рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Рабочая программа разработана  для специальных учебных коррекционных учреждений VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_3_klass.doc185 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Цель:

продолжить формирование у учащихся техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала.

Задачи:

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Коррекция и развитие устной и речи, коррекция высших психических функций; совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения навыками монологической и диалогической речи.

Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГБ(0)СКОУ С(К)0 школы-интерната VIII вида №4, типовой программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, образовательной программой ОУ.

Сведения о программе

Основная особенность курса по данной программе - его ориентация на речемыслительное развитие ребёнка. Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь {слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать). Курс отличается ярко выраженной направленностью в изучении грамматико-орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся. Большое внимание уделяется формированию навыков  использования  справочной литературы,  работы  со  словарем.

Программа реализует межпредметную связь при обучении чтению, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.

Место и роль учебного курса

Курс литературного чтения для 3 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся. Выделение главной мысли произведения. Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики героя с помощью учителя. Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану. Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.

Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика. Заучивание наизусть стихотворений.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся

В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать универсальные учебные действия, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения предмета совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку).

Внеклассное чтение

Самостоятельное чтение книг, журналов. Обсуждение прочитанного. Умение   передать   главную   мысль   произведения,   оценить   поступки действующих лиц.

Информация о количестве учебных часов

Количество часов на год - 172

количество часов в неделю – 5

Формы организации образовательного процесса

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи.

Технологии обучения

Традиционные технологии:

-объяснительно-иллюстративные

 Педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса:

- педагогика сотрудничества;

-гуманно - личностная;

уровневая дифференциация;

проблемное обучение;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии;

коллективный  способ  обучения  (работа в  парах постоянного  и сменного состава).

Виды и формы контроля

- обобщающая беседа по изученному материалу;

 - чтение вслух;

 - чтение «про себя»;

- выделять главную мысль произведения;

- выделять черты характера главных героев;

- составлять план части произведения;

- пересказать содержание прочитанного;

-поурочное, почетвертное, годовое оценивание ЗУН учащихся,

-проверка техники чтения (3 раза в год).

Планируемый уровень подготовки учащихся

Учащиеся должны уметь:

осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;

отвечать на вопросы по прочитанному;

высказывать своё отношение к поступку героя, событию;

пересказывать содержание прочитанного;

устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.

Учащиеся должны знать:

•        Наизусть 5-8 стихотворений.

Содержание рабочей программы

В результате изучения курса литературного чтения ученик научится:

Здравствуй школа - 10 часов.

Люби всё живое - 8 часов.

Учимся трудиться - 12 часов.

Славная осень - 18 часов.

Что такое хорошо — 29 часов.

Народные сказки - 7 часов.

Вот пришли морозы — и зима настала — 25 часов.

Смешные истории - 15 часов.

Весна в окно стучится — 37 часов.

Лето красное идёт - 11 часов.

находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

определять тему и главную мысль текста;

делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

вычленять     содержащиеся     в    тексте     основные     события    и устанавливать  их последовательность;  

упорядочивать информацию по заданному основанию;

сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2— 3 существенных признака;

понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение;

характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках; пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Информация об используемом учебнике

Авторы-составители З.Н. Смирнова, Г.М.Гусева. Допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: «Просвещение», 2006г.

Отличительные его особенности - ориентация на коррекционное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, связь родного языка с другими школьными предметами. Учебник построен так, что каждый урок чтения становится уроком развития речи.

Учебно - тематический план по литературному чтению

Общее количество часов, отведённое на изучение предмета   - 172

Название темы

Кол-во часов

1.

Здравствуй, школа!

Важный день. С.Михалков.

Р.Сеф. Учись читать!

Здравствуйте! Т.Чи нарёва.

Где право, где лево. В.Берестов.

 Что любит Мишка. В.Драгунский.

Кто прав? О.Григорьев.

Петя и его жизнь. По М. Коршунову.

Обобщающий урок по теме: «Здравствуй, школа!».

10

2.

Люба всё живое.

Котёнок. Л.Толстой.

Учёный кот. В.Орлов.

Ребята и утята. М.Пришвин.

Ёж - спаситель. В.Бианки.

Мальчик в лесу. Р. Фраерман.

Пусть будут и соловей и жук. В. Су хом л и нск и й. Родное. В. Орлов.

Обобщающий урок по теме: «Люби всё живое».

8

3.

Учимся трудиться.

Важные дела. С.Михалков.

Мои работники. М.Пожаров.

 Смородинка. По В. Пермяку.

Телёнок. По О. Донченко.

Какого цвета ремёсла. Дж.Родари.

Чем пахнут ремёсла? Дж. Родари.

Колосок. (Украинская сказка).

Обобщающий урок по теме: «Учимся трудиться».

12

4.

Славная осень.

Осень. Е. Трутнева.

Улетают журавли. И. Соколов-М и китов.

Грибы. В.Катаев.

В лес по грибы. А.Прокофьев.

Эхо. Н.Сладков.

Рассказ по рисунку.

Рябиновая скороговорка. Е.Григорьева.

Сентябрьская скороговорка. М.Бородицкая.

Рыжие листья. Н. Грибачёв.

Осень. К.Бальмонт.

Ласточки пропали... А.Фет.

Осень наступила. А.Плещеев.

Железная дорога. Н.Некрасов.

Обобщающий урок по теме: «Славная осень».

18

5.

Что такое хорошо.

Удивительная верёвка. М. Васина.

Уехали. А. Барто.

Вот какая история. К.Киршина.

Что сказала бы мама. Л.Воронкова.

Кем быть и кем не быть? По Я. Пинясову.

Огурцы. По Н. Носову.

Волшебное слово. В.Осеева.

Бумажный змей. Е. 11ермяк.

Как же так получилось? А. Котовщикова.

Трус. Л. Пантелеев.

Честное слово. По Л. Пантелееву.

Мальчики и девочки. Р.Сеф.

Мойдодыр. К.Чуковский.

Обобщающий урок по теме: « Что такое хорошо».

29

6.

Народные сказки.

Лиса и журавль (русская сказка).

Заяц хвастун (русская сказка).

Как мужик волка спас (мордовская сказка).

Кукушка (ненецкая сказка).

Про бурого мишку и мышку-вертушку (русская

сказка).

Хаврошечка (русская сказка).

Обобщение по теме: «Народные сказки».

7

7.

Вот пришли морозы - и зима настала.

Зима. И Суриков.

Первый снег. А. Чехов.

Гололедица. В .Берестов.

Никто не обижается, В.Орлов.

Воробьиный термометр. Н. Сладков.

На горке. Н. Носов.

Река стала. Д. Мамин-Сибиряк.

Зимнее утро. А.Пушкин.

Проказы старухи зимы. К. Ушинский,

25

Здравствуй, ёлка! В. Лебедев- Кумач.

Знакомые следы. Е. Пермяк.

Из «лесной газеты». В. Бианки.

В гостях у дедушки мороза. По В. Одоевскому.

Дружба. 11о Г. Скребицкому.

Кот в сапогах. А.Барков.

Наши друзья. Г. Ладонщиков.

Четыре желания. По К. Ушинскому.

Обобщение по теме: «Вот пришли морозы - и зима

настала».

15

37


11

9.








Смешные истории.

Пых (русская сказка).

Путаница. К.Чуковский.

Живая шляпа. Н. Носов.

Хрюк на ёлке. Б. Заходер.

Как Незнайка катался на газированном автомобиле.

По Н. Носову.

Обобщение по теме: «Смешные истории».









10.





















Весна в окно стучится.

Зима недаром злится... Ф. Тютчев.

Стальное колечко. К. Паустовский.

Весна. А. Плещеев.

Камень, ручей, сосулька и солнце. Э. Шим.

А что у вас? С. Михалков.

Мамины руки. По Б. Емельянову.

Большая берёза. Н. Артюхова.

Песня о весне. Я. Колас.

Последняя льдинка. По В. Бианки.

Что случилось? В. Орлов.

Скворцы прилетели. М. Матусовский.

Голубой апрель. А. Барков.

Дождик, лей веселей! Г. Ладонщиков.

И мы. В. Драгунский.

Май. Н. Михайлова.

Когда на планете хозяева дети. В. Орлов.

Полюшко-поле. Е. Олейник.

Спать легли однажды дети. С. Михалков.

Обобщение по теме: «Весна в окно стучится».





























Лето красное идёт.

Что такое лето? В. Фетисов.

Колокольчики мои. А. Толстой.

Лето в лесу. И. Соколов-Микитов.

Гроза в лесу. Л. Толстой.

Купание медвежат. По В. Бианки.

Акула. Л. Толстой.

Секретное слово. По С. Полетаеву.

Вот и лето подоспело... М. Ивенсен.

Обобщение по теме: «Лето красное идёт».

Литература и средства обучения

• Учебник для 3 класса начальной школы в 2-х частях. Родная речь. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова. - М.: Просвещение, 2005г.;

• Методическое пособие к учебнику «Родная речь. 3 класс»». Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова-М.: Просвещение, 2007 г.;

Поурочные разработки по внеклассному чтению. 3 класс. И.Ф.Яценко. -М:«ВАКО», 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению и развитию речи (коррекционной программе VIII вида) 2 класса

    Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...

Рабочая программа политературному чтению 3 класс УМК "Школа 2100" с требованиями по ФГОС

Действительно качественная программа по предмету. Количество часов соответствует реальным учебным неделям. Программа прошла проверку во время аттестации школы....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;   приобщение ребенка к лите...

Рабочая программа политературному чтению 2 класс 21 век

Рабочая программа политературному чтению 2 класс 21 век...