Проектная деятельность на уроках литературного чтения
статья по чтению по теме
Древние римляне считали, что корень учение горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, корень учения меняет вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит.
«Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши», - говорил один старый немецкий педагог. Внимание, связанное с интересом, бывает длительным и глубоким. Огромно влияние интереса на память: интересное запоминается легко, быстро и прочно, неинтересное «укладывается» в памяти с большим трудом и легко вытесняется из нее.
У ребенка гораздо меньше, чем у взрослого, развиты воля и сознательность. У него гораздо более туманное представление о сладких плодах учения, чем у взрослых. Не хотелось бы видеть ребенка с формальными знаниями. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, не становится активным достоянием человека.
Урок, я вижу не только, как «основную форму организации учебного процесса», но и как место встречи с личностью ученика. Чем ярче, увлекательнее и убедительнее оно происходит, тем успешнее и радостнее идет дальнейшее образование.
Я работаю в личностно-развивающем режиме, так как хочу «оживить» передачу знаний, пробудить культурные ценности и смыслы знаний.
Находясь в постоянном поиске, я остановилась на понравившейся мне проектной деятельности, как новой педагогической технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_na_urokakh_literaturnogo_chteniya.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Оглавление:
- Актуальность. С.3
- Проектная деятельность - новая педагогическая технология. С.4
- Проект «Умный читатель или путь к слову». С.6
- Первые результаты проекта «Умный читатель или путь к слову». С.10
- Список используемой литературы. С.13
1. Актуальность вопроса
Древние римляне считали, что корень учение горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, корень учения меняет вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит.
«Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши», - говорил один старый немецкий педагог. Внимание, связанное с интересом, бывает длительным и глубоким. Огромно влияние интереса на память: интересное запоминается легко, быстро и прочно, неинтересное «укладывается» в памяти с большим трудом и легко вытесняется из нее.
У ребенка гораздо меньше, чем у взрослого, развиты воля и сознательность. У него гораздо более туманное представление о сладких плодах учения, чем у взрослых. Не хотелось бы видеть ребенка с формальными знаниями. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, не становится активным достоянием человека.
Урок, я вижу не только, как «основную форму организации учебного процесса», но и как место встречи с личностью ученика. Чем ярче, увлекательнее и убедительнее оно происходит, тем успешнее и радостнее идет дальнейшее образование.
Я работаю в личностно-развивающем режиме, так как хочу «оживить» передачу знаний, пробудить культурные ценности и смыслы знаний.
Находясь в постоянном поиске, я остановилась на понравившейся мне проектной деятельности, как новой педагогической технологии.
2. ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД
Почему выбор пал именно на эту технологию?
- Эта технология построена на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. Ребенок приходит в мир с генетически предопределенным желанием его познать. Стоит ли этому мешать? Конечно же нет, мы можем направлять его поиск знания.
- Проектная деятельность рассматривается как основа обучения и развития активной творческой личности.
- В процессе проектной деятельности дети приобретают социальную практику.
- Работа над проектами ориентирована на развитие познавательных интересов, исследовательских умений, на углубление и расширение знаний.
Изучив опыт работы педагогов в журналах «Начальная школа», «Начальная школа Плюс до и После», ряд педагогических трудов (см. список используемой литературы), во мне росло убеждение, что эта идея должна найти воплощение в моей педагогической работе. Этот метод комплексно реализует ряд педагогических принципов – сотрудничество детей и взрослых, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой, учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, деятельностный подход. Это личностно-ориентированный подход в образовании, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Структура деятельности: мотив проблема цель задачи методы и способы план действие результат рефлексия.
Организация проектно-исследовательской деятельности предполагает несколько этапов:
- Погружение в проект.
- Организация деятельности
- Осуществление деятельности.
- Презентация результатов.
Мною было реализовано в этом году два кратких по продолжительности проекта «Космос» и «Мир животных» по естествознанию (межпредметный-естесвознание, художественный труд и история («Космос»)), один проект средней продолжительности «Изготовление календаря» (межпредметный-математика, естествознание, история, художественный труд) и реализую второй год проект «Умный читатель или путь к слову» - длительной продолжительности. На последнем я хочу остановиться подробнее. Накопленный опыт работы, говорил о том, что дети не очень любят читать и изучать русский язык. Поэтому, убеждена, что данный проект необходим для моих учеников.
3. ПРОЕКТ «УМНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ ИЛИ ПУТЬ К СЛОВУ»
Для разработки этого проекта ушло много времени, перечитано большое количество литературы, особенно понравились труды Ю.Малковой «Умный читатель», В.А. Синицына «Путь к слову», Л.Г. Антоновой «Развитие речи» и др.
Сначала реализации проекта мной была допущена ошибка, которую я заметила после второй «Пробы пера». Учащиеся писали стихи без рифмы, глупого содержания, мало у кого получалась данная работа. Почему? Что делаю не так? Решение данной проблемы нашли сами дети. Оказалось, недостаточно загрузить учащегося задачей проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта. Ребенок не может сам научиться делать собственное учебное исследование, для этого его этому нужно специально обучить.
Поэтому программа учебно-исследовательской деятельности должна включать три относительно самостоятельные предпрограммы:
- Продпрограмма «тренинг» - специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и по развитию умений и навыков исследовательского поиска.
- Продпрограмма «исследовательская практика» - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
- Продпрограмма «мониторинг» - содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессов, решения задач исследовательского обучения (защита исследовательских работ и творческих проектов).
Цель данного проекта: целенаправленное освоение речевой культуры русского народа, развитие собственного дара слова.
Тип проекта:
- Исследовательский, практико-ориентированный (сочинение сказок, рассказов, дразнилок, небылиц, перевертышей, стихотворений о природе и другом).
- Межпредметный (русский язык, естествознание).
- Коллективный, групповой, индивидуальный.
- Длительной продолжительности.
Планируемый результат:
- Открываются горизонты творчества, ребенок познает различные стороны окружающей действительности, рождается стремление создавать что-то свое, новое, творить.
- Воспитание эмоционально-эстетической культуры, самостоятельности, целеустремленности, упорства, настойчивости, умения анализировать свои идеи.
- При виде интереса к слову, формирование чувства слова.
- Полюбят читать произведения, понимать, различать автора, его улыбку и грусть, говорить о книгах.
- Создание классной «Поэтической тетради», а возможно и книги с оформлением учащихся, а также индивидуальной творческой работы с последующей презентацией.
- Выполняется проект в процессе классной работы на уроках литературного чтения.
В результате работы над проектом младшие школьники:
- Знакомятся с фольклором и классической литературой (не входящей в школьную программу). Постигают азы начального литературного образования.
- Учатся воспринимать и интерпретировать художественный образ.
- Овладевают умением работать с художественной литературой, анализировать и отбирать необходимый материал.
- Стремятся творить, создавать свои интересные труды, учатся преодолевать возникающие по ходу дела трудности и проблемы.
- Заинтересованы в получении результата.
Этапы работы над проектом:
- Учащиеся учатся правильно дышать. Дети знают, чтобы стать хорошим собеседником и заставить себя слушать может только тот, кто овладел техническими умениями правильного дыхания от которого зависит произношение слов (отчетливо или неясно, тихо или громко, «с выражением» (в определенном тоне) или «бесцветно». От речевого дыхания зависит и громкость, и чистота, и выразительность звучащей речи. Поэтому каждый урок литературного чтения начинается специальными упражнениями по дыхательной гимнастике. Данные упражнения делятся на несколько видов:
- учимся правильно дышать,
2) учимся говорить чисто,
3) учимся говорить выразительно.
Здесь на помощь приходят скороговорки с которыми проходят разнообразные задания ( собери скороговорки, произнеси в разном темпе, в разной интонации, прочитать как реплики в диалоге тексты из скороговорок). В помощь для этой работы были созданы разминки.
Параллельно проходят речевые опыты – это работы с текстом. Дети открывают «загадки» текста, учатся быть талантливыми читателями и раскрывать секреты сочинительства. Ребята разгадывают основные текстовые загадки: думать над заголовком, подбирать свои варианты названия к тексту, видеть с помощью каких слов, оборотов речи связываются предложения в текст, находить границы текста и «собирать» правильный его вариант.
Предлагаю интересные творческие задания, например: правильно соединить стихотворные строчки; определить героев, их настроение, разгадать «загадку» стихотворения. Учимся общаться с книгой, вчитываться, вдумываться в каждое предложение, в каждое слово, то есть вести диалог с автором. Есть вопросы, которые должен задавать талантливый читатель:
1) тематические (О чем этот текст?);
2) смысловые (Почему именно так? Что из этого следует?);
3) прогнозирующие вопросы (Почему именно так?).
Планирую введение «Дневника читателя». Сейчас дети только учатся делать краткие записи на основе прочитанного текста (выписки информационные, текстовые).
Провожу интересную работу с пословицами: объедини попарно, сформулируй общий смысл, закодируй в рисунках, сравнение русских пословиц с пословицами других народов, составь рассказ импровизацию, где основная мысль выражена в пословице и так далее.
В классе постоянно работает «Почта». Дети пишут письма, записки, телеграммы, загадки, объявления, научные тексты. Задания могу предлагать сама или сами дети («Счастливый случай в моей жизни», «Прогноз погоды», «Любимая телепередача», «Реклама», «Рецепт любимого блюда» и т.д.).
Большая работа ведется по развитию речи ребенка. Способность выражать свои мысли и чувства, описывать происходящие события, вести дискуссию – важные условия и показатели общекультурного развития ребенка.
В разделе «Сочинительства» я провожу игры для воспитания находчивости, обогащения словарного запаса, внимания детей, умение свободно излагать свои мысли, игры для развития воображения, речевой памяти, способности анализировать причинно-следственной связи, развивающие логическое мышление, творческое воображение.
Итак, мы пока находимся на первом этапе данного проекта, мы учимся. Видны ли какие- либо результаты? Я думаю, что да.
4. ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
При театрализации сказки «Колобок» Жарникова Даша забыла выучить свою реплику. На репетиции девочка не растерялась, прочитав стихи собственного сочинения. Даша: «Я помню основную мысль сказанного моим героем».
Или, проходил урок литературного чтения по произведению Л. Пантелеева «Как поросенок говорить научился». Прозвучал мой вопрос: «Как вы думаете, это рассказ или сказка?» Дети отвечали, обосновывая свое мнение. Все учащиеся доказали, что это рассказ. Только Вова К. встал в оппозицию, что данное произведение может быть сказкой. «Почему?» «Автор говорит в произведении, что поросенок не хотел говорить «по-человечески», но ведь не хотел это не значить, что не мог».
Для себя я увидела, что этот ученик вчитывается, «смакуя» каждое слово. Этого я и хочу добиться, чтобы дети не проглатывали тексты, а как бы беседовали с книгой, автором. Книга – новый художественный мир. И писатель сам откроет этот мир, если научить ребят самостоятельной и разумной беседе с книгой.
С 1 класса дети пишут стихи. Эту работу я разбила на два этапа. Сначала детям я предлагала поэтические строки известных стихотворений. Учащиеся должны самостоятельно закончить, развернув дальнейший сюжет(работа проходила и в группах, и индивидуально, и коллективно. На втором этапе предлагала только тему, которую они должны осветить в стихах.
Не у всех получалось, но были и интересные работы.
Начало: На поле резвятся лошадки,
Играют в пятнашки и прятки...
Алеша Ю. Пастух дядя Ваня сидит в стороне,
И смотрит за ними с газетой в руке.
Вова К. Но вот уже солнце садится,
Пора лошадкам спать ложиться. (В этим отрывках много орфограмм, использовали на уроке русского языка на грамматической разминке).
Антон П.
Жили у бабуси два веселых гуся,
Два бойца, два кавалера жили у бабуси.
Идет наша бабуся, а за нею гуси,
Никого они к бабусе близко не подпустят.
Как-то раз дедуся наругал бабусю,
Прибежали гуси пощипать дедуся.
Сейчас ребятишки пробуют писать стихи без моих подсказок. Читая их стихи понимаешь, что рифму они бывает используют простым набором слов, хотя смысл сочиненного остается. Например:
Жил-был котенок, жил не тужил.
Ласково ветер над ним все кружил,
Только щенята его обижали,
Буря, гроза, это было в печали.
Так повторялось все снова и снова.
Только хозяйка любила такого. (Маша С.)
Пробуем сочинять стишки для грамматической работы на уроках русского языка. Например, групповая работа:
Когда встретятся слова с жи и ши,
Непременно напиши с буквой и.
Заглянул в тетрадь, а там слова:
Чайник, чашка пишем с а.
Чудо чудное, а чу
Напишите с буквой у.
Не забуду и про щу
Я ошибки не прощу.
Научились рассуждать и излагать свои мысли. Интересные работы получились. Вот одна из них. После прочтения сказки С. Козлова «Как Медвежонок и Ежик протирали звезды», это произведение было задействовано в проекте «Космос»,дети получили задание. Закончите фразу: «Звезды – это красота природы и мира. Нужно стараться ее видеть и бережно к ней относиться. Потому что....»
Аня М. «... человек тоже часть природы. Люди давно наблюдали за небом. Им казалось небо таинственным. Они рассматривали звезды и придумывали различные названия созвездиям.»
Даша П. «... без красоты жизнь казалась бы серой. Здорово смотреть на ночное небо. Кажется, что где-то там далеко включили много маленьких фонариков.»
Настя К. «...мы сами часть природы. В природе все взаимосвязано и гармонично. Нарушение гармонии ведет к катаклизмам Человек обязан жить по законам природы и стараться сохранить ее равновесие.»
В осуществлении проекта есть свои трудности, самая главная для меня – это недостаток дидактического материала. Приходиться большие тексты , тесты, стихи писать на доске.
Сейчас мои ребята второклассники и уже сами предлагают проекты, которые они хотели бы осуществить. Например, после каникул планируем провести проект короткий по продолжительности «Парк Юрского периода», т.к. ребят очень интересует данный период истории развития жизни на земле. Материал дети будут подбирать на каникулах по предложенным вопросам.
В 3 классе я планирую начать еще один продолжительный проект «Мастерилка», состоящий из пяти подпроектов: «Забавные химические опыты», «Изделия из поролона», «Возвращение бутерброда», «Сэконд хэнд», «Шнырок», ну и конечно, продолжить работу над проектом «Умный читатель или путь к слову».
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Коникова В.И. Метод проекта в разработке модели урока истории // Начальная школа.2004.№ 11.С.94-97.
- Варакина Л.В. Проектная деятельность детей и взрослых как фактор успешности воспитания и обучения // Начальная школа Плюс до и После.2004. №11. С.61-63.
- Федоскина О.В. Воспитательные возможности технологии проектно-исследовательской деятельности // Начальная школа Плюс до и После.2004. №11. С.53-59.
- Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в н. шк.// Начальная школа. 2004. №2. С.96-101.
- Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998.№3.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие /Под ред. Е.С.Полат. М.:Изд. Центр «Академия», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения (УМК «Школа России»)
Опыт реализации ФГОС. Организация проектной деятельности в урочной деятельности младших школьников....
« Проектная деятельность на уроках литературного чтения»
Проект — замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам.Проект – это : «брошенный вперёд»...
Мастер-класс Проектная деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе
Урок-проект литературного чтения по теме "Обобщение раздела "Люблю природу русскую. Весна"...
Опыт реализации проектной деятельности на уроках литературного чтения и окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО
Проектная деятельность ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, раскрытие его творческого потенциала....
Проектная деятельность на уроках литературного чтения
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Система образования должна готовить людей, приспособленных к жизни в условиях развития...
проектная деятельность на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности
Обобщение опыта по теме "Устное народное творчество" через проектную деятельность...
Проектная деятельность на уроках литературного чтения во втором классе
В ФГОС уделяется большое внимание проектной деятельности, которая способствует развитию критического мышления, общеучебных и познавательных навыков учащихся, формированию их интеллектуального, творчес...