"Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Тема"Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dal_devochka_snegurochka.docx | 37.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
Цели:
Обучающая:
- Формирование учебно-познавательных компетенций через создание условий для знакомства с народной сказкой «Снегурочка»
- Формирование понятия об авторской и народной сказках
- Формирование навыка сравнительного анализа литературных произведений.
Развивающая:
- Формирование коммуникативных компетенций через развитие речи, логического мышления, памяти, воображения, творческих способностей, внимания посредствам литературных произведений
- Развитие навыков чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)
Воспитывающая:
- Формирование социально-трудовых компетенций через воспитание любви к родной литературе, произведениям устного народного творчества
- Воспитание чувства сопереживания, сочувствия, доброты.
Тип урока: обобщение.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: проявляют интерес к культуре и истории своего народа, воспринимают речь учителя (одноклассников); выражают положительное отношение к процессу познания: применяют правила делового сотрудничества, проявляют терпение и доброжелательность, умеют проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
метапредметные: регулятивные – удерживают цель деятельности до получения ее результата, анализируют собственную работу; познавательные сопоставляют характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявляют сходство и различия объектов, формулируют ответы на вопросы по содержанию произведений; применяют таблицы, схемы в практической работе, владеют техникой чтения, используют приемы понимания прочитанного и прослушанного произведения;
коммуникативные – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения;
используют пересказ в соответствии с поставленной целью;
предметные: научатся определять и называть жанры и темы изучаемых произведений, использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения), получать информацию о героях (положительные и отрицательные), сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок;
Оборудование: демонстрационный материал (портрет и книги В. Даля), карточки с заданиями, схемы-опоры, презентация, учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока
1. Организационный момент
- Добрый день. Замечательно, что вы все готовы начать урок литературного чтения.
- Какое сейчас время года? Какая за окном погода? Покажите, что вы замёрзли и съёжились; отогрелись и расслабились. Вот вам случайно попали в лицо снежком, изобразите огорчение. Изобразите, как вы лепите снеговика: скатали большой ком снега, второй, поставили их друг на друга. Молодцы, какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли весёлые домой. Улыбнитесь. Какое у вас настроение? Я надеюсь, что с таким настроением мы с вами отлично поработаем на уроке.
III. Определение темы урока.
- Тема урока запрятана в ребусе: Слайд 2.
(На доске рисунки: Снеговик, куры, бочка. Дети разгадывают ребус. Появляется «Снегурочка»)
- В каком произведении вы встречали это слово? (“Девочка Снегурочка”).
- Это и есть тема нашего урока.
- На прошлом уроке мы прочитали сказку“Девочка Снегурочка”. Кто её автор? (В.И. Даль). Слайд 4.
- Если у сказки есть автор, значит она… (авторская)
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением, в котором главная героиня Снегурочка. Откройте учебники на стр. 151. Обратите внимание, что записано под названием (она народная)
- Зачем сегодня мы прочитаем еще одну сказку о Снегурочке. Ведь мы уже знаем сказку В. И. Даля? (чтобы сравнить)
- Мы сравним обе эти сказки Слайд 5.
IV. Чтение сказки целиком (хорошо читающим учеником) Слайд 6, 7.
- Отличается она от сказки Даля?
V. Актуализация знаний. Подготовка к сравнению произведений.
- Снежинки упали к вам на столы. Выберите из двух определений то. Которое подходит к Снегурочке из наших произведений. (У детей на партах лежат снежинки, на которых записаны определения слова)
Снегурочка: Слайд 8.
1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.
2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)
- Какое определение подходит? Почему?
- У нас в гостях Снегурочка – сказочная снежная девушка, тающая под лучами солнца. Слайд 9.
- Почему такой персонаж как Снегурочка не мог возникнуть где-нибудь, скажем, в Индии, Бразилии или странах Африки? (Рассуждения детей).
- А кого бы вы назвали родственниками Снегурочки? (снег, снежинки, снеговик, Снежная королева, снежная баба).
VI. Сравнительный анализ произведений
Слайд 10.
- Самая главная снежинка на нашем уроке “сравнивать”. Мы сравним два произведения про Снегурочку.
Работа в парах. Игра “Крестики-нолики”.
- На доске – большая таблица, в которую мы будем заносить данные о произведениях. Если находите сходство, то в своих табличках ставите одинаковые значки, если различия, то – разные. (на доске прикрепляется таблица, у детей - аналогичные на листочках)
Название | Автор | Герои | Жанр | Начало (зачин) | Основ. часть | Окончание | |
“Девочка Снегурочка” |
|
|
|
|
|
|
|
“Снегурочка” |
|
|
|
|
|
|
|
Сравнительный анализ: (по мере ответов заполняем таблицу)
1). Название произведения. (устные ответы) Слайд 11.
1 вариант - “Девочка Снегурочка”
2 вариант – “Снегурочка”
2). Автор. (устные ответы)
1 вариант – В.И. Даль (показываю портрет)
2 вариант – сказка народная
3). Герои. (выбор правильного варианта ответа) Слайд 12.
- Друг Снегурочки – Снеговик захотел помочь вам и сам выбрал героев каждого произведения, но забыл, откуда они. Помогите разобраться, в какой табличке, герои из какого произведения.
Старик Старуха Снегурочка Медведь Волк Лиса | Дед Баба Снегурочка Подружки Коровушка |
(Дети замечают, что первая табличка к произведению “Девочка Снегурочка”, а вторая – “Снегурочка”, но в первой таблице не хватает ещё собачки, а на второй – лишняя коровушка. Такого героя в произведении нет)
4). Жанр произведения
- Чтобы доказать, что на произведение сказка, вспомним “Приметы сказки” Слайд13.
Приметы сказки: Зачин Присказка Волшебство Троекратный повтор Устаревшие слова Концовка Добро побеждает зло |
5) Определим тип сказки по алгоритму Слайд 14.
- Любая сказка включает в себя 3 основные части: Слайд 15.
Зачин
Основная часть
Концовка
6) - Одной из примет сказки является зачин. Что это такое?
- Сравните зачин каждой сказки (выборочное чтение)
Вывод: зачин в сказках одинаковый
V. Физминутка:
- Мы пушистые снежинки,
Мы волшебные пушинки.
Приодели белый свет,
Набросали белый плед.
Мы друг с другом подружились,
В легком танце покружились.
И на землю тихо-тихо,
Опустились и притихли.
7) Сравнение основной части сказки.
- Как появилась Снегурочка в вашей сказке.
- За что старики любили Снегурочку?
- Много событий произошло со Снегурочкой в каждой из сказок. Определите точность последовательности событий. Восстановите содержание сказки, расставив события по порядку. (Дети восстанавливают содержание сказки)
Карточка 1 варианта: Карточка 2 варианта:
“Девочка Снегурочка” Жучка нашла Снегурочку. Снегурочка пошла с подружками в лес. Старик прогнал Жучку. Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой. Снегурочка в лесу потерялась. Лиса украла кур. |
“Снегурочка” Снегурочка прыгнула через костёр. Снегурочка боится идти летом в лес. Снегурочке весной стало грустно. Девушки развели костёр. Снегурочка превратилась в облако. Снегурочка с подружками пошла в лес. |
8) Сравнение концовок в сказках. (Выборочное чтение)
- Почему народная сказка “Снегурочка” закончилась печально?
VI. Обобщение.
(На доске заполненная таблица:
Вариант | Название | Автор | Герои | Жанр | Начало (зачин) | Основная часть | Окончание |
«Девочка Снегурочка» | Х | В.И.Даль Х | Старик Старуха Снегурочка Медведь Волк, Лиса Жучка Х | Сказка Авторская Х | Жили-были… Х | Разные события Х | Снегурочка вернулась домой Х |
«Снегурочка» | О | Народ О | Дед Баба Снегурочка Подружки О | Сказка Народная О | Жили-были… Х | Разные события О | Снегурочка растаяла и превратилась в облако О |
(Х и О обозначают различия в сказках)
VIII. Итог урока.
- Мы сравнили две сказки. Какой вывод вы сделали?
Сказки разные, но их связывает героиня – Снегурочка.
В сказках добро побеждает зло.
Обе сказки по-своему хороши.
Обе Снегурочки понравились и т.д.
- В чём различия сказок авторских и народных?
- Что общего во всех сказках? (повторить приметы сказки, как жанра)
(Снежинку “делаю” меняю на снежинку “получаю”) Слайд 16.
IХ. Рефлексия. Слайд17.
- Мы сегодня с вами исследовали и сравнивали 2 сказки, а для этого читали, пересказывали, слушали, сочиняли, играли, отвечали на вопросы, т.е. выполнили всё, что планировали. Что же, в итоге, каждый из вас получил?
(Дети подводят итоги своей работы и оценивают свои знания) Слайд18.
Х. Оценки за урок.
ХI. Домашнее задание Слайд19.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение 2 класс, по теме: Русская народная сказка "Напуганные медведь и волки"
Урок знакомство с русской народной сказкой. Через разнообразные виды деятельности развивать речь учащихся,умения сравнивать разные виды сказок.умение доказывать свои мысли, ориентируясь на содержание ...
Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка
Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...
Сказки народные и литературные. В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»Шелеховского района Иркутской области...
Урок литературного чтения во 2-м классе . Тема . Сравнение сказок В.И. Даля. "Девочка Снегурочка" и русской народной сказки "Снегурочка"..
Урок построен на основе деятельностного метода обучения. Учащиеся самостоятельно формулировали тему и ставили цели урока. Работали в парах, по картинкам восстанавливали последовательность событий в ру...
Презентация "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
Презентация к уроку "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"...
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....
Урок литературного чтения 3 класс тема: Сравнение сказок В.И.Даля «Девочка Снегурочка» и русской народной сказки «Снегурочка».
Урок обобщения знаний. Работа в группах. Урок применения полученных знаний....