Басни дедушки Крылова
классный час (чтение, 2 класс) по теме
Расширить знания о круге басен И.А.Крылова, создать образа баснописца И.А.Крылова; создать условия, побуждающие к выразительному чтению басен, обогащать память учащихся «крылатыми фразами» из басен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_basni_dedushki_krylova.pptx | 2.62 МБ |
basni_dedushki_krylova.docx | 48.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками».
И. А. Крылов 1769-1844 русский писатель, баснописец ЗНАЛ МНОГО ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ОЧЕНЬ ТРУДОЛЮБИВЫЙ ЧЕЛОВЕК
В Летнем саду г. Санкт – Петербурга памятник дедушке Крылову работы скульптора П.Клодта .
Пьедестал памятника украшен фигурами героев произведений великого баснописца.
БАСНЯ Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей – хитрость, жадность, глупость , лень. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей и их пороки.
конкурс «Инсценировка басни»
Мораль Поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.
Узнай басню ель шейка плутовка царь-птица
хвастовство глупость хитрость разобщённость разномыслие лесть восхваление
ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА
Что общего у всех этих животных?
НЕЗНАКОМЫЕ СЛОВА попрыгунья помертвело вешние дни мурава удручена оглянуться не успела и кому же в ум пойдет
Стрекоза- насекомое. Стрекозы, не поворачивая головы, могут видеть, что происходит сзади.
Жизнь муравьев очень сложна. Необходимо помнить, что муравейники всегда нуждаются в охране.
Муравей Стрекоза трудолюбивый справедливый легкомысленная попрыгунья беззаботная
Мораль басни «Стрекоза и муравей» Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!
Лето пролежишь ?- коли делать нечего ; Кто веселится летом -?- рыбку из пруда; Без труда не выловишь -?- зимой с сумкой побежишь Скучен день до вечера , -?- тот плачет зимой; З адание: составь пословицу .
РЕФЛЕКСИЯ: - Над творчеством какого баснописца мы сегодня работали? -Какую басню мы изучили? Что нам хотел сказать И.А.Крылов своей басней?
МОЛОДЦЫ!
Предварительный просмотр:
Тема:Басни дедушки Крылова.
Цели:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: расширить знания о круге басен И.А.Крылова, создать образа баснописца И.А.Крылова; создать условия, побуждающие к выразительному чтению басен, обогащать память учащихся «крылатыми фразами» из басен.
РАЗВИВАЮЩАЯ : развивать культуру речи, творческие способности.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:,формировать трудолюбие, правдивость, щедрость, осуждая человеческие пороки
ОБОРУДОВАНИЕ: выставка детских рисунков по басням, портрет, презентация,выставка книг И. А. Крылова,интерактивная доска, компьютер, пословицы: «Не пори, когда шить не умеешь», «Не рой яму другому, сам в нее попадешь», «Молодец среди овец, а на молодца - и сам овца», «Где родился, там и сгодился»; карточки с солнышками , сборники басен И. А. Крылова, маски и реквизит для инсценирования.
СТРУКТУРА УРОКА.
1 ОРГМОМЕНТ.
II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО О БАСНЕ И БАСНОПИСЦЕ КРЫЛОВЕ В БЕСЕДЕ.
а) создание образа баснописца;
б) выделение характерных особенностей басенного жанра;
в) экскурсия в историю жанра.
. 3 Сообщение темы урока. АКТУАЛИЗАЦИЯ.
4. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ БАСЕН, работа с текстом, ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ.
VII. ИТОГ.
VIII. РЕФЛЕКСИЯ.
IX. САМООЦЕНКА.
X. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.
ХОД УРОКА.
1 Организационный момент
Проверка готовности к уроку
Слайд 2
Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам радость общения.
Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь им.
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Мы должны им показать
Как умеем мы читать
Думать, мыслить, говорить.
Не судите слишком строго,
Ведь учились мы немного.
Тихонько садитесь за парты
Слайд 3
У меня сегодня замечательное настроение
У вас на партах листочки, внимательно рассмотрите их
Похлопайте те, у кого настроение соответствует 1 картинке, 2-ой, 3-ей.
Давайте поработаем так, чтобы настроение у всех было радостным.
II. Сообщение темы урока. АКТУАЛИЗАЦИЯ.
- Эпиграфом к нашему уроку будут слова: (ЧИТАЕТ 1 РЕБЕНОК) «Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками».
Слайд 3
У. Как вы понимаете эти слова?
Д. Смех сближает людей. Важно чтобы люди умели смеяться не только над другими, но и над собой, а это помогает себе и другим со смешной стороны взглянуть на мир, оценить свои поступки и забыть плохие привычки.
У. Посмотрите на выставку книг, рисунков к сегодняшнему уроку. На каком уроке мы рисовали рисунки? Кто изображен на этих рисунках? К каким произведениям вы их нарисовали? Кто автор этих произведений? Значит, тема нашего урока-это
Д: работа над баснями И. А. Крылова
У. Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова.
Слайд 1.
В детстве И. А. Крылов (1769-1844) очень любил читать. Особенно ему нравились стихи. Он удивлялся: « Как можно так расположить обычные слова, чтобы они легко читались?» Поэтому все его басни в стихотворной форме. А ещё в детстве он любил пародировать разных людей, то есть смешно их изображал. Вот почему в его баснях люди узнают самих себя, как в зеркале. В своих произведениях он показывает недостатки человека и подсказывает, как от них избавиться. Басни И. А. Крылова современны и в наше время. . И.А. Крылов родился в Москве, Детство его прошло в тяжелых условиях.
Крылов не учился в школе. Он своим трудом научился писать, читать, выучил иностранные языки. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал “Зритель”. Но именно басня сделала его известным. Крылов написал более двух сот басен Крылова любят и дети, и взрослые поэтому любя его называют «дедушки Крылов”, Басни Крылова переведены на 60 языков.
В г. Санкт – Петербурге в Летнем саду, где любил гулять дедушка Крылов, стоит памятник великому баснописцу работы скульптора П.Клодта. Пьедестал памятника украшают фигурки зверей.
Это не просто звери, а герои его произведений.
У .Итак, вспомните, какие произведения писал И.А.Крылов?
Д. Басни
У. Сегодня на уроке мы продолжаем работу над баснями,– Давайте вспомним, что же такое « басня»?
Д: Маленький рассказ, стихотворение, в котором действуют животные и предметы, а подразумеваются под ними люди.
Слайд.
У.Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей – хитрость, жадность, глупость, лень и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей и их недостатки.
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ БАСЕН, РАБОТА С ТЕКСТОМ, ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ.
У : Сейчас мы будем инсценировать уже знакомые нам басни. У вас на партах листочки, на которых нарисованы главные герои знакомых нам басен и записаны недостатки людей, которые высмеивает в своих баснях И. А. крылов. Послушав басни ,мы должны их отметить, будьте внимательны, поставьте галочку, где необходимо.
Вспомните,
к какой басне подходит данное высказывание?
«Не нужно драки и опасности ,достаточно всего лишь произвести впечатление бесстрашия, возможности нападения на сильных мира сего»
Д: «Слон и Моська»
Проинсценируем басню
У: О каком качестве идет речь? (хвастовство)
2) Отгадайте басню по подборке слов (На доске): ель, бог, шейка, плутовка, царь-птица)
Д: Ворона и Лисица
Инсценировка
У: Что высмеивает автор?
Д: Глупость, хитрость (ложь во благо)
3) Узнайте басню по строчкам:
Кто виноват из них, кто прав?
Д: лебедь, щука и рак.
У: Почему героям не удалось сдвинуть воз с места?
Д: разобщенность, разномыслие
4) отгадайте загадки :сел на плетень, кличет день(петух)
Не часы , а время говорит (кукушка)
Какие недостатки высмеивает И. А. Крылов?
Д: лесть, восхваление
Отложите листочки. Отдохните
Итак, какие недостатки высмеивает Крылов в упомянутых баснях? Прочитайте хвастовство, глупость, хитрость ,разобщенность, разномыслие, лесть, восхваление.
У. Чему нас учит И. А. Крылов в своих баснях?
Д. Он хотел, чтобы люди стали лучше, добрее
Учитель. Тема добра и зла очень давно используется в литературе , На какой жанр литературы похожа басня?
Д. На сказку
У.Что у них общего ? Добро побеждает зло
чем отличаются?
Д. ЕСТЬ ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ ВЫВОД
Учитель:- Какие слова басни содержат в себе поучительный вывод?
Дети:- Мораль.
Учитель: - Какие мысли выражает мораль?
Дети: - Что надо делать и чего не надо.
слайд
У. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, в котором объясняется смысл басни)
Физминутка
Послушайте условие. Если вы услышите строки, принадлежащие баснописцу И.А.Крылову , а именно мораль басни , то хлопните в ладошки один раз (над головой. ) Если вы услышали строки принадлежащему другому автору – присядите на стульчик.
Условия понятны? Будьте внимательны!
- "тебя, мой куманек ,век слушать я готова!" (кукушка и петух)
- “Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок(ворона и лисица)
- Молодой Петушок рылся в навозе в поисках еды и нашёл жемчужину. «Ка-ка-какая прекрасная штука! — прокукарекал он. — Ка-ка-ка-кабы кто-то, знающий толк в таких вещах нашёл бы это, то он бы очистил тебя от грязи и вставил в золотую оправу..
(«Петух и жемчужина” Эзоп) - “ай,Моська,знать она сильна,что лает на слона!
- “Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт….
- Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретившись с ним, нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива.
(Эзоп. “Лисица и лев”.)
Молодцы, были очень внимательны.
Постановка целей урока:
Мы вспомнили басни, которые изучали
Сегодня мы будем знакомиться с новой басней, а чтобы узнать как она называется, нужно прочитать эту строку слева направо
Стрекоза и муравей
Прочтите хором
Взгляните на экран, вспомните из предмета окр мир, кто такая стрекоза и муравей, что общего?, чем отличаются?
-Эта басня написана 205 лет назад
. Подготовка первичного восприятия басни:
-Можем ли мы по названию определить о чем пойдет речь в басне?
-Рассмотрите иллюстрацию к басне
Что делают герои?
2.Выявление первичного восприятия:
У: Послушайте какая история произошла с нашими героями.
Понравилась вам басня?
Назовите герое басни
Работа с учебником
Открой те учебник стр 106
Перед тем как прочитать выразительно и четко басню, предлагаю вам артикуляционную гимнастику
1. Как пыхтит тесто?
“Пых – пых – пых …”
2. Как паровоз выпускает пар?
“Из – из – из …”
3. Как шипит гусь?
“Ш – ш – ш …”
4. Как мы смеёмся?
“Ха – ха – ха …”
5. Как воздух выходит из шарика?
“С – с– с …”.
Прочитайте басню про себя
-Кому из героев басни вы сочувствовали? Почему?
Наши мнения разделились. Давайте все-таки попробуем разобраться, А для того чтобы выяснить, кто же все- таки из наших героев прав в этой ситуации, я предлагаю вам составить сценарий для мультфильма.
-Прочитаем басню еще раз по эпизодам, подумайте, сколько эпизодов (смысловых частей) будет в нашем мультфильме?
(опора презентация)
3. Анализ басни:
1) Давайте попробуем создать первый эпизод нашего мультфильма.
Перечитайте отрывок и подумайте какие незнакомые слова встречаются в басне?
(Как выглядит Стрекоза, чем она занимается) -Как вы понимаете «лето красное»?
2) Анализ второго эпизода. Перечитайте. Какие незнакомые слова? Как вы понимаете выражение «зима катит в глаза»? (быстро приближается) Как показать стремительный приход зимы?
3) Перечитайте про себя 3 смысловой эпизод. Незнакомые слова. Что, кого и как мы будем показывать в кадре?
4) Перечитайте 4 смысловой эпизод. Как вы понимаете слово «удручена» ?Как мы это покажем? Как будет теперь выглядеть наша Стрекоза? Какие чувства она теперь испытывает? (страшно, тяжело, плохо, больно)
Что чувствует Стрекоза, отправляясь к Муравью? (попробуем это показать мимикой)
А какие чувства к Стрекозе испытываете вы?
Почему она попала в такую ситуацию?
Высказывайте свое мнение. ( Она из-за своей беспечности попала в страшную ситуацию)
5) Пречитайте 5 смысловой эпизод
-Что значит «вешние дни»? Как будет наша Стрекоза просить Муравья? Как она при этом выглядит? Какие интонации преобладают в ее голосе? Правду ли она говорит Муравью? Как это ее характеризует?
А будем ли мы показывать Муравья? Как он выглядит? Что он чувствует к Стрекозе? Жалко ли ее?
Попробуйте выразительно прочитать слова наших героев.
Что нужно выразить в чтении слов Стрекозы?, а Муравья? (несколько вариантов)
-Помог ли Муравей Стрекозе? Почему?
-Правильно ли он поступил? Можно ли отказать в помощи, понимая, что Стрекоза погибнет?
-Чего он не оценил в словах Стрекозы? (искренности)
-Согласны ли вы с Муравьем?
Выясним, какими чертами характера обладает стрекоза, как автор ее называет?
Представьте стрекозу, какой она избражена в басне
Каким изобразил крылов муравья?
Он ее осуждает или смеется над ней?
А можем мы голосом , интонацией это показать?
Чтение по ролям
Взгляните на экран, прочитайте и соотнесите черты характера героев с качествами.
Найдите в тексте слова, подтверждающие эти качества героев
-Почему же героями своей басни, он сделал именно муравья и стрекозу?
-В каких строках басни содержится основная мысль? мораль
-прочитайте мораль?
Помогите мне разобраться, так когда же можно петь и веселиться? Всегда? А как же учеба и дела?
На эту тему есть пословицы
Прочитайте их
Делу время –потехе час
Лето пролежишь ?- коли делать нечего;
Кто веселится летом -?- рыбку из пруда;
Без труда не выловишь -?- зимой с сумкой побежишь
Скучен день до вечера, -?- тот плачет зимой;
РЕФЛЕКСИЯ:
Вопросы:
-С каким жанром литературы мы сегодня работали?
-Над произведениями какого автора мы сегодня работали?
С какой новой басней?
Домашнее задание: Нарисовать кадр к любой части мультфильма и прочитать басню по ролям.
Оценивание: Мы активно сегодня работали
Спасибо за хорошую работу
Отметить детей, наиболее активных на уроке.
Веернемся к нашим солнышкам , с каким настроением вы уходите с урока? Спасибо всем, кто работал старательно
И слушал внимательно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-конкурс" Басни дедушки Крылова"
Это итоговый урок по басням. Ребята рассказывали и обобщали знания о баснописцах и их произведениях....
урок-конкурс" Басни дедушки Крылова"
Это итоговый урок по басням. Ребята рассказывали и обобщали знания о баснописцах и их произведениях....
Урок литературного чтения. Тема. Басни дедушки Крылова.
Урок литературного чтения. Тема. Басни дедушки Крылова. 3 класс. Программа развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова....
Внеклассное мероприятие Басни дедушки Крылова
Проведён конкурс компьютерных презентаций на тему: «Басни И.А. Крылова» в 8 классе. Отобраны лучшие работы – презентации по басням:«Стрекоза и муравей»,«Свинья под дубом»,«Лисица и виноград»,«Мартышка...
Басни Дедушки Крылова
Урок литературного чтения в 3 классе. Программа Школа России. Урок закрепления с презентацией. На уроке связь с коми языком: Сравнивают басни коми баснописца М.Лебедева...
Квн "Басни дедушки Крылова" (для 3 класса)
Внеклассное мероприятие "Басни дедушки Крылова" проводится в форме КВН и является итоговым в рамках изучения творчества писателя. Разнообразие конкурсных игровых заданий направлено на выявле...
Игра "Басни дедушки Крылова" для 3-4 классов
Слайдовая презентация для учащихся 3-4 классов по басням И.А. Крылова включает 15 вопросов на выбор ответа. соотнесене, определение произведения по строкам и иллюстрациям, узнавание автора по портрету...