Конспект урока по литературному чтению "Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А. Гофмана "Щелкунчик и мышиный король"
план-конспект урока по чтению
Цель:
- обучение учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения;
- введение детей в атмосферу сказки Гофмана, воплощение волшебства с помощью средств музыкальной выразительности в балете П.И.Чайковского «Щелкунчик»;
- закрепление представления о сказке как о сокровищнице мудрости;
- пробуждение интереса к созданию собственной сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_po_skazke_e._gofmana_shchelkunchik_4_klass.docx | 104.19 КБ |
gofman.pptx | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения по сказке Э. Гофмана
«Щелкунчик и мышиный король»
Цель:
- обучение учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения;
- введение детей в атмосферу сказки Гофмана, воплощение волшебства с помощью средств музыкальной выразительности в балете П.И.Чайковского «Щелкунчик»;
- закрепление представления о сказке как о сокровищнице мудрости;
- пробуждение интереса к созданию собственной сказки.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с главными героями повести - сказки, отметить черты их характеров; выявить особенности жанра волшебной сказки в этом произведении для создания автором образа предчувствия чуда.
2. Развивать у учащихся:
• исследовательские умения и навыки анализа прозаического сказочного текста, обогащать представление о художественной детали;
• выразительное интонационное чтение;
• умение анализировать язык музыкального произведения;
- эмоциональность исполнительства;
- культуру общения;
- формировать творческую активность школьников;
3.Воспитывать:
- потребность общения друг с другом, учителями;
- заинтересованность в изучении произведений мировой литературы и музыкальной культуры; чувства доброты, чуткого отношения к окружающим людям;
- фантазию, воображение.
Тип урока: урок внеклассного чтения
Формирование УУД
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Уметь выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступков в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Материал к уроку:
1) Э.Т. Гофман. Щелкунчик и Мышиный король;
2) иллюстрации и рисунки к сказке;
3) элементы костюмов;
4) карточки с заданиями;
5) читательские дневники;
6) магнитофон (отрывок из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»);
7) презентация
Ход урока
- Оргмомент
Я очень счастлива и рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!
Сегодня на уроке гости,
Мы поприветствуем вас дружно,
Свои заботы все отбросьте.
Встречаем мы гостей радушно.
- Основная часть
1. Ведение в тему урока
- Сегодня 24 декабря на уроке литературного чтения нас ждёт встреча со сказкой. А какие события в истории происходили в этот день?
24 декабря 1790 году русские войска под командованием генерала Суворова захватили крепость Измаил. Покорение Измаила способствовало быстрому и успешному окончанию войны с Турцией.
24 декабря 1801 года в промышленном городке Камборн на юго-западе Англии механик-конструктор Ричард Тревитик продемонстрировал первый паровой автомобиль.
24 декабря 1982 года в Киеве совершил свой первый полет крупнейший в мире военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан».
24 декабря - Сочельник у западных христиан — день накануне Рождества Христова.
- Канун великий Рождества...
Темнеют краски небосвода...
Все тихо... близость торжества
Невольно чувствует природа.
- Как будто менее тревог,
Как будто менее страданья -
В подлунный мир Младенец-Бог
Приносит сладость упованья.
3. На пушистых лапах ели
Тут развешены игрушки,
Новогодние хлопушки
И бенгальские огни!
4. Но пока закрыты двери
До начала карнавала,
Чтобы ваша грусть пропала,
Сказка в гости к нам лети!
На доске эпиграф: «Нет сказки причудливей, чем сама жизнь!» (Г.-Х. Андерсен), который нужно прочитать с разной расстановкой логического и интонационного ударения. Слово, которое нужно выделить, подчеркнуто. Итак, начнем! (Читают хором)
Интонационная разминка
Нет сказки причудливей, чем сама жизнь!
Нет сказки причудливей, чем сама жизнь!
Нет сказки причудливей, чем сама жизнь!
Нет сказки причудливей, чем сама жизнь!
- Как сказал Г.-Х. Андерсен: «Нет сказки причудливей, чем сама жизнь!».
- К кому приходят сказки? (К добрым, ласковым людям.)
- Чему учат сказки? (Не мириться со злом, а стремиться наказать его, торжествовать должно только добро.
- В этот волшебный мир поведет вас замечательный сказочник - Эрнст Теодор Амадей Гофман.
2. Работа над биографией писателя
- 24 января 1776 года родился Эрнст Теодор Амадей Гофман – писатель, композитор, художник, отец Щелкунчика и лучший друг кота Мурра.
- Настоящее имя Гофмана – Эрнст Теодор Вильгельм. Но впоследствии, став большим поклонником музыки Моцарта, он изменил одно из своих имён на - Амадей.
- Эрнст хорошо играл на музыкальных инструментах – к двенадцати годам он свободно играл на гитаре, органе, скрипке и даже арфе.
- У Гофмана жил очень любимый им кот Мурр. Писатель утверждал, что пушистый друг не только спит на его рукописях, но и любит лазить за ними в ящик его стола, чтобы читать вслух.
- Первый русский перевод повести Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» (1816 г.) имел название «Сказка о Щелкуне» (1834 г). Второй перевод назывался «Кукла г-н Щелкушка» (1835 г).
- Писатель верил в волшебство и магию, часто работал по ночам. Нередко, напуганный собственными вымыслами, будил жену и просил посидеть с ним рядом, пока он напишет. Он очень любил людей, умел делать разные чудеса.
- Составление словесного портрета
Г – гениальный
О – остроумный
Ф – фанатичный
М – мудрый
А – артистичный
Н - необыкновенный
ГОФМАН
Одну минуточку, я что хотел спросить:
Легко ли Гофману три имени носить?
О, горевать и уставать за трех людей
Тому, кто Эрнст, и Теодор, и Амадей.
Эрнст - только винтик, канцелярии юрист,
Он за листом в суде марает новый лист,
Не рисовать, не сочинять ему, не петь -
В бюрократической машине той скрипеть.
Скрипеть, потеть, смягчать кому-то приговор.
Куда удачливее Эрнста Теодор.
Придя домой, превозмогая боль в плече,
Он пишет повести ночами при свече.
Он пишет повести, а сердцу все грустней.
Тогда приходит к Теодору Амадей,
Гость удивительный и самый дорогой.
Он, словно Моцарт, машет в воздухе рукой...
- Разгадывание ребусов в читательских дневниках
- Как называется самая знаменитая рождественская история Э. Гофмана, вы узнаете, разгадав ребусы в тетрадях.
- Определение жанра сказки
-
- Ребята, к какому литературному жанру относится произведение «Щелкунчик и Мышиный король»? (Волшебная сказка).
- Вспомните особенности жанра волшебной сказки.
1.Мир волшебной сказки делится на свой и чужой
2.В волшебной сказке есть чудесные превращения
3.У главных героев есть волшебные помощники
4.Магические числа
5.Трудные испытания для главных героев
6.Победа добра над злом.
5. Работа в группах (составление аннотации)
– Ребята, представьте, что кто-то не знаком с этой удивительной сказкой. А вы её давно прочитали и можете порекомендовать произведение своим друзьям. Как вы коротко опишите сказку? Сумеете ли заинтересовать читателей? Составьте аннотацию к сказке в группах по опорным словам.
1 группа: фильмы, спектакли, мультфильмы, балет П.И Чайковского
2 группа: приключения девочки, превращение и преображение человеческой души, любовь
3 группа: верность, любовь, отвага, справедливость, коварство
Самая известная сказка Гофмана. По ней снимали фильмы, ставили спектакли, создавали мультфильмы. Но самым известным использованием этой сказки стал балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик». И по сей день это одна из самых ярких и поражающих воображение постановок.
Всемирно известная, самая рождественская сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Она рассказывает не только о приключениях маленькой девочки и ее оживших игрушек, но и о превращении и преображении человеческой души с помощью любви. Только любовь превратит Щелкунчика из немой деревянной куклы в прекрасного принца и приведет его спасительницу в сказочный конфетный мир.
«Щелкунчик и Мышиный Король» — одна из самых знаменитых сказок о верности, любви и отваге. Немецкий писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман создал поистине волшебную историю о том, как справедливость торжествует над коварством, а вера в чудеса позволяет преодолеть все препятствия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПЛАН 1. Биография 2. Произведения 2.1 Музыкальные 2.2 Литературные 3. Романтическая сказка 3.1 Сюжет 3.2 История создания 3.3 Герои 4. Нравственные уроки сказки 5. Произведения Гофмана в мировой культуре
БИОГРАФИЯ 24 сентября 1776 года в семье прусского адвоката Кристофа Людвига Гофмана рождается второй сын — Эрнст Теодор Вильгельм Гофман , однако когда мальчику было три года, его родители разошлись, и он воспитывался в доме бабушки под влиянием своего дяди-юриста, человека умного и талантливого, склонного к фантастике и мистике. Эрнст - фантазер и озорник - являл собой возмутителя спокойствия в доме. Бабушка, очень религиозная, была добра ко всем поколениям в семье, но любимицей Эрнста была его тетя Иоганна. Она не заменила ему мать, а стала, скорее, другом. Иоганна Софи Дерффер была остроумной, веселой, и совсем не похожей на остальных членов семьи. Даже в юношеские года Гофман доверял ей свои тайны и в более поздние года вспоминал ее как своего ангела-хранителя в этом доме. Гофман рано продемонстрировал способности к музыке и рисованию. Но, не без влияния дяди, Гофман выбрал себе стезю юриспруденции, из которой всю свою последующую жизнь пытался вырваться и зарабатывать искусствами. 24.09.1776 - 25.06.1822
В 1800году Гофман прекрасно окончил курс юридических наук в Кёнигсбергском университете и связал свою жизнь с государственной службой. В этом же году он покинул Кёнигсберг и до 1807 года работал в разных чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием. 1802 — Гофман создаёт карикатуры на некоторых лиц познаньского высшего общества. В результате последовавшего за этим скандала Гофман переводится в порядке наказания в Плоцк . В начале марта Гофман разрывает помолвку с Минной Дёрфер и женится на польке Михалине Рорер-Тжчиньской (он нежно зовёт её Мишей). Летом юные супруги переезжают в Плоцк . Здесь Гофман остро переживает свою вынужденную изоляцию, он ведёт замкнутый образ жизни, пишет церковную музыку и произведения для фортепиано, изучает теорию композиции. Впоследствии попытки его зарабатывать на жизнь искусством приводили к бедности и бедствиям, лишь после 1813 года дела его пошли лучше после получения небольшого наследства. Автопортрет
Место капельмейстера в Дрездене ненадолго удовлетворило его профессиональные амбиции; после 1815 он потерял это место и принуждён был снова поступить на ненавистную службу, уже в Берлине. Однако новое место давало и заработок, и оставляло много времени для творчества. В 46 лет от роду Гофман был окончательно истощён своим образом жизни. Приблизительно 18 января 1822 Гофман тяжело заболевает. 23 января по распоряжению прусского правительства конфискованы рукопись и уже отпечатанные листы «Повелителя блох», а также переписка писателя с издателем. 31 января Кампц решает вопрос доказанности выдвинутых против Гофмана обвинений относительно насмешек над чиновниками и нарушения служебной тайны; он требует применить к Гофману строгое наказание. По ходатайству Гиппеля допрос Гофмана откладывается. 26 марта Гофман составляет завещание, вслед за чем у него наступает паралич. 25 июня в 11 часов утра Гофман умирает. Он похоронен на Иерусалимском кладбище Берлина в районе Кройцберг . Автопортрет-карикатура
Если литературные работы, карикатуры, рецензии Гофмана достаточно известны в культурном поле романтизма, то наследие Гофмана-музыканта, композитора не пользуется такой же популярностью. Между тем Гофман прекрасно пел, играл на органе, скрипке и фортепиано, с 18 лет сам давал уроки музыки. В начале 1800-х годов появились его первые музыкальные сочинения: фортепианные сонаты, квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и арфы, целый ряд произведений для музыкального театра. Высказывание Гофмана раскрывает его тяготение к музыкальному театру: «Я считаю романтическую оперу единственно истинной, потому что музыка может чувствовать себя дома только в царстве романтизма ». Гофман - музыкант
Из музыкальных сочинений Гофмана наибольшей известностью пользовалась опера Ундина по сюжету сказки его друга барона Фридриха де ла Мотт Фуке (1777-1843)., впервые поставленная в 1816; среди его сочинений – камерная музыка, месса, симфония. Как музыкальный критик он проявил в своих статьях такое понимание музыки Л.Бетховена , каким могли похвастать немногие из его современников. Гофман так глубоко почитал Моцарта, что в 1805 году даже переменил одно из своих имен, Вильгельм, на Амадей. Он признал, что никогда не будет значимым композитором и его талант лежит, скорее, в области литературной. Поэтому «Ундина» стала венцом его композиторской деятельности, он называет ее жанр «волшебной оперой». «Ундина», Дж. У. Уотерхаус
Музыкальные произведения Гофмана зингшпиль «Веселые музыканты» (нем. Die lustigen Musikanten ) (1804) музыка к трагедии Захариаса Вернера «Крест на Балтийском море» ( нем. Bühnenmusik zu Zacharias Werners Trauerspiel Das Kreuz an der Ostsee ) (1805) сонаты для фортепиано : A- Dur , f-moll, F- Dur , f-moll, cis -moll (1805—1808) балет «Арлекин» ( нем. Arlequin ) (1808) Miserere b- moll (1809) «Большое трио для фортепиано, скрипки и виолончели» ( нем. Grand Trio E-Dur ) (1809) мелодрама « Дирна . Индийская мелодрама в 3-х актах» ( нем. Dirna (1809) опера «Аврора» ( нем. Aurora ) (1812) опера «Ундина» ( нем. Undine ) (1816)
Гофман-писатель В 1795 году он начинает писать свои первые романы, которые позже и принесли ему всемирную известность. Блистательная фантазия в сочетании со строгим и прозрачным стилем и философской глубиной обеспечили Гофману особое место в немецкой литературе и определили его значительное влияние на мировую и, в частности, русскую литературу. В его произведениях причудливо переплетены романтика, мистика, неудержимая фантазия с картинами и образами реальными, а то и сатирическими. Как писал советский литературовед И.В. Миримский , «стиль Гофмана можно определить как романтико-фантастический. Смех Гофмана отличался необыкновенной подвижностью своих форм, он колеблется от добродушного юмора сострадания до озлобленной разрушительной сатиры, от безобидного шаржа до цинически уродливого гротеска». Иллюстрация к повести Гофмана «Повелитель блох».
Как художник и мыслитель Гофман преемственно связан с йенскими романтиками , с их пониманием искусства как единственно возможного источника преобразования мира. Писатель Гофман близок к практическому осуществлению идеи синтеза искусств. В . Соловьёв так охарактеризовал творчество Гофмана: Существенный характер поэзии Гофмана… состоит в постоянной внутренней связи и взаимном проникновении фантастического и реального элементов, причем фантастические образы, несмотря на всю свою причудливость, являются не как привидения из иного, чуждого мира, а как другая сторона той же самой действительности, того же самого реального мира, в котором действуют и страдают живые лица, выводимые поэтом.
В фантастических рассказах Гофмана все лица живут двойною жизнью, попеременно выступая то в фантастическом, то в реальном мире. Вследствие этого они или, лучше сказать, поэт — через них — чувствует себя свободным, не привязанным исключительно ни к той, ни к другой области. Герой Гофмана старается вырваться из оков окружающего его мира посредством иронии, но, понимая бессилие романтического противостояния реальной жизни, писатель сам посмеивается над своим героем. Романтическая ирония у Гофмана меняет свое направление, она, в отличие от йенцев , никогда не создает иллюзии абсолютной свободы. Гофман сосредоточивает пристальное внимание на личности художника, считая, что он более всех свободен от корыстных побуждений и мелочных забот. Иллюстрация к произведению Э.Т.А.Гофмана "Счастье игрока"
Романтическая сказка Романти́зм ( фр. romantisme ) — явление европейской культуры в XVIII — XIX веках , представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века . Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению .
Сюжет Сказка "Щелкунчик и Мышиный король" Гофмана - одно из самых ярких произведений автора, которое называют шедевром детской сказочной прозы. Эта музыкально-художественно-поэтическая история о девочке Мари, Щелкунчике и Мышином короле заставляют поверить в то, что искренность и самоотверженность получают великую награду, а любовь и доброе, отзывчивое сердце могут воплотить в жизнь самые заветные мечты.
История создания Гофман написал сказку «Щелкунчик и мышиный король» в 1816 году для первого тома издания «Сказки для детей», задуманного им вместе с друзьями – Фридрихом Генрихом Карлом де ла Мотт Фуке и Карлом Вильгельмом Салисом Контессой . История, развертывающаяся в сказке, была вдохновлена общением Гофмана с семейством криминалиста и издателя Юлиуса Эдуарда Хитцига , с которым литератор был в дружеских отношениях. Прототипами героев сказки - Мари и Фрица стали дети Хитцига - семилетняя Мари и ее младший брат, пятилетний Фриц.
Герои Главная героиня "Щелкунчика и Мышиного короля" - это семилетняя Мари. Она поражает своей находчивостью, смелостью, отвагой и решимостью. Но самое главное то, что она - добрая и отзывчивая. Мари сумела разглядеть в Щелкунчике благородное, страдающее сердце, и смогла полюбить его таким, каким он есть. Ведь изначально Щелкунчика девочке подарил ее крестный Дроссельмайер - в виде игрушки, смешной и нелепой. Мари
Щелкунчик Забавная игрушка, которую подарил на Рождество маленькой девочке Мари ее крестный Дроссельмайер . У Щелкунчика оказались добрые глаза и ласковая улыбка . Щелкунчик — просто злосчастная жертва обстоятельств. Щ. был заколдованным племянником господина Дроссельмайера ; чтобы вернуть человеческий облик, он должен был победить Мышиного Короля.
Дроссельмейер Дроссельмейер – центральная фигура сказки, соединяющая разные пространства и времена. Он – давний друг семьи Штальбаумов , старший советник суда, крестный Мари и Фрица; и в то же время королевский часовщик и чудодей; а еще великий искусник в изготовлении замысловатых игрушек – мастер, достигший в своем искусстве такого совершенства, что сделанное его руками оживает. Дроссельмейер внешне не симпатичен, строг и требователен, беспристрастен.
Принцесса Пирлипат Противоположность Мари. Злая фея Мышильда превратила красавицу Пирлипат в уродливое чудище. Молодой Дроссельмейер расколол для принцессы орех Кракатук , съев ядрышко которого, она возвратилась в свой облик красавицы. По обещанию короля, отца принцессы, герой, который расколдует Пирлипат , должен был получить её руку и королевство. Однако, когда бедный юноша предстал перед спасенной принцессой во всём своём безобразии, «принцесса закрыла лицо обеими руками и закричала: – Вон, вон отсюда, противный Щелкунчик!»
Как было уже замечено в литературо-ведческих работах, сказка «Щелкунчик и Мышиный король» представ- ляет собой затейливые вариации на тему знаменитого сказочного мотива – красавица и чудовище». В рамках сюжетной схемы «красавица и чудовище » обычно действуют три персонажа: героиня-красавица , отец, из-за которого красавица вовлекается в историю, и чудовище, которое оказывается заколдованным принцем и спаса- ется красавицей ..
В «Щелкунчике» первая сюжетная линия строится вокруг Мари, её крёстного-советника Дроссельмейера и Щелкунчика, заколдованного молодого Дроссельмейера . Во второй сюжетной линии – сказке об орехе Кракатук – действуют принцесса Пирлипат , её отец-король (из-за которого завязывается вся история и который перекладывает её развитие на придворного чудодея Дроссельмейера )
Нравственные уроки сказки Как и любая сказка, "Щелкунчик и Мышиный король" несет в себе особый нравственный и моральный урок. Прежде всего, его необходимо усвоить детям, которые все еще верят в чудо и волшебство. Через сказочный сюжет легче всего преподносить уроки детям, так они будут лучше понимать истинные жизненные ценности и добродетели.
Мари - наглядный этому пример. Ведь она полюбила Щелкунчика, несмотря на его непрезентабельную внешность - она сумела разглядеть его доброту, благородство и внутреннюю красоту. Мари совершила поступок - помогла бедному Щелкунчику избавиться от мучений.
А сам Щелкунчик показывает детям, что надо верить в лучшее, мы видим, как невероятная смелость и отвага помогают ему вернуть человеческий облик. Таким образом, сказка Т. Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король" преподносит детям ценные нравственные уроки, через волшебство и счастливый финал.
Произведения Гофмана в мировой культуре Балеты по произведениям Э. Т. А. Гофмана Балет П. И. Чайковского « Щелкунчик » (первая постановка в 1892 году ). Коппелия ( Коппелия , или Красавица с голубыми глазами, фр. Coppélia ) — комический балет французского композитора Лео Делиба . Либретто написано по новелле Э. Гофмана «Песочный человек» Ш. Нюитером ( Charles Nuitter ) и балетмейстером спектакля А. Сен-Леоном). Балет С. М. Слонимского «Волшебный орех» (первая постановка в 2005 году ).
Произведения Гофмана в мировой культуре Экранизации Щелкунчик (мультфильм, 1973) Орех Кракатук , 1977 — фильм Леонида Квинихидзе Щелкунчик и мышиный король (мультфильм) , 1999 год Щелкунчик (мультфильм, 2004) « Гофманиада » Щелкунчик и Крысиный Король ( фильм в формате 3D ), 2010 год Гофман - главный герой мультфильма Гофманиада
Источники http:// ru.wikipedia.org http:// etagofman.narod.ru http:// www.21israel-music.com http ://biopeoples.ru
Презентацию выполнила Андреева А.В Учитель начальных классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению "Волшебный мир игрушек".
Конспект урока по литературному чтению "Волшебный мир игрушек".Список произведений об игрушках....
Урок литературного чтения "Особенности волшебного мира в авторской сказке"
Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО для 4 класса по системе развивающего обучения Л.В.Занкова...
Урок литературного чтения по теме «Особенности волшебного мира в авторской сказке Г.Х. Андерсена «Чайник».
Урок литературного чтения проведён в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Сказки не оставляют равнодушными детей никогда, они очень поучительны и...
Урок литературного чтения на тему: «Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
На данном уроке в группах проходит исследование и изучение особенностей жанра волшебной сказки в произведении Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»....
Реальный и волшебный миры в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана«Щелкунчик и Мышиный Король»
Комбинированный урок литературного чтения в 4 классе по учебнику Н.А. Чураковой....
Урок литературного чтения в 4 классе по теме Особенности волшебного мира в авторской сказке Г. Х. Андерсена "Чайник".
Урок литературного чтения в 4 классе по теме Особенности волшебного мира в авторской сказке Г. Х. Андерсена "Чайник".Сказки не оставляют равнодушными детей никогда, они очень поучительны и и...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс "Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек". Восстановление сюжета сказки по иллюстрациям.
Конспект урока литературного чтения в 4 классе с применением элементов критического мышления....