Групповая форма учебной деятельности на уроках литературного чтения
презентация к уроку по чтению по теме
Литературное чтение – это учебная дисциплина, цель которой состоит в приобщении младших школьников к миру искусства слова, в обучении правильному и выразительному чтению, а также формирование умения понимать замысел автора произведения и составлять собственное мнение.
Процесс чтения должен стать привлекательным занятием, а литературное чтение – любимой учебной дисциплиной, знакомство с художественным произведением должно стать открытием не только для учащихся, но и для самого учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekstovoy_material.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Если ученик в школе не научится
ничего творить, то в жизни он всегда
будет только подражать
Л.Н.Толстой
Слайд 1
Людей творческих отличает особое умение видеть, слышать то, что не увидели и не услышали другие. Они неравнодушны к действительности, их души полны впечатлений. Значит, судьба наших детей зависит во многом от того, насколько мы их научим замечать необычное в обыденном.
Психологические исследования показали, что развитие способностей (т.е. качественное и количественное изменение всей структуры возможностей ребенка) происходит лишь при условии "включения" познавательной потребности. Поэтому необходимо определение условий и форм общения, наиболее благоприятных для развития познавательных способностей школьников. Необходимо создавать такие условия, в которых естественные возрастные потребности (в познании, общении, деятельности) будут удовлетворены. Слайд 2
Литературное чтение – это учебная дисциплина, цель которой состоит в приобщении младших школьников к миру искусства слова, в обучении правильному и выразительному чтению, а также формирование умения понимать замысел автора произведения и составлять собственное мнение.
Процесс чтения должен стать привлекательным занятием, а литературное чтение – любимой учебной дисциплиной, знакомство с художественным произведением должно стать открытием не только для учащихся, но и для самого учителя.
Так как в школе ребенку впервые в его жизни предлагается освоить систематическое научное знание, следовательно, он должен быть включен в новые учебные формы сотрудничества, отличные от дошкольных форм общения со взрослыми
В традиции принято учитывать активность учащихся на уроке по поднятым рукам, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. А если ребенок в силу своих психологических особенностей не может пока публично выступать? Где уверенность в том, что дети, внешне принимающие активное участие на уроке, имеют знания по данному материалу?
При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах – там им комфортнее. Учащийся пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения.
Групповая форма учебной деятельности – это альтернатива существующим традиционным формам обучения. В ее основу положены идеи Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоци, Дж.Дьюи о свободном развитии и воспитании. Начальная школа сегодня нацелена на личностно-ориентированный подход.
Одним из важнейших компонентов в понимании групповой работы является представление об ИГРЕ. Групповая работа- это прежде всего игра, игра в обучение, игра в организацию, игра в мышление. Кто не играет – тот остается за бортом группы, даже если и сидит вместе со всеми в кружке. Как и в любой игре, здесь есть свои правила. Любой, кто думает, что групповая работа – всего лишь особая форма развлечения и соблюдать правила не так уж и важно, например, что можно не самоопределяться, не уточнять цель, не стараться понять точку зрения других, не аргументировать свою точку зрения и т.д. – проигрывает. Этот проигрыш, как правило, оформляет преподаватель, оценивая работу групп и отдельных ее участников. Даже если группа ''нашла'' правильное решение, но не было соответствующей организации работы – группа зарабатывает ''минусовые'' очки Слайд 3
Этапы совместной работы:
- Определить состав группы;
- Выбрать старшего (в зависимости от подготовленности группы назначается учителем или определяется по жеребьёвке);
- Распределить обязанности (прямое поручение, «добровольцы», аукцион – поручение получает тот, кто внесёт больше предложений );
- Выяснить, с какой целью каждый участник проекта будет выполнять задание;
- Каждый участник продумывает каким образом он будет выполнять задание, какие материалы будут нужны;
- Каждый участник контролирует себя, следит, как его результаты совпадают с тем, что заранее задумано (индивидуальное дело);
- Старший контролирует, как общий результат совпадает с тем, что задумано (общее дело);
- Из отдельных результатов получается один большой результат.
·
Сдайд 4
Обрати внимание на:
Нормирование будущей работы.
· Четкость и внятность поставленной задачи.
· Распределение момента начала работы (например, колокольчиком).
· Недопустима группа из одних только слабых учеников.
· Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь предложить.
· Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока.
· Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.
· Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально.
Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.
Дети, работая группами:
решают, составляют задачи,
ищут наиболее рациональный способ решения;
составляют план произведения, инсценируют;
готовят коллективный пересказ,
пишут продолжение рассказа;
разгадывают кроссворды, головоломки .
Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, на уроке развития речи одна группа пишет текст - повествование «Осень пришла», вторая группа – текст - описание «Осенний лес», третья – текст - рассуждение «За что я люблю осень?»
При изучении рассказа, первая группа рисует обложку для книжки или самого героя, вторая группа- подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья- готовит чтение по ролям. В рамках одной темы ребята работают в различных рубриках.
Слайд 5
Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса.
У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала. К тому же эта работа вызывает особое чувство доверия. Важно научить детей отслеживать свои успехи, давать объективную оценку своим знаниям, что является следствием развития. Примером такой работы может быть урок в форме деловой игры.
Слайд 6
Каждой группе предлагается описать внешний вид одного из героев: Страшилы, Железного Дровосека, Льва. Назвать черты характера, которыми он обладает, назвать его заветное желание.
1 группа
1) Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?
2) На каком рисунке, на ваш взгляд, наиболее точно изображён кот-ворюга? Объясните свой ответ.
ΙΙ группа
1) Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя. Почему он совершает их? Какие чувства у вас вызывают его поступки?
2) Установите закономерность. Какую картинку можно исключить?
ΙΙΙ группа
1) Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа.
2) Подберите однокоренные слова к слову ворюга. Какой оттенок имеет это слово в тексте? Почему автор называет кота ворюгой, а не вором или воришкой?
ΙΥ группа
Подготовить выразительное чтение по ролям эпизода, в котором люди решают, как поступить с котом.
.1. Творческая работа в центрах
1 центр – АВТОРЫ – составить план.
2 центр – ИССЛЕДОВАТЕЛИ – разгадать кроссворд (работа за компьютером).
3 центр – РЕДАКТОРЫ – ответить на вопросы теста (работа за компьютером).
1гр. – пересказ текста от имени Незнакомца.
2гр. – пересказ от имени Каштанки.
3гр. – подробный пересказ.
1. Работа в группах
Я предлагаю два понятия – чудо и страх. Объясните мне какое из прочитанных сегодня произведений ассоциируются с этими понятиями. Объясните свой выбор. Используйте толковый словарь .
2. Поэтическая минутка.
Наш урок мы начали с радостного стихотворения. Хотелось бы и закончить наш урок жизнерадостным стихотворением, которое вы сочините сами. Предлагаю на выбор составить синквейн о снежинке или четверостишие по заданной строфе.
Чтение получившихся стихотворений.
После изучения басен можно дать задание по подгруппам. Каждая подгруппа инсценирует басню по выбору, работу оценивает жюри, которое состоит из представителей от каждой группы по определенным критериям.
Слайд 6
Можно дать творческое задание: нарисовать, создать
Слайд 7-8
Заключение
В чем же заключаются положительные моменты групповой работы?
1) Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
2) Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т.е. не предлагать детям работу для контроля знаний, если тема еще не усвоена или качественно не отработана.
3) Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.
4) Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя.
5) При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Мониторинг универсальных учебных действий на уроках литературного чтения (техника чтения).
Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино не потерял интереса к чтению книг, которые обогащают внутренний мир человека...
Статья "Групповая и самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство мотивации личностного развития"
Задача современной школы – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Секрет успешности – формирование коммуникативных навыков. Если мы не хотим приучи...
Современные технологии организации учебной деятельности на уроках литературного чтения.
В данной презентации представлены технологии для уроков в начальной школе...
Тема: «Педагогические приёмы для формирования мотивации учебной деятельности на уроках литературного чтения на уровне начального общего образования».
Формирование мотивации к чтению – главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа успешного обучения на урок...
Формирование смыслового чтения как общего учебного действия на уроках литературного чтения
Главной задачей начальной школы является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из нег...
Статья "Учебный диалог на уроках литературного чтения, как форма воздействия и взаимодействия учителя и младших школьников при формировании коммуникативно-речевых компетенций"
О привитии навыка вдумчивого чтения произведения как средства обогащения духовного мира. Наличие проблемной ситуации на уроке - вот условие возникновения учебного диалога....