку. Важно постараться сохранить по возможности настрой автора, его интонацию и смысл стихотворения.
Учащиеся читают полученные хокку, происходит сравнение с оригиналом.
| Ребята работают по группам, весь этап работы сопровождается тихой музыкой живой природы (птицы, кузнечики и т.д.) 1 группа «Нынче выпал ясный день Но откуда брызжут капли! ( В небе облака клочок)» 2 группа «Цветы увяли Сыплются, падают семена, ( Как будто слёзы)» 3 группа «Старый пруд Прыгнула в воду лягушка (Всплеск в тишине)» 4 группа «Как быстро летит луна На неподвижных ветках (Повисли капли дождя») | Использование полученных знаний для создания хокку |
5.Обобщение и систематизация 3-5мин | Обобщение полученных знаний по теме |
Можем ли мы русские люди понять произведения японских, английских и других авторов? | Нет. Так как важно знать много правил и особенностей создания хокку. А также представлять какой художественный образ имел в виду автор. Люди чувствуют и понимают прекрасное одинаково. |
6. Информация о домашнем задании 1мин | Обеспечить понимание домашнего задания | Нарисовать рисунок к одному из хокку |
ПАМЯТКА
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ХОККУ
ЦЕЛЬ ХОККУ:
В некрасивом - красивое, в простом – сложное, в частичном – целое, в малом – великое, в привычном – неожиданное. Не останься равнодушным.
1. Создаётся картинка-образ
а) пейзажи, яркие моменты жизни, смешные случаи, переживания и др.
б) картинка-образ должна воздействовать на чувства читателя.
2.Наличие сезонного слова – «киго».
Обязательное упоминание о времени года. В Японии 12 сезонов и разделяют их по периодам цветения растений.
3.Стихи не рифмуются.
4. Трёхстишие 5-7-5
1 строфа – 5 слогов «Где?»
2 строфа -7 слогов «Что?
3 строфа -5 слогов «Когда?»
5.Косвенное указание лучше, чем прямое. Скрытый смысл «шарф», а не «зимний вечер».
6.Стихи часто заканчиваются многоточием.
НЕ ПРИНЯТО ИСПОЛЬЗОВАТЬ:
- эпитеты (прекрасный, …) и названия чувств (любовь, одиночество…).
- метафоры и сравнения
- антропоморфизм – одушевление неодушевлённых предметов («улыбка месяца»)
- поэзии хокку свойственна объективность, не часто звучит слово «я».
ПРАВИЛА РАБОТЫ В МИКРОГРУППЕ
1.Говорить коротко и только по делу.
2. Работают все и никто не отмалчивается.
3. Никому не отказывать в слове.
5. Относится ко всем доброжелательно, терпимо, вежливо, принципиально.
6. Учитесь применять позицию другого участника группы.
7. Прав тот, кто научно обосновал свою позицию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения 4 класс "Кобаяси Исса. Хокку про гусей Японии"
Урок литературног чтения в 4 классе по учебнику Чураковой...
Урок литературного чтения "Изучение японской поэзии в жанре хокку".
Урок литературного чтения в 4 классе "Изучение японской поэзии в жанре хокку" (технология развития критического мышления)....
Урок литературного чтения. Моя Вообразилия. Авторская поэзия Бориса Заходера.
Сравнение авторской поэзии и малых жанров устного народного творчества....
Урок литературного чтения на тему:"Мир природы глазами японского поэта Кобаяси Иссы"
Конспект урока по литературному чтению в 4-м классе на тему:"Мир природы глазами японского поэта Кобаяси Иссы".Цель урока: дать понятие японского стихотворения - хокку и учить его анализировать....
Урок литературного чтения для 4 класса на тему: «Художественный образ в поэтическом тексте. Японские трёхстишия , хокку Басё и Тиё.».
Данная разработка поможет при изучении темы "Художественный образ в поэтическом тексте. Японские трёхстишия , хокку Басё и Тиё."...
Конспект урока литературного чтения "Знакомство с японской поэзией в жанре хокку"
Конспект урока, проведённого в 4 классе с групповыми формами работы....