Урок литератрурного чтения Сказки народные и литературные 2 класс
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
На данном уроке сопоставляются сказка В.И. Даля "Девочка-снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya.rar | 46.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
«Сказки народные и литературные»
В.И.Даль «Девочка Снегурочка» и русская народная сказка «Снегурочка»
Цели урока:
- Обучающая:
- Формировать понятия об авторской и народной сказках.
- Формировать навык сравнительного анализа литературных произведений.
- Развивающая:
- Развивать интеллект младших школьников средствами литературы (развивать речь, логическое мышление, воображение, творческие способности, внимание).
- Развивать навыки слушания (понимание, осмысление).
- Воспитывающая:
- Воспитывать любовь к родной литературе, произведениям устного народного творчества.
- Воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, доброты.
Тип урока: комбинированный.
Методическое сопровождение:
- Учебник «Литературное чтение», 2 класс, часть1, автор Л.А.Ефросинина, Москва, Вентана-Граф, 2010 г.
- Листы с заданиями для индивидуальной работы (Приложение №2).
- Папка для моделирования обложки, заготовки, цветные карандаши.
- Снежинки для словарной работы (Приложение №1).
- Компьютерная презентация «Снегурочка».
Структура урока
- Речевая разминка
- На уроках литературного чтения мы учимся не только правильно читать, но и четко, грамотно говорить. А для этого вы должны уметь управлять своим дыханием, то есть правильно дышать. Вот и проведем такой тренинг.
1. Представьте себе, что:
Белая звездочка с неба упала.
Вам на ладошку, но не пропала.
Поймали ее? А теперь полюбуйтесь ее красотой. Вам очень захотелось снежинку
отпустить. Наберите в легкие воздуха и легонько сдуйте ее с ладошки.
2. Обратите внимание на доску (СЛАЙД 1). Здесь написано предложение, в нем выделено слово. Ваша задача произнести четко за мной предложение, делая на этом слове ударение. «Падают с неба снежинки».
II. Целеполагание.
Наша снежинка вернулась и не одна (СЛАЙД 2). Посмотрите, сколько снежинок упало еще. Все они не простые, волшебные снежинки желаний на уроке.
- Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке литературного чтения?
-Можем ли мы выполнить эти желания и почему? (Не знаем темы урока)
Ш. Определение темы урока.
- Название сегодняшнего произведения вы можете
узнать из ребуса (СЛАЙД 3). Это и будет темой сегодняшнего урока.
Отгадайте. (Снегурочка).
- Подберите однокоренные слова к этому слову ( снег, снежный, снеговик, снежинка)
- На прошлом уроке мы познакомились с литературной сказкой В.И.Даля «Девочка Снегурочка». Автор написал свой вариант сказки, но есть и другие сказки о нашей героине, придуманная народом.
- Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Снегурочка» и сравним ее со сказкой В.И.Даля «Девочка Снегурочка» (СЛАЙД 4).
-Теперь мы тему урока знаем. И у нас появляется новая снежинка МОГУ
(СЛАЙД 5). Вот теперь мы можем исполнить свои литературные желания.
Итак, начнем слушать, читать, сравнивать…
IV. Чтение учителем сказки «Снегурочка».
1.Словарная работа (СЛАЙД 6)
- Сейчас я прочитаю вам произведение, а после чтения вы определите, к какому жанру оно относится.
2. Чтение сказки
- И так к какому жанру относится это произведение?
- Почему? (СЛАЙД 7)
- Кто автор сказки?
3. Первичная проверка понимания новых знаний.
- Первый ряд в первой части найдите, где говорится о забавах детей.
Прочитайте
- Второй ряд найдите в тексте и прочитайте, как ожила снегурочка
4. Проверка задания
5. Ответы на вопросы учителя
V. Актуализация знаний.
1. Работа в паре
- Пока я читала, к вам на парты упали еще по 2 снежинки. Возьмите их, рассмотрите,
выберите ту снежинку, на которой определение наиболее подходит к Снегурочке из
сегодняшнего произведения. Приложение №1.
- Почему подходит это определение?
- Почему не подходит другое определение?
- Почему такой персонаж как Снегурочка, не мог возникнуть где-нибудь, скажем, в
Индии, странах Африки?
- А кого бы вы назвали родственниками Снегурочки?
Физкультминутка.
Снежинки
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
VI. Работа по сравнению произведений.
- А теперь заменим снежинку МОГУ на снежинку ДЕЛАЮ (СЛАЙД 8).
- Вспомните сказку, с которой знакомились на предыдущем уроке. ( В.Даль «Девочка
Снегурочка).
- Давайте сравним обе сказки (СЛАЙД 9).
- Теперь у нас достаточно данных для составления модели обложки
(обосновывают составление модели). (СЛАЙД 10).
- Сравнение модели обложек обеих сказок.
Работа в группе
VII. Обобщение.
- Вот мы и сравнили две сказки.
- Какой вывод можно сделать? (Сказки разные, их связывает одна героиня
Снегурочка. Обе сказки по-своему хороши. Понравились обе Снегурочки).
VIII. Дополнительное задание.
- Снегурочка одна из любимейших героинь русских сказок. На основе народных сказок В.И.Даль создал литературную сказку «Девочка Снегурочка». Русский писатель А.Н.Островский написал поэтическую сказку для взрослых «Снегурочка», а композитор Н.А.Римский-Корсаков сочинил музыку к этому произведению. Так появилась опера «Снегурочка». У русской сказки «Снегурочка» очень много вариантов.
- Как вы считаете, почему это происходит? (Народная сказка передавалась из уст в уста, от одного человек к другому, поэтому в итоге получились разные варианты).
IX. Итог урока. . (СЛАЙД 11).
- Мы сегодня с вами исследовали и сравнивали 2 сказки, а для этого слушали, читали, пересказывали, сочиняли, отвечали на вопросы, играли, то есть выполнили все, что планировали. (СЛАЙД 12).
- Выставление оценок за урок.
X. Домашнее задание: сочинить свою сказку о снегурочке
Приложение №1
Приложение №2
Фамилия, имя______________________________
Урок литературного чтения
«Сказки народные и литературные»
В.И.Даль «Девочка Снегурочка» и русская народная сказка «Снегурочка»
«Крестики – нолики» (сравнение сказок)
Герои сказок
Старик Дед
Старуха Баба
Снегурочка Снегурочка
Медведь Подружки
Волк Коровушка
Лиса
Домашнее задание: напишите и нарисуйте.
Снегурочка (какая?) _____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка
Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...
Сказки народные и литературные. В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»Шелеховского района Иркутской области...
Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
Литературное чтение.Тема: Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».Цели:Продолжить работу по ознакомлению учащихся с устным народным творчеством на примере данного произвед...
Урок литературного чтения во 2-м классе по программе «Начальная школа ХХI». Тема урока: «Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
Конспект урока можно использовать при закреплении материала....
"Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
Тема"Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"...
Презентация "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
Презентация к уроку "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"...
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....