Басни И.Крылова. "Чиж и Голубь"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Открытый урок по чтению УМК "Гармония! содержит интересный дополнительный материал и презентацию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_basni.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме;
- проверить, как ребята поняли и усвоили тексты басен,
- умение использовать пословицы для определения морали, нравоучительной мудрости басни;
- развивать у учащихся эмоционально-эстетическое восприятие произведений.
Оборудование:
- портрет И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.А. Михалкова;
- - фотомонтаж писателей;
- - выставка книг;
Ход урока:
- Орг. момент.
Работать будем по правилам (СЛАЙД № 1)
- Работай дружно, по плану.
- Умей выслушать другого.
- Уважай мнение других.
- Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.
- Упражнения для подготовки речевого аппарата
А) Дыхательная гимнастика (СЛАЙД №2)
вдох – нос, выдох – рот
вдох – рот, выдох – нос
вдох – рот, выдох – рот
вдох – нос, выдох – нос
Б) Работа над скороговоркой. (СЛАЙД №3)
Чижиха говорит чижу:
"Слетай с чижатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера."
- - Повторение.
- Какие литературные жанры знаете? (СЛАЙД №4)
Литературные жанры:
- Знакомство с новым материалом
А) повторение о басне
Это басня.
- Что такое БАСНЯ? (СЛАЙД №5)
Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. (Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.)
- Что необычного в басне?
-Что такое ИРОНИЯ? (СЛАЙД№6)
Ирония – тонкая, скрытая насмешка.
- Зачем пишут басни?
– Всякая басня содержит мораль. Что это такое? (СЛАЙД №7)
Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме.
Б )закрепление знаний о баснописцах
- Каких русских баснописцев знаете?
- Все они жили в разное время, нов своих баснях высмеивали человеческие пороки.
Таблица
Рассказ учителя
Басни возникли очень давно. Из всех произведений литературы самые первые. Жизнь подсказала создать их. Они учат людей, поучают их в интересной форме. Все это возникло от человеческого опыта, человеческой мудрости. Люди, которые сочиняли басни, были умны и мудры. (СЛАЙД №8)
УПервым баснописцем считается Эзоп. Это раб, привезенный в Грецию. Его басни дошли до нас. Нет, он их не записывал, они передавались из уст в уста.
У хозяина Эзопа был праздник. Гости спорили о том, что может человек, что не может. Хозяин сказал, что человек не может выпить море.
Эзоп говорит, может. “Я дарю тебе свободу, если ты это сделаешь.”
Вся толпа двинулась к морю.
- Ну что же пей.
- Я выпью, если отделить от него реки, ручьи и все источники, которые впадают в него.
Хозяин понял, что Эзоп обхитрил его.
Дарит ему за ум свободу. Эзоп не принял её, потому что свобода была добыта хитростью.
- Многие басни Эзопа стали известны благодаря И. Крылову. Он их переводил с греческого языка.
-Кто подготовил басни Эзопа? (дом.задание)
- Ещё одним баснописцем являлся С.В.Михалков. Какие басни написал он? (СЛАЙД№9)
- Кто подготовил басни С.Михалкова? (дом. задание)
В) Знакомство с биографией И.А.Крылова
(На доске висит портрет И.А. Крылова) (СЛАЙД №10)
- Какие басни Крылова читали раньше?
Родился И.А.Крылов в Москве. Способностями обладал исключительными, самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Написал 205 басен. Умер в возрасте 76 лет. И был похоронен в Александро - Невской лавре. На деньги, собранные народом, в Летнем саду был установлен памятник работы скульптора Клодта. А басни его актуальны и злободневны сейчас.
-Прошло 238 лет со дня рождения Крылова. А темы его басен актуальны и в наши дни. Мы читаем и будем читать их. Потому что его басни помогают нам узнать жизнь, учат любить свое отечество, помогают бороться с недостатками. Басня - подруга жизни.
Ни один литератор не пользовался такой славой, как он и его басни. Высоко оценил его творчество А.С.Пушкин, назвав Крылова "Самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев".
Сам человек в басне появляется редко. Он подразумевается в образах животных, растений. И.А. Крылов учит нас своими персонажами – достойными, благородными и отрицательными.
- О величии этого баснописца говорит то, что в память о нём были возведены памятники.
(СЛАЙД№11)
Жил он в Петербурге. Там есть летний сад – где гуляют семьями. Изгородь сада украшена персонажами из его басен. И стоит там памятник великому русскому баснописцу. Летом и зимой лежат у подножья цветы. (показываю слайды “Летнего сада”)
В процессе создания памятника Крылову у скульптора Клодта в мастерской жило множество птиц и зверей: осел, кот, собаки, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка. С них он лепил персонажей басен. У мастера жили даже такие крупные хищники как волк (прислали царские егеря) и медведь с медвежонком (были переданы братом скульптора). Особых хлопот Клодту такое соседство не доставляло. Только одно животное Клодт не решился поселить в мастерской — козла. Его к Петру Карловичу каждый раз водила жившая неподалёку старушка. Животные спокойно уживались между собой.. Чтобы лепить с натуры льва, Клодт ходил в зверинец немца Зама на Фонтанке. Слона же скульптор наблюдал в зверинце в Царском Селе.
По окончании работы Клодт передал всех своих питомцев в зверинец Зама. (СЛАЙД№12) Рассказ ребенка о памятнике
Г) Закрепление знаний о баснях
- Многие выражения из басен стали «крылатыми выражениями», превратились в пословицы и поговорки. Помогите мне их досказать (СЛАЙД №13)
"Ты все пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!" ("Стрекоза и Муравей").
"Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на Слона" ("Слон и Моська").
"А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь!" ("Квартет").
Кто виноват из них, кто прав, судить не нам
Да только воз и ныне там ("Лебедь, Щука и Рак").
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он кукушку! («Кукушка и Петух»
- Кто подготовил басни И.Крылова? (дом.задание)
Физкультминутка для мышц.
- Знакомство с басней “Чиж и Голубь”
А)подготовка к первичному восприятию текста
Раньше отлавливали птиц с помощью специальных клеток, в которых находился корм – приманка. Клетка захлопывалась, как только в ней оказывалась неосторожная птичка. Она попадала в западню. Или же ловили силками, петлями, (сделанные из волос конского хвоста). Их закрепляли в траве, на земле. Когда птица ступала в такую петлю лапкой, то силок затягивался.
Сейчас мы узнаем о таком случае, о двух птицах – Чиже и Голубе.
(СЛАЙД №14)
Прослушать запись басни
-Кого жаль?
- Как оцениваете поведение молодого голубя?
Б)Подготовка к вторичному восприятию.
- Что означают слова? (СЛАЙД № 15)
- Западня
- Силок
- Злодейка
- Издевался
- Запутался
В). Чтение басни про себя.
- Найдите в тексте фразы с этими словами
Г)Анализ произведения
- Кому сочувствует автор? Докажи словами текста. А ты?
- Если бы человек поступил подобным образом, что вы о нем скажите?
- Давайте дадим характеристику голубю? (СЛАЙД № 16)
- Самоуверенный
- Бесчувственный
- Добрый
- Равнодушный
- Эгоист
- Злорадствовал
Д) Выборочное чтение
- В каких строчках заключается главная мысль? (добро и зло)
- Как должен бы поступить голубь?
- Какова мораль этой басни?
-Приведите примеры из жизни, когда можно было бы сказать: «Вперёд чужой беде не смейся ,голубок»
Физминутка для глаз
– А теперь посмотрим, кто самый внимательный. Вы читаете басню “Чиж и Голубь”, исправляя ошибки в ней (листы на парте)
(Ученики поднимают руки и исправляют ошибки.) ( СЛАЙД № 17)
Голубя (Чижа) захлопнула злодейка-западня;
Довольный (Бедняжка) в ней и рвался и метался,
А Голубь старый (молодой) над ним же издевался.
“Не стыдно ль, – говорит, – средь бела ночи (дня)
Попался!
Не провели бы так меня?
За это я ручаюсь скучно (смело)”.
Ан смотришь, тут же сам запутался в силок.
И урок (дело)!
Назад (Вперёд) чужой беде не смейся, Голубок.
Е) Чтение по ролям
- Чьи слова мы озвучим?
- Каким голосом должны читать слова Голубя? Автора?
-Потренируйтесь читать басню по ролям (работа в парах)
6. Знакомство с басней Л.Толстого «Белка и волк» (СЛАЙД № 18)
А) первичное восприятие
Работа в группах (СЛАЙД № 19)
Определите:
- Сказка это или басня
- Если басня, то найдите мораль
- Найдите сходства и различия с басней И.Крылова
- Кто герои произведения
- Дайте им характеристику
- Найдите их слова в тексте
- Потренируйтесь читать басню по ролям
Б) Чтение по ролям
В) Работа с пословицами: (СЛАЙД № 20)
- Выберите пословицу подходящую к этим басням:
- Не рой яму другому – сам в неё попадёшь.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- Не тот боец, кто поборол, а тот, кто вывернулся.
- Рефлексия:
- Понравился урок?
- Справлялись со всеми заданиями?
- Кто узнал новое для себя?
- Кому испытывал затруднения?
- О каком жанре литературы говорили на уроке?
- Чем басня отличается от других произведений?
- Каких баснописцев запомнили?
- Что о них узнали?
- Чему учат их басни?
(СЛАЙД № 21)
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок - игра по литературному чтению " По басням великого Крылова"
Проведен в 3 классе на уроке литературного чтения по программе развивающего обучения Л.В. Занкова....
урок-конкурс" Басни дедушки Крылова"
Это итоговый урок по басням. Ребята рассказывали и обобщали знания о баснописцах и их произведениях....
урок-конкурс" Басни дедушки Крылова"
Это итоговый урок по басням. Ребята рассказывали и обобщали знания о баснописцах и их произведениях....
Урок литературного чтения. Тема. Басни дедушки Крылова.
Урок литературного чтения. Тема. Басни дедушки Крылова. 3 класс. Программа развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова....
Конспект занятие по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Тема: БАСНЯ И.КРЫЛОВА «ВОРОНА И ЛИСИЦА»
Закреплять знания о жанровых особенностях басни; учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль, обращать внимание на языковые образные средства художественного текста басни...
Басни дедушки Крылова
Расширить знания о круге басен И.А.Крылова, создать образа баснописца И.А.Крылова; создать условия, побуждающие к выразительному чтению басен, обогащать память учащихся «крылатыми фр...
Басня Крылова " Чиж и голубь"
Презентация содержит файлы к подготовке к изучению нового материала...