Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения, 3 класс, "Осень в гости нас зовёт"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется рядом причин.
Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, речи, коммуникативных способностей.
Интегрированный урок положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся.
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне.
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира
Тема: Осень в гости нас зовёт.
Окружающий мир: Сезонные изменения в лесу. Осень.
Литературное чтение: Д.Мамин - Сибиряк «Серая Шейка»
3класс
УМК: Система развивающего обучения Л.В.Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integr._urok_gilyova_g.v.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов МБОУ «Лицей» г. Абакана Республики Хакасия
Гилёва Галина Владимировна
Интегрированный урок
литературного чтения и окружающего мира
3кл., программа Л.В.Занкова.
Тема: Осень в гости нас зовёт.
Окружающий мир: Сезонные изменения в лесу. Осень.
Литературное чтение: Д.Мамин - Сибиряк «Серая Шейка»
Цель: Развитие мысли в единстве с чувствованием.
Задачи:
Познавательный аспект
1. Выявить основные осенние явления в неживой природе, признаки осени:
- уменьшение продолжительности светового дня;
- понижение температуры воздуха;
- понижение температуры почвы.
2.Рассмотреть взаимосвязь факторов неживой природы осенью с жизнью растений, животных.
3. Учить делать выводы об осенних изменениях в неживой и живой природе, подвести к мысли, что любые изменения в неживой природе влекут за собой изменения в живой природе.
Развивающий аспект
Развивать:
- способности детей видеть, слышать, чувствовать красоту природы осенью на основе восприятия музыкального произведения, поэтического и литературного текстов;
- мышление (самостоятельность, критичность, аналитичность, системность);
- любознательность, стремление к исследовательской деятельности, самостоятельному поиску дополнительной информации, тяги к глубокому погружению в изучаемую тему;
- формировать коммуникативные навыки: приобретение опыта сотрудничества, умение общаться, работать в группах, выдвигать гипотезы, доказывать, распределять объём работ.
Воспитательный аспект
Воспитывать:
- нравственное отношение к окружающей природе;
- уважение к товарищам, их мнению.
Оборудование:
- музыкальный ряд: П.И.Чайковский, альбом «Времена года»- «Осенняя песня»;
- зрительный ряд: подборка фотоиллюстраций осеннего леса;
- литературный ряд: отрывки из стихотворений, произведений писателей о природе, учебник Н.А.Чураковой «Литературное чтение», 3кл., энциклопедии;
- для театрализации костюмы скворца, берёзы, рябины и лиственницы.
Ход урока
- Организационный момент
- Постановка темы и целей урока
- Сегодня на уроке поговорим об одном времени года. Прослушайте отрывок из музыкального произведения П.И.Чайковского «Времена года». Попытайтесь понять, какое время года композитор изобразил? (Звучит музыка)
-Каков характер музыки? (спокойная, плавная)
-Какие чувства вы испытывали?
-О чём вам напомнили эти звуки?
- Какое время года передал П.И.Чайковский? Почему? Какие картины вы представили?
Сегодняшний урок мы посвятим осени, рассмотрим осенние изменения в неживой и живой природе, их взаимосвязи на примере литературных и поэтических произведений, энциклопедий, объясним, почему происходят эти изменения.
- Подготовка к восприятию
- Такой представил себе осень в музыке П.И.Чайковский. Перед вами фотоиллюстрации осеннего леса. Внимательно рассмотрите. Какая иллюстрация более созвучна с осенней картиной композитора? Почему?
- А какое настроение создаёт осень у вас? Вспомните поэтические строчки, созвучные с осенними картинами (дети читают отрывки из стихотворений об осени и наблюдают, с какой иллюстрацией они созвучны)
4. Литературное чтение. Анализ осенних изменений в произведении Д.Н. Мамина - Сибиряка «Серая Шейка»
- О том, какие изменения происходят в природе с наступлением осени, мы узнаём не только из рассказов, стихотворений, но и из сказок. Например, из сказки Д.Н.Мамина - Сибиряка «Серая Шейка».
Мы с вами начали работу с этим произведением, сегодня на уроке продолжим. Откройте нужные страницы учебника.
- Какое настроение, чувства появляются при чтении начала сказки? (Тревога, грусть, страх)
- Почему? (С наступлением холодов, у птиц нарастает страх и тревога перед перелётом, так как преодолеть нужно большое расстояние; грусть - приходится покидать родные края)
- Какими словами, выражениями передаёт писатель эти чувства? Зачитайте. (Стр. 26)
- Кому вдвойне было тяжело от предстоящего перелёта? (Серой Шейке и её маме)
- Почему? (Серая Шейка вынуждена остаться)
- Прочитайте следующее описание осенних изменений в сказке. Как вы думаете, зачем автор даёт нам это описание? (Чтобы лучше понять чувства героев: читая описание осенней природы, мы ярко представляем ту действительность, в которой жили Серая Шейка и её мама, и нам передаются те же чувства тревоги и страха, что и чувствовали главные герои.)
- Если бы вам пришлось проиллюстрировать строчки произведения, как бы вы изобразили осень? Какие бы краски взяли?
- К какой фотоиллюстрации ближе осень из сказки Д.Н.Мамина- Сибиряка «Серая Шейка»?
5. Минутка отдыха с движениями.
Мы листочки осенние Ветер снова набежал
На веточках сидели. И листочки все поднял,
Дунул ветер, полетели. Повертел их, покружил
Полетели, полетели и И на место посадил.
На землю тихо сели.
6. Окружающий мир.
1) Проблемная ситуация.
Театрализация сказки «Скворец и осень»
- А теперь все мы в театре. Будем смотреть сказку «Скворец и осень». По окончанию сказки скажите, какое объяснение осенним изменениям даётся в сказке.
Жил да был скворец. Песни распевал и птенцов насиживал. Быстро пролетели тёплые и летние деньки. Осень стоит на пороге. Жалко стало скворцу уходящего лета. Полетел он к берёзе и просит:
- Берёза, берёза, останови осень. Я тебе за это песенку спою.
Поднатужилась берёза, даже листики на ней пожелтели, но осень остановить не смогла. Полетел он к рябинке и просит:
- Рябинка, рябинка, останови осень. Я тебе за это песенку спою.
Собрала рябина все свои силы, даже листики на ней покраснели, но осень остановить не смогла. Полетел скворец к лиственнице и просит:
- Лиственница, лиственница, останови осень. Я тебе за это песенку спою.
Закачалась и затряслась лиственница, даже иголочки с неё осыпались. Но осень остановить и она не смогла.
Пришлось скворцу собираться в тёплые края, подальше от сырой и голодной осени.
С той поры скворец каждый год просит деревья, чтобы они остановили осень. Ничего у них не получается, только листочки желтеют, краснеют, да на землю осыпаются.
2) Постановка проблем.
- Так какое объяснение осенним изменениям даётся в сказке?
- Вы посмотрели сказку и прочитали произведение Д.Н.Мамина - Сибиряка «Серая Шейка». Какая общая тема в этих произведениях? (Наступление осени)
- Что происходит осенью в жизни скворца и уток? (Улетают на юг) - Ставлю перед вами первый проблемный вопрос, что заставляет птиц улетать в тёплые края?
- О каком ещё явлении в природе рассказывалось в сказке? (Желтеют и опадают листья)
- Ставлю перед вами второй проблемный вопрос, почему листья осенью меняют цвет и опадают?
Ставлю проблемы перед детьми. (Проблемы появляются на доске)
Что заставляет птиц улетать в тёплые края? |
Почему листья осенью меняют цвет и опадают? |
Как готовятся животные леса к зиме? |
Какие изменения происходят осенью в неживой природе? |
- Работа в группах.
- Ваша задача, пользуясь текстом из учебника по литературному чтению, энциклопедиями и текстами др. писателей, ответить на поставленные вопросы, обосновать, установить взаимосвязи и всю работу творчески оформить на листе бумаги (А3) в виде «карты мыслей».
И каждая группа должна ответить на вопрос: «Почему происходят сезонные изменения в природе?»
Дети разделены на четыре группы. Четыре группы - четыре проблемы. Детям предлагается материал (рассказы писателей о природе), энциклопедии, опорные выражения, из которых они должны выбрать подходящие. Ученики перебирают, анализируют имеющиеся знания по этому вопросу, и активно включаются в добывание недостающих знаний. Изучив материал, опираясь на свой опыт, свои знания, дети записывают (подклеивают) варианты ответов столько, сколько у них возникает ассоциативных связей, и таким образом у детей получается «карта мыслей».
Идёт проверка. Дети (представители от групп) формулируют, обосновывают свои идеи, доказывают. Высказанные идеи подвергаются анализу, оценке, выбираются лучшие путём признания окружающими. (На доске появляются опорные схемы в виде «карты мыслей).
- Выступление представителей групп.
Работает первая группа, представляя свою «карту мыслей». По ходу выступления устанавливаем взаимосвязи.
День короче, ночь длиннее |
Дуют холодные ветры | Какие изменения осенью происходят в неживой природе? | Понижение t почвы |
Холодные дожди (снег) | Мало тепла | Мало света | Больше облаков | Понижение t воздуха |
Почему происходят все эти изменения? Какая главная причина?
Все эти изменения происходят от того что, солнце осенью поднимается невысоко. Солнце по небу совершает свой путь в виде дуги. Чем ниже солнце, тем меньший путь проходит по небу.
Летом
Осенью
Осенью солнце всходит позже, поднимается невысоко, отсюда и день короче, а ночь длиннее. За короткий день воздух, земля не успевают прогреться, поэтому наступает похолодание.
Работает вторая группа, представляя свою «карту мыслей»
Заморозки | Почему листья изменяют цвет и опадают? | Замерзает почва |
Мало света | Мало тепла |
| Не хватает влаги |
Не образуется питательное вещество
|
Нет надобности в листьях |
При осенних похолоданиях, из-за недостатка света и тепла, прекращается образовываться питательное вещество зелёного цвета (хлорофилл), так как растения прекращают потреблять воду и углекислый газ, и лист приобретает другой цвет.
Работает третья группа, представляя свою «карту мыслей»
Почему птицы улетают на юг? |
Наступают холода | Мало пищи |
Засыхают травы исчезает пища для насекомых (нектар) прячутся насекомые для насекомоядных птиц наступает голод улетают в края, где тепло и много корма для хищных теплолюбивых птиц наступает голод улетают в края, где тепло и много корма.
Работает четвёртая группа, представляя свою «карту мыслей»
Как готовятся животные леса к зиме? (кроме перелётных птиц) | ||||||
Подготовка жилища к зиме |
| Делают запасы на зиму | ||||
Меняют летнюю шубку на зимнюю |
Дети дополнительно готовят интересный материал о том, как разные животные готовятся к зиме
- Обобщение.
Вы, ребята, очень внимательно прослушали выступления товарищей. Попытайтесь сделать вывод. Ответьте на вопрос: почему в природе происходят такие осенние изменения? (Варианты ответов детей)
Всё в природе взаимосвязано: живая и неживая природа, любые изменения в неживой природе влекут за собой изменения в живой природе.
Обобщение появляется на доске в виде схемы
Осенние изменения в неживой природе |
- Солнце поднимается невысоко.
- Похолодание (воздуха, почвы, воды).
- Меняется характер осадков.
Осенние изменения в живой природе |
7. Итог урока. Рефлексия.
Рефлексия
Литературное чтение: произведения очень важны и интересны для нас. Читая поэтические и литературные произведения, где даётся описание природы, мы живо и ярко представляем эти картины. Д.Н.Мамин - Сибиряк любит природу, знает и понимает её, достоверно передаёт её в литературе. | А урок окружающего мира нам даёт возможность объяснить те явления, которые литератор описывает в своём произведении и понять все взаимосвязи. |
8. Домашнее задание.
Написать сочинение- загадку от имени любого лесного животного, который расскажет о том, как он готовится к зиме, и мы по описанию должны будем отгадать о ком речь.
- Спасибо, ребята, за работу на уроке.
Литература по теме
1. Дьячкова Г.Т. Окружающий мир. 2-4 классы: олимпиадные задания.- Волгоград: Учитель, 2006.
2. Ксензова Г. Перспективные школьные технологии.- М.:2000.
- Кларин М.В. Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решений проблем. Школьные технологии. №1, 2005
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- Педагогика, 1972.
- Мельник Э.Л., Корожнева Л.А. Интегрированное обучение в начальной школе: теория и практика.- СПб. : КАРО, 2003
- Подласый И.П. Педагогика начальной школы.- М.: Гуманит. изд. центр Владос,2001.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование,1998 (сущность педагогических технологий, их классификация, основные параметры, характеристика и рекомендации по применению)
- Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. – М.: Учитель, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения "Птицы в русских сказках"
конспект урока для 2 класса...
Презентация к уроку окружающего мира и литературного чтения "Рождество"
Материалы, собранные в презентации, помогут учителю начальных (средних) классов построить интересный урок по рождественским историям, познакомить детей с шедеврами известных художников на библейские т...
Интегрированный урок окружающего мира и внеклассного чтения «Кто такие насекомые. В Бианки «Приключения Муравьишки».
Интегрированный урокОкружающего мира и внеклассного чтения Тема урока: «Кто такие насекомые». В.Бианки «Приключения Муравьишки». Тип урока: урок формирования первоначальных предметных ...
Использование технологии критического мышления на уроках, окружающего мира и литературного чтения.
Статья...
Работа с текстом по читательской грамотности на уроках окружающего мира и литературном чтении
В работе представлены тексты с заданиями по развитию читательской грамотности у детей 2 класса....
Интегрированный урок (окружающий мир и литературное чтение) с экологической направленностью "Сохраним живое"
На литературном материале дети учатся бережному отношению к природе, ко всему живому. Используется текст рассказа Мамина-Сибиряка "Емеля охотник"...
Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения во 2 классе "Наши домашние друзья"
Конспект интегрированного урока "Наши домашние друзья" поднимает проблему ответственного отношения к жизни и здоровью наших питомцев....