Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса специальных образовательных учреждений VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo_i_razvtie_rechi.doc | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
г. Балаково Саратовской области
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель Г.В. Кузнецова Протокол №1 от29.08.2018 г. | СОГЛАСОВАНА Зам.директора по УВР Н.И.Евтюшина 30.08.2018 г. | УТВЕРЖДЕНА Директор МАОУ СОШ №16 Т.Г.Запяткина Приказ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по письму и развитию речи
для 3 класса
Уторовой Дарьи
Уровень образования: специальное коррекционное образование с нарушениями интеллектуального развития
(надомное обучение)
на 2018-2019 учебный год
Составитель:
Гусенкова Валентина Владимировна
2018г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида Министерства образования РФ на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2014 г. в соответствии с приказом МОРФ №1599 от 19.12.2014г и учебника русского языка для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида авторов Э.В.Якубовской и Я.В. Коршуновой, выпущенного издательством «Просвещение» в 2018 году.
Цель: формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
- Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
- Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
- Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.
- Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
- Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Рабочая программа составлена на основании изложения материала в учебнике. Процесс усвоения понятий является одновременно процессом речевого и умственного развития учащихся. Развиваются умения анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал, применять его в речевой практике. Конечным результатом изучения языка является применение изучаемых языковых знаний в речевой практике, т. е. в процессе общения (коммуникации).
Предложение, части речи, каждая морфема изучается для того, чтобы повысился уровень речевого общения учащихся, возросла возможность грамматически правильного и точного выражения своих мыслей.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета: «Русский язык».
1.1. Личностные:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
1.2. Метапредметные:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4.Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
1.3. Предметные:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание программы учебного курса.
№ п/п | Тема | Количество часов |
Повторение. | 4 | |
Звуки и буквы. | 34 | |
Слово. | 20 | |
Предложение. | 8 | |
Повторение | 1 | |
Всего | 68ч. |
Тематический план рабочей программы
№ раздела и тем | Наименование разделов и тем | Количество учебных часов | ||
Всего | Из них в соответствии со спецификой предмета, курса: | |||
Контрольных работ | Практических работ | |||
1. | Повторение | 4 | 1 | - |
2. | Звуки и буквы | 34 | 1 | - |
3. | Слово | 20 | 2 | - |
4. | Предложение | 8 | 1 | - |
5. | Повторение | 1 | 0 | - |
Итого | 68 ч. | 5 | 0 |
ПОВТОРЕНИЕ (4 ЧАСА)
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
ЗВУКИ И БУКВЫ (34 ЧАСА)
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных.
Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах.
Гласные ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб - грибы).
СЛОВО (20 ЧАСОВ)
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
-называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?;
-нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
-подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств),
-сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
-согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя)
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (8 ЧАСОВ)
Практическое знакомство с построением простого предложения.
Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска)
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
ПОВТОРЕНИЕ (1 ЧАС)
Повторение пройденного за год.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Русский язык» к концу третьего года обучения.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
- списывать слова с рукописного и печатного текста;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
- писать предложения с заглавной буквы;
- составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
Учащиеся должны знать:
- прописные и строчные буквы;
- гласные и согласные буквы; звонкие и глухие согласные;
- твердые и мягкие согласные; знак ударения;правила переноса слов ;правила правописания имен и фамилий людей, кличек животных; правила оформления предложения.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Сроки планируемые | Дата с учётом корректировки | ||||
Повторение (4ч.) | |||||||
НРК Общее понятие о предложении. Предложение состоит из слов,связных между собой по смыслу. | |||||||
Большая буква в начале предложения. НРК Упражнения в правильном построении предложения по вопросам. | |||||||
Выделение предложений из текста и речи. | |||||||
Закрепление знаний по теме «Предложение» | |||||||
Звуки и буквы (34ч.) | 18.09 | ||||||
Ударение в словах. Гласные ударные и безударные. | |||||||
Входной контрольный диктант | |||||||
Выделение ударной гласной в слове | |||||||
Гласные ударные и безударные. | |||||||
Выделение ударной гласной в слове | |||||||
Деление слов на слоги | |||||||
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога | |||||||
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога | |||||||
Контрольное списывание №1 | |||||||
Перенос части слова при письме | |||||||
Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными | |||||||
Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю,Я | |||||||
Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю,Я | |||||||
Буква мягкий знак (ь) на конце слова | |||||||
Буква мягкий знак (ь) в середине слова | |||||||
Различение твёрдых и мягких согласных | |||||||
Различение твёрдых и мягких согласных | |||||||
Написание ЖИ-ШИ в словах | |||||||
Написание Ча-Ща в словах | |||||||
Написание Чу-Щу в словах | |||||||
Контрольный диктант №1 по теме: «ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ» | |||||||
Составление пар звонких и глухих согласных | |||||||
Различение Б-П, В-Ф | |||||||
Различение Б-П, В-Ф | |||||||
Различение Д-Т, Г-К. | |||||||
Различение Д-Т, Г-К. | |||||||
Различение Ж-Ш, З-С | |||||||
Различение Ж-Ш, З-С | |||||||
Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова | |||||||
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова | |||||||
Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова | |||||||
Правила правописания в словах. Закрепление знаний. | |||||||
Правила правописания в словах. Закрепление знаний. | |||||||
Контрольное списывание №2 по теме «Правила правописания в словах» | |||||||
Слово (20ч.) | 12.02 | ||||||
НРК Слова, как название предметов. Общее понятие о словах, отвечающих на вопрос: кто? что? | |||||||
Распознавание слов, отвечающих на вопрос: кто? что? | |||||||
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Правописание имён, отчеств, фамилий. Большая буква в кличках животных. Большая буква в названиях городов, сёл, деревень. | |||||||
Различение названий действий по вопросам что делает? Что делают? Что делал? Что делала? Что сделал? Что сделала? | |||||||
Различение названий действий по вопросам что делает? Что делают? Что делал? Что делала? Что сделал? Что сделала? | |||||||
Различение названий действий по вопросам что сделает? Что сделают? | |||||||
Постановка вопросов к названиям действий | |||||||
Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам | |||||||
Определение признака предмета по вопросам какой?, какая?, какое? Какие? | |||||||
Различение предметов по их признакам | |||||||
Постановка вопросов к названиям признаков предмета | |||||||
Выделение названий признаков предмета из предложения | |||||||
Контрольный диктант №2 по теме: «Названия предметов, действий и признаков» | |||||||
Предлоги В, НА, С, ИЗ, У | |||||||
Предлоги К, ПО, ОТ со словами | |||||||
Контрольное списывание №3 | |||||||
Предлоги НАД, ПОД, со словами,. | |||||||
Предлог О со словами. | |||||||
Предлоги К, ПО, ОТ, НАД, ПОД, О со словами | |||||||
Контрольный диктант № 3по теме: «Предлоги» | |||||||
Предложение (8 ч.) | 08.05 | ||||||
Выделение предложения из текста | |||||||
Предложение законченное и незаконченное | |||||||
Распространение предложений | |||||||
Слова в предложении | |||||||
Промежуточная аттестация | |||||||
Порядок слов в предложении | |||||||
Составление предложений | |||||||
Контрольное списывание №4 по теме: «Предложение» | |||||||
Составление предложений | |||||||
Повторение (1ч.) | |||||||
Повторение пройденного материала по курсу «Русский язык» |
Перечень учебно - методических средств обучения.
- Программа 0 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида В.В. Воронкова.- М.: Просвещение, 2009.
- Учебник русского языка для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова.- М.: Просвещение, 2018г..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка во 2 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Данный урок проводится во 2 классе по программе КОУ VIII вида. Работа состоит из разработки урока. Разработка составлена с использованием учебника "Русский язык во 2 классе". Автор В.В. Воронкова. Цел...
Рабочая программа по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /базовый уровень/ надобное обучение
Рабочая программа по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /базовый уровень/ надобное обучение Рабочая программа по письму и развитию р...
Рабочая программа по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /базовый уровень/ надобное обучение
Рабочая программа по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /базовый уровень/ надобное обучение Рабочая программа по письму и развитию р...
рабочая программа 3 класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
рабочая программа 3 класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. ...
«Содержание работы по развитию речи на уроках устной речи в младших классах специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида»
Правильная, грамотная, развернутая речь является показателем уровня развития человека и способствует его более успешной адаптации в обществе. В процессе общения человек стремиться быть понятым, поэтом...
Выбор учебно-методического комплекса по предмету "Окружающий мир" в 4 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
В помощь педагогам корреционных учреждений образования предлагается авторский учебно-методический комплекс по предмету "Окружающий мир" в 4 классе....
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для учащихся 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 4 классов разработана на основе Базовой образовательной программы 1 - 4 классов (Программ специальн...