Сказка А.Гофмана "Щелкунчик".
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Конспек урока литературы по сказке Гофмана. Урок - обощение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shchelkunchik.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СШ №6»
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ:
«НОВЫЕ СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ»
ПО СКАЗКЕ Э. Т. А. ГОФМАНА
«ЩЕЛКУНЧИК И МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ»
Из опыта работы
учителя начальных классов
Бердниковой Ольги Владиславовны
г. Нижневартовск
Тема: Новые сюжетные линии. Вставная сказка-легенда о твёрдом орехе.
Цели: Учить детей ориентироваться в сюжетных переплетениях повести –
сказки.
Развивать умение находить в тексте черты сходства с народной
волшебной сказкой.
Прививать чувство сопереживания, сострадания к чужому горю.
Наглядность: иллюстрации к сказке, слова – таблички; музыка П.И.Чайковского.
- Активизация мыслительной деятельности.
-Звучит фрагмент из оперы П.И. Чайковского «Щелкунчик». (На фоне музыки):
- Обратите внимание на доску: знаком ли вам эти герой? (Щелкунчик)
- Из какого он произведения? («Щелкунчик и Мышиный король», Гофмана)
- Сравните иллюстрации. Что вы можете сказать о них? (Герой везде разный)
- Почему на рисунках один и тот же герой выглядит по-разному? (У каждого своё мнение; разные ситуации).
- Кто такой Щелкунчик? (Игрушка, заколдованный человек).
- Кто у автора выступает на первый план: игрушка или человек? (Человек, ведь даже игрушечный Щелкунчик ведет себя как человек).
- Какая из иллюстраций подтверждает ваши высказывания; где изображена связь с придуманным миром? (Часы, полночь)
- Так к какому жанру относится произведение Эрнеста Гофмана? Докажите своё мнение:
сказка повесть рассказ повесть-сказка
-Вы правы, это повесть-сказка.
- Блиц-опрос (проверка домашнего задания)
- Давайте, ещё раз окунёмся в тайны волшебного мира. Но для начала, вспомним, какие события произошли в сказке? (Детям подарили игрушки на рождество; битва с мышами; болезнь Мари).
- Какую сказку начал рассказывать крёстный?
- Что произошло в королевской семье?
- Как королева-мать заботилась о дочери?
- Нравится ли автору король или он относится к нему с иронией?
- Из чего это видно?
- К чему привела любовь короля к колбасам?
- Как, по вашему мнению, будут развиваться события дальше, сможет ли Мышильда выполнить свою угрозу?
- Первичное чтение.
-Давайте проверим ваши предположения, прочитав продолжение истории о твёрдом орехе. (Чтение текста с. 119 – 122 подготовленными детьми – Юля, Никита, Вита, Лиза, Карина)
- Так выполнила ли Мышильда свою угрозу? Как?
Физминутка для глаз:
- Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа, на счет 1 - 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
- Анализ текста. Выборочное чтение.
-Предлагаю проанализировать прочитанный отрывок.
-У вас на парте лежит бланк с вопросами. Найдите на них ответы, опираясь на текст произведения (самостоятельное чтение, подготовка к выборочному).
Вопросы к тексту:
- В какое время суток происходили события? Почему? (Ночью, время волшебного мира)
- В кого превратилась принцесса Пирлипат? Что на это указывает?
(Пирлипат превратилась в куклу – щелкунчика. На это указывают два обстоятельства:
- её оказалось возможным разобрать и собрать, чтобы посмотреть, как она устроена, что и сделал Дроссельмейер;
- она с удовольствием щелкает орешки).
- Что чувствовал король, глядя на дочь? (Горе, печаль, недовольство).
- Кого он обвинил в случившемся? (Дроссельмейера)
- Как этот поступок характеризует короля?
- Кстати, Дроссельмейер Христиан – часовщик и советник суда – крёстный – это один и тот же человек или разные люди? Докажите. (Один и тот же – проводник между миром реальным и волшебным)
- Как вёл себя Дроссельмейер, выполняя поручение короля?
- Какие черты характера при этом проявлялись?
- Похоже ли это поведение на то, как в данной ситуации вел бы себя крёстный? (Да, он тоже любил послушание, не любил спорить).
- Посмотрите на доску, всё ли в этой записи верно?
Король
Хвастливый
Льстивый
Ответственный
Чванливый
Гордый
Благодарный
Дроссельмейер
Подобострастный
Безответственный
Исполнительный
Послушный
Храбрый
Злой
(Поменять местами слова, обозначающие черты характера героев)
- Какие из этих качеств вы хотели бы воспитать в себе?
- Что для этого нужно сделать? (приложить усилие)
- Вернитесь к тексту, найдите описание обряда, с помощью которого должны быть расколдована принцесса Пирлипат. Расшифруйте каждую подробность.
(Переход из одного состояния в другое, должен совершить человек, не брившийся и не носивший сапог, значит это – юноша. Он должен зажмурив глаза отдать волшебное зернышко ореха принцессе, затем сделать 7 шагов назад.
Эти приметы говорят о изнаночном, сказочном мире, где всё наоборот.)
- Для чего нужно это трудное задание? (Чтобы избранный превратился в героя, мужчину, спасителя).
- Какие из перечисленных признаков характерны для волшебной сказки? (Волшебные числа – 7, шагов. 3 дня; герой – спаситель; связной между мирами; волшебный предмет – орех).
- То, что Гофман использовал волшебные признаки – это авторский вымысел или связь с народным творчеством?
- Что ещё было необычного в композиции (построении) произведения? (Сказка в сказке; связь с народным творчеством).
- Обобщение.
-Соберите пословицы.
- Сам кашу заварил.
- Один ум хорошо,
- Не гордись красотой –
- Кабы знать, где упасть,
А) так соломки бы припасть.
Б) сам и расхлёбывай.
В) гордись делом.
Г) а два лучше.
-Проверка, заслушать пословицы и мнение того, кто её выбрал (1 – б, 2 – г, 3 – в, 4 – а).
- Какая из данных пословиц раскрывает смысл прочитанного отрывка?
- Всей сказки?
- Почему возникли разногласия? (У каждого своё мнение)
- Запомните пословицу, которую выбрали, когда дочитаем всё произведение, мы вернёмся к ним, чтобы убедиться в верности ваших утверждений.
- Д/З
-На дом предлагаю два задания на выбор:
- Перечитайте ещё раз «Сказку о твёрдом орехе». Подготовьте отзыв о прочитанном.
- Проиллюстрируйте интересный эпизод из данной вставки. Подготовьте защиту своей работы. Выполнять задание можно в парах или группе.
-Оценивание работы на уроке.
Вопросы к тексту:
- В какое время суток происходили события? Почему?
- В кого превратилась принцесса Пирлипат? Что на это указывает?
- Что чувствовал король, глядя на дочь?
- Кого он обвинил в случившемся?
- Как это поступок характеризует короля?
- Кстати, Дроссельмейер Христиан – часовщик и советник суда – крёстный – это один и тот же человек или разные люди? Докажите.
- Как вёл себя Дроссельмейер, выполняя поручение короля?
- Какие черты характера при этом проявлялись?
- Похоже ли это поведение на то, как в данной ситуации вел бы себя крёстный?
- Найдите описание обряда, с помощью которого должны быть расколдована принцесса Пирлипат. Расшифруйте каждую подробность.
-Соберите пословицы.
- Сам кашу заварил.
- Один ум хорошо,
- Не гордись красотой –
- Кабы знать, где упасть,
А) так соломки бы припасть.
Б) сам и расхлёбывай.
В) гордись делом.
Г) а два лучше.
Король
Хвастливый
Льстивый
Чванливый
Гордый
Благодарный
Послушный
Храбрый
Злой
Ответственный
Дроссельмейер
Подобострастный
Безответственный
Исполнительный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник миниатюр «Русская сказка всем сказкам сказка»
Данное мероприятие сплачивает участников конкурса "Русская сказка - всем сказкам сказка"...
Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")
Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...
Исследовательская работа на тему: "Сказка ложь, да в ней намёк..." (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)
«Сказка ложь, да в ней намек…» (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)АннотацияЦель исследования:Исследовать особенности русских народных сказок и сказок наро...
Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной (на примере сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца»)
С презентацией...
Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"
Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...
Литературная викторина "Сказки, сказки, сказки"
УМК "Школа России"...
Урок-игра "Цветик-семицветик" по тексту сказки Г.Цыферова "Маленький Тигр» И русской народной сказке «Сказки в сказке»
Цель: расширение знаний о разнообразных формах художественных произведений (сказка, пословица, скороговорка, поговорка). Задачи урока: ·...