Конспект урока
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Урок чтения в 3 классе Андерсен "Девочка со спичками"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_chteniya_v_3_klasse_1.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения в 3-м классе по программе УМК "Гармония" на тему:
Х.-К.Андерсен «Девочка со спичками».
Цели:
- продолжить знакомство с творчеством Х. К.Андерсена; познакомить детей со сказкой Х.К. Андерсена “Девочка со спичками”; провести исследовательскую работу над содержанием сказки;
- развивать умение понимать отношение автора к своим героям, речь, воображение, образное мышление; совершенствовать технику чтения;
- продолжить работу по воспитанию любви к сказкам; на основе прослушивания музыкальных эпизодов и зрительного видеоряда развить образ литературного произведения в динамике; воспитывать у детей положительные человеческие качества.
Оборудование: портрет Х.-К. Андерсена; выставка книг-сборников со сказками Андерсена; ноутбук, музыка Вивальди “Зима”; мультфильм «Девочка со спичками»; карточки с набором иллюстраций из сказок Андерсена.
Подготовила: учитель начальных классов
Ваулина Е.А
Ход урока
1. Организационный момент. (Звучит музыка Вивальди “Зима”)
У. Как вы думаете, какому времени года посвящена эта музыка? -Как догадались?
– Какой раздел учебника мы начали изучать?
Д. “Снег летает и сверкает…”
У. Урок начинаем с речевой разминки
1) Скороговорка
Зимой поле белое, промёрзлое заледенелое.
(Чтение с выделением главного слова)
Например: Зима Наступила зима Наступила снежная зима Наступила вьюжная, снежная зима.
2) Игра «Снежный ком»
Первый игрок называет слово, второй игрок повторяет это же слово и добавляет свое и так далее. Самое главное – быть внимательным, хорошо запомнить, что сказали другие ребята. Побеждает тот, у кого получится самое длинное предложение. (Приз – картинка с изображением зимы). А слово сегодня – ЗИМА (учитель начинает, ребята продолжают по очереди).
2. Проверка домашнего задания.
Конкурс чтецов
У. Дома вы готовили для чтения стихотворение А.С.Пушкина “Зимний вечер”. И сегодня я предлагаю каждому из вас побыть и чтецом, и членом жюри. Каждый из вас, как член жюри, получает карточку, на которой вы должны, внимательно прослушав каждое выступление, выставить оценку.
У. Как вы думаете, чье чтение понравилось бы поэту? Почему? (Нужно читать громко, выразительно, соблюдать паузы, знаки препинания, интонацию.)
Словесное рисование
У. Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к строкам этого стихотворения? Какие краски преобладали бы на вашей иллюстрации? Почему?
3. Сообщение темы и цели урока. Актуализация опорных знаний.
(Звучит музыка Вивальди “Зима”. Учитель под музыку читает первые строки произведения “Девочка со спичками”.)
У. “Как холодно было в этот вечер! Шёл снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году – канун Нового года…
Так начинается замечательная зимняя сказка. Как она называется?
Д. “Девочка со спичками”.
(Тема помещается на доске)
У. Кто её автор?
Д. Ханс Кристиан Андерсен.
(Портрет помещается на доске)
У. Сегодня наша цель поработать с этой сказкой, познакомиться с ее главными героями, понять отношение автора к ним .Но прежде давайте вспомним, что вам известно о самом писателе, его жизни, творчестве? (Дети вместе с учителем вспоминают и обсуждают биографию автора)
– Назовите сказки Андерсена, которые вам известны.
("Гадкий утенок", "Девочка со спичками", "Дикие лебеди", "Дюймовочка", "Новый наряд короля", «Ель», «Пятеро из одного стручка», "О том, как буря перевесила вывески", "Огниво", "Пастушка и трубочист","Принцесса на горошине","Русалочка"…)
Ханс Кристиан Андерсен родился в 1805 году (19 век) в старом датском городе Одензе в семье сапожника. Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах. В них цвели тюльпаны. Мальчик рано узнал сказки своего народа и еще в детстве стал придумывать свои сказки и стихи. Ганс всегда стремился учиться. Но из-за бедности стал обучаться в гимназии, когда ему было уже 18 лет. Несмотря на постоянную нужду, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет.
У. Когда и где жил писатель? Как давно это было? Как изменились люди с тех времен ? (Одежда, речь и т.д). Все ли слова нам будут понятны? (Нет).
4.Физкультминутка (С неба падают снежинки)
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Потягивания — руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)
Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)
5. Чтение сказки.
У. Детский писатель, сценарист Геннадий Цыферов в книге “Мой Андерсен” пишет “Знаешь ли ты, например, как отливают колокольчики? В каждый колокольчик обязательно добавляют каплю серебра. Вот он и звенит…Если в смешную сказку добавить каплю грусти, она тоже звенит.
Всякий раз после сказки Андерсена вы словно слышите звон, долгий и робкий. Потом можно даже забыть, о чем она, но робкий звон остается в сердце”.
У. Мы будем читать грустную сказку Андерсена “Девочка со спичками” и постараемся почувствовать, услышать “звон грусти”. Мы с вами говорили о том, что значение некоторых слов нам может быть непонятно. Я попрошу вас быть внимательными при чтении сказки и карандашом выделять новые для вас слова.(Учитель звонит в колокольчик и начинает читать сказку, а дети выделяют карандашом непонятные слова.)
6. Работа по содержанию.
1) Какое настроение создалось у вас после прослушивания сказки? Менялось ли оно на протяжении прослушивания?
2) Кто является главным героем сказки? Родом из какой семьи была эта девочка? Докажите текстом.
1) Словарная работа (обсуждение слов после прочтения)
У. Давайте проверим, какие слова мы с вами выделили в тексте. Я выписала такие слова, давайте сравним:
(на обратной стороне доски прикреплены карточки со словами)
Канун – день перед праздником.
Прок - польза
Во весь опор – очень быстро, вскачь.
Люлька – подвесная колыбель.
Передник – фартук.
Сера – химический элемент, желтое горючее вещество, применяемое в технике и медицине.
Локон – вьющаяся прядь волос
Отблеск – сияние отраженного света
Фарфор – белый, плотный керамический материал, посуда из этого материала.
Непроницаемый – не пропускает сквозь себя свет, звук.
Сочельник – канун Рождества.
Кисея - прозрачная легкая ткань.
У. Если мы не знаем значения слова, где мы можем узнать? (в толковом словаре….)
3) Что заставило девочку отправиться в канун Нового года в холодную темную пору, босую и с непокрытой головой?
(Она должна была продать спички, но за весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее, а дома было также холодно, как и на улице.)
4) Как выглядела девочка? Зачитайте ее описание из текста.
5) Как относились к девочке ее родные? Кто любил ее больше всех?
6) Что в этой сказке необычного, а что могло быть на самом деле?
7) Какое «волшебство» совершали спички? Зачитайте слова из текста.
8) Какие чувства вызывает у вас главная героиня сказки? А как к ней относится сам автор? Докажите.
9) Почему вам стало грустно?
10) Кто передал вам эту грусть? (Автор)
11) Связано ли содержание сказки с жизнью писателя? (Да, автор вырос в бедной семье)
2) Выборочное чтение. Дискуссия.
У. Перед вами иллюстрация главной героини сказки (у каждого ученика карточка с иллюстрацией и таблицей). Правильно ли художник изобразил девочку?
Чтобы это проверить, уточним, как выглядела девочка? Обратимся к учебнику. Откройте, пожалуйста, стр 141, 142 и обратите внимание на 1 и 2 абзацы. (Дети вписывают в таблицу слова, характеризующие состояние девочки.)
Состояние девочки |
Брела маленькая, нищая с непокрытой головой, босая |
Покраснели, посинели от холода |
Голодная, продрогшая |
Измучилась |
Бедняжка |
Съежилась, поджала ножки |
Еще холоднее на чердаке |
Ручонки закоченели |
Малютка |
Не смела, отец прибьет |
Какое “волшебство” совершали спички?
С чем сравниваются спички? (Свечка)
У. Я тоже хочу зажечь свечу, небольшой огонёк-фонарик, а вы закроете глаза и откроете по моей просьбе.
Зажечь свечу, тихо звучит музыка. На доске вывешиваются иллюстрации к сюжетам, соответствующим волшебным превращениям спичек.
У. Зачитайте слова из текста в соответствии с иллюстрациями, нарисованными детьми.
У. Андерсен часто использует в тексте слова с корнем свет, синонимы этого слова и слова-описания огня, как он горит и светит, найдите в тексте и подчеркните (стр 141-3 абзац, стр 142 -2,3,4 абзацы, стр 143-2,4 абзац),
(свет, светятся, огонёк, пламя, загорелась, засветилась, отблеск, свечка, огоньки – звездочки, ослепительно вспыхнули).
Почему так часто автор использует эти слова?
Какие чувства вызывает у вас главная героиня сказки?
А как к ней относится сам автор?
Прочитайте отрывок сказки, который вас взволновал.
Как описан этот момент?
7. Творческое задание.
У. -Вспомните название раздела и внесите свои изменения в сюжет этого произведения. Придумайте окончание сказки. («Снег летает и сверкает»-дети фантазируют, сочиняя конец сказки.)
-С литературой тесно связан кинематограф. Поскольку многие киносценарии пишутся на основе литературных произведений. Очень часто мы можем услышать: «Зачем я буду читать книгу, если я могу посмотреть фильм». -Поэтому я предлагаю вам посмотреть мультфильм и понять, сможем ли мы обойтись без литературного произведения, все ли нам будет понятно? (просмотр мультфильма)
У. Точно ли передал сюжет сценарист? Есть ли изменения в содержании?
8. Подведение итогов урока.
У. Можете ли вы назвать другие сказки Андерсена, при чтении которых улавливалась та же авторская светлая грусть? (“Гадкий утенок”, “Дикие лебеди”, “Русалочка”, “Стойкий оловянный солдатик”).
-Молодцы! Вы отлично знаете сказки Х.К. Андерсена. Дома я попрошу вас раскрасить иллюстрации к сказкам и подписать главных героев, это пригодится вам для подготовки к литературной викторине по сказкам Андерсена.
У. -У всех у нас сказки Андерсена вызывают разные чувства и настроение. Геннадий Цыферов считал, что “После чтения сказок Андерсена вы словно слышите звон, долгий и робкий. Потом можно даже забыть, о чем она, но робкий звон остается в сердце”.
-Эта светлая чистая грусть заставляет и нас, читателей, быть светлее душой, добрее сердцем и мудрее умом. (Звенит колокольчик.)
У. В этих сказках рядом живут слёзы и смех, горе и радость – всё как в настоящей жизни. Андерсен был великий сказочник и отлично понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. А жизнь этот необыкновенный человек знал очень хорошо. И не случайно великому сказочнику, “КОРОЛЮ СКАЗОК”, в столице Дании Копенгагене воздвигнут памятник.
-Я благодарю вас за работу на уроке. Достигли ли мы поставленной, в начале урока , цели? (Да) Мы сегодня отлично потрудились и можем гордиться собой.
9. Домашнее задание: Внимательно перечитать сказку «Девочка со спичками», каждому выдаются иллюстрации к сказкам Андерсена, необходимо вписать главных героев сказок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....