Урок-викторина в 4-м классе по повести Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"
методическая разработка по чтению (4 класс)
Урок-викторина проводится после прочтения книги Н. Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома". На каникулах в качестве подготовки дети читали книгу, встречались дома командами, готовили плакаты, придумывали название команды, девиз, выбирали капитана, рисовали эмблемы.
Урок проводится в форме групповой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_po_nosovu.docx | 459.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-викторина в 4-м классе
по повести Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"
- Кинденова Татьяна Ивановна, учитель начальных классов
Подготовка:
- На каникулах дети читают повесть.
- Класс делится на 4 команды.
- Команды выбирают капитана, придумывают название и девиз.
- Каждая команда готовит плакат по теме «Книга - твой друг, берегите её!»
Проведение:
Ребята, сегодня мы проводим викторину по повести замечательного детского писателя Николая Николаевича Носова “Витя Малеев в школе и дома”.
1 Начнем наш конкурс с представления команд! (Оценка 5 баллов).
2 Решение кроссворда (Оценка 7 баллов).
Кроссворд (на доске):
По горизонтали:
3 - Шуточный искаженный портрет.
4 - Кличка собаки Шишкина.
8 - Инструмент Гриши Васильева.
10 - Этот предмет не давался Вите.
12 - Это — самое главное в успеваемости, по мнению Вити.
13 - Она была во рту нарисованного морячка.
15 - Профессия мамы Кости Шишкина.
16 - Этой премии удостоен журнальный вариант книги.
18 - Её решил развивать Малеев.
19 - Этим лакомством Малеев тренировал силу воли.
По вертикали:
1 - Любимая игра Вити Малеева.
2 - Этому самостоятельному творчеству ребята посвятили целый вечер на сцене.
5 - Её Шишкин посадит в тетрадь Малеева.
6 - Любимая игра Шишкина.
7 - Любимая игра Алика Сорокина.
9 - Профессия мечты костиной тёти Зины.
11 - Его нарисовал на стене класса Игорь Грачёв.
14 - Головной убор нарисованного морячка.
17 - Домашние животные Шишкина.
18 - Пионервожатый-старшеклассник.
3 “Кот в мешке”.
Я показываю предмет, дети вспоминают, какую роль он сыграл в произведении:
- кусок сахара;
- мотоцикл;
- футбольный мяч;
- клякса в тетради
(Оценка 5 баллов).
4 Ответы на вопросы.
Из получившихся букв надо составить слово. Какую роль оно играло в произведении? (Оценка 5 баллов).
Тест.
1. Кем избрали Глеба Скамейкина?
А. Помощником;
Ё. Старостой;
Ю. Художником;
З. Библиотекарем.
2. Чем был нарисован на стене морячок?
Ф. Углем;
Б. Мелом;
Ы. Гуашью;
Д. Ручкой.
3. Как звали сестру Вити?
Я. Лена;
У. Лиля;
Е. Лина;
О. Лика.
4. Какое кондитерское изделие “помогало” Вите развивать силу воли?
Ж. Кекс;
Р. Пирожное;
К. Пирожок;
Н. Торт.
5. Про что была задача, которую Витя смог решить для сестры?
М. Про шишки;
Э. Про грибы;
Ш. Про орехи;
Ц. Про желуди.
Получившееся слово: шофёр.
5) Викторина по вопросам: (Оценка 1 балл за каждый верный ответ).
1 команде:
- Почему Костя Шишкин попал в свой класс только к последнему уроку? (Он опоздал в школу и, увидев бегущих в класс ребят, зашел не в свой, а в 5 класс, где и провел 3 урока, пока всё не прояснил).
- В каком классе училась сестра Вити? Какой она была ученицей? (В 3 классе, она была прилежной и исполнительной, аккуратной и воспитанной).
2 команде:
- Как в 4 классе выбирали художника для стенгазеты? (Ольга Николаевна предложила детям принести свои рисунки. Листая альбом учительница увидела точно такого же морячка, как и нарисованного на стене. Таким образом, выяснилось, кто испортил школьное имущество. Ему и предложили: лучше быть художником в стенгазете, чем рисовать на стенах углем)
- Как Ольга Николаевна советовала ребятам распределять свой день, чтобы успешно учиться?(После школы отдохнуть часа 2, затем выполнять сначала трудные, потом более легкие уроки и ложиться спать вовремя).
3 команде:
- Почему семья Шишкиных переехала из Нальчика? (Костиной тёте Зине надо было поступать в театральный, а в Нальчике его не было).
- Где работал Витин папа? (На сталелитейном заводе).
4 команде:
- Почему Вите и Косте не разрешили участвовать в школьной самодеятельности и как они вышли из этой ситуации? (Они плохо учились , но очень хотели играть на сцене и решили смастерить коня для инсценировки боя “Руслана с головой” ... ).
- Как вы думаете, почему у Кости было так много зверей? (У него не было ни брата, ни сестры, ему не за кем было ухаживать. Вот он и брал зверей и заботился о них).
Всем командам. Кто быстрее ответит
- Почему мама не разрешила Косте оставить Лобзика? Как он поступил? (Он учился на двойки, не хотел делать домашнюю работу ... Костя привел Лобзика на чердак и продолжал заботиться о нем).
6 «Кто есть кто?»(за каждый правильный ответ – 1 балл)
Глеб Скамейкин – староста класса
Шура Маликов – помощник старосты
Игорь Грачёв – художник класса
Толя Дёжкин – председатель совета пионерского отряда
Серёжа Букатин – редактор стенгазеты
Федя Рыбкин – ученик, который ушёл в другую школу
Юра Касаткин – звеньевой
Алик Сорокин – лучший по арифметике
Ольга Николаевна – классный руководитель
Игорь Александрович – директор школы
Григорий Иванович – учитель физкультуры
Софья Ивановна – библиотекарь
Володя – пионервожатый четвёртого класса
Лика – сестра Вити Малеева
Тётя Зина – тётя Шишкина
Лобзик – собака Кости Шишкина
7. Представление плакатов. (7 баллов)
8. Узнай героя по описанию (каждый герой – 3 балла)
1) На самом деле я, конечно, совсем ничего не понял, но мне стыдно было признаться, что я такой бестолковый, к тому же я боялся признаться, что Ольга Николаевна поставит мне плохую отметку, если я скажу, что не понял. (Витя Малеев)
2) С виду он совсем не сердитый. Лицо у него всегда спокойное, голос тихий и даже какой – то добрый, но я лично всегда побивался его потому, что он очень большой. Ростом он с моего папу, только ещё повыше, пиджак у него широкий, просторный, застёгивается на три пуговицы, а на носу – очки. (Игорь Александрович – директор школы)
3) Эта девочка перешла в третий класс и теперь думает, что меня можно совсем не слушаться, будто я ей вовсе не старший брат и у меня нет никакого авторитета. Кто эта девочка? (Лика – сестра Вити Малеева)
4) Мама говорит, что у него нет никаких педагогических способностей, то есть он не годится в учителя. Первые полчаса он объясняет спокойно, а потом начинает нервничать, я совсем перестаю соображать и сижу на стуле, как деревянный чурбан. О ком идёт речь? (Отец Вити Малеева)
5) Эта женщина была совсем молодая, и я сначала даже принял её за старшую сестру …, но она оказалась не сестра вовсе, а тётя. Она смотрела на меня с усмешкой. Наверно я очень смешной был, потому что грязный. (Тётя Зина – тётя Кости Шишкина)
6) Тогда мы выбрали его художником в редколлегию, и все были рады, и я был рад, только мне – то, если сказать по правде, радоваться не следовало, и я расскажу почему. (Игорь Грачёв)
7) Она рассказала, кто, как учится в классе, кому, на что надо обратить внимание. Тут не только двоечникам досталось, но и даже троечникам, потому что кто учится на тройку, легко может скатиться к двойке. (Учительница – Ольга Николаевна)
8) Просто смешно было смотреть. Я, например, не стану так нервничать, если буду проигрывать, но и не стану радоваться, если проигрывает товарищ. А вот он наоборот: он не может сдержать свою радость, когда выигрывает, то готов на себе волосы рвать от досады. Кто это он? (Алик Сорокин)
9) Сначала он никак не хотел понимать сигнала. Тогда я стал делать так: как только он пролает столько раз, сколько нужно, я бросаю ему кусочек сахару … и в то же время щёлкаю пальцами. Он бросается ловить подачку и перестаёт лаять. (Лобзик – собака Шишкина)
10) Если мать уйдёт на занятия, он и не думает за уроки взяться, а ждёт, когда время придёт уже ложиться спать, тогда он только начинает что – то делать. Конечно, у него всё получалось на скорую руку, кое – как. Он ничего не выучивал, как следует, но всё – таки умудрялся получать как – то тройки, иногда даже четвёрки. Впрочем, это бывало редко. Кто он? ( Костя Шишкин)
9. Узнай произведение Н. Н. Носова по иллюстрации
10 Подведение итогов, награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная игра по книге Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома»
Материал для проведения урока внеклассного чтения или внеклассного мероприятия по книге Н.Носова "Витя Малеев в школе и дома"...
План-конспект урока чтения Витя Малеев в школе и дома.
В данном конспекте раскрыта работа над текстом...
Урок чтения в 4 классе по теме: "Н.Носов "Витя Малеев в школе и дома"
Урок проводился в рамках недели развития речи в декабре 2010 года. Тема выбрана в соответствии с планированием уроков литературного чтения и программой по развитию речи учащихся. После чтения и работы...
Внеклассное чтение по повести Н.Носова "Витя Малеев в школе и дома"
Представлены конспект и презентация к уроку....
Урок по книге "Витя Малеев в школе и дома"
Урок - часть учебного проекта "Бросай мышку - читай книжку!"....
Презентация к уроку, посвященный повести Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"
Презентация к уроку по произведению Н.Н. Носова включает в себя краткую биографию писателя, а также ряд вопросов, посвященных его рассказам и викторину по повести "Витя Малеев в школе и дома"...
Викторина - тест по повести Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"
Викторина-тест позволит проверить, насколько внимательно дети читали произведение, а также разнообразить урок....