Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс (В. А. Лазарева)
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме

Шипика Ольга Владимировна

Материал включает: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы. материально- техническое обеспечение предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.3_klass.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

       Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373) и на основе программы по литературному чтению для третьего класса четырёхлетней начальной школы (автор – В.А.Лазарева (программа  развивающего обучения Л. В. Занкова) ) и рассчитана на  3 часа в неделю, 102  часа в год.

    Запланировано             102 часа в год  

Третий год обучения выстроен на основе родо-жанрового подхода и характеризуется дальнейшим освоением природы художественного текста через углубление и расширение представлений учащихся о жанрах: миф, былина, сказка, сказ, басня, рассказ, пьеса. Ученики-читатели учатся находить в произведении элементы сюжета, овладевают кратким пересказом произведения и пересказом текста с его творческой обработкой. В процессе работы над лирикой учащиеся наблюдают за способами выражения чувств автора и учатся передавать в своём выразительном чтении сложное переживание и развитие чувства, соотносить зрительный образ с чувственным, образ-переживание — с главной мыслью произведения.

     Более глубокое освоение жанра сказки и развитие навыков анализа текста у учащихся происходит при сравнении похожих по тематике народной и авторской сказок, русских народных сказок и сказок других народов. Авторская сказка представлена произведениями как уже знакомых авторов (А. С. Пушкин, Г.-Х. Андерсен), так и сказочников 20 века (К. Г. Паустовский, Е. Л. Шварц, А. П. Платонов).

Особенности рассказа учащиеся постигают в процессе чтения рассказов современных детских писателей и осмысления более сложных понятий и способов изображения, а также анализа произведений этого жанра. Они сами учатся составлять систему образов произведения, определять место и роль литературного героя в развитии сюжета, способы изображения развития характера героя и внутренней борьбы как основы его эволюции, выявлять в тексте и осмысливать роли художественных деталей и портрета.

    Углубление в лирику происходит через вхождение учеников-читателей в сложное лирическое переживание. Расширяются представления детей о фантастическом изображении действительности, об основах художественного вымысла; учащиеся знакомятся со «странными» героями, сюжетами, событиями, разбираются в природе юмора.

      Обращённость текстов к возрасту третьеклассников, знакомые сюжетные коллизии, узнаваемые ситуации способствуют личностному восприятию учениками- читателями художественных произведений. Возрастные особенности позволяют включить учащихся в осмысление более сложных нравственных проблем, чем раньше. Анализируя народные сказки, дети осознают, что главными достоинствами русского человека наш народ всегда считал героизм при защите своей Родины, доброту и трудолюбие. Расширяется представление детей о мире и жизни других народов через изучение мифов и зарубежного фольклора.

    На уроке преобладают задания занимательные, игровые, но помогающие решать серьёзные учебные задачи высокого уровня трудности. Развиваются и совершенствуются навыки написания творческих работ учащихся на литературные темы. Учащиеся осваивают такие формы письменных работ, как сочинение-рассуждение о нравственной проблеме, сказка, сочинённая «в заданном ключе» (по Д. Родари), сочинение по картине, отзыв на книгу и др.

      Проводятся беседы, дидактические игры. В урок  включаются  разнообразные задания для учащихся: выполнение занимательных заданий, отгадывание загадок, объяснение пословиц, практическая работа, исследование, составление схем, плана, распределение понятий на группы, задания на исключение «лишнего» понятия и др. Эта деятельность дополняется иллюстрированием, сочинительством, просмотром электронных презентаций и видеофрагментов. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, совместное чтение книг, их обсуждение в классе.  Занятия могут проводиться не только в классе, но и в библиотеке, на улице, в музее и т. д.

     Дети заучивают наизусть 15-20 стихотворений, что способствует расширению их литературного багажа, развитию памяти, воображения, формированию коммуникативных навыков. Вводятся и прозаические отрывки для заучивания.

       От успешности изучения курса литературного чтения зависит результативность обучения по другим предметам начальной школы.

                  

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

      Главные учебные цели и задачи этого года обучения:

- продолжить формирование навыков анализа художественных текстов разных родов и жанров, познакомиться с эпитетами;

-углубить представления об уже знакомых ученикам-читателям сказках, рассказах, баснях и познакомить с мифом, былиной, сказом;

-познакомить детей с драмой как особым литературным родом;

-углубить представления о лирике через изучение художественных способов изображения картины мира и передачи чувств в лирическом тексте;

-начать подготовку детей к работе в старших классах с классическими учебниками, в которых материал будет излагаться в форме статей;

-продолжить и углубить работу над формированием нравственных представлений учащихся через осмысление общечеловеческих и национальных основ нравственности.

         

КОМПЕТЕНЦИИ

В конце третьего года обучения учащиеся должны: 

знать:

- наизусть 15-20 стихотворений разных авторов;

- имена 4-5 классиков русской и зарубежной литературы;

- имена 4-5 современных писателей (поэтов); название и содержание их произведений, прочитанных в классе;

уметь:

- читать вслух ориентировочно 70–80 слов в минуту, про себя — ориентировочно на 20–30 слов больше;

- менять темп и способ чтения в зависимости от задач;

- ориентироваться в тексте, находить в нём повествование, описание, рассуждение;

-  уметь пересказывать текст кратко и с его творческой обработкой;

- различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину, сказку, сказ, басню, рассказ;

- объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную оценку;

- передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя и своё внутреннее видение картины, нарисованной автором;

- овладеть терминами: миф, былина, басня, сказ, пьеса, сюжет, пейзаж, эпитет.

В течение третьего года обучения литературному чтению учащиеся получают первоначальные представления:

 - о способах создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;

- о возможности передать сложное настроение, изобразить развитие чувства;

-  о соотнесении главной мысли и названия произведения;

- о роли портрета и пейзажа в произведении;

-  о неожиданности как природе комического.

В течение третьего года учащиеся получают нравственные представления:

- о защите Родины, патриотизме, героизме, отваге и смелости, об ответственности человека за свою судьбу, о сметливости, талантливости и щедрости русского человека, о великодушии и совестливости.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Название темы

Примерное количество часов

1.

Осенние странички.

6

2.

Народные сказки.

18

3.

Преданья старины глубокой.

12

4.

Зимние странички.

3

5.

Авторские сказки.

                    12

6.

Весенние странички.

4

7.

Рассказы.

17

8.

Басни.

4

9.

Поэзия.

14

10.

Пьесы.

6

11

Летние странички.

5

ИТОГО:

101

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

По программе              3 часа недел 102 часов в год

Запланировано      101 час в год

                                                                                                         

1 четверть-24 часа

Тема 1: Осенние странички (7 часов)

Дата

Содержание

Кол – во часов

Тип урока

1.

03.09

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

Ф. И. Тютчев « Сентябрь холодный бушевал..»

1

УИНМ

2.

05.09

Г. А. Ладонщиков. Верная примета.

А. К. Толстой « Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»

1

     УИНМ

3.

07.09

С. А. Есенин «Нивы сжаты. Рощи голы…»

1

УИНМ

4.

10.09

Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной..»

1

УСЗУН

5.

12.09

Работа над картиной И. С. Остроухова «Золотая осень»

1

    УИНМ

6.

  14.09

Обобщающий урок. Урок – концерт.

1

УО

Тема 2: « Народные сказки» (18 часов) 

       №

Дата

Содержание

Кол-во часов

Тип урока

1/7

17.09

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…

1

УИНМ

2/8

3/9

  19.09

21.09

Баба-яга. (Русская народная сказка)

Баба-яга. (Русская народная сказка)

2

УИНМ

УСЗУН

4/10

  24.09

«Сивка-бурка». (Русская народная сказка)

1

УИНМ

5/11


6/12


7/13

  26.09


  28.09


  01.10

««Сивка-бурка». (Русская народная сказка)

Сивка-бурка» (Русская народная сказка)

«Сивка-бурка». (Русская народная сказка)

          3

 УСЗУН

                 

 УСЗУН


 УСЗУН

8/14

 9/15

10/16

  03.10

  05.10

  08.10

Бой на Калиновом мосту. (Русская народная сказка)

3

 УИНМ

УСЗУН

УСЗУН

11/17

12/18

   10.10

  12.10

Дочь семилетка. (Русская народная сказка)

2

УИНМ

УСЗУН

13/19


14/20

   15.10


   17.10

   

Каша из топора.(Русская народная сказка)

Театрализованная игра «В свете есть такое чудо»

1


1

УИНМ


УСЗУН

15/21

   19.10

Бедняк и богач.(Литовская народная сказка)

1

УИНМ

16/22

   22.10

Кукушка. (Ненецкая народная сказка)

1

УСЗУН

17/23

   24.10

«Ах» и «Ох». (Узбекская народная сказка)

УСЗУН

18/24

   26.10

Земляника под снегом. (Японская сказка)

1

УСЗУН

2 четверть -23 часа

Тема 3: «Преданья старины глубокой» (12 часов)

Дата

Содержание

Кол-во часов

Тип урока

1/25

 07.11

Работа по картине В. М. Васнецова «Богатыри».

1

УИНМ

2/26

09.11

Илья Муромец и Соловей-разбойник.

1

УИНМ

3/27

12.11

Добрыня Никитич и Змей.

1

УСЗУН

4/28

14.11

Алёша Попович и Тугарин Змеевич»

1

УСЗУН

5/29

16.11

Мифы древних греков.

1

УИНМ

6/30

19.11

Лернейская гидра.

         1

УИНМ

7/31

21.11

Подвиги Геракла.

1

УСЗУН

 8/32

23.11

Знакомство с мифами древних славян.

1

УИНМ

9/33

25.11

 Миф «Святогор – древний хранитель мира».

1

УСЗУН

10/34

28.11

Мифы древних славян.

         1

УСЗУН

11/35

30.11

Проверочная работа.

         1

УК

12/36

03.12

Музей старинных вещей.

1

УСЗУН

Тема 4: «Зимние странички » (3 часа)

Дата

Содержание

Кол – во часов

Тип урока

1/37

05.12

А. С. Пушкин В то год осенняя погода…»

1

УИНМ

2/38

07.12

С. Я. Маршак «Как поработала зима»

1

УСЗУН

3/39

10.12

А. А. Фет «Печальная берёза».

С. А. Есенин «Белая берёза».

       1

УСЗУН

Тема 5: «Авторские сказки» (12 часов)

Дата

Содержание

Кол – во часов

Тип урока

1/40

12.12

Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

1

УИНМ

2/41

14.12

Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

1

УСЗУН

3/42

17.12

Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

1

УСЗУН

4/43

19.12

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

1

УСЗУН

5/44

21.12

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

1

УСЗУН

6/45

24.12

. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

1

УСЗУН

7/46

  26.12

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

1

УСЗУН

8/47

  28.12

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

1

УСЗУН

       3 четверть - 28 часов

9/48

14.01

К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб».

1

УСЗУН

10/49

16.01

К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб».

1

УСЗУН

11/50

18.01

К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб».

1

УСЗУН

12/51

21.01

Проверочная работа.

1

УК

Тема 6: «Рассказы» (17 часов)

Дата

Содержание

Кол – во часов

Тип урока

1/52

23.01

В. К. Железников «Три ветки мимозы».

1

УИНМ

2/53

25.01

В. К. Железников «Три ветки мимозы».

1

УСЗУН

3/54

28.01

Б. С. Житков «Как я ловил человечков».

1

УИНМ

4/55

30.01

Б. С. Житков «Как я ловил человечков».

1

УСЗУН

5/56

01.02

Б. С. Житков «Как я ловил человечков».

1

УСЗУН

6/57

04.02

Ю. Я. Яковлев «Полосатая палка».

1

УИНМ

7/58

06.02

Ю. Я. Яковлев «Полосатая палка»

1

УСЗУН

8/59

08.02

Ю. Я. Яковлев «Полосатая палка»

1

УСЗУН

9/60

11.02

Ю. Я. Яковлев «Полосатая палка»

1

УСЗУН

10/61

13.02

В. К. Железников «Рыцарь».

1

УИНМ

11/62

15.02

В. К. Железников «Рыцарь».

1

УСЗУН

12/63

18.02

С. Г. Георгиев «Дедушка».

1

УИНМ

13/64

20.02

С. Г. Георгиев «Дедушка».

1

УСЗУН

14/65

22.02

С. Г. Георгиев «Дедушка».

1

УСЗУН

15/66

25.02

К. Г. Паустовский «Кот – ворюга».

1

УИНМ

16/67

27.02

К. Г. Паустовский «Кот – ворюга».

1

УСЗУН

17/68

01.03

Музей старинных вещей.

1

УСЗУН

Тема 7: «Весенние странички» (4 часа)

.

Дата

Содержание

Кол – во часов

Тип урока

1/69

04.03

А. С. Пушкин «Гонимы вешними лучами...

1

УИНМ

2/70

06.03

С. А. Есенин «Черёмуха».

1

УСЗУН

3/71

11.03

А. Л. Барто «Март – апрель».

1

УСЗУН

4/72

13.03

И. С. Соколов – Микитов «Грачи».

1

УСЗУН

Тема 8: «Басни» (5 часов)

.

Дата

Содержание

Кол –во часов

Тип урока

1/73

15.03

Эзоп «Пчёлы и Зевс».

1

УИНМ

2/74

18.03

И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».

1

УСЗУН

3/75

20.03

Проверочная работа.

1

УК

4 четверть -  26 часов

5/76

01.04

С. В. Михалков «Дальновидная Сорока».

1

УСЗУН

Тема 9: «Поэзия» (14 часов)

Дата

Содержание

Кол –во часов

Тип урока

1/77

03.04

А. С. Пушкин «Зимнее утро».

1

УИНМ

2/78

05.04

А. А. Фет «Ещё светлее за окном».

1

КУ

3/79

08.04

И. С. Никитин «Утро».

1

КУ

4/80

10.04

А. А. Ахматова Цветов и неживых вещей».

1

КУ

5/81

12.04

Н. М. Рубцов «Хлеб».

1

КУ

6/82

15.04

Ю. И. Коваль «Вот шагает гражданин».

1

КУ

7/83

17.04

Р. Ф. Сеф «Слёзы»

1

КУ

8/84

19.04

Г. Б. Остер «Очень страшная история».

1

КУ

9/85

22.04

Из русского фольклора.

УИНМ

10/86

24.04

Из английского фольклора.

       1

УИНМ

11/87

26.04

Ю. И. Коваль «Сундук»

       1

КУ

12/88

29.04

Ю. Д. Владимиров «Ниночкины покупки».

       1

КУ

13/89

03.05

О. Е. Григорьев «Полотёр».

       1

КУ

14/9 0

06.05

Э. Н. «Неудачник».

       1

КУ

Тема 10: «Пьесы» (6 часов)

Дата

Содержание

Кол –во часов

Тип урока

1/91

08.05

Е. Л. Шварц «Красная Шапочка».

1

УИНМ

2/92

10.05

Е. Л. Шварц «Красная Шапочка».

1

УСЗУН

3/93

13.05

Е. Л. Шварц «Красная Шапочка».

1

УСЗУН

 4/94

15.05

Е. Л. Шварц «Красная Шапочка».

1

УСЗУН

  5/95

17.05

Е. Л. Шварц «Красная Шапочка».

1

УСЗУН

6/96

20.05

Проверочная работа.

1

УК

Тема 11: «Летние странички» (5 часов)

Дата

Содержание

Кол –во часов

Тип урока

1/97

22.05

С. А. Есенин «С добрым утром!»

1

УИНМ

2/98

24.05

В. В. Маяковский «Тучкины штучки».

1

КУ

3/99

27.05

Проверочная работа.

1

УК

4/100

29.05

И. А. Бунин «Детство».

1

КУ

5/101

31.05

Ф. И. Тютчев «В небе тают облака».

1

УСЗУН

УИНМ - урок изучения нового материала

УСЗУН – урок совершенствования знаний, умений и навыков

КУ – комбинированный урок

УО – урок обобщения

УК – урок контроля

УЭ – урок экскурсия

Материально-техническое обеспечение предмета

«Литературное чтение».




Наименования учебного оборудования


Отдельные замечания


1.


Печатные пособия



Портреты писателей.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с с содержанием программы.

Иллюстрации к литературным произведениям.

Детская периодика.

Настольные развивающие игры (литературное лото), викторины.

Художественная литература в соответствии с основным содержанием обучения.

Портреты писателей и поэтов в соответствии с программой обучения.

Иллюстративный материал по развитию речи.
















Библиотечный фонд


2.


Технические средства обучения.

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления наглядного материала и таблиц.

Экспозиционный экран.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Аудио-проигрыватель.





150 х 150

Информационно-методическое обеспечение

  1. В.А.Лазарева. Литературное чтение. Учебник для 3 класса. «Фёдоров», 2011.
  2.  В.А.Лазарева. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение».       3 класс. «Фёдоров», 2012
  3. В.А.Лазарева. Хрестоматия по литературному чтению. 3 класс. «Фёдоров», 2011.
  4. А.И.Вороговская. Конспекты уроков к учебнику В.А.Лазаревой «Литературное чтение» для 3 класса. «Фёдоров», 2010.
  5. В.А.Лазарева. Пути и способы анализа художественного текста  на уроках литературы. «Фёдоров», 2010.

     5. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы.                                 Система Л.В.Занкова.-Самара.корпорация «Фёдоров», 2008

  1. www.zankov.ru
  2. Начальная школа. «Уроки Кирилла и Мефодия» 1 класс (DVD)
  3. Электронные приложения (тесты, презентации в соответствии с программой обучения)
  4. www.school.edu«Российский общеобразовательный портал»
  5. http://standart. edu.ru/ Официальный сайт ФГОС
  6. www.festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
  7. openklass.ru Открытый класс
  8. http:// www. school 2100.ru Образовательная система «Школа 2100»
  9. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://scool-collection.edu.ru./)
  10. openklass.ru
  11. http://www.lit-klass.ru/ - Библиотека классики, в которой представлены произведения классической литературы и современной прозы, а также биографии писателей
  12. http://www.e-kniga.ru/ - Электронная библиотека художественной литературы
  13. http://miclibrary.ru/ - Библиотека зарубежной литературы

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1.

В.А.Лазарева

Литературное чтение. Учебник для 3 класса.

2010

«Фёдоров»

2.

В.А.Лазарева

Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение».       3 класс.

2010

«Фёдоров»

3.

А.И.Вороговская

Конспекты уроков к учебнику В.А.Лазаревой «Литературное чтение» для 3 класса.

2010

«Оникс»

4.

Бутенко Т.А., Небратенко В.Б.

Край родной. Хрестоматия для чтения младших школьников (на региональном материале)

2006

«БАРО-ПРЕСС»

5.

Соболева О.Л.

Радуга речи. Учебник для четырёхлетней начальной школы.

2006

«Ювента»

6.

Соболева О.Л.

Методические рекомендации к учебнику «Радуга речи».

2006

«Ювента»

7.

Сухин И.Г.

Новые занимательные материалы. 1 – 4 классы

2007

«ВАКО»

8.

Сухин И.Г.

Книга затей для учеников и учителей. 1 – 4 классы.

2004

«Астрель»

9.

Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В.

Литературное чтение. Материалы для проведения контрольных и проверочных работ.

2001

«Астрель»

10.

Узорова О.В., Нефёдова Е.А.

Сценки-минутки на школьном уроке

2003

«Астрель»

11.

Шаповалова О.А.

Читательский дневник. Иду в 3 класс.

2007

«Лицей»

12.

Яценко И.Ф.

Поурочные разработки по внеклассному чтению.

3  класс

2007

«ВАКО»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению (УМК Л.В.Занкова, учебник В.А.Лазаревой). 1 класс.

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 1 класс УМК Занкова...

Календарно-тематическое планирование курса "Литературного чтения" 2 класс (авт. В.А.Лазарева, развивающая система Л.В.Занкова)

В планировании прописаны планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты...

Календарно-тематический план по предмету "Литературное чтение. 1 класс" ОС "Школа 2100".

Документ содержит темы уроков, типы уроков, требования к уровню подготовки учащихся, виды контроля, УУД....

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Рабочая программа, календарно-тематическое планорование по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" УМК О.М. Александровой,2 класс

В рабочей программе представлена пояснительная записка,основные разделы содержания предмета, планируемые результаты освоения программы, календарно-тематический план для 2 класса....

Тематическое планирование и календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном (русском) языке для 4 класса ( для детей с ТНР)

ТП и КТП составлены к учебнику Н.Е. Кутейниковой, О.В. Синёвой, Л.В. Дудовой " Литературное чтение на родном ( русском) языке" под редакцией С. И. Богданова  с указанием содержания курс...