Звук [Ш], буквы Ш, ш.
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Познакомить учащихся с твёрдым глухим согласным звуком [ш], буквами Ш, ш;
Формировать умения самостоятельно строить и применять новое знание;
формировать навыки плавного чтения;
развивать речь, расширять кругозор, словарный запас учащихся;
формировать интерес к исследовательской и интеллектуальной деятельности;
развивать способность к познанию путём самостоятельного добывания знаний.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, классификация, сравнение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_sh_zvuk_sh.doc | 59.5 КБ |
sh.pptx | 466.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения 1 класс
Тип урока: ОНЗ.
Тема: Звук [Ш], буквы Ш, ш.
Цель: познакомить учащихся с твёрдым глухим согласным звуком [ш], буквами Ш, ш;
Формировать умения самостоятельно строить и применять новое знание;
формировать навыки плавного чтения;
развивать речь, расширять кругозор, словарный запас учащихся;
формировать интерес к исследовательской и интеллектуальной деятельности;
развивать способность к познанию путём самостоятельного добывания знаний.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, классификация, сравнение
Демонстрационный материал: карточки звуковичков для фронтальной работы, модели слов, картинки.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности .
Цель:
- Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
Прозвенел звонок веселый,
Всех зовет он на урок
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
- Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики. ( Умницы! Молодцы!)
Подготовка артикуляционного аппарата к чтению. Фонетическая зарядка.
- Как жужжит пчела, шмель? ( Ж-ж-ж…)
- Как звенит комарик? ( З-з-з…)
- «Надуйте» воздушный шарик (Ф-ф-ф…)
- Как шарик выпускает воздух ( С-с-с…)
- Как шипит змея? (Ш-ш-ш…)
- Что вы произнесли?
- Что можете рассказать о звуках?
- Сегодня вы обязательно сделаете еще одно открытие. Как вы будете это делать? (выясним, что мы не знаем и сами откроем новое знание)
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
Цель:
1. Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала: повторить изученные глухие мягкие и твёрдые согласные.
2. Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение, классификация.
1. Распознавание функций изученных глухих согласных.
- Дайте характеристику звукам. (ребята выходят к доске, одевают звуковичков и дают характеристику)
- Почему звуковички взялись за руки?( т, к, с, п)
- Какие звуки называются согласными?
- Посмотрите, с кем мы будем работать.
- Какой у нас будет урок: урок повторения или урок открытия новых знаний?
- Что мы будем открывать?
- Что необычного заметили у звуковичка?
- Этим знаком звуковичок хочет вас предупредить, что он представляет необычный звук.
- Назовите изображенные на картинках предметы.( шар, шляпа, шишка, шмель)
- Найдите в словах, обозначающих названия предметов, одинаковый незнакомый вам звук.
III. Постановка учебной задачи.
Цель:
1. Организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения звука [ш]
2. Согласовать тему урока.
Вывод: В каждом слове есть незнакомый звук ш.
- Определите тему нашего урока.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1.Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения правила написания Ш в словах.
2.Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
3.Организовать подводящий диалог, направленный на построение нового учебного содержания и зафиксировать его в знаковой форме.
- Исключите одно из данных слов по самостоятельно найденному признаку. ( шмель – оно отвечает на вопрос кто?, а остальные слова – на вопрос что?)
- Произнесите первый звук в слове шмель.
- Какой это звук?
- Раз он согласный, что мы можем про него сказать?
- Дайте характеристику звуку [ш] по эталону.
( [ш] – согласный звук, так как нельзя пропеть; воздух встречает преграду; не может образовывать слог; глухой, твёрдый)
- А какой значок нам поможет увидеть звук ш?
- Звук [ш] на письме обозначается буквой ш (ша).
Шмель пролетел и сдул все слоги. Давайте их прочитаем сначала отдельно, потом слитно. Охарактеризуйте новый звук.
Ша аш
Шо ош
Шу уш
Ши иш
Вывод: звук ш всегда произносится твердо.
- Какова тема урока? (Звук [ш], буквы Ш, ш)
- Для какого звука оставлено место рядом с изученными звуками?
- Каким цветом раскрасим башмачки?
- Может ли звук ш быть мягким?
- Кто попробует зафиксировать сказанное в знаковой форме?
Ш
- Чем же отличается новый звук от других изученных звуков?
V. Физкультминутка.
Если в слове есть звук ш, вы прыгаете, если нет – машете руками. ( школа, берет, шляпа, косынка, Маша, туфли, душ, пальто, каша, капуста, тельняшка)
VI. Реализация построенного проекта.
Цель:
1.Зафиксировать умение распознавать звук [Ш] в словах
1Работа с учебником на стр.80.
- Прочитайте слоги, которые начинаются с гласного звука.
- Прочитайте слова 6-го столбика, ответьте на вопросы, дайте характеристику новому звуку.
- Прочитайте слово, называющее фрукт. (груша)
- Называющее насекомое. (мошка)
- Вкусный испеченный предмет. (пышка)
- Жилище. (шалаш)
- Слово – перевертыш. (шалаш)
- Где может располагаться звук ш в слове?
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: применение нового знания в типовых заданиях.
- Прочитайте слова 4-го столбика.
- Чем похожи слова? ( есть звук ш, 1 слог, 1 гласная)
- Прочитайте слова 9-го столбика.
- Прочитайте слова, которые отличаются только одним звуком? (сумка, сушка)
- Как это влияет на слово? (меняется значение слова)
- Объясните значение этих слов.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: проверить навыки звуко-буквенного анализа слов с буквой Ш.
Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
- Надо выполнить исследовательское задание в паре.
Сделать звуковой анализ слов шар, машина, камыш)
- У кого всё получилось?
- У кого возникли затруднения?
- Кому нужна помощь?
Физкультминутка.
Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
встаньте на носок, на пятку
Глубоко теперь вздохните, сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведем
И читать, друзья начнем.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
1. Прочитайте слова 8-го столбика.
-Объясните значение слов шут, шутник.
- Можно ли эти слова назвать родственными?
- Где встречается звук ш в этих словах? (в начале)
_Дайте характеристику звуку ш.
2. Чтение текста «Паша-шутник».
- Рассмотрите иллюстрацию, прочтите название текста и предположите, о ком будем читать?
- Чтобы узнать, правы ли мы, давайте прочтём текст.( Чтение про себя)
-Почему Паша шутник?
- Кто такой клоун? ( Клоун – артист цирка)
- Посчитайте, сколько букв ша встречается в тексте. (кто правильно посчитал наградить новым звуковичком)
X. Рефлексия учебной деятельности.
Цель:
Соотносение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
- Что необходимо сделать в конце урока?
-Чем похож звук [ш] на другие согласные звуки?
- Чем отличается?
- В начале урока мы говорили о секрете, который прячет новый звук. (Да, о Ш, который всегда твердый )
- Почему же у человечка в руках восклицательный знак? (Напоминание: оба башмачка синего цвета, звук [ш] – всегда твёрдый)
- Оцените свою деятельность на уроке.
- Кто испытывал трудность в начале урока в характеристике звука ш?
- Кто разобрался с этой проблемой?
Завтра мы продолжим характеризовать звук ш.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ш
Аш Ош Уш иш Ша Шо Шу ши
Буква Ш Звук [ ш ]
груша шалаш пышка мошка
Правила работы в парах 1. Работать должны оба. 2. Один говорит, другой слушает. 3. Если не понял, переспроси. 4. Своё несогласие высказывай вежливо.
машина малыш шар
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.
Задачи:1. Уточнить и закрепить артикуляцию и акустические признаки при произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2. Дифференцировать звуки Ш и Ж...
Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»
Конспект открытого урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками. ...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».
Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...