Урок обучения грамоте и краеведение. Птица тупик поможет изучить звуки [т] и [т´] и букву, которая их обозначает.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Фостенко Лариса Викторовна

На данном уроке учащиеся познакомятся с братьями Тимом и Томом, которые пригласят в гости северную птичку тупик. В результате младшие школьники познакомятся с ноыми звуками и буквой Т.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:
– формировать умение различать гласные и согласные звуки;
– формировать умение выделять звук в слове;
– формировать умение анализировать текст.
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
1) 
формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2
) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
3)
 формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
4)
 формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
5)
 формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) 
формируем умение слушать и понимать других;
2)
 формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3)
 формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4)
 формируем умение работать в паре и в группе.
Регулятивные УУД:
1)
 формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2)
 формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3
) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4)
 формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1)
 формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
2)
 формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2)  воспитание трудолюбия, способности к познанию;
3) экологическое воспитание;

Содержание деятельности учителя

Содержание  деятельности учащихся

Мобилизующий этап:

- Сегодня у нас много гостей. Давайте их поприветствуем.

-  Мы рады приветствовать Вас в классе нашем,
Возможно есть классы и лучше и краше,
И пусть в нашем классе Вам будет тепла,
Пусть будет уютно и очень светло.

Формулирование темы и цели урока:

- Сегодня к нам на урок пришли два брата: Том и Тим.

Слайд 2. 

- Сравните между собой первые звуки их имён и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Слайд 3.    
- Отталкиваясь от темы урока и опираясь написанные на слайде фразы, сформулируйте цель нашего урока.

Слайд 4.      

- Приступаем к реализации первой цели.

- Слово Том начинается со звука [т], а Тим – со звука [т  ] Значит, тема нашего урока – «Звуки  [т] и [т  ] и буква, которая их обозначает.

- Цель нашего урока – познакомиться со звуками [т]  и [т ] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать  звуки  [т]  и [т ] и букву, которая их обозначает от других звуков и букв; учиться читать слоги и слова с новой буквой.

Организация познавательной деятельности.

- Произнесите слово Том, выделяя в нём первый звук.
- Назовите первый звук в слове
Том.
-
 Скажите, как проходит воздух через горлышко при произнесении звука [т], и сделайте вывод.
Слайд 5.        
- Определите, что слышится при произнесении звука [т]: голос или шум или только шум, и сделайте вывод.
 Слайд 6.          

- Определите, какой гласный следует за звуком  [т], и сделайте вывод.

Слайд 7 .        
- Произнесите слово
Тим, выделяя в нём первый звук.
- Назовите первый звук в слове Т
им.
-
 Определите, как проходит воздух через горлышко при произнесении звука [т  ], и сделайте вывод.
 Слайд 8 .         

- Определите, что слышится при произнесении звука [т  ]: голос или шум или только шум, и сделайте вывод.
 Слайд 9.          

- Определите, что слышится при произнесении звука [т  ]: голос или шум или только шум, и сделайте вывод.


 Слайд 10.          
- Сделайте общий  вывод по этой части нашего урока.

- Том и Тим решили построить жилище для животных, которые по какой – либо причине остались без крова. Они долго думали, что будет для животных удобнее: дом, изба или теремок. Определите, что построили братья?
 Слайд 10.     

- Как только теремок был готов, в нём поселили животных. Я буду перечислять названия разных животных, а вы с помощью хлопка в ладоши покажите, кто  из них стал обитателем  теремка. По какому признаку вы будете определять этих животных?

- Слон, тигр, волк, тетерев, таракан, лиса, стриж, аист, летучая мышь.

Слайд 11.

- Звери решили сделать территорию  около теремка красивой. Они посадили возле своего дома цветы, а какие -  вы определите сами. Что росло на клумбе: тюльпаны или розы?
Слайд 12. 
- Как вы думаете, какие деревья посадят рядом с домом звери : осины, тополя или лиственницы?
Слайд 12. 

- Т-т-т-ом.
-
Это звук [т].
- При произнесении звука [т] воздух встречает преграду. Значит, звук  [т] согласный.





- При произнесении звука [т] слышится только шум, значит, он глухой.





- За  звуком  [т] следует гласный [о], значит, он твёрдый.







-  Это звук [т  ].                          

- При произнесении звука [т  ] воздух встречает преграду. Значит, звук  [т  ] согласный.        

 

  - При произнесении звука [т  ] слышится только шум, значит, он глухой.

- За  звуком  [т  ] следует гласный [и], значит, он мягкий.

- Мы познакомились со звуками [т] и [ т  ].  Звук [т] согласный, глухой, твёрдый. Звук [т   ] согласный, глухой, мягкий.

- Братья построили теремок, потому что в этом слове есть звук [ т  ].

- В названиях этих животных должен быть звук [т] и [ т  ].





- В теремке поселились тигр, тетерев, таракан, стриж, аист, летучая мышь.


- На клумбе росли тюльпаны.








- Теремок окружали тополя и лиственницы.

Физминутка.

- На физминутке мы узнаем, какие предметы окружали животных в самом теремке. Если названным мною предмет есть в теремке, вы делаете наклон вперёд, если нет подпрыгивайте.

Слайд 13. 

Стол, диван, тахта, стулья, картины, терелки, кресла, ковры,телевизор.

Знакомство с новой буквой.

- Ребята, Тим и Том захотели показать животным, как  выглядит буква Т, но она рассыпалась, давайте поможем её собрать
- А как она называется?
- На какой квадратик мы поместим букву Т на ленте букв?

- Том и Тим продолжали заботиться о животных теремка и даже учили их читать. С чего они начали?
- Том и Тим напечатали слоги и предложили  сначала вам  их прочитать с заданием. Как вы думаете, с каким?
Слайд 14.
- А теперь братья усложнили задание, они убрали слоги с буквой Н, а перед слогами с буквой Т добавили букву Т, и букву С.
Слайд 15.
 

- Жители теремка оказались гостеприимными хозяевами. Они  с удовольствием принимали у себя гостей. Давайте узнаем, кто приходил в качестве гостя в теремок.

Слайд 16. 
- Некоторые приходили  особенно часто. По какому признаку их можно определить?
- Прочитайте слова так, чтобы было ясно, кто был в теремке всего один раз, а кто – два раза и более.
- Неожиданно к ним  в гости прибыл ещё один гость, а кто это вы отгадаете сами.
Клюв не острый, а тупой,
Яркий необычно.
Гнёзда роет он в местах,
Очень непривычных!
Далее следует показ слайдов про тупиков.
В конце показа работа в группах  по работе с текстом.

Работают на интерактивной доске. Диск «Буквария».
-
Буква «тэ».

- На ленте букв мы поместим букву Т в синий квадратик, так как она согласная.


- Они начали с чтения слогов.

- Сначала прочитать слоги с буквой  Н, а потом -  с буквой Т.
Читают слоги.

Выполняют задание.

Читают слова.








- В названии гостей должна быть буква Т.

 Выполняют задание.


- Это  птица тупик.

Рефлексия.

- В начале урока мы поставили пред собой цели, смогли мы их достичь.

- Если на уроке вам было всё понятно, и вы хорошо работали, сделайте так.
Если вам было не всё понятно, и вы работали не в полную силу, опустите голу.
Если вы ничего не поняли и не работали, закройте лицо руками.
- Спасибо за урок!

- Да смогли. Мы познакомились с новыми звуками, читали слоги и слова с новой буквой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 классе по ОС "Школа 2100". Тема: "Звук [ж], буквы Ж, ж. Письмо слов с жи".

Урок по курсу "Обучение грамоте"  по теме "Звук [ж], буквы Ж, ж. Письмо слов с жи" был проведен в нетрадиционной форме: путешествие...

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Презентация к уроку обучения грамоте и краеведение. Филин в помощь звукам [ф] и [ф´] и букве, которая их обозначает.

Познакомиться c новыми звуками   и с буквой Ф поможет дядя Фёдор из деревни Простоквашино и филин....

Конспект урока обучения грамоте и краеведение "Филин в помощь звукам [ф] и [ф´] и букве, которая их обозначает."

Данный урок соответствует новому образовательному стандарту второго поколения....

Отзыв на открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классе на тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»

Отзывна открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классена тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»...

Урок обучения грамоте и краеведение. Звуки [ш] и буква, которая его обозначает. Шикша.

 Урок обучения грамоте по УМК «Школа России»  составлен в соответствии с новыми образовательными стандартами второго поколения. На уроке представлены задания для читающих учащихся...

Игры на уроках обучения грамоте "Четвёртый лишний. Птицы"

Данный материал предназначен для работы на уроках обучения грамоте в букварный период....