Сказки народные и литературные. В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Шелеховского района Иркутской области
Конспект урока литературного чтения
по УМК «Планета знаний» (2 класс).
Тема: "Сказки народные и литературные".
В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
Автор: Петрова Елена Павловна
учитель начальных классов
II квалификационной категории
г. Шелехов
2011 г.
Тема: "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
Цели:
Обучающая:
- Формирование учебно-познавательных компетенций через создание условий для знакомства с народной сказкой «Снегурочка»
- Формирование понятия об авторской и народной сказках
- Формирование навыка сравнительного анализа литературных произведений.
Развивающая:
- Формирование коммуникативных компетенций через развитие речи, логического мышления, памяти, воображения, творческих способностей, внимания посредствам литературных произведений
- Развитие навыков чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)
Воспитывающая:
- Формирование социально-трудовых компетенций через воспитание любви к родной литературе, произведениям устного народного творчества
- Воспитание чувства сопереживания, сочувствия, доброты.
Тип урока: обобщение.
Оборудование: демонстрационный материал (портрет и книги В. Даля), карточки с заданиями, схемы-опоры, презентация, учебник, рабочая тетрадь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 35.72 КБ |
skazka_snegurochka.pptx | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Шелеховского района Иркутской области
Конспект урока литературного чтения
по УМК «Планета знаний» (2 класс).
Тема: "Сказки народные и литературные".
В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
Автор: Петрова Елена Павловна
учитель начальных классов
II квалификационной категории
г. Шелехов
2011 г.
Тема: "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
Цели:
Обучающая:
- Формирование учебно-познавательных компетенций через создание условий для знакомства с народной сказкой «Снегурочка»
- Формирование понятия об авторской и народной сказках
- Формирование навыка сравнительного анализа литературных произведений.
Развивающая:
- Формирование коммуникативных компетенций через развитие речи, логического мышления, памяти, воображения, творческих способностей, внимания посредствам литературных произведений
- Развитие навыков чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)
Воспитывающая:
- Формирование социально-трудовых компетенций через воспитание любви к родной литературе, произведениям устного народного творчества
- Воспитание чувства сопереживания, сочувствия, доброты.
Тип урока: обобщение.
Оборудование: демонстрационный материал (портрет и книги В. Даля), карточки с заданиями, схемы-опоры, презентация, учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока
1. Организационный момент (психологический настрой на урок).
- Добрый день. Замечательно, что вы все готовы начать урок литературного чтения.
- Какое сейчас время года? Какая за окном погода? Покажите, что вы замёрзли и съёжились; отогрелись и расслабились. Вот вам случайно попали в лицо снежком, изобразите огорчение. Изобразите, как вы лепите снеговика: скатали большой ком снега, второй, поставили их друг на друга. Молодцы, какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли весёлые домой. Улыбнитесь. Какое у вас настроение? Я надеюсь, что с таким настроением мы с вами отлично поработаем на уроке.
2. Целеполагание.
Белая звёздочка с неба упала
Мне на ладошку, но не пропала,
- А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке. Слайд 1.
- Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке чтения?
(На доске расположены по кругу снежинки, на которых записаны слова: слушать, читать, пересказывать, сочинять, отвечать на вопросы, сравнивать, играть, исследовать, решать примеры, бегать на 100 метров. В центре – снежинка со словом ХОЧУ. Дети объясняют, что на этом уроке мы не будем решать примеры и бегать на 100 метров)
- Это наши желания. А каковы возможности? Можем ли мы сразу выполнить свои желания и почему? (Не знаем тему урока).
III. Определение темы урока.
- Тема урока запрятана в ребусе: Слайд 2.
(На доске рисунки: Снеговик, куры, бочка. Дети разгадывают ребус. Появляется «Снегурочка»)
- В каком произведении вы встречали это слово? (“Девочка Снегурочка”).
- Это и есть тема нашего урока.
- Снежинка со словом ХОЧУ заменилась на снежинку со словом МОГУ. Слайд 3.
- Теперь мы можем исполнить свои желания. Итак, начнём сравнивать, читать, исследовать и т.д.
- На прошлом уроке мы прочитали сказку“Девочка Снегурочка”. Кто её автор? (В.И. Даль). Слайд 4.
- Если у сказки есть автор, значит она… (авторская)
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением, в котором главная героиня Снегурочка. Откройте учебники на стр. 99. Обратите внимание, что записано под названием (она народная)
- Зачем сегодня мы прочитаем еще одну сказку о Снегурочке. Ведь мы уже знаем сказку В. И. Даля? (чтобы сравнить)
- Мы сравним обе эти сказки Слайд 5.
IV. Чтение сказки целиком (хорошо читающим учеником) Слайд 6, 7.
- Отличается она от сказки Даля?
V. Актуализация знаний. Подготовка к сравнению произведений.
- Снежинки упали к вам на столы. Выберите из двух определений то. Которое подходит к Снегурочке из наших произведений. (У детей на партах лежат снежинки, на которых записаны определения слова)
Снегурочка: Слайд 8.
1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.
2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)
- Какое определение подходит? Почему?
- У нас в гостях Снегурочка – сказочная снежная девушка, тающая под лучами солнца. Слайд 9.
- Почему такой персонаж как Снегурочка не мог возникнуть где-нибудь, скажем, в Индии, Бразилии или странах Африки? (Рассуждения детей).
- А кого бы вы назвали родственниками Снегурочки? (снег, снежинки, снеговик, Снежная королева, снежная баба).
VI. Сравнительный анализ произведений
- Снежинка со словом МОГУ меняется на снежинку со словом ДЕЛАЮ. Слайд 10.
- Самая главная снежинка на нашем уроке “сравнивать”. Мы сравним два произведения про Снегурочку.
Работа в парах. Игра “Крестики-нолики”.
- На доске – большая таблица, в которую мы будем заносить данные о произведениях. Если находите сходство, то в своих табличках ставите одинаковые значки, если различия, то – разные. (на доске прикрепляется таблица, у детей - аналогичные на листочках)
Название | Автор | Герои | Жанр | Начало (зачин) | Основ. часть | Окончание | |
“Девочка Снегурочка” |
|
|
|
|
|
|
|
“Снегурочка” |
|
|
|
|
|
|
|
Сравнительный анализ: (по мере ответов заполняем таблицу)
1). Название произведения. (устные ответы) Слайд 11.
1 вариант - “Девочка Снегурочка”
2 вариант – “Снегурочка”
2). Автор. (устные ответы)
1 вариант – В.И. Даль (показываю портрет)
2 вариант – сказка народная
3). Герои. (выбор правильного варианта ответа) Слайд 12.
- Друг Снегурочки – Снеговик захотел помочь вам и сам выбрал героев каждого произведения, но забыл, откуда они. Помогите разобраться, в какой табличке, герои из какого произведения.
Старик Старуха Снегурочка Медведь Волк Лиса | Дед Баба Снегурочка Подружки Коровушка |
(Дети замечают, что первая табличка к произведению “Девочка Снегурочка”, а вторая – “Снегурочка”, но в первой таблице не хватает ещё собачки, а на второй – лишняя коровушка. Такого героя в произведении нет)
4). Жанр произведения
- Чтобы доказать, что на произведение сказка, вспомним “Приметы сказки” Слайд13.
Приметы сказки: Зачин Присказка Волшебство Троекратный повтор Устаревшие слова Концовка Добро побеждает зло |
5) Определим тип сказки по алгоритму Слайд 14.
- Любая сказка включает в себя 3 основные части: Слайд 15.
Зачин
Основная часть
Концовка
6) - Одной из примет сказки является зачин. Что это такое?
- Сравните зачин каждой сказки (выборочное чтение)
Вывод: зачин в сказках одинаковый
V. Физминутка:
- “Выйдем” и мы на улицу, в снежки поиграть.
Я мороза не боюсь!
Я с ним крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет уши, тронет нос.
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть!
А ещё снежки бросать.
7) Сравнение основной части сказки.
- Как появилась Снегурочка в вашей сказке.
- За что старики любили Снегурочку?
- Много событий произошло со Снегурочкой в каждой из сказок. Определите точность последовательности событий. Восстановите содержание сказки, расставив события по порядку. (Дети восстанавливают содержание сказки)
Карточка 1 варианта: Карточка 2 варианта:
“Девочка Снегурочка” Жучка нашла Снегурочку. Снегурочка пошла с подружками в лес. Старик прогнал Жучку. Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой. Снегурочка в лесу потерялась. Лиса украла кур. |
“Снегурочка” Снегурочка прыгнула через костёр. Снегурочка боится идти летом в лес. Снегурочке весной стало грустно. Девушки развели костёр. Снегурочка превратилась в облако. Снегурочка с подружками пошла в лес. |
8) Сравнение концовок в сказках. (Выборочное чтение)
- Почему народная сказка “Снегурочка” закончилась печально?
VI. Обобщение.
(На доске заполненная таблица:
Вариант | Название | Автор | Герои | Жанр | Начало (зачин) | Основная часть | Окончание |
«Девочка Снегурочка» | Х | В.И.Даль Х | Старик Старуха Снегурочка Медведь Волк, Лиса Жучка Х | Сказка Авторская Х | Жили-были… Х | Разные события Х | Снегурочка вернулась домой Х |
«Снегурочка» | О | Народ О | Дед Баба Снегурочка Подружки О | Сказка Народная О | Жили-были… Х | Разные события О | Снегурочка растаяла и превратилась в облако О |
(Х и О обозначают различия в сказках)
VIII. Итог урока.
- Мы сравнили две сказки. Какой вывод вы сделали?
Сказки разные, но их связывает героиня – Снегурочка.
В сказках добро побеждает зло.
Обе сказки по-своему хороши.
Обе Снегурочки понравились и т.д.
- В чём различия сказок авторских и народных?
- Что общего во всех сказках? (повторить приметы сказки, как жанра)
(Снежинку “делаю” меняю на снежинку “получаю”) Слайд 16.
IХ. Рефлексия. Слайд17.
- Мы сегодня с вами исследовали и сравнивали 2 сказки, а для этого читали, пересказывали, слушали, сочиняли, играли, отвечали на вопросы, т.е. выполнили всё, что планировали. Что же, в итоге, каждый из вас получил?
(Дети подводят итоги своей работы и оценивают свои знания) Слайд18.
Х. Оценки за урок.
ХI. Домашнее задание Слайд19.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИССЛЕДО ВАТЬ ЧИТАТЬ ЧИТАТЬ СРАВНИ ВАТЬ СОЧИНЯТЬ ХОЧУ СЛУ ШАТЬ ИГРАТЬ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ
Отгадайте название сказки Б ) 1 ) 2) 3) , , СНЕГ УР ОЧКА
ИССЛЕДО ВАТЬ ЧИТАТЬ ЧИТАТЬ СРАВНИ ВАТЬ СОЧИНЯТЬ МОГУ СЛУ ШАТЬ ИГРАТЬ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ХОЧУ
Владимир Иванович Даль Сказка «Девочка Снегурочка»
Тема урока: Сказки народные литературные . В.И.Даль Сказка «Девочка Снегурочка». и Русская народная сказка «Снегурочка ».
Сказка «Снегурочка» Русская народная сказка
Снегурочка СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка , тающая под весенними лучами солнца. 2) СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников . ( С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)
Снегурочка
ИССЛЕДО ВАТЬ ЧИТАТЬ ЧИТАТЬ СРАВНИ ВАТЬ СОЧИНЯТЬ МОГУ СЛУ ШАТЬ ИГРАТЬ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ДЕЛАЮ
Сравним «Снегурочка»
Старик Дед Старуха Баба Снегурочка Снегурочка Медведь Подружки Волк Л иса Из какого они произведения? Жучка Коровушка «Девочка Снегурочка » «Снегурочка»
Приметы сказки Зачин (начало) Присказка Волшебство Троекратный повтор Устаревшие слова Концовка Добро побеждает зло
Тип сказки Есть конкретный автор ? Да Сказка авторская (литературная) Нет Сказка народная
Части сказки Зачин (начало) Основная часть Концовка
ИССЛЕДО ВАТЬ ЧИТАТЬ ЧИТАТЬ СРАВНИ ВАТЬ СОЧИНЯТЬ ДЕЛАЮ СЛУ ШАТЬ ИГРАТЬ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ПОЛУЧАЮ
Сегодня на уроке я узнал … я понял … мне было интересно … мне было трудно…
Самооценка своего труда на уроке Я доволен собою, я всё запомнил Я работал хорошо, но надо ещё Не всё получилось, как хотелось бы
Домашнее задание по выбору Придумайте дома другое продолжение сказки. Найдите в библиотеке другие сказки о Снегурочке и прочтите их .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "Тема семьи в русской народной сказке "Белая уточка"
Представлен конспект урока чтения во 2 классе по программе «Начальная школа ХХIвека». Целью урока является анализ сказки, раскрытие темы семьи, добра и зла, воспитание нравственных качеств: дружбы, чу...
Открытый урок по литературному чтению во 2 классе.Русская народная сказка "Снегурочка"
На уроке дети знакомятся с русской народной сказкой, развивают навыки беглого выразительного чтения, обогащают словарный запас, развивают творческие способности ( артистизм, умение перевоплащаться ), ...
Урок литературного чтения во 2 классе.Русская народная сказка "Два Мороза"
Задачи урока: •ознакомить с русской народной сказкой “Два мороза”; •отрабатывать навыки выразительного чтения; •закреплять...
конспект открытого урока по литературному чтению "Каша из топора" Русская народная сказка
Разработка урока составлена по требованиям фгос, хорошо показан деятельностный подход, приём антиципации....
Разработка урока по литературному чтению 1 класс, тема: Русская народная сказка "Снегурочка"
Данная разработка поможет учителю в проведении урока в 1 классе по теме : "Русская народная сказка "Снегурочка"....
Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. "Анализ русской народной сказки «Снегурочка».
Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. Анализ русской народной сказки «Снегурочка». Образ Снегурочки....
Урок литературного чтения во 2м классе "Русская народная сказка "Снегурочка"
Тип урока: комбинированный Цели и задачи урока: • средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах, уважение и любовь к устному народному творчеству; • учить самостоятельно искать ...
Комментарии
Спасибо, коллега, за
Спасибо, коллега, за интересный материал!