Урок обучения грамоте
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте в 1 классе.
Учитель: Разуваева Л.В.
Тема: Времена года. Словообразование.
Цель: упражнять в чтение слов с изученными буквами, в словообразовании;
формировать навык правильного чтения; развивать речь учащихся,
умение работать в парах; воспитывать эстетические качества,
чувство прекрасного.
Оборудование: картины времён года, сказочные герои, карточки с
пословицами, магнитофон, самостирающие доски для печатания.
Ход урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
-Давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач.
2. Речевая разминка.
Мы будем разговаривать, всё будем выговаривать так.
Гроздья рябины на солнце горят,
Рябит от рябины в глазах у ребят.
Летит скворец – зиме конец.
О чём вторая скороговорка?
А что такое зима?
3. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы поговорим о временах года и узнаем как могут образовываться новые слова.
4.Работа с учебником.
а) А сейчас открываем учебник страницу 90.
Мы с вами прочитаем загадки и отгадки запишем в подходящую схему.
(чтение загадок вслух, анализ отгадки)
Сколько звуков в отгадке?
Найдите схему.
б) Работа с картинами по временам года.
О чём говорят вам эти слова?
А теперь посмотрите на картины и скажите какое время года на них изображено и назовите признаки этого времени года.
( ответы учащихся)
Ребята, а кто из вас знает стихи о временах года?
Пожалуйста прочитайте нам. (чтение стихов учащимися)
в) Сейчас открываем пособие «Я читаю!» страница 27.
Самостоятельно читаем текст.
А теперь ответьте на вопросы.
- О каком времени года говорится в сказке?
- Найдите предложения в которых об этом сказано. (выборочное чтение)
5. Физкультминутка.
- Ребята! Сейчас мы с вами отправляемся в зимний....
Ой, а вам самим нужно догадаться куда мы поедем, так как у нашего слова заблудился звук.
Помогите, иначе сани не поедут.
На пожелтевшую траву
Бросает лев свою листву.
Что не так? (правильно лес)
А о каком лесе здесь идёт речь?
Но мы с вами поедем в зимний лес. Держитесь крепче.
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег,
Мчимся мы быстрее всех!
Потом в лес все побежали
И в снежки играть мы стали.
Раз и два, раз и два
Наигралась детвора.
6. Актуализация знаний о месяцах года.
Скажите, а какой месяц является серединой зимы?
А что ещё знаете об этом месяце? (начало года)
Сколько месяцев в году? Назовите.
Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите зимние, весенние, летние, осенние.
Теперь напечатайте название месяца в котором вы родились, поставьте ударение и разделите на слоги. ( один ученик выполняет у доски).
Как определить количество слогов в слове?
Дайте характеристику первому звуку в вашем слове.
На какой вопрос отвечают слова, обозначающие название месяцев?
Почему?
А к какой части речи они относятся?
7. Физкультминутка для глаз.
Внимательно понаблюдайте за этим шариком. Он приготовил для вас сюрприз и привёл в гости одного из героев сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Посмотрите, как зовут этого героя?
А из какого он времени года?
Кто из вас хочет, чтобы быстрее пришла весна?
Но март приведёт весну только в том случае, если вы выполните задания, которые он вам приготовил.
8. Работа с буквами.
А вот и первое задание. Что это?
Р л О д б К м в Я у А ж е Н
Какие задания с буквами вы можете выполнить?
Какую роль могут выполнять гласные? (образовывать слоги, обозначать мягкость и твёрдость)
Что особого вы знаете про буквы е ё ю я?
Какими могут быть согласные? Назовите парные согласные? Непарные звонкие? Глухие?
Какие согласные имеют индивидуальные особенности?
А зачем нужна большая буква?
Что относится к географическим названиям?
9. Работа в парах.
Ну, а ещё март решил проверить как хорошо вы усвоили некоторые правила и умеете находить опасные места в словах.
Он предлагает вам прочитать пословицы на карточках, объяснить как вы её понимаете найти и отметить опасные места, а затем поменяться карточками и проверить работу друг у друга.
(работа в парах)
10. Работа с учебником страница 91.
а) чтение 1-го столбика
Что можете сказать о словах этого столбика?
Выделите общую часть .
Как называется общая часть родственных слов?
С помощью чего образовались новые слова?
Какую роль играет ь знак в словах?
Что ещё можно сказать об этих словах? (ед. ч. и мн. ч.,
все существительные)
б) чтение 2-го столбика
Что обозначают слова второго столбика?
Продолжите закономерность.
Что обозначают новые слова?
Выделите общую часть.
Как образовались новые слова?
( В русском языке сочетание этих букв называется суффикс и при помощи него образуются новые слова)
А теперь подчеркните в этих словах буквы, которые обозначают мягкость согласных.
Какую ещё особенность вы знаете про буквы е ё ю я .
в) Игра. Придумай слова в которых звуков больше, чем букв.
11. Итог урока. Рефлексия.
О чём говорили сегодня на уроке? Что нового открыли для себя?
Понравился вам урок? Я хочу, чтобы вы оценили его и показали мне свою оценку, нарисовав мимику человечка. (эмоциональная оценка урока)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...
УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС
Тема: Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму
Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....