Конспект урока обучения грамоте и краеведение "Филин в помощь звукам [ф] и [ф´] и букве, которая их обозначает."
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Фостенко Лариса Викторовна

Данный урок соответствует новому образовательному стандарту второго поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Звук [ф] [ф ]  и буква, которая их обозначает.
Цель урока: научиться отличать данные звуки от других звуков; научиться читать слоги, слова с новой буквой.
Планируемый результат: 
Предметные: характеризовать звуки русского языка; формировать навык чтения, учиться работать с текстом.
Метапредметный:
- регулятивные:  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 - познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;
- коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных  коммуникативных задач;
- личностные: формировать учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения к новой частной задачи.
Оборудование: проектор для просмотра слайдов, презентация, тексты для чтения.

Этапы урока

Характеристика деятельности учителя

Характеристика деятельности учеников

Планируемый результат

1. Организационный момент

- На уроке мы сегодня будем все внимательны
И с заданием справляться будем обязательно

Личностный результат: 

ценностные установки: важность исполнения роли «хорошего» ученика.

2

Формулирование учащимися темы и цели урока.

-  Посмотрите на данные картинки. Что изображено на первой?

- Что такое фонари?

- Какой предмет изображён на втором рисунке?

- Кто знает, как называется это растение? ( Если затрудняются открыть стр. 96 в Атласе – определителе и прочитать о фикусе)

 - Сравните слова фонари и фикус. Найдите в них возможно большое количество различий.

- Сравните звуки, с которых начинается слова фонари и фикус  и сформулируйте тему урока.

 - Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цель нашего урока.

- Приступим к реализации первой цели.

- Фонари

- Фонари – это специальные приборы, которые дают свет.

- На второй картинке изображено растение.

- В слове фонари три слога, а в слове фикус – два.

- В слове фонари ударение падает на третий слог, а в слове фикус -на первый.

- Слово фонари состоит из 6 слогов, а слово  фикус – из 5.

- Слово фонари оканчивается на гласный, а слово фикус -  на согласный.

-  Слово фонари начинается со звука[ф], а слово фикуса – со звука [ф ], Значит тема сегодняшнего урока –«Звуки [ф] и [ф  ], и буква, которая их обозначает».

-Познакомиться со звуками [ф] и [ф ], и буквой, которая их обозначает; учиться отличать  звуки [ф] и [ф  ], о других звуков и букв; читать слоги и слова с новой буквой.

Личностный результат: 

сформировать желание выполнять учебные действия.

Метапредметный результат:

Регулятивные учебные действия: учить определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные универсальные учебные действия:

универсальные логические действия:  проводить простые логические действия (анализ, синтез, обощение).

Коммуникативные универсальные учебные действия

формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. 

3

Знакомство с новыми звуками.

- Знакомится с новыми звуками нам сегодня помогает дядя Фёдор из Простоквашино. Он посадил на своём огороде очень полезное бобовое растение, название которого состоит из двух слогов. Первый слог обозначает название ноты. Второй – название приправы к пище.

- Произнесите первый звук слова фасоль.

- Ещё раз  произнесите звук [ф] ,определите, как проходит воздух при его произнесении, каков характер его звучания; какой звук следует за ним.

- Дайте короткую характеристику звуку [ф ] .

- Игра «Снежный ком». Назовите по одному слову, в котором есть звук [ф] , повторяя все ранее сказанные слова (по принципы снежного кома)

Вспомните, о каком растении мы говорили с вами в начале урока. Дядя Фёдор посадил в своём доме это растение.

-Произнесите слово фикус, выделяя в нём первый звук.

-  Это звук [ф  ] .
- Произнесите звук [ф  ] .Теперь охарактеризуйте его, доказывая свои мысли.

- Дайте короткую характеристику звуку [ф  ].

-Игра «Снежный ком». Назовите по одному слову, в котором есть звук [ф ] , повторяя все ранее сказанные слова (по принципы снежного кома)

- Давайте подведём итог первой части урока. Составьте в паре вопрос своим одноклассникам.

- Это фасоль. В нём первый слог фа. Это название ноты. Второй слог соль. Это приправа к пище.

- Это звук [ф] .

- При произнесении звука [ф] воздух встречает преграды, значит он согласный. В его произнесении участвует только шум значит , он глухой. За ним следует звук [а] .значит , он твёрдый.

- Звук [ф ] .согласный, твёрдый, глухой, парный.

(играют в игру)

- Это слово фикус.

- При произнесении звука [ф  ] воздух встречает преграды, значит он согласный. В его произнесении участвует шум, значит , он глухой. Звук [ф  ] произносится мягко. Значит он мягкий.

- Звук [ф  ] согласный, мягкий, глухой, парный.

(играют в игру)

(составляют и отвечают на вопросы)

Метапредметный результат:

Регулятивные учебные действия: учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве  с учителем.

Познавательные универсальные учебные действия.

Универсальные логические действия:  формировать способность и умение проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение).

Коммуникативные универсальные учебные действия:
формировать  умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Формировать умение работать в парах.

Физминутка.

- Дядя Фёдор – очень самостоятельный мальчик. Вы тоже многое умеете делать сами. Попытайтесь сегодня сами провести физминутку. Какие упражнения вы могли бы предложить одноклассникам?

(выполняют движения)

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Формирование невербальных способов коммуникации – посредством жестов, мимики.

4

 Знакомство с новой буквой.

- Какая следующая цель стоит перед нами?

- Недалеко от домика дяди Фёдора есть полянка. На ней рассыпаны буквы. Найдите новую букву.

- Как она называется?

- На какие предметы похожа буква Ф?
- Встаньте из-за парт и изобразите букву Ф.
- Определите место буквы Ф на ленте букв.

- С новой буквой мы познакомились. Что мы будем делать дальше?

- Мы познакомимся с новой буквой.

(находят букву)

- Это буква «эф».

- Мы поместим букву Б на серый цвет, так она согласная.

- Мы будем читать слоги.

Метапредметный результат:

Регулятивные учебные действия: высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

Познавательные универсальные учебные действия.

Универсальные логические действия:  формировать  умение проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение).

Коммуникативные универсальные учебные действия:
формировать  умение объяснять свой выбор, строить фразы. Формировать умение работать в парах.(задавать вопросы).

5

 Чтение слогов новой буквой.

- Прочитайте данные слоги в прямом и обратном порядке, а дядя Фёдор оценит вашу работу.

- Прочитайте данные слоги, объединив их в группы. Какие у вас получились группы?

 - На какие две группы можно разделить все слоги. (Работа в парах)

- Посмотрите на другую запись. Прочитайте эти слоги , объединив их попарно.

(читают слоги)

- В первую группу войдут слоги Фа ФО ФУ ФЫ . В ни буква Ф обозначает твёрдый звук.

- Во вторую группу войдут слоги ФЕ ФИ. В них буква Ф обозначает мягкий звук.

(делят на группы по самостоятельно найденному признаку)

5

 Чтение слов и предложений с новой буквой.

- Какая следующая цель стоит перед нами?

- Дяде Фёдору показалось, что вы легко справились с этим заданием. И он решил предложить вам другую работу. Он написал два столбика слов. Просит их прочитать и сформулировать задание с этими словами?

- Исключите слово из первого столбика не менее чем по трём признакам.

(Работа со словарным словом)

- Картофель – это растение. Назовите мне ещё растения, не забывая темы нашего урока. Все растения можно назвать, одним словом ФЛОРА.

- Какое слово можно исключить из второго столбика? Назовите мне ещё животные, не забывая темы нашего урока. Все растения можно назвать, одним словом ФАУНА

- Дядя Фёдор жил вблизи леса и очень часто слышал этот звук и очень хотел знать , кому он пренадлежит.

-Мы будем читать слова и предложения с новой буквой.

- Из каждого столбика можно исключить лишние слова.

- Можно исключить слово картофель.

- Это слово дельфин.

В первую цепочку войдут названия животных.


(читают загадку, отгадывают её, читают текст про филина)


Личностный результат: формировать позитивное отно-шение к окружающему миру.

Метапредметный результат:

Регулятивные учебные действия: высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

Познавательные универсальные учебные действия.

Универсальные логические действия:  формировать  умение устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные универсальные учебные действия:формировать  умение объяснять свой выбор, строить фразы. Формировать умение работать в парах.

Итог

урока.

- Поработайте в парах и задайте вопросы своим одноклассникам   по сегодняшнему уроку.

- За что я могу вас сегодня похвалить?

- Оцените свою работу на уроке.

(задают вопросы)

(рисуют на смайликах)

Личностные результаты: формировать интерес к себе и окружающему миру.

Метапредметный результат:

Коммуникативные универсальные учебные действия:
формировать  умение задавать вопрос .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обучения грамоте и краеведение. Филин в помощь звукам [ф] и [ф´] и букве, которая их обозначает.

Познакомиться c новыми звуками   и с буквой Ф поможет дядя Фёдор из деревни Простоквашино и филин....

план-конспект урокаобучения грамоте по теме"Знакомство с буквой Оо"

Разработка урока по УМК "Начальная школа 21 века" с использованием электронных заданий единых образовательных ресурсов(ЕОР). Данный урок можно использовать в работе по любому УМК.Разработка поможет вс...

Урок обучения грамоте "Звуки [х],[х\'] и буква, которая их обозначает

На уроке представлена интересная фонетическая, словарная работы. Большое внимание уделяется развитию речи....

Урок обучения грамоте и краеведение. Птица тупик поможет изучить звуки [т] и [т´] и букву, которая их обозначает.

На данном уроке учащиеся познакомятся с братьями Тимом и Томом, которые пригласят в гости северную птичку тупик. В результате младшие школьники познакомятся с ноыми звуками и буквой Т....

Урок обучения грамоте и краеведение. Звуки [ш] и буква, которая его обозначает. Шикша.

 Урок обучения грамоте по УМК «Школа России»  составлен в соответствии с новыми образовательными стандартами второго поколения. На уроке представлены задания для читающих учащихся...

Урок обучения грамоте. Звуки [ д, д ’] и буква,которая их обозначает.

Урок обучения грамоте по программе " Школа 21 века" разработан с применением технологии проблемно- диалогического обучения....

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: «Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает» , УМК «Перспектива» (1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представления учащихся о звуках [х] ,[х’] и о букве, которая их обозначает.Задачи урокаДидактические:Научить отличатьзвук...