Урок чтения в 4 классе по теме: "Н.Носов "Витя Малеев в школе и дома"
творческая работа учащихся по чтению (4 класс) по теме
Урок проводился в рамках недели развития речи в декабре 2010 года. Тема выбрана в соответствии с планированием уроков литературного чтения и программой по развитию речи учащихся. После чтения и работы по содержанию произведения, был урок русского языка по теме: "Сочинение - рассуждение". Рассказы Николая Носова на этом уроке прозвучали не совсем обычно. Они заставили детей рассуждать о важных нравственных качествах человека.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе
Подготовила: учитель начальных классов Нечепаева Светлана Анатольевна.
Тема:
Подготовка к сочинению – рассуждению по материалам рассказа Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома»
Цель:
- Познакомить детей с новым произведением Н. Носова; учить извлекать информацию из текста в поиске лексического значения слов «честь», «честность»; подтверждать свои мысли текстом автора.
- Развивать умение рассуждать на заданную тему и различать положительные и отрицательные поступки героев; различать понятия «поступки» и «характер» человека.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; терпимое отношение к поступкам и мнению других людей; желание бескорыстно помогать людям.
Оборудование:
- учебник «Литературное чтение», автор О.В. Кубасова;
- рабочая тетрадь по литературному чтению;
- презентация к уроку.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
(Рассказ Н.Носова дети читали дома и с ним работали. На этом уроке дети готовятся к написанию сочинения – рассуждения)
а) Прочитайте прилагательные, которые дают характеристику герою.
б) Озвучьте название частей текста, на которые он разделён.
в) Прочтите отрывки, в которых автор осуждает поступки героев.
г) Кто из героев демонстрирует правильное поведение, прочитай, докажи.
- Новая тема.
- Работа с содержанием текста.
- На сколько частей разделили текст?
- Почему? Что определяет начало новой части?
- Какие сюжетные линии выделили?
- С кем вступает в разговор главный герой по сюжету?
- Как меняется его поведение.
Эти вопросы позволят учителю заставить мышление ребёнка освежить в памяти не только сюжетную линию, но и самую суть рассказа – возможность бескорыстно придти на помощь человеку, который в ней нуждается. Дети не просто отвечают на вопросы, они подтверждают словами текста свои мысли. Таким образом, необходимо хорошо знать содержание и ориентироваться в тексте произведения. А это дополнительная возможность развития техники чтения и речи ребёнка.
- Работа по составлению плана текста.
Примерный план у учителя заготовлен в материалах презентации или на доске. Части прочитываются, план появляется после обсуждения, постепенно.
- Визит одноклассников.
- «Тайное, всегда становится явным»
- Встреча с Ольгой Николаевной.
- Работа над характером главного героя – Мишки.
- Отличается ли поведение Мишки, во время общения с разными людьми? (Докажи чтением отрывков. Дети приводят свои мысли, называют страницу учебника, зачитывают отрывок так, что остальным приходится тоже читать, следя по тексту) – 3 человека могут получить отметку.
- Когда, по-вашему, Мишка настоящий, а когда он обманывает сам себя?
- Можно ли назвать Мишку честным? Почему? (Мнения детей могут быть разными, но учитель подводит разговор к мысли, что герой ещё только пытается разобраться в себе. От его некрасивых действий никто серьёзно не пострадал. Это - самое главное в такой ситуации)
- Работа над основными понятиями сочинения с опорой на содержание текста. (работа с презентацией)
- Давайте постараемся понять, есть ли разница в смысле слов «честь», «честность».
В этом помогут русские народные пословицы и толковый словарь:
- Группа детей находит в «Толковом словаре» Ожегова и Шведовой (возможно и Интернет-ресурс «Википедия») определение слова «честь»). Другая группа обсуждает смысл пословиц.
Честь – доброе имя человека, достойного уважения и гордости, моральные качества человека.
Пословицы:
Не ищи правды в других, коли в тебе её нет.
Правда дороже золота.
Пора и честь знать.
Много чести!
Выполнить с честью. С честью выйти из положения.
Честь по труду.
- Кому из героев подходят пословицы? Почему?
Домашнее задание.
Подготовить небольшой текст – рассуждение на тему: «Честный человек – это … (какой человек?)
Закрепление изученного.
Чтение по ролям отрывка со с. 90 – 95. Покажите интонацией, на чьей вы стороне. Кто из героев вам симпатичен?
Кого из героев можно назвать открытым человеком?
Итог урока.
- Можно ли сказать про ребят, что они настоящие друзья?
- Придумайте по одному предложению на тему: «Честность» в каждой ситуации общения Мишки»
- Мишка и его друг.
- Мишка и одноклассники.
- Мишка и Ольга Николаевна.
Спасибо за хорошую работу!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Николай Носов Витя Малеев в школе и дома
Актуализация знаний Владимир Маяковский …Крошка сын к отцу пришёл И спросила Кроха: - Что такое хорошо? И что такое плохо?
План 2. Тайное всегда становится явным 1. Визит одноклассников 3. Встреча с Ольгой Николаевной
Мишка Ленивый Добрый Злой Лживый Честный Порядочный Хороший друг На него нельзя положиться Надёжный
Мишка Ленивый Добрый Честный Порядочный Хороший друг Надёжный
Честность - проникнутый искренностью и прямотой добросовестный человек Честь – доброе имя человека, достойные уважения и гордости, высокие моральные качества человека, его принципы.
Пословицы, раскрывающие характер Мишки Правда дороже золота Не ищи правды в других, коли в тебе её нет Выполнить с честью Пора и честь знать Честь по труду С честью выйти из положения Много чести!
Пословицы, раскрывающие характер Мишки Правда дороже золота Не ищи правды в других, коли в тебе её нет Честь по труду С честью выйти из положения
Придумай предложение на тему: Мишка и одноклассники Мишка и его друг Мишка и Ольга Николаевна
Спасибо за хорошую работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока чтения Витя Малеев в школе и дома.
В данном конспекте раскрыта работа над текстом...
Внеклассное чтение по повести Н.Носова "Витя Малеев в школе и дома"
Представлены конспект и презентация к уроку....
технологическая карта урока по литературному чтению, тема «Читательская конференция по книге Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», 3Б класс
Читательская конференция по книге Н.Н. Носова "Витя Малеев вшколе и дома". Урок в форме технологической карты....
Урок – устный журнал по книге Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"
Представлен урок по книге Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"...
Конспект урока «Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (глава)». 4 класс УМК"Гармония"
Урок литературного чтения«Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (глава)»....
Урок-викторина в 4-м классе по повести Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"
Урок-викторина проводится после прочтения книги Н. Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома". На каникулах в качестве подготовки дети читали книгу, встречались дома командами, готовили плакаты,...
Презентация к уроку Внеклассное чтение в 3 классе "Воспитай в себе человека" по произведению Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"
Презентация к уроку внеклассного чтения. Урок- игра по произведению Н.Носова "Витя Малеев в школе и дома" пороходит в группах. Дети получают задания, обсуждают и отвечают. Данный урок ...