Внеклассное чтение по повести Н.Носова "Витя Малеев в школе и дома"
презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме
Представлены конспект и презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект и презентация - внеклассное чтение по повести Н.Носова "Витя Малеев в школе и дома" | 954.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
внеклассного чтения
по повести Н.Носова
«ВИТЯ МАЛЕЕВ В ШКОЛЕ И ДОМА»
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 г. Чехова
Кожемяко Ольга Владимировна
2014 г.
Цели урока:
Обучающая: развитие интереса к творчеству Н.Н.Носова; учить работать с печатным изданием (обложка, год издания, издательство, художник, аннотация); осознанно, правильно, выразительно читать вслух; развитие умения работы с текстом (выборочное чтение); составлять устное описание иллюстраций.
Развивающая: развитие внимания, воображения, памяти, логического и образного мышления.
Воспитательная: воспитание чувства коллективизма: учить оказывать помощь, не быть равнодушным к проблемам своих одноклассников, учить радоваться победам своих друзей, воспитание чувства юмора, веры в свои силы; уметь работать в группах.
Подготовительная работа к уроку:
1. Почитать биографию писателя.
2. Вспомнить, какие книжки Н.Носова читали.
3. Найти в тексте и положить закладки:
- Гл.7. Как ребята участвовали в конкурсе самодеятельности?.
- Гл.8. О чём мечтал Витя Малеев в день 7 ноября?
- Гл.16. Какой совет дал директор школы Косте Шишкину?
- Гл.17. Хорошо ли было Шишкину , когда он не ходил в школу?
Оборудование:
- портрет писателя
- выставка книг Н.Носова
- книга Н.Носова у каждого ребенка
- выставка рисунков
- презентация по теме урока.
1. Начало урока (слайд 1)
- Начинаем урок внеклассного чтения. Сегодня мы будем говорить о творчестве Н.Н. Носова.
- Когда мы произносим имя этого писателя, какие у вас возникают ассоциации?
(слайды 2, 3)
Краткий рассказ о Носове.
- Что вы знаете об этом писателе?
- Какие рассказы его мы уже читали в 1 кл. на уроке чтения?
- Где же можно найти сведения о самом писателе?
Сообщения учителя.
Н- Н. Носов родился 23 ноября 1908 г. (до революции) в Киеве, на Украине- После 7 кл. ушел рабочим на завод, одновременно учился- Потом поступил в московский институт кинематографии, а, окончив его, стал работать режиссером в кино. Рассказы для детей Носов пишет не так давно. Начало его писательской деятельности было неожиданным,- Подрастал сын, требовал новых стихов, сказок, и - Носов стал сочинять для него и его друзей небольшие истории- Один из 1-х напечатанных рассказов Носова — «Затейники» (1938 г-). С этого времени мы все любим и читаем писателя Носова. Уже свыше 40 лет дети многих стран читают его веселые и умные произведения. Сам Н. Н. Носов объясняет, почему он стал детским писателем:
«Когда я был маленьким, я очень любил читать о дальних странах, удивительных приключениях и о необыкновенных людях, т- е. о людях взрослых, а не о малышах, с которыми ничего интересного не происходит- Потом, когда я сам сделался взрослым, я часто вспоминал о минувшем детстве и увидел, что и моя жизнь в те годы была удивительно интересная. И мне захотелось рассказать детям о них самих: о том, какие они замечательные, интересные люди, как они живут, о чем думают, какие в их жизни бывают трудности, вообще обо всем, что с ними случается. И поэтому я стал детским писателем»
2. Проверка домашнего задания (фронтальная работа).
- Скажите полное название произведения.
- Какой литературный жанр?
- А что такое повесть? (учащиеся сначала зачитывают понятие из словаря, затем слайд 4)
- Посмотрите, ребята, в вашей книге какой год издания?
- О чём это говорит? (книги переиздают постоянно, т.к. они понятны, доступны, а самое главное, они пользуются спросом)
- А в каком году вышла в свет эта повесть? (в 1950 году, в послевоенные тяжёлые годы)
- В 1952 году писатель получил премию.
- Сосчитайте, сколько лет повести?
3. Анализ произведения. Групповая работа.
А) НАЧНЕМ НАШУ РАБОТУ В ГРУППАХ С ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КОМАНД! (Оценка 5 баллов).
- А сейчас переходим к анализу произведения. Назовите главных героев.
- Какое обещание дал Витя Малеев своей учительнице перед уходом на каникулы?
Б) РАЗМИНКА (Оценка 1 балл за каждый верный ответ).
1 группа:
- Как получилось, что Шишкин с Малеевым стали одноклассниками?
(Слайд 5 озвучивает ученик)
2 группа:
- Почему Витя стал списывать задачи?
(Слайд 6 озвучивает ученик)
3 группа:
- С помощью чего Витя вырабатывал силу воли? (пирожное)
Слайд 7 (озвучивает ученик)
В) ЗНАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КНИГИ. (Оценка 2 балл за каждый верный ответ).
Вопросы 1 группе:
- Чем стал заниматься Витя, чтобы подтянуться по арифметике? (шахматы)
- С кем он играл в шахматы? (С Аликом)
- Что помогло Вите играть в шахматы лучше Алика? (книга по игре в шахматы)
Вопросы 2 группе:
- Поговорим о друге Вити Малеева – Косте Шишкине.
- Почему Шишкин никак не мог взяться за учёбу? (дома отвлекали его от уроков домашние животные)
- Какие животные были у Кости?
- Какую хитрость применил Шишкин, чтобы не получать «2»?
СЛАЙД 8 (озвучивает ученик) Приложение 6.
Вопросы 3 группе:
- Как Витя стал делать успехи в арифметике?( перерешал весь задачник за 3 класс у сестры)
- Как звали сестру Вити и как он называл свою сестру? (Лика, голубушка)
- Про что была задача? (Про орехи)
Г) КОНКУРС КАПИТАНОВ. (Оценка 1 балл за каждый верный ответ).
- Какой праздник отмечали 7 ноября? (День Октябрьской революции)
- Кто подарил Вите эти предметы: СЛАЙД 9.
1) волшебный фонарь с картинками ( папа)
2) коньки (мама)
3) компас (Лика)
- Почему Вите Малееву стало грустно после принятия подарков? (мучила совесть за 2 по арифметике)
Д) СОРЕВНОВАНИЕ «КТО ПЕРВЫЙ?» ( ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ)
(Оценка 1 балл за каждый верный ответ).
- Внимание, глава 7.
- Кого изображали Витя и Костя на вечере самодеятельности? (Лошадь)
СЛАЙД 10.
- Кто помогал сшить лошадь? (Лика)
- Какое произведение инсценировали ребята? (поэма «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина)
- Какое решение приняли ребята после праздника? (Хорошо учиться)
- Внимание, глава 8.
- Какое любимое слово было у Шишкина? (ничего)
- Назовите болезнь, которой страдал Шишкин? (аппендикокс)
- Почему Витя стал рассеянным и плохо слушал урок, когда Шишкина не было в школе? (на улице холодно, а «Шишкин крадётся один по городу, точно вор, заходит в магазины, чтоб согреться»)
- А как же Шишкина вывели на чистую воду?
СЛАЙД 11.
- Внимание, глава 16.
Зачитайте. Какой совет дал директор школы Косте Шишкину? (со слов « надо делать не только то, что легко, но и то, что трудно. Если хочешь научиться, то должен и потрудиться»)
- Внимание, глава 17. Зачитайте. Хорошо ли было Шишкину, когда он не ходил в школу? (со слов: «Конечно, мучился. Это я только делал вид, будто мне всё нипочём, а у самого на душе кошки скребут! »)
- После чего Шишкин стал аккуратным и организованным? (поручение - библиотекарь)
- Вопрос родителям. Как вы думаете, была ли права мама у Кости Шишкина, когда ему говорила, что «он слабохарактерный и ничего не добьётся жизни»?
Е) ТЕСТ (Оценка 1 балл за каждый верный ответ).
1. Чем был нарисован на стене морячок?
А. Углем;
Б. Мелом;
В. Гуашью;
2. Как звали собаку Кости Шишкина?
А. Пилка;
Б. Лобзик;
В. Тузик;
3. Кем назначили Костю Шишкина?
А. Санитаром;
Б. Художником;
В. Библиотекарем.
Ё) ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ СЦЕНКА (разговор Мити Круглова с мамой)
(Оценка 3 балла).
«Что это с тобой сегодня?»
«Ничего».
«Чего же ты такой скучный сидишь?»
«Так просто».
«Небось натворил в школе чего-нибудь?»
«Ничего я не натворил».
«Подрался с кем-нибудь?»
«Нет».
«Стекло в школе расшиб?»
«Нет».
«Странно!» - говорит мать.
За обедом сидит и ничего не ест.
«Почему ты ничего не ешь?»
«Не хочется».
«Аппетита нет?»
«Нет».
«Ну пойди погуляй, аппетит и появится».
«Не хочется».
«Чего же тебе хочется?»
«Ничего».
«Может быть, ты больной?»
«Нет».
Мать потрогает ему лоб, поставит градусник. Потом говорит:
«Температура нормальная. Что же с тобой, наконец? С ума ты меня сведёшь!»
«Я двойку по арифметике получил».
«Тьфу! - говорит мать. - Так ты из-за двойки всю эту комедию выдумал?»
«Ну да».
«Ты бы лучше сел да учился, вместо того чтоб комедию играть. Двойки и не было бы».
Ж) ОЗВУЧИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ.
-Вспомним из повести интересные сюжеты.
Каждая группа обсуждает и называет сюжет.
Слайд 12.
Слайд 13.
Слайд 14.
З) КОНКУРС РИСУНКОВ
Каждая группа показывает подготовленный рисунок, другие группы узнают эпизод.
(Оценка 5 баллов).
4. Подсчет результатов. Объявление победителей.
5. Итог урока.
- Ребята, что вы взяли для себя полезного, прочитав повесть Носова?
- А сейчас все хором зачитаем выводы.
СЛАЙД 15. Правила успешности в коллективе.
СЛАЙД 16 –
- Николай Николаевич Носов показал в своей повести, как формируется детский характер в борьбе с собственными недостатками: слабоволием, неорганизованностью, безответственностью.
- И хотелось бы закончить урок словами учительницы Ольги Николаевны.
Всё достигается упорным трудом.
Без упорного труда не будет у тебя и силы воли, и недостатков своих не исправишь».
СЛАЙД 17
Использованная литература:
1. Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И.Детские писатели (справочник для учителей и родителей). - М.,»Баллас», «С-Инфо»,1995.
2. Носов Н.Н. Витя Малеев в школе и дома. Повесть. Переизд. - М.,»Дет. лит»,1978 .
3. Рисунки Каневского А. по повести Носова Н.Н. «Витя Малеев в школе и дома». Набор открыток.- М., «Сов. художник»,1973.
4. http://schoolfive.ru/
5. http://www.shaonline.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока чтения Витя Малеев в школе и дома.
В данном конспекте раскрыта работа над текстом...
Урок чтения в 4 классе по теме: "Н.Носов "Витя Малеев в школе и дома"
Урок проводился в рамках недели развития речи в декабре 2010 года. Тема выбрана в соответствии с планированием уроков литературного чтения и программой по развитию речи учащихся. После чтения и работы...
технологическая карта урока по литературному чтению, тема «Читательская конференция по книге Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», 3Б класс
Читательская конференция по книге Н.Н. Носова "Витя Малеев вшколе и дома". Урок в форме технологической карты....
Урок-викторина в 4-м классе по повести Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"
Урок-викторина проводится после прочтения книги Н. Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома". На каникулах в качестве подготовки дети читали книгу, встречались дома командами, готовили плакаты,...
Презентация к уроку, посвященный повести Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"
Презентация к уроку по произведению Н.Н. Носова включает в себя краткую биографию писателя, а также ряд вопросов, посвященных его рассказам и викторину по повести "Витя Малеев в школе и дома"...
Презентация к уроку Внеклассное чтение в 3 классе "Воспитай в себе человека" по произведению Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"
Презентация к уроку внеклассного чтения. Урок- игра по произведению Н.Носова "Витя Малеев в школе и дома" пороходит в группах. Дети получают задания, обсуждают и отвечают. Данный урок ...
Викторина - тест по повести Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"
Викторина-тест позволит проверить, насколько внимательно дети читали произведение, а также разнообразить урок....