Авторская программа литературного клуба "Русский детский фольклор"
методическая разработка (чтение, 2 класс) по теме

Панова Марина Александровна

 

Программа литературного клуба «Русский детский фольклор» предназначена для детей начальной школы 8-9 лет. Данная программа прошла апробацию во 2 классе. Программа рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. Продолжительность занятия 40-45 минут.   Занятия, предусмотренные в тематическом планировании, проводятся во внеучебное время. Программа состоит из 7 блоков. Каждый блок посвящён изучению конкретного вида  фольклора. От блока к блоку идет усложнение изучаемого материала. Переставлять местами блоки не рекомендуется, так как изучение предыдущего  вида фольклора ложится в основу изучения следующего вида. В конечном итоге все виды фольклора будут представлены в блоках  «Фольклорные посиделки» и «Народный кукольный театр».

В программе предложены теоретические и практические формы проведения занятий.

         Надеюсь, что данная программа позволит  развить у учащихся устойчивый и осознанный интерес к чтению художественной литературы, будет способствовать повышению успеваемости и уровня комфортности в классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       В Федеральном компоненте государственного стандарта литературное образование обозначено как самостоятельный предмет. Изучив «Планируемые результаты  освоения программы начального образования» по литературному чтению ФГОС, можно сделать вывод о том, что новый образовательный результат нацелен на получение компетенций учащимися.

Гуманизация образования и направленность школы на развитие личности поставила перед начальным звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, элементарного литературного и нравственно-эстетического развития, формирования чтения как межпредметного умения. Исходя из общей задачи развития личности ребёнка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (т.е. умениями читательскими, речевыми, учебными), нравственно-эстетическим и гражданским развитием. Отсюда вытекает  задача учителя - создать условия для приобщения учеников к чтению. Решить эту задачу только на отведённых программой уроков по литературному чтению невозможно. Это обусловлено

  1.  недостаточным количеством часов, отведённых на уроки литературного чтения;                            
  2.  возрастающим числом учащихся с общим недоразвитием речи;
  3.  недостаточностью словарного запаса большинства учащихся.

Перечисленные выше трудности составляют актуальность данной программы. Чтобы преодолеть их, нужны дополнительные условия для приобщения учеников к чтению. Одним из таких условий являются литературные клубы во внеучебное время.

Литературный клуб – одна из форм интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания учащихся, которая предполагает добровольное объединение детей, интересующихся чтением книг. Ребёнок добивается успеха не во взрослой среде, а в микросоциуме среди ровесников, в результате чего у ребёнка возникает интерес к групповой деятельности. Занятия в литературном клубе предоставляют большой потенциал для развития творческих способностей детей при:

  1. иллюстрировании;
  2. инсценировании;
  3. просмотре и прослушивании художественных произведений;
  4. игре на русских народных инструментах;
  5. проведении народных игр.

Данный литературный клуб знакомит учащихся с произведениями русского фольклора, так как в фольклоре  находится ключ к пониманию художественных вкусов ребёнка, его творческих возможностей. Многие забавы детей являются « шуточным подражанием серьёзному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят своё отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.

В современной России остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни, что обостряет интерес к народности, к народной поэзии. Фольклористика обретает общественно-политическое звучание.

Данная программа направлена на развитие познавательных интересов. С её помощью можно решить многие личностные проблемы ребёнка – развить самоконтроль, коммуникативные навыки, повысить успеваемость. Занятия по данной программе формируют у учащегося различные речевые умения: 

  1. самостоятельно ставить и отвечать на вопросы;
  2. уметь конструировать фразы ( от простых предложений до сложных);
  3. связно, самостоятельно высказываться по плану;
  4. пересказывать и составлять рассказы.

Цель программы – интеллектуальное и эстетическое воспитание младших школьников через изучение русского детского фольклора.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

  1. совершенствование навыка чтения учащихся;
  2. развитие их устойчивого и осознанного интереса к народному слову и его истории;
  3. расширение круга чтения младшего школьника, его начитанности;
  4. обогащение словарного запаса на материале конкретных художественных текстов;
  5. формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества русского народа;
  6. формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
  7.  воспитание средствами чтения гражданских чувств и активного отношения к читаемому;
  8. развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся;
  9. повышение успеваемости и уровня комфортности в классе.

Для решения поставленных задач была определена концепция содержания занятий по данной программе. Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:

  1. ориентация на читательские интересы ребёнка; 
  2. разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
  3. принцип художественной значимости изучаемого произведения.

К изучению представлены произведения устного народного творчества. Именно устное народное творчество имеет огромное воспитательную значимость и нравственную ценность при формировании и развитии личности ребёнка. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. Знание фольклора даёт младшему школьнику знание о русском народе, и, в конечном итоге, о самом себе.

В данной программе акцент сделан на эстетическом воспитании учащихся, на формировании читательской культуры младших школьников, углублении их первичных представлений об особенностях русских народных произведений. Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных занятиях для осуществления  читательской деятельности.

В программе представлены разнообразные виды деятельности, обеспечивающие полноценное усвоение знаний. В процессе работы над программой предусматриваются коллективная (чтение художественной литературы, наблюдения, викторины) и индивидуальная деятельность учащихся (заучивание пословиц, поговорок, загадок, небольших отрывков из сказок, иллюстрирование).

Важными условиями для успешной реализации программы служат следующие принципы:

  1. системности;                                                                                                                                                                                                          
  2. непрерывности и преемственности;              
  3. последовательности;                                                        
  4. доступности;
  5. наглядности;
  6. сознательности и активности;
  7. творческого характера развития.

При разработке этой программы учитывалось:

  1. последовательное развитие ребёнка;
  2. возрастные особенности детей;
  3. расширение и уточнение круга представлений и явлений окружающей действительности через многообразие различных видов искусства.

Новизна программы

          Литературный клуб – одна из форм возрождения системы уроков внеклассного чтения, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях во внеучебное время.

Работа учащихся в рамках данной программы будет способствовать как более глубокому изучению предмета «Литературное чтение» инвариантной части Базисного учебного плана, так и эффективному формированию читательской компетенции, рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе.

Программа литературного клуба «Русский детский фольклор» предназначена для детей начальной школы 8-9 лет. Данная программа прошла апробацию во 2 классе. Программа рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. Продолжительность занятия 40-45 минут.   Занятия, предусмотренные в тематическом планировании, проводятся во внеучебное время. Программа состоит из 7 блоков. Каждый блок посвящён изучению конкретного вида  фольклора. От блока к блоку идет усложнение изучаемого материала. Переставлять местами блоки не рекомендуется, так как изучение предыдущего  вида фольклора ложится в основу изучения следующего вида. В конечном итоге все виды фольклора будут представлены в блоках  «Фольклорные посиделки» и «Народный кукольный театр».

В программе предложены теоретические и практические формы проведения занятий.

         Надеюсь, что данная программа позволит  развить у учащихся устойчивый и осознанный интерес к чтению художественной литературы, будет способствовать повышению успеваемости и уровня комфортности в классе.

Учебно-тематический план

1

Тема и поурочное содержание

Количество часов

Опорные понятия

Форма проведения занятий

Форма контроля

11

Русский детский фольклор

1

Устное народное творчество, фольклор, детский фольклор, виды детского фольклора (бытовой, потешный, игровой).

Рассказ учителя

Беседа

Фронтальный

опрос

Приложение №1 Презентация  занятия

2. Поэзия пестования (6 часов)

1

Колыбельные песни

2

Малые жанры фольклора, поэзия пестования, колыбельная песня, художественный стиль

Проблемный диалог

Проблемные задания

Практическая работа с худ. текстом

Разучивание колыбельных песен

Инсценировка колыбельных песен

Творческая работа в группах

22

Пестушки

1

Пестушки, жанровые черты, поэтизация текста

Проблемный диалог

Практическая работа с текстом

Анализ пестушек

33

Потешки

1

Потешки, жанровые черты

Практическая работа с худ. текстом

Разучивание потешек

Анализ потешек

Творческая работа в группах

24

Прибаутки

1

Прибаутки, история жанра,  группы прибауток

Практическая работа с худ. Текстом

Разучивание прибауток

Анализ прибауток

Проблемные задания

Приложение №2 Фото с занятия

25

Докучные сказки

1

Докучная  сказка, структура сказки

Практическая работа с худ. текстом

Выразительное чтение и анализ докучных сказок

Крестики-нолики по теме «Поэзия пестования»

3. Бытовой фольклор (6 часов)

31

Детские народные песни

1

Детские народные песни, русские народные инструменты

Беседа Практическая работа с текстом

Разучивание детских народных  песен

Анализ детских народных песен

Исполнение песен и игра на деревянных ложках

32

Заклички и приговорки

1

Заклички, приговорки, разновидности

Проблемный диалог

Практическая работа с худ. текстом

Разучивание закличек и приговорок

Творческая работа в группах

Инсценировка приговорок

33

Детская обрядовая поэзия

1

Детская обрядовая поэзия, формы духовного воспитания

Практическая работа с текстом

Сравнительный анализ текстов

34

Прозвища и дразнилки

1

Прозвища, дразнилки, поэтика

Беседа

Практическая работа с худ. текстом

Анализ дразнилок

Проблемные задания в парах

35

Детские сказки

1

Сказка, виды сказок, зачин, сюжет, концовка

Рассказ учителя

Практическая работа с текстом

Выразительное чтение бытовых сказок

Инсценировка отрывков из сказок

Разгадывание кроссворда

Проблемные задания

Приложение №3  Фото с занятия

36

Путешествие по стране Устного Народного Творчества

1

Жанр путешествия

Воображаемое

путешествие

Выполнение  заданий в группах

Приложение №4 Конспект занятия

4. Потешный фольклор (7 часов)

41

Словесные игры

1

Игра, словесная игра

Проблемный диалог

Практическая работа

Разучивание словесных игр

Творческая работа в группах

42

Молчанки и голосянки

1

Виды  молчанок, голосянок

Рассказ учителя

Практическая работа с худ. текстом

Разучивание молчанок и голосянок

Проблемные задания

43

Поддёвки

1

Потешный фольклор, поддёвки

Практическая работа с текстом

Чтение поддёвок

Сравнительный анализ дразнилок и поддёвок

44

Сечки

1

Фольклористы, сечки

Рассказ учителя

Беседа

Практическая работа с текстом

Разучивание сечек

Индивидуальная творческая работа

45

Скороговорки

1

Скороговорки, виды

Беседа

Практическая работа с текстом

Конкурс скороговорочников

46

Небылицы-перевёртыши

1

Небылицы-перевёртыши

Беседа

Практическая работа с текстом

Творческая  работа в группах

Сочинение небылиц

47

Загадки

1

Загадки, виды загадок (описание, вопрос, сравнение)

Беседа

Практическая работа с текстом

Составление сценария для дошкольников

5.Игровой фольклор (6 часов)

51

Считалки

1

Считалка, виды считалок, композиция

Проблемный диалог

Практическая работа с текстом

Конкурс считалочников

52

Ролевые игры без поэтически организованного текста

1

 Ролевая игра, структура игры

Рассказ учителя

Практическая работа

Разучивание ролевых игр

Творческая работа в группах (показ и разучивание игр)

53

Ролевые игры с игровыми припевами

1

Припев, хороводные игры

Беседа

Практическая работа

Разучивание ролевых игр

Творческая работа в группах (показ и разучивание игр)

54

Ролевые игры с приговорками

1

 Ролевая игра, приговорка

Беседа

Практическая работа

Разучивание ролевых игр

Творческая работа в группах (показ и разучивание игр)

Приложение №5 Фото с занятия

55

Игры-импровизации

1

Игра, импровизация

Беседа

Практическая работа

Разучивание игр-импровизаций

Творческая работа в группах (показ и разучивание игр)

56

Жеребьёвые сговорки

1

Жребий, жеребьёвые сговорки

Рассказ учителя

Разучивание сговорок

6. Фольклорные посиделки (4 часа)

61

Посиделки в старину

1

Посиделки, горница, русские народные песни, игры,  танцы, инструменты  

Рассказ и презентация учителя

Экскурсия в ЦНК «Светлица»

Фронтальный опрос

62

Подготовка к мероприятию «Фольклорные посиделки»

2

Посиделки, горница,  роль, участники посиделок

Практическая работа

Подготовка к мероприятию

Составление заданий для участников посиделок

6.4

Фольклорные посиделки

1

Роль участников посиделок,  

Праздник

Проблемные задания мероприятия

7. Народный кукольный театр (4 часа)

71

История народного кукольного театра

1

Театр, кукольный театр, народный кукольный театр, Петрушка

Рассказ  и презентация учителя

Чтение сценки и её обсуждение

72

Подготовка к празднику «На весёлой ярмарке»

2

Ярмарка, участники ярмарки, ремесло, ремесленники, плотники, кузнецы, ткачихи, Скоморохи

Практическая работа

Подготовка к празднику

Подготовка костюма

73

На весёлой ярмарке

1

Роль участников ярмарки

Праздник

Презентация своего товара

Приложение №6 Конспект занятия

Итого 34 часа


Содержание изучаемого материала

Тема 1. Вводное занятие (1 час)

Цели, задачи, содержание программы обучения. Специфика  детского фольклора, история собирания и изучения детского фольклора. Классификация детского фольклора.

Тема 2.Поэзия пестования (6 часов)

Тема 2.1., 2.2.  Колыбельные песни.

Понятие жанра. Генезис колыбельной песни. Внутрижанровая классификация. Художественный стиль колыбельной песни. Разучивание колыбельных песен.

Тема 2.3. Пестушки.

Понятие жанра. Жанровые черты. Физиологическое значение пестушек. Поэтизация текста пестушек. Анализ пестушек.

Тема 2.4. Потешки.

Понятие жанра.Жанровые черты. Функции потешек. Анализ пестушек, их разучивание.

Тема 2.5. Прибаутки.

Понятие жанра. История жанра. Процесс формообразования прибауток. Группы прибауток.

Анализ и разучивание прибауток.

Тема 2.6. Докучные сказки.

Понятие жанра. История жанра. Функции докучных сказок. Чтение и анализ докучных сказок. Крестики-нолики по теме «Поэзия пестования»

Тема 3. Бытовой фольклор (6 часов)

Тема 3.1. Детские народные песни.

Понятие жанра. Классификация  детских народных песен. Своеобразие жанра. Значение жанра. Анализ и разучивание детских народных песен.

Тема 3.2. Заклички и приговорки.

Понятие жанров, их генезис. Особенности жанров, отличие их друг от друга.

Анализ и разучивание закличек и приговорок.

Тема 3.3. Детская обрядовая поэзия.

Формы духовного воспитания в старину. Генезис детской обрядовой поэзии. Традиции детской обрядовой  поэзии в современности. Чтение текстов детской обрядовой поэзии, их анализ.

Тема 3.4. Прозвища и дразнилки.

Понятие жанров, отличие их друг от друга. Поэтика, условия бытования прозвищ и дразнилок. Генезис жанров. Чтение, анализ прозвищ и дразнилок.

Тема 3.5. Детские сказки.

Генезис жанра. Классификация детских сказок. Педагогическая функция детских сказок. Сказки-импровизации. Чтение сказок.

Тема 3. 6. Путешествие по стране Устного  Народного Творчества

 Тема 4. Потешный фольклор (7 часов)

Тема 4.1. Словесные игры.

Понятие жанра, его генезис. Поэтика игр. Жанровое разнообразие. Коммуникативная и эстетическая ценность жанра. Разучивание словесных игр.

Тема 4.2. Молчанки и голосянки.

Понятия жанров. Роль жанров в жизни ребёнка. Генезис жанров. Разучивание и анализ молчанок и голосянок.

Тема 4. 3. Поддёвки.

Понятие и генезис жанра. Педагогическая функция поддёвок. Поэтизация текстов поддёвок. Классификация поддёвок. Чтение и анализ поддёвок.

Тема 4. 4. Сечки.

Понятие и генезис жанра. Исследование сечек фольклористами. Особенности жанра. Разучивание сечек.

Тема 4. 5. Скороговорки.

Генезис скороговорок. Публикации собраний скороговорок. Скороговорка – инструмент в работе логопеда. Бытование скороговорок в наши дни. Конкурс скороговорочников.

Тема  4.6. Небылицы-перевёртыши.

Понятие и генезис жанра.  Педагогическая ценность жанра. Классификация небылиц-перевёртышей, жанровое своеобразие. Чтение небылиц-перевёртышей.

Тема 4.7. Загадки.

Генезис жанра. Педагогическая ценность загадок. Классификация загадок. Приёмы составления загадок. Анализ и разгадывание загадок.

Тема 5. Игровой фольклор (6 часов)

Тема 6.1. Считалки.

«Неувядаемые произведения». Жанровое своеобразие считалок. Генезис жанра. Вариативность считалок. Классификация считалок. Поэтизация текстов считалок. Композиция считалок. Популярность жанра в наши дни. Разучивание считалок.

Тема 6.2. Ролевые игры без поэтически организованного текста.

Особенности жанра. Педагогические функции игры. Поэтизация   текстов игр.

Разучивание игр.

Тема 6.3. Ролевые игры с игровыми припевами.

Особенности жанра. Хороводные игры. Генезис жанра. Негативное влияние СМИ на формальные ролевые игры. Разучивание игр.

Тема 6.4. Ролевые игры с игровыми приговорами.

Особенности жанра. Классификация жанра. Игры, заимствованные от взрослых. Жизнеспособность формальных ролевых игр с игровыми припевами. Разучивание игр.

Тема 6.5. Игры-импровизации.

Особенности жанра. Генезис жанра. Игры-импровизации – зеркало жизни народа. Педагогическая ценность игр-импровизаций.

Тема 6.6. Жеребьёвые сговорки.

Понятие и особенности жанра. Генезис жанра и его исследования. Поэтизация текстов сговорок.

Разучивание сговорок.

Тема 6. «Фольклорные посиделки» (4 часа)

Тема 6.1. Посиделки в старину.

История посиделок на Руси. Презентация учителя. Экскурсия в ЦНК «Светлица».

Тема 6.2., 6.3. Подготовка к мероприятию «Фольклорные посиделки»

Сбор материала и составление сценария мероприятия. Распределение ролей, составление заданий для участников посиделок. Репетиции мероприятия. Обсуждение интерьера «горницы».

Тема 6.4. Праздник «Фольклорные посиделки»

Тема 7. Народный кукольный театр (4 часа).

Тема 7.1. История народного кукольного театра

Генезис народного кукольного театра, его особенности. Герой-любимец публики – Петрушка Уксусов. Чтение сценки и его обсуждение.

Тема 7.2., 7.3. Подготовка к празднику «На весёлой ярмарке»

Сбор материала и составление сценария мероприятия. Распределение ролей, составление заданий для участников ярмарки. Репетиции мероприятия.

Тема 7.4. Праздник «На весёлой ярмарке»

Методическое обеспечение программы

Методы и приёмы организации  занятий:

  1. словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
  2. практический (выполнение письменных работ, иллюстрирование);
  3. наглядный показ;
  4. объяснительно-иллюстративный;
  5. репродуктивный;
  6. частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
  7. исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся)

Методическое  и техническое оснащение программы:

1. Учебные и методические пособия: научная, специальная и методическая литература.

2.  Дидактические материалы:

  1. видиотека;
  2. дидактические игры;
  3. наглядные пособия;
  4. репродукции картин;
  5. презентации.

         С начала учебного года нужно настроить родителей и учащихся на полноценное прочтение всех произведений.  Книги должны быть по возможности прочитаны детьми полностью. Только так можно формировать читательскую культуру и самостоятельность

          Представленная программа ориентирована на учащихся со средним и высоким уровнями литературного развития, однако некоторые произведения могут оказаться сложными для учащихся, которые не прошли специальной подготовки к самостоятельной читательской деятельности. В связи с этим педагог может варьировать, сокращать и изменять часть заданий, ориентируясь на уровень своего класса.                                                    

         Для полноценного освоения программы учителю начальных классов необходима помощь школьного библиотекаря, связанная как с подбором изучаемых художественных произведений, так и с проведением литературных игр и праздников, материалы для которых можно найти в школьной библиотеке. Поэтому в начале учебного года нужно провести серьезную работу со школьной библиотекой, выяснить наличие и количество указанных произведений, согласовать сроки их выдачи учащимся вашего класса. 

         Многие из изучаемых произведений неоднократно экранизировались. Для более эффективного изучения книг желательно приобрести в классную фильмотеку копии художественных и мультипликационных фильмом, поставленных по  произведениям  детского фольклора. Здесь помощь родительского актива также неоценима.

         Основная воспитательная задача учителя на занятиях по данной программе – углубить интерес школьников к чтению, обрисовать перспективы читательского роста детей. Главное – не навредить насильственным принуждением, не вызвать авторитарными методами отвращения к чтению художественной литературы. Отсюда – гибкость в освоении программы.

        Занятия должны проходить так, чтобы детям было интересно – читать, делиться своими впечатлениями, свободно высказывать свои мнения, пересказывать, рисовать собственные иллюстрации, смотреть экранизации изучаемых произведений и обсуждать прочитанное, услышанное и просмотренное.  

Формы подведения итогов по каждой теме:

  1. интеллектуальная игра «Крестики-нолики»;
  2. составление сценария праздника;
  3. тестирование;
  4. воображаемое путешествие;
  5. праздник;
  6. презентация.

Результаты апробации программы

В результате обучения по данной программе у учащихся формируются:

Личностные универсальные учебные действия:

  1. умение оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
  2. умение оценивать жизненные ситуации, поступки героев художественных произведений с точки зрения общепринятых норм;
  3. формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю;
  4. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  5. формирование уважительного отношения к семье, к русскому народу и его традициям.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  1. умение определять и формулировать цель деятельности на занятии при помощи учителя;
  2. умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
  3. формулировать несложные выводы, основываясь на тексте и находить аргументы, подтверждающие вывод;
  4. умение совместно с учителем давать оценку своей деятельности на занятии;

 Познавательные универсальные учебные действия:

  1. осознание значимости чтения для личного развития;
  2. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  3. формирование представлений о российской истории и культуре;
  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности и общего речевого развития;
  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.

 Коммуникативные универсальные учебные действия:

  1. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций;
  2. умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  3. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
  4. умение соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
  5. умение работать в паре и группе.

Список литературы

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Веселая литература в начальной школе: Методическое пособие. М., 2006. 175 с.
  2. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников / Под ред. М. С. Васильевой и др. М., 2004. 240 с.
  3. Выготский Л. С.  Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1997. 154 с.
  4. Голованова М. В. Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение. М., 2005. 220 с.
  5. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2000. 56 с.
  6. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2001. 184 с.
  7. Кудина Г. Н. Диагностика читательской деятельности школьников. М., 1996. 98 с.
  8. Кудина Г. Н., Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М., 2005. 260 с.
  9. Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 2 класс. М., 2006. 325 с.
  10. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М., 1994. 175 с.
  11. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под ред. Т. Г. Рамзаевой. СПб., 1998. 218 с.
  12. Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе: Материалы для учителя. М., 2001. 180 с.
  13. Программно-методические материалы. Чтение. Начальная школа. М., 2005. 132 с.
  14. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М., 2009. 202 с.
  15. Оморокова М. И. Основы обучения чтению младших школьников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.,2005. 146 с.

Перечень контрольных вопросов и заданий

1. Тест

1. Как по-другому назвать устное народное творчество?

2. Перечисли виды русского детского фольклора.

3. Перечисли малые жанры фольклора.

4. Чем отличаются пестушки от потешек?

5. Перечисли детские народные песни.

6. Выбери и запиши только бытовые сказки: «Хаврошечка», «Каша из топора», «Лиса и журавль», «Мужик и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Как мужик гуся делил».

7.  Определи вид загадки:

  1. Была белая и седая,

Пришла зелёная и молодая.

  1. Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

  1. Скатерть бела весь мир одела.

8. Перечисли ролевые игры с приговорками.

9. Перечисли русские народные инструменты.

10. Перечисли участников ярмарки.

Критерии оценивания:

  1. знание видов и жанров русского фольклора, народных сказок, песен, инструментов и игр.
  2. умение классифицировать жанры фольклора;
  3. умение правильно выражать свои мысли в письменной речи.

Результат:

За каждое правильно выполненное задание 1 балл. 0 - 4 балла -  низкий уровень овладения курсом, 5 -7 баллов - средний уровень, 8 -10 баллов -  высокий уровень.

2. Сочинение на тему « Что мне дали занятия фольклорного клуба?»

Критерии оценивания:

  1. соответствие теме;
  2. объём – не менее 5 предложений;
  3. раскрытие темы;
  4. умение правильно строить предложения;
  5. смысловая связь предложений.

Результат:

За соблюдение каждого критерия 1 балл. 0 - 2 балла -  низкий уровень овладения курсом, 3-4 балла - средний уровень, 5 баллов -  высокий уровень

Приложение № 4 Технологическая карта занятия «Путешествие по стране Устного Народного Творчества»

Тема

Путешествие по стране Устного Народного Творчества

Цели

Обобщить и систематизировать знания о жанрах устного народного творчества, вошедших в бытовую традицию русского народа.

Наблюдать над художественными особенностями жанров фольклора.

Показать красоту и ценность отдельных жанров русского фольклора.

Научить использовать малые жанры устного народного творчества в речи.

Основное содержание темы

Обобщение жанров устного народного творчества, их художественные особенности, использование в речи.

Термины и понятия

Устное народное творчество ( фольклор), жанр, колыбельная песня, потешка, считалка, загадка, пословица, поговорка, сказка (волшебная, бытовая, о животных).

Планируемый результат

Личностные умения

формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю;

формирование уважительного отношения к семье,  к русскому народу и его традициям;

формирование умений оценивать жизненные ситуации, поступки героев сказок  с точки зрения общепринятых норм;

формирование  эстетических потребностей, ценностей и чувств;

формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные умения

Познавательные:

- умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы;

- осознание значимости чтения  для личного развития;

- формирование представлений о российской истории и культуре.

Регулятивные:

- умение определять и формулировать цель деятельности  на занятии с помощью учителя;

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение работать по плану, предложенному учителем;

- умение совместно с учителем давать оценку своей деятельности на занятии;

- умение использовать в своей деятельности предметы народного творчества.

Коммуникативные:

- умение строить речевое высказывание в устной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий  и причинно-следственных связей, отнесения к известным понятиям;

- умение слушать собеседника и признавать возможность  существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение работать в группе.

Предметные умения

 умение объяснять различие жанров устного народного творчества, называть их художественные особенности;

- умение  использовать малые жанры  фольклора в речи.

Конспект занятия литературного клуба «Русский детский фольклор»

Тема. Путешествие по стране Устного Народного Творчества.

1. Организационный момент.

- Все занятия, как люди,

  Похожи и разны бывают,

  Если к ним приглядеться

  С различных сторон.

  Ведь бывают занятия,

  Как радостный праздник,

  А бывают они, как мучительный сон.

- Вы хотите, чтоб наше занятии прошло, как радостный праздник?

- Тогда давайте сядем поудобнее, улыбнёмся друг другу и подарим себе успех.

2. Мотивация к деятельности.

- Вы любите путешествовать?

- Что нужно для путешествия?(Карту, транспорт, компас.)

- Вы готовы отправиться со мной в путешествие?

3. Актуализация знаний.

- Прежде чем отправиться в путешествие, проведём разминку. Кто автор произведений устного народного творчества? (Народ.)

- Как по-другому можно назвать устное народное творчества? (Фольклор.)

- Что означает слово «фольклор»?  (Народная мудрость.)

- Устное народное творчество – это коллективное или индивидуальное творчество?

- Почему?

- В какой форме появились произведения устного народного творчества: в устной или      письменной?

- Почему?

- Как же эти произведения дошли до нас?

- Какие жанры устного народного творчества вы знаете?

Учитель вывешивает на доску названия жанров в следующей последовательности:

  1. Колыбельные песни
  2. Потешки
  3. Считалки
  4. Загадки
  5. Пословицы и поговорки
  6. Сказки

- Названия этих жанров будут планом нашего путешествия.

Учитель вывешивает на доску карту путешествия.

4. Тема и цель занятия.

- По какой же стране мы будем сегодня путешествовать?

- Что вы хотите повторить во время путешествия?

5. Реализация построенного проекта.

5.1. Остров Колыбельных песен.

-  Закройте глазки, а теперь откройте. Прислушайтесь, как тихо вокруг. Мы попали на остров Колыбельных песен.

- Что такое колыбельная песня? ( Песня, которой мама убаюкивает ребёнка.)

-  Кому мама поёт колыбельную песню?

-  Для чего ребёнку поют колыбельную песню?

- Каким голосом поют колыбельные песни?

- Кто из вас убаюкивал младшего братика или сестрёнку?

- Какие колыбельные песни вы знаете?

- Колыбельные песни в народе называли «байками». Это название произошло от слова «баить», значит говорить, шептать, заговаривать. Нянька или мать пытались заговорить ребёнка, призывая Дрёму:

Сон да Дрёма,

Накатись на глаза.

- Какой самый частый припев в колыбельных песнях?

5.2. Город Потешек.

- Закройте глазки, отправляемся в город весёлых песенок.

- Как по-другому называют весёлые песенки?(Потешки.)

- Для чего народ создал потешки?

- Какие потешки вы знаете?

- К чему они приучают ребёнка?

5.3. Гора считалок.

- Предлагаю устроить привал и немного поиграть в игру «Жмурки». При помощи чего нам выбрать водящего?(Считалки.)

-  Я предлагаю вам поиграть в народную игру «Жмурки».

Один из детей по считалке выбирает водящего. Игра повторяется 2-3 раза.

- Для чего же народ создал считалки?

5.4. Озеро Загадок.

- Отправляемся дальше к озеру Загадок.

- Что такое загадка?(Выражение, которое нуждается в отгадке.)

- Разгадайте мои загадки…

Учитель загадывает загадки на любую тему.

- А теперь загадайте загадки друг другу.

- Для чего народ сочинил загадки?

5.5. Река пословиц и поговорок.

- Теперь поплыли по реке пословиц и поговорок.

- Чем пословица отличается от поговорки?(Выражает законченную мысль.)

             -  Как вы понимаете пословицу: «Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть»?

             -  Вспомните случай, когда можно было бы её употребить.

            -   Как вы понимаете поговорку: «Остаться у разбитого корыта»? как ты думаешь, откуда она появилась?

            Игра «Собери пословицу».

         - Восстановите исходный текст.

         На доске:         Не, пирогами, изба, а, красна, красна, углами.

Учитель записывает на доске версии детей:

                              Не изба, а красна углами,  красна пирогами.

                              Не пирогами изба красна, а углами.

                              Не красна изба углами, а красна пирогами – исходная пословица.

- Почему именно третий вариант остался в памяти народной?

  1. Как вы понимаете слово «красна»? (Это значит красивая. Приятно прийти в тот дом, где тебя усадят за стол и угостят чем-нибудь. Мы должны быть гостеприимными хозяевами. Важен не внешний вид, а то,  как тебя встретят).
  2. Как нужно встречать гостей? (Нужно быть вежливым, пригласить за  стол, поставить угощение).
  3. Как вы понимаете – «гостеприимный человек»? (Человек, который любит принимать у себя своих друзей, знакомых, всегда рад приходу гостей).

Игра «Закончи пословицу».

  1. Я называю первую половину пословицы, а вы вторую.

                      Кто много читает…                      (тот много знает).

  1. Как вы понимаете эту пословицу? (Чем больше книг мы прочтём, тем больше мы будем знать).

- Когда так говорят?

                      Мир освещается солнцем…        (а человек знанием).

                      Труд человека кормит…             (а лень портит).

                      Повторенье - …                           (мать ученья).

                      Не спеши языком…                    (торопись делом).

- Какая из пословиц понравилась и почему?

- Чему учат пословицы? (Учиться, трудиться, любить, дружить и т.д.).

5.6. Море сказок.

- Какие виды сказок вы знаете?(Волшебные, бытовые, о животных.)

Игра «Узнай сказку по иллюстрации и назови её вид».

Викторина о сказках:

1. Из какой сказки герой убежал от бабушки и от дедушки?(«Колобок».)

2. В какой сказке вся семья тянула овощ?(«Репка».)

3. В какой сказке Лиса выгнала Зайчика из избушки?(«Заюшкина избушка».)

4. Какая была избушка у Зайчика?(Лубяная.)

5. Какая была избушка у Лисы?(Ледяная.)

6. Как можно было мирным путём решить данную проблему?

7. Из какой сказки эти строки: «Битый небитого везёт?»(«Лисичка-сестричка и Серый волк».)

8. В какой сказке 3 брата бросали стрелу, чтобы выбрать невесту?(«Царевна-лягушка».)

9. В какой сказке сестра не уследила за братом и случилась беда?(«Гуси-лебеди.»)

10. В какой сказке рыба помогала Емеле?(«По-щучьему веленью».)

Игра в  группах Сложи название сказки».

- Чем заканчивается большинство волшебных сказок?(Пиром.)

- Что такое пир?

 - Пир – это большой званный обед с обильным угощением.

- Что делают во время пира?

- Веселились люди, исполняя народные песни, играя на народных инструментах. И мы закончим наше путешествие игрой на деревянных ложках.

Выступление ансамбля ложкарей «Забавушка».

6. Итог занятия.

- По какой стране мы путешествовали?

- Посмотрите на план нашего путешествия. Везде ли мы побывали?

- Почему именно по такому маршруту мы путешествовали?

- Ребёнок рождается и слышит пение колыбельной песни. Он подрастает, его развивают при помощи потешек. Чтобы ребёнок различал предметы, ему загадывают загадки. В играх дети используют считалки. Сначала при помощи взрослых, а потом и сам ребёнок знакомится с пословицами и сказками.

- Откуда же мы с вами берём эти жемчужины, которые создал народ?(Из книг.)

7. Рефлексия.

- Что изменилось на доске? (Появилось солнышко.)

- Солнышку не хватает друзей. Каких друзей мы можем ему подарить?(Цветы.)

- Кто стал ещё больше гордиться русским народом, подарите солнышку красный цветок.

- Кто хочет ещё больше узнать об устном народном творчестве, подарите солнышку зелёный цветок.

- У кого получилось высказывать сегодня своё мнение, подарите синий цветочек солнышку.

- Кому понравилось работать в группе, подарите жёлтый цветок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа«Фольклор как средство расширения социокуль-турного опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью».

            Музыкальное образование является одним из разделов комплексного воспитания и развития учащихся с отклонениями в развитии. Муз...

Авторская программа«Фольклор как средство расширения социокуль-турного опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью».

            Музыкальное образование является одним из разделов комплексного воспитания и развития учащихся с отклонениями в развитии. Муз...

Программа кружка "Русский детский фольклор"

В программе представлено планирование по данному кружку....

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР. Методический материал к учебным занятиям по дополнительной общеразвивающей программе "В глубину родной культуры"

В данной разработке содержитя материал по детскому фольклору, представлены тексты потешек, пестушек, загадок, скороговорок и т.д....

Программа "Детский фольклор для начальной школы \факультативный курс\"

Сегодня в рамках школьного образования необходимо восстанавливать утраченные связи современного человека с культурой своего народа. Речь идет о фольклоре как основе основ воспитания детей. Этой универ...