Интегрированный урок русского языка и литературного чтения в 3 классе.М. М. Пришвин. « Моя Родина». ( Из воспоминаний.) Род и число имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
План-конспект интегрированного урока литературного чтения и русского языка УМК "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : М. М. Пришвин. « Моя Родина». ( Из воспоминаний.)
Род и число имён существительных.
Дидактическая цель: знакомство с произведением М. Пришвина «Моя Родина.»
(Из воспоминаний);
закрепление умения определять род и число имён существительных.
Задачи:
образовательные: посредством интеграции урока литературного чтения и русского
языка способствовать формированию умения наиболее глубоко анализировать литературное произведение, определять его тему и основную мысль; закрепить умение определять род и число имён существительных;
развивающие: развивать речь учащихся, наблюдательность, воображение, память, умение устанавливать причинно-следственные связи;
воспитательные: воспитывать патриотические чувства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, любовь и бережное отношение к природе, интерес к чтению.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесный, наглядный, метод ИКТ, репродуктивный,
практический, метод наблюдения, частично-поисковый.
Формы организации учебной работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.
групповая, работа в парах, самостоятельная работа.
Средства обучения: учебник «Родная речь», рабочий лист на печатной основе,
карточки для индивидуальной работы, материал для дополнительного чтения, толковый словарь русского языка В.И. Даля.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, аудиозапись.
- Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Исправление осанки.
- Дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика.
- Сообщение темы урока ( русского языка).
- Сегодня у нас необычный урок: урок литературного чтения и русского языка. По русскому языку мы продолжим изучать то, что начали изучать на предыдущих уроках. ( Слайд №1: Род и число имён существительных.)
- Актуализация опорных знаний.
Лингвистическая разминка. ( Учащимся II группы даются индивидуальные задания тестового характера. Приложение 1).
- Слайд №2: Закончить высказывания:
- Существительные - это слова ...
- Существительные могут обозначать ...
- Все существительные, кроме имён собственных ...
- Существительные, отвечающие на вопрос кто? называются ...
- Существительные, отвечающие на вопрос что? называются ...
- Проверка работы учащихся II группы. Верные утверждения:
- Имена существительные изменяются по числам .
- Бывают существительные, которые употребляются только в единственном числе .
- Бывают существительные, которые называют один предмет, а сами относятся к множественному числу .
- Род существительных определяется при помощи местоимений: он, она, оно .
- Существительные бывают трёх родов: женского, мужского, среднего.
- Создание проблемной ситуации.
- У вас на рабочем листе в задании №1 - шифровка. Чтобы её расшифровать, отгадаем загадки. (Читают учащиеся III группы. Приложение №2).
Слайды №№3-11: Иллюстрации к отгадкам.
- Работа по теме урока русского языка.
- Слайд №12:
лягушка | крапива |
подорожник | солнце |
подосиновик | филин |
тюлень | орехи |
бобры |
- К какой части речи относятся эти слова?
- На какие группы можно распределить эти имена существительные?
- Разноуровневые задания:
III гр. Распределить имена сущ. ед.ч. по родам.
II гр. Распределить все им. сущ. по родам.
I гр. Распределить им.сущ. на одушевлённые и неодушевлённые.
- Проверка. Слайд №13: подорожник лягушка солнце
подосиновик крапива
тюлень
бобры
филин
орехи
- Как определили род у сущ.мн.ч.?
- Проверка. Слайд №14: лягушка подорожник
тюлень подосиновик
бобры крапива
филин орехи
- Определение темы урока литературного чтения.
Шифровка
1234 12345
1234 76623
- ряд цифр - номер слова в столбике
- ряд цифр - номер буквы в слове
- Какие получились слова? ( Люби живое ) Слайд №14.
- Это название раздела учебника, к изучению которого мы приступаем сегодня на уроке. Первое произведение, которое мы прочитаем (Слайд №15: М.М.Пришвин «Моя Родина» (Из воспоминаний)).
- Сообщение об авторе.
Подготовленный ученик. (Слайд № 16: Портрет писателя, даты жизни.)
- Чтение рассказа.
Читает учитель и подготовленный ученик.
- Кому понравился рассказ?
- На какую тему это произведение?
- Как понимаете смысл выражения из воспоминаний?
- Работа по развитию речи.
- Какое воспоминание согревает душу писателя? Выберите нужные слова и вставьте в предложение в задании №3 на рабочем листе (Слайд №17: Грустное, печальное, светлое, радостное.)
- Работа по теме урока русского языка.
- Характеристика предложения с указанием главных членов и связи слов в предложении.(Учащиеся III группы работают по памяткам.)
- У имён существительных указать род и число.
- Чтение рассказа учащимися.
Работа в парах. Дети читают друг другу вполголоса по абзацам.
Задание: деление рассказа на части по готовому плану
(Слайд №18: План.
- Анализ 1 части.
- Чтение.
- Беседа.
– Какое событие произошло в жизни писателя, которое повлияло на всю его жизнь?
– Как называется тот момент, когда солнце ещё не взошло, а уже стало светло? ( Рассвет)
- Работа по развитию речи и по теме у р. рус.яз.
– Измените предложение Пришвин привык вставать до солнца. ( Запись предложения на рабочем листе в задании №4: Пришвин привык вставать на рассвете.)
Морфологический разбор существительного - на рассвете - (неполный), по схеме. Индивидуальное задание: разбор слова по составу.
- Анализ II части.
- Чтение.
- Выборочное чтение.
– Как повлияла привычка вставать до солнца на всю жизнь писателя?
– В чём заключается работа растений? (Подготовленный ученик зачитывает справку. В листьях растений на свету из воды и углекислого газа образуются питательные вещества, необходимые растениям, которые также используют животные и люди. При этом растения выделяют кислород. ( Из учебника « Мир вокруг нас», часть 1. стр. 79)) (Слайд №19 : Схема питания растений.)
– В чём заключается работа животных?
3) Работа по развитию речи. Рабочий лист, задание №5.
– Дополните предложение. ( С восходом солнца пробуждается всё живое.)
- Физминутка. (Слайд №20: Восход солнца в лесу. Фонограмма — голоса птиц в природе.)
– Давайте представим, что мы в этот момент оказались в лесу.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки плавно подняли –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.
- Прочитайте высказывание о солнце. (Слайд №21:
Восходишь — все оживает.
Заходишь - и все умирает.
Ты жизни мерило и первопричина ее.
- Проверка домашнего задания. Пословицы и загадки о солнце.
- Рабочий лист. Задание №6.
– Закончить предложение. (Солнце - источник жизни на земле.)
– Сравнить роль существительного солнце в двух последних предложениях.
– Почему окончания разные?
15. Анализ III части.
1) Чтение.
– О какой охоте говорит писатель?
2)Чтение стихотворения (читают учащиеся I группы по одному четверостишию. Текст на каждой парте).
Когда ты идёшь по тропинке лесной .
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно " почему " меж деревьями мчится.
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое - пчелой забралось на цветок,
А третье - лягушкою скок в ручеёк.
" Кто" мышкой шныряет под листьями в норах.
” Что“ищет в кустах притаившийся шорох.
Сидит ” отчего “ на зелёном листке.
’ Куда ' полетело верхом на жуке.
“ Зачем “ вслед за ящеркой влезло на пень ...
Вопрос за вопросом, и так - целый день.
Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём Ответы искать под зелёным шатром.
- Анализ IV части.
- Чтение.
- Слово учителя.
С этим обращением Пришвин выступил перед участниками слёта юных туристов.
- Словарная работа.
Значение слова кладовая определяет по толковому словарю русского языка В.И.Даля подготовленный ученик.
– Подберите синонимы к этому слову.
– Как понимаете значение слова сокровища?
- Беседа.
– О каких сокровищах говорит автор в выражении Кладовая солнца? (Запись предложения в задании №7 на рабочем листе. Кладовая солнца - природные богатства.)
– Что означает выражение Хозяин природы?
- Работа в парах у доски.
Задание I пары - выписать из последнего абзаца им.сущ.одушевлённые, подчеркнуть сущ.ед.ч.
Задание II пары - выписать из последнего абзаца им.сущ.неодушевлённые, подчеркнуть сущ.мн.ч.
- Определение основной мысли рассказа.
– В каких строках заключается главная мысль произведения? В задании №8 на рабочем листе восстановить предложение.
- Проверка работы у доски:
рыба вода
животные водоёмы
птица леса
зверь степи
человек горы
Родина
- Что обозначают слова первого столбика ? (Живая природа)
- Что обозначают слова второго столбика? (Неживая природа)
- Является ли слово человек лишним по смыслу? (Человек — часть живой природы)
- Почему слово Родина написано с большой буквы?
- Слайд №22: Пейзаж: горы, река, небо.
- Как советует Пришвин сохранить живую природу? (Чтобы сохранить живую природу надо бережно относиться к неживой природе )
17.Работа по развитию речи.
- Чтение задания №6 на стр. 59 учебника «Родная речь».
Задание I группе - написать на рабочем листе в задание №9 что для вас значит слово Родина.
Задание III группе - подбор однокоренных слов к слову Родина.
I группа выполняет задание по выбору.
Индивидуальное задание: разбор слов Родина и природа по составу.(Имеют ли слова общий корень?)
18.Рефлексия.
- Пригодятся ли нам те знания, которые мы получили на уроке?
- Что главное мы должны запомнить?
19.Домашнее задание.
- Чтение текста стр.58-59 учебника.
- В тетради по чтению на печатной основе: I гр. - цитатный план, з.№33; II гр. - по выбору; III гр. - з.№32, 34.
20. Оценки.
Приложение 1
Тест № 1
Имена существительные
- изменяются по числам
- не изменяются по числам
Тест № 2
- Бывают существительные, которые употребляются только в единственном числе
- Не бывает существительных, которые употребляются только в единственном числе
Тест № 3
1 )Бывают существительные, которые называют один предмет, а сами относятся к множественному числу
- В русском языке не бывает существительных, которые употребляются только во множественном числе
Тест № 4
Род существительных определяется при помощи местоимений
- он, они, оно
- он, она, оно
- они, она, он
Тест № 5
- Существительные бывают трёх родов
- Существительные изменяются по родам
- Существительные не изменяются по родам
Загадки
- Над рекой - водицей —
царевна круглолица.
Поёт царевна.
Да так напевно.
Что все на суше
Затыкают уши.
- Лекарь вырос у дороги,
Он больные лечит ноги.
- Схоронился паренёк
За осиновый пенёк.
Только шляпка паренька
Для любого грибника.
Как маяк для моряка.
- Лежит пень.
В имени - лень.
- Эти строители –
Речные жители.
Пилят древесину.
Строят плоти ну.
- Растёт зелёный кустик.
Дотронешься - укусит.
- Шар воздушный, золотой
Над рекой остановился.
Покачался над водой.
А потом за лесом скрылся
- Прилетел бывалый
Разбойник старый:
Когти, как кинжалы.
Глаза, как фары.
- На тонкой, гибкой ветке
Выросли конфетки.
Для мальчика и девочки,
И для рыжей белочки.
(лягушка )
( подорожник )
( подосиновик)
( тюлень 1
( бобры )
( крапива)
( солнце )
( филин )
( орехи )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока (русский язык и литературное чтение, 3 класс).
Тема: «Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова». Михаил Михайлович Пришвин «Моя Родина»....
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения.2 класс
Тема. С. Есенин "Берёза". Упражнение в проверке безударных гласных.Цель:способствовать уточнению знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах их проверки, формированию умений обосновыва...
Презентация на тему: "Изучение роли имён прилагательных в речи на интегрированных уроках русского языка и литературного чтения"
Презентация к проекту по теме "Имя прилагательное" для учащихся 4-х классов...
Презентации к интегрированному уроку русского языка и литературного чтения. 1 класс
Презентации к интегрированному уроку русского языка и литературного чтения. 1 класс...
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения. Тема урока:Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Повторение произведений К.Чуковского.
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения во 2 классе по произведениям Корнея Чуковского по теме «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные » направлен на ...
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения 3 класс
Тема урока: Однородные члены предложения в сказках А.С. Пушкина...
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения "Текст. Русская народная сказка "Теремок" 2 класс
Урок проведен на районном семинаре педагогов...