КТП по предмету: Развитие устной речи на основе предметов и явлении окружающей действительности. Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида.
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых второклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_ustnoy_rechi.docx | 50.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
на 2014-2015 учебный год
по предмету
Развитие устной речи во 2 «Б» классе
1 час в неделю, всего 34 часа
Программа специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение» 2006. Под редакцией В.В. Воронковой.
Количество часов по программе С(К)ОУ VIII вида соответствует количеству часов в учебном плане.
Учебник: Е.Д.Худенко, Г.А.Фёдорова. Развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 2 класс. Москва: АРКТИ, 2003. Допущено Министерством образования Российской Федерации.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся по развитию устной речи
(ознакомление с окружающим миром)
К концу 2 класса (VIII вид) учащиеся должны уметь:
называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленные вопросы;
составлять простые распространённые предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.
Учащиеся должны знать:
названия и свойства изученных предметов и их частей;
обобщающие названия групп предметов.
I четверть
Основные цели и задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о летних и осенних явлениях в природе.
2. Учить наблюдать признаки осени: изменение окраски листьев, созревание плодов и т.п.
3. Расширить представления детей об овощах и фруктах, их значении для человека.
4. Развивать речь на примере составления описательного рассказа.
5. Формировать приёмы таких умственных действий, как сравнение и обобщение.
6. Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память.
7. Воспитывать мотивацию к учению.
Дата | Часы | Тема урока | Словарная работа | Индивидуальная работа | Предполагаемый результат | Формы контроля | |
Знать: | Уметь: | ||||||
02.09 | 1 | Экскурсия «Сентябрь – начало осени» | Сентябрь, октябрь, ноябрь. | Признаки осени. Название осенних месяцев. | Отличать одни деревья от других. Наблюдать за изменениями в природе. | ||
09.02 | 1 | Урок – игра. Летние и осенние явления в природе. | Июнь, июль, август. Сентябрь, октябрь, ноябрь. | Признаки летних и осенних явлений в природе. | Рассказывать по картинкам о изображённом времени года. | ||
16.09 | 1 | Овощи. | Овощи. | Название овощей, их значение для человека. | Составлять описательный рассказ по плану. | ||
23.09 | 1 | Фрукты. | Фрукты. Цитрусовые. | Название фруктов, их значение для человека. | Сравнивать, выделять характерные признаки. | ||
30.09 | 1 | Овощи и фрукты. | Отличительные признаки овощей и фруктов. | Употреблять в речи относительные прилагательные. Сравнивать, обобщать. | |||
14.10 | 1 | Дом. Квартира. Домашний адрес. | Адрес. | Знать домашний адрес. | Ориентироваться по домашнему адресу. | ||
21.10 | 1 | Экскурсия «Дорога в школу и домой» | Правила дорожного движения. | Правила перехода через улицу. Понятия «направо», «налево». | Ориентироваться по схеме. | ||
28.10 | 1 | Семья. | Родственники. | Знать свою семью. Родственные и отношения. | Употреблять в речи имена и отчества родителей. | ||
04.11 | 1 | Осень – перемен восемь. | Признаки осени. Изменения условий жизни живых существ осенью. | Употреблять в речи названия ос. мес. Определять, о каком времени года говорится в рассказе. |
II четверть
Основные цели и задачи:
1. Развивать умение наблюдать за изменениями в природе.
2. Уточнить и расширить представления учащихся об одежде и обуви. Формировать умение выбирать одежду и обувь по сезону и роду
деятельности.
3. Познакомить с царством растений, их видовым разнообразием на примере деревьев и кустарников.
3. Обогащать словарный запас. Развивать навыки связной речи с опорой на речевой опыт учащихся.
4. Развивать умения выделять основные и существенные признаки для сравнения.
5. Воспитывать бережное отношение к вещам.
Дата | Часы | Тема урока | Словарная работа | Индивидуальная работа | Предполагаемый результат | Формы контроля | |
Знать: | Уметь: | ||||||
12.11 | 2 | Одежда. Игра «Одежда и профессии» | Одежда: женская, мужская, детская и др. | Разные виды одежды. | Выбирать одежду по сезону и роду деятельности. Ухаживать за одеждой. | ||
26.11 | 2 | Обувь. | Виды обуви. | Разные виды обуви. | Выбирать обувь по сезону и роду деятельности. Ухаживать за обувью. | ||
03.12 | 1 | Экскурсия «Декабрь – начало зимы» | Времена года. Видимые признаки зимы. | Названия времён года. Признаки зимы. | Наблюдать за изменениями в природе. | ||
10.12 | 1 | Деревья. Кустарники. | Растения. Деревья. Кустарники. | Признаки деревьев и кустарников. | Отличать деревья от кустарников. | ||
17.12 | 1 | Деревья. Берёза. Клён. | Берёза. Клён. | Видимые признаки берёзы и клёна. | Отличать берёзу и клён от других деревьев. |
III четверть
Основные цели и задачи:
1. Развивать умение наблюдать за погодными явлениями в разные времена года.
2. Уточнить и систематизировать знания об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях животных, птиц, насекомых.
3. Учить сравнивать, анализировать, делать обобщения на примере сравнения отдельных животных.
3. Обогащать словарный запас. Развивать навыки связной речи с опорой на речевой опыт учащихся.
4. Развивать наблюдательность и связную речь.
5. Воспитывать бережное отношение к животному миру, желание проявлять заботу о нём.
Дата | Часы | Тема урока | Словарная работа | Индивидуальная работа | Предполагаемый результат | Формы контроля | |
Знать: | Уметь: | ||||||
24.12 | 1 | Начало зимы. Зимние забавы детей. | Зимние забавы. | Признаки зимы. Зимние виды спорта. | Отгадывать загадки. На картинах находить признаки зимы. | ||
14.01 | 1 | Птицы. Ворона. Воробей. Урок с использованием ИКТ. | Ворона, воробей. | О птицах элементарные сведения. | Сравнивать, анализировать, обобщать. | ||
21.01 | 1 | Зимующие птицы. | Ворона, синица, снегирь, дятел, голубь, воробей, клёст. | Названия птиц. Части тела птиц. | Объяснить почему птицы остаются зимовать. Как помочь птицам пережить холодную зиму. | ||
28.01 | 1 | Дикие и домашние животные (сравнение зайца и кролика) | Дикие и домашние животные. | Сравнивать, анализировать, обобщать. | Cамостоятельная работа. | ||
04.02 | 1 | Экскурсия «Февраль – последний месяц зимы» | Зимние месяцы | Признаки зимы, февраля. | Наблюдать за окружающей природой. | ||
11.02 | 1 | Домашние животные кролик. | Домашние животные | Домашних животных. | Описывать животного по плану. | ||
25.02 | 1 | Дикие животные. Заяц. С использованием ИКТ. | Дикие животные. | Диких животных. | Описывать животного по плану. | ||
04.03 | 1 | Экскурсия «Март – начало весны». | Весенние месяцы. | Признаки весны, марта. | Наблюдать за погодными явлениями. |
IV четверть
Основные цели и задачи:
1. Развивать умение наблюдать за погодными явлениями весной.
2. Расширить представления об основных органах растений. Познакомить с группами «комнатные растения», «раннецветущие
растения».
3. Закрепить знания о гигиенических нормах и культуре поведения, связанных с охраной здоровья человека.
3. Обогащать словарный запас. Развивать связанную речь учащихся на основе составления рассказов на заданную тему.
4. Развивать память на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.
5. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к себе.
Дата | Часы | Тема урока | Словарная работа | Индивидуальная работа | Предполагаемый результат | Формы контроля | |
Знать: | Уметь: | ||||||
11.03 | 1 | Комнатные растения. Урок с использованием ИКТ. | Кактус, фикус, бегония. | Основные органы растений. | Ухаживать за комнатными растениями. | ||
18.03 | 1 | Экскурсия «Весна – нежное время года» | Весенние месяцы. | Признаки весны. | Наблюдать за изменениями в окружающей среде. | ||
25.03 | 1 | Составление рассказа о весне по наблюдениям экскурсии. | |||||
01.04 | 1 | Раннецветущие растения. | Мать – и – мачеха, медуница. | Связь живой природы с неживой. | Находить мать-и мачеху и медуницу на картинках. | ||
15.04 | 1 | Охрана здоровья Режим дня. | Режим дня. | Гигиенические нормы. | Составлять свой режим дня. | ||
22.04 | 1 | Охрана здоровья. Кожа – надёжная защита организма. | Кожа. | Свойства и функции кожи. | Ухаживать за кожей. | ||
29.04 | 1 | Охрана здоровья. Уход за ногами. | Части тела. | Части тела. | Ухаживать за ногами. | ||
1 | Здоровье и питание. | Здоровое питание. | Основные продукты питания. | Использовать в жизни правила питания. |
Зав уч. частью: Сердюкова А. П.
Учитель: Матвеева С. Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по предмету Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе школы -интерната VIII вида по теме "Домашнее животное -кролик, дикое животное -заяц.
Урок разработан с целью: сформировать у учащихся представления о группе животных: домашних и диких. На уроке использованы стихи, кроссворд, загадки, речевые разминки. презентация....
Урок по предмету: Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности на тему "Деревья лиственные и хвойные" в 3 классе специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида г. Чернушка Пермского края
Урок рзработан для уточнения и закрепления знаний учащихся о лиственных и хвойных деревьях, о строении дерева, для формирование умений узнавать деревья по отличительным признакам, пр...
Дидактические материалы для обследования учащихся 2 классов по математике и письму по программе специальных (коррекционных) школ VIII вида
Дидактический материал составлен в соответствии с программойспециальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В материале отражены все ЗУНы по математике и письму за 2 класс. Материал ...
Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 коррекционном классе VIII вида.
Тема: Сбор урожая: овощи, фрукты. Задачи:Обучающие: Учить правильно классифицировать овощи и фрукты; развивать навыки диалогической и монологической речиКоррекционно-развивающие: развивать, обога...
КТП по предмету: Чтение 2 класс. Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Основными задачами обучения чтению во 2 классе являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух, осмысленно воспринимать прочитанное.У учащихся формируется навык сознательн...
Методическая разработка по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 классе школа VIII вида.
Рабочая программа курса «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для 4 класса составлена на основе Программы специальных (коррек...
Конспект урока по чтению и речевой практике "Скворец на чужбине" Г.Ладонщиков (3 класс, школа 8 вида). Программа специальных (коррекционных) школ VIII вида (под редакцией Воронковой В.В.)
Данный материал предназначен для учителей начальных классов коррекционных школ....