Межпредметная деятельность. Интегрированный урок литературного чтения, русского языка и универсальной образовательной среды ПервоЛого. Проект «Поздравительная открытка к 9 Мая»
методическая разработка (2 класс) по теме

Образовательная система "2100", 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Межпредметная деятельность. Интегрированный урок окружающего мира, литературного чтения, русского языка «Природные зоны России»

Личностные  универсальные учебные действия:

  • воспитание патриотизма и гордости за Россию, обобщить знания учащихся о природных зонах нашей страны;
  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;
  • воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний; 
  • развитие исследовательских умений и навыков; развитие экологического и рационально-логического мышления;
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе;
  • способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные универсальные учебные действия:  

  • планировать необходимые действия, операции, действовать по плану;
  • контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.    

Познавательные  универсальные учебные действия:

  • осознавать познавательную задачу;
  • извлекая нужную информацию;
  • осуществлять для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнения, классификации, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • вступать в учебный диалог с учителем, сверстниками;
  • участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
  • формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.  

Общеучебные умения:

  • работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение знания между участниками группу в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.

Продолжительность: 1 урок

Предметные области: окружающий мир, литературное чтение, русский язык, ИКТ.

Оборудование: Hot Potatoes программный продукт, МACbook, мультимедиа, учебники, раздаточный материал, иллюстрации.

Организация деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная работа учащихся.

Система оценивания, подведение итогов: вербальная оценка, эмоциональное восприятие одноклассников

Ход урока

1.Организационный момент

  • Вы любите путешествовать?
  • А для чего человек путешествует?
  • Где путешествовали вы?
  • Что вы видели в этих странах?
  • А чем эти страны отличаются друг о т друга?
  • Почему природа в этих странах разная, отличается?

Двигаясь с севера на юг, мы пересекаем различные природные зоны. Их особенности зависят от количества получаемого тепла и влаги.

  • Тема нашего предметного дня: Моя страна Россия.
  •  Попробуйте сформулировать, предположить тему нашего урока?

Сегодня мы будем путешествовать по природным зонам нашей страны. Обобщим знания о природных зонах.

  • Назовите эти природные зоны нашей страны, двигаясь с севера на юг.

2. Вступительное слово учителя  

Двигаясь с севера на юг, мы пересекаем различные природные зоны. Их особенности зависят от количества получаемого тепла и влаги.

А кто скажет, что такое природная зона? (Участки суши со сходным сочетанием природных условий и экосистем. Природные зоны сменяются между полюсом и экватором в определенном порядке)

3.Работа в группах, в парах. 

 Чтобы путешествие прошло успешно, давайте вспомним наши правила Дружбы. Какие правила работы группы вы знаете?

1) Правила работы группы, пары

  • Помогать друг другу, поддерживать, сотрудничать.
  • Слушать своих товарищей, находить верное решение.
  • Спорить, доказывать.

2)Использование программы Hot Potatoes.

 Тест на соответствие «Природные зоны»

Природная зона полярных областей с суровым, холодным климатом

ледяные пустыни

Безлесная северная природная зона с суровым климатом (короткое лето) и многолетней мерзлотой

тундра

Безлесные травянистые экосистемы. Образуют природную зону в южной части умеренного пояса

степи

Природная зона умеренного пояса, в которой преобладают лесные экосистемы

лесная зона

Экосистемы, почти лишенные растительности из-за недостатка или недоступности влаги. Образуют природные зоны в полярном, умеренном и тропическом поясах

пустыни

Участки суши со сходным сочетанием природных условий и экосистем. Природные зоны сменяются между полюсом и экватором в определенном порядке

природные зоны

3) Проверка ответов.

Какие природные зоны вы отгадали? Сколько баллов вы получили, отвечая на вопросы теста.

4.Работа в группах, в парах. Путешествие по природным зонам.

1)  Конверты с заданием.

Вы сказали, что знаете 5 природных зон. Сейчас каждая группа получит конверт с заданием.

  • Прочитайте   описание   природной   зоны. Определите, какая это природная зона?
  • Подготовить рассказ о своей природной зоне пользуясь материалом учебника.

 «Поразительной казалась призрачная белизна ледяных гор... На высоком светло-голубом небе висели далёкие, как лёгкий дым, облака. Солнце отражалось во льдинах и в снегу. И снег, и горы, и розоватые льды казались спустившимися на землю облаками. Часто встречались одинокие айсберги, похожие на неприступные белые замки».

 «…Здесь очень длинная суровая зима и совсем коротенькое лето. Но лето особенное: солнце светит и днём и ночью. Поэтому приходится ложиться спать при ярком свете солнца. А если будешь темноты дожидаться, то придётся не спать больше двух месяцев.»

 «…Вот могучий красавец дуб, белоствольная берёза, осина с дрожащими листочками, раскидистая липа. Ветви сосны и ели часто образуют густой навес, а внизу – подлесок из орешника и других кустов.

 «Какая ширь, раздолье! Ни гор, ни леса. Куда ни глянь – до самого горизонта простирается гладкая равнина. А сколько цветов: и алые гвоздики, и лиловые метёлки шалфея, и маки и много-много других».

«… это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев. Сухие дожди, не смачивающие поверхность земли. Солнце печёт немилосердно. Кругом барханы, как волны застывшего моря.

5. Физкультминутка

3) Работа групп с деформированным текстом.  

  • Подготовить рассказ о своей природной зоне пользуясь материалом учебника.

  1. Ледяные пустыни

Вокруг полюсов и суша, и море круглый год покрыты льдом. Это – зона ледяных пустынь. Но там, где проходят тёплые морские течения, вода летом свободна ото льда и богата планктоном. Планктон – это мельчайшие растения и животные, отличный корм для рыб. Рядом по скалистым берегам селятся морские птицы, образуя птичьи базары.

  1. Зона тундр

Суров климат тундры. Лето здесь длится всего один месяц. Уже в сентябре лёд сковывает реки. Земля промерзает насквозь. Часто бывает пурга – сильный ветер со снегом.

В июне в тундре появляются проталины, покрытые мхами и лишайниками. Это – главные кормильцы в тундровых экосистемах.

Косые лучи солнца не могут как следует прогреть землю. За лето успевает оттаять только тонкий слой почвы.

Подо мхом сохраняется вечная мерзлота – твёрдая, как камень, земля с прожилками льда. В неё не проникают корни растений. Талая и дождевая вода не может впитаться в промёрзшую землю. Поэтому в тундре много болот, рек и озёр.

  1. Лесная зона  

Главная особенность умеренного климата в  том,  что здесь времена года сильно различаются.

В   умеренном  поясе  находится  несколько   природных зон. Из них самая широкая – лесная зона.

Лиственные леса растут в районах с более мягким климатом. Крупные и нежные листья не выносят морозов. Осенью они опадают на землю. Но за лето листья успевают создать больше органических веществ, чем хвоя.

Многие лесные звери и птицы питаются семенами деревьев. Осенью, когда семена созревают, животные запасают их на зиму. Из несъеденных запасов вырастают новые деревья. Так повелось очень давно, и теперь эти деревья и животные не могут обходиться друг без друга.

  1. Зона степей

Степные травы за один сезон вырастают на большую высоту –  около 1 метра. Под воздействием климата, растений и животных образовался чернозём – самая плодородная почва в мире. Поэтому травянистые растения покрывают степь сплошным ковром. Их корни сплетаются и образуют дернину.

Весной земля в степи ещё напитана снеговой влагой. Всё зеленеет, растёт, цветёт. Но жарким летом дождевая вода испаряется так быстро, что растения не успевают напиться.

У степных растений подземные части больше, чем надземные. Ими питаются личинки жуков.

В норах прячутся суслики, сурки, хомяки, которые питаются семенами. Там они делают запасы.

  1. Пустыни

На юге умеренного пояса летняя жара усиливается. Мы попадаем в зону пустынь. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, очень жаркое и сухое, температура воздуха в тени + 40 градусов. Зима короткая и холодная. Поверхность этой природной зоны покрыта барханами из песка, они постоянно передвигаются.

  1. Рефлексия. Использование программы Hot Potatoes.

Кроссворд «Природные зоны»

  1. Какую ягоду в тундре называют северной малиной?                 морошка
  2. Что мешает воде просачиваться в тундровую почву?         мерзлота
  3. Какое дерево, произрастающее в зоне лесов, является символом России?         береза
  4. В какое время года степным растениям лучше всего?         весна
  5. Как называется книга, в которую заносят вымирающие виды животных и растений?         красная
  6. Плодородный слой земли.         почва        
  7. Как называется оптическое явление пустыни, состоящее в появлении у горизонта ложных изображений участков неба или земных предметов?             мираж

7. Обсуждение, подведение итогов

Итак, мы совершили путешествие по природным зонам России. Увидели, какие растения и животные живут.

Молодцы ребята! Понравилось ли вам наше путешествие? Что вам больше всего понравилось?

Лист самооценивания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый интегрированный урок литературного чтения, русского языка и окружающего мира (экологии) в 4-А классе, Сидоренко Ольга Федоровна, учитель МБОУ гимназия №1 города Туапсе МО Туапсинский район Краснодарского края

Тема: Экология в литературе и русском языке.Цель: научить ценить и беречь красоту природы через воспитание чувств, использовать на практике художественного и научного слово, развивать устную и письмен...

Конспект интегрированного урока литературного чтения, русского языка и математики в 4 классе

Конспект интегрированного урока литературного чтения, русского языка и математики в 4 классе по программе "Школа России"...

План- конспект урока литературное чтение, русский язык "Азбука первая учебная книга", Пропись -первая учебная тетрадь"

предлагаю конспект первого урока интегрированного литературное чтение русский язык, расписаны метапредметные результаты , составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

Статья на тему: «Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии»

«Творчество – это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации творческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствова...

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка,  математики и технологии....