Урок литературного чтения "Колыбельные песни».. 2-й класс
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Конспект урока литературного чтения, 2 класс, УМК "Школа 2100" по теме "Колыбельные песни".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_.docx | 36.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения "Колыбельные песни».. 2-й класс
Тип урока: открытие нового знания.
Использование технологий: проблемно-диалогическая технология.
Уровень обученности школьников: средний
Форма учебной работы: классно-урочная.
Форма проведения: интегрированный урок.
Цель урока:
1)образовательная
- раскрыть особенности жанра колыбельные песни;
- формировать умение сравнивать народные и авторские колыбельные песни;
2)развивающая
- развивать воображение, речь и память, коммуникативные умения;
- формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения;
- развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением;
3)воспитательная
- воспитывать любовь к русскому языку и уважение к другим народам, чувство гордости за свой народ, интерес к чтению
- продолжать работу по усвоению общечеловеческих ценностей.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с колыбельными песнями, их возникновением и значением для человека с целью пробуждения интереса к устному народному творчеству и более прочного усвоения программного материала;
- показать влияние колыбельных песен на чувства людей;
развивать умение видеть изобразительные средства языка, учить анализировать используемые автором средства языковой выразительности
Форма проведения: интегрированный урок.
Формы организации: ИКТ, фронтальная и индивидуальная формы работы.
Оборудование: компьютер; проектор; иллюстрации к произведениям, детская (игрушечная) колыбель, кукла.
Приложение: Презентация 19 слайдов (среда POWER POINT)
Ход урока
№ | Этапы урока, хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы, методы |
1 | Организационный момент | Здравствуйте, ребята (Слайд1) Я рада вас видеть. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Повернитесь, посмотрите, улыбнитесь им. Мы рады видеть их. А во время урока мы будем все внимательно слушать друг друга. Садитесь | ||
2 | Самоопределение к деятельности. (2 мин.) | (слайд 2) Наш урок начнём с пожелания добра. Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и пожелайте друг другу добра. | – Я желаю тебе добра, – Ты желаешь мне добра, – Мы желаем друг другу добра, – Если тебе будет трудно, я помогу. | фронтальная. |
3 | Актуализация знаний. 5 мин. | (Слайд 3) Сегодня мы с вами поговорим о жанрах устного народного творчества. Вы уже знаете, что этот жанр очень разнообразен. – Что значит устное народное творчество? (слайд 4) Во саду ли, в огороде С надписями жанров устного народного творчества (слайд 5) – Какие мы жанры изучили? (появляется цветик-семицветик с 6 лепестками) | – люди передавали из уст в уста то, что им рассказывали, передавали из поколения в поколение, нет определённого автора
| Фронтальная, репродуктивный, подводящий диалог |
4 | Постановка проблемы. (2 мин) | -Давайте определим, о каком жанре мы будем сегодня говорить. (слайд 6) Предлагаю вам шифровку 17, 6, 19, 15, 10,(песни) - Конечно вы правы, это песни. Но песни бывают разные и каждая песня имеет своё назначение. Предлагаю всем сесть удобно, расслабиться, можно закрыть глаза и послушать одну песню. (слайд 7) (Песня «Колыбельная Медведицы») - Что вы сейчас прослушали? (Колыбельную песню) -Это еще один жанр устного народного творчества. - А как вы это определили, что это колыбельная песня? – Значит, какая тема нашего урока? (Слайд8) | - песни - Колыбельную песню. (ответы детей) - Колыбельные песни. | частично-поисковый, подводящий диалог |
5 | “Открытие” нового знания | -Слышали ли вы раньше колыбельные песни? - А вам ваши мамы пели колыбельные? -О чем эти песни? - Как вы думаете, а откуда пришли к нам колыбельные песни и кто их сочинял? -Какие чувства в человеке вызывает колыбельная песня?
(Слайд из http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0efdf856-d843-432f-aa94-603e7a3ad130/%5BNS-LIT) задание 1) | - Да, слышали. -Наши мамы пели нам колыбельные песни. (ответы детей) | |
Рассказ учителя о колыбельной. - Наши предки – славяне относились к рождению ребёнка очень трепетно. Родители с нетерпением ждали появления малыша и заранее готовили всё, что будет необходимо ребёночку. (Слайд 9) Первое, что делали родители – готовили кроватку – колыбельку, люльку, качалочку. -А что такое колыбель? (Рассказ подготовленных детей 1 ребёнок). -Колыбелька изготавливалась из липы, берёзы, из деревьев, которые называли экстресенсами. Они отдавали силу ребёночку и оберегали от сглаза. (Рассказ подготовленных детей 2 ребёнок). - Мамы желали своему ребёночку счастливой жизни. На ночь мама поёт своему сыночку или своей дочке колыбельную. Колыбельную песню мама поёт не просто так. Наши предки считали, что колыбельная – это заговор в тот мир сна, который был им не понятен. Колыбельной мама уговаривала, утешала и успокаивала ребёночка и конечно оберегала его сон. -Сейчас я предлагаю вам послушать ещё одну колыбельную песню и определить а какая она по характеру? (Прослушивание колыбельной без музыкального сопровождения (Слайд из http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0efdf856-d843-432f-aa94-603e7a3ad130/%5BNS-LIT) задание 2) - Какой характер? - А в каком темпе исполнялась колыбельная в быстром или медленном? - Услышали ли вы в исполнении звучание инструментов или колыбельная пелась без сопровождения?(речетативом) -Мелодия простая или сложная? Легко ли её запомнить? -Самое важное в колыбельной это слова или мелодия? -Как исполняется громко или тихо? | Возможные ответы: (чтобы ребёночек играл) (погремушка нужна для того, чтобы отгонять злых духов) (защита от мух и света) (грустный, печальный) (медленном) (без сопровождения) (простая, её легко запомнить) (слова) (тихо) | |||
6 | -В какое время суток мама пела колыбельную,? - А когда ребёночек просыпался, мама делала с ним зарядку, в народе говорили пестует мама ребёночка. Так появился ещё один жанр устного народного творчества – пестушка. И сегодня мы одну из них разучим и отдохнём. (ФИЗМИНУТКА) (слайд10) Потягу-потягунюшки, Порасту- порастунюшки, Ножки- ходунюшки, Ручки-хватунюшки, В роток – говорок, А в голову – разумок. Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы щечки горели, Чтобы глазки блестели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. | - вечером. Дети разучивают физминутку. (поднимают руки вверх, потягиваются, Ходьба на месте, сжимание и разжимание пальцев рук, поглаживание рта и головы, частей лица.) | ||
7 | Развитие умений | 1. Работа с авторским текстом. - Откроем учебник на странице 50-51 1. Рассматривание иллюстрации в учебнике. (На доске) - Кто изображен на иллюстрации? -Какое время суток изобразил художник? -Что делает мама? -Кто помогает маме укачивать ребенка? 2. Чтение авторского текста. 3. Вопросы после чтения: – Из каких слов песни видно, что это колыбельная? – Что вы узнали о быте норвежской семьи? (Сравнение прозвучавших песен.) – Чем похожи эти песни? (Напевностью, необычным ритмом, особыми словами и оборотами...) – В чём особенность ритма колыбельной песни? Объясните, как ритм этих песен связан с качанием детской колыбели. 3. Работа с текстами литературных колыбельных песен. 1. Работа с текстом до чтения. – Литературные колыбельные песни появились позже. Давайте их послушаем и обсудим, о чём они, как построены, сравним с народными. 2. Работа с текстом во время чтения. (Слайд11) 1) чтение колыбельной песни Валерия Брюсова «Спи, мой мальчик! Птицы спят...» подготовленным учеником. 2) Обсуждение услышанного: – Какие картины вы представили? Расскажите. – Почему так много картин? 3) Чтение вслух по строфам. 1-я строфа. – Косули робкие, то есть какие? (Они всего боятся.) – Почему в песне называется столько животных? (Чтобы убедить мальчика, что надо спать.) – В русском языке много синонимов к слову спать. Найдите их в тексте. -Каково значение каждого слова? (Заснули, дремлют, почивает.) – Почему так уважительно сказано о соме? (Он старый, мудрый, всеми уважаемый.) 2-я строфа. – Почему мальчику не надо ничего бояться? 3-я строфа. – Как понять слово роздых? (Передышка, кратковременный отдых.) -А что значит: звери, лёгкие на роздых? (Они легко засыпают.) Почему заканчивается многоточием? – О чём просит мама сына? (Заснуть.) 3. Работа с текстом после чтения. 1) Вопросы после чтения. – Какие чувства надо постараться передать при чтении? (Любви, покоя, тепла, готовности защитить.) 2) Упражнение в выразительном чтении. 4. Работа с текстом песни Яниса Балтвилкса «Где ночует дрёма?» (Слайд 12) 1.Чтение стихотворения подготовленным ребенком наизусть. – Кого заинтересовал этот вопрос? (Ребёнка.) – Что ответила мама? – Почему дрёма днём обнимает совят? (Совы днём спят. Это ночная птица.) 2. Работа с текстом во время чтения. – Где живёт герой песни? – Как это – в дверь стучится дрёма? (Хочется спать, человек начинает дремать.) После 2–3-го четверостишия. – Почему ребёнок не хочет впускать дрёму? (Он хочет задать маме вопрос. Он придумал живую дрёму.) После 4-го четверостишия. – Почему мама дала такой ответ? (Она поддержала его выдумку.) 3. Чтение по ролям. 5. Сравнение авторских колыбельных песен. – Похожи ли в чём-то две прочитанные песни? (Да. Они добрые, наполнены любовью.) – Чем различаются песни? (Первая – песня матери, вторая – песенка-фантазия ребёнка.) – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) 6.Инсценировка колыбельной песни. (Слайды 13-14) | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | |
8 9 | Рефлексия. Итог | Индивидуальная работа. -Ребята, я просила вас принести фотографию вашей мамы. Вы все время спрашивали: для чего? Теперь настал момент раскрытия секрета. (Слайд 15) - Посмотрите на фотографию своей мамы, представьте встречу с ней и подберите к ней самые нежные слова, которые вы могли бы ей сказать. Запишите их на своем листочке. - Спасибо. Вы можете продолжить свои слова, когда вам захочется поговорить с мамой, а ее вдруг нет рядом. Если кто-то желает поделиться со мной, я буду рада вас выслушать позже, наедине. Русский обычай. - У русских давно существует такой обычай: зажигать свечи за здоровье, успехи и счастье родного, близкого человека. - Давайте и мы зажжем огонек-сечу, чтоб его тепло коснулось сердца мамы и согрело ее нашей любовью. (Учитель зажигает свечку, а детки внимательно смотрят на ее пламя, думают о своей маме и слушают последнюю колыбельную песню) (Слайд 16) - Какие песни вам запомнились, больше всего понравились? -Сегодня на уроке я вспомнил…. (Продолжите фразу) -Мне было интересно узнать…. -Мне помог… Моё настроение (Слайд 17) (Дети анализируют урок и свою деятельность с помощью трех цветных смайликов) | ||
10 | Домашнее задание | (Слайд 18) Выучить колыбельную песню, по желанию нарисовать иллюстрацию к своей песне. (Слайд 19) Спасибо за внимание! |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Большекирсановская средняя общеобразовательная школа
Конспект урока литературного чтения, проведенного во 2-м классе, по теме
«Колыбельные песни»
подготовлен учителем
начальных классов
муниципального бюджетного образовательного учреждения
Большекирсановской средней общеобразовательной школы
Зазулевской Александрой Ивановной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Урок литературного чтения в 1-а классе ТЕМА УРОКА БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАХОДЕР. «ПЕСНЯ ИГРУШЕК»
Урок литературного чтения в 1-а классетема урока: БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАХОДЕР.«ПЕСНЯ ИГРУШЕК»...
Урок литературного чтения УМК «Школа России» Класс 3 Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки».
Урок литературного чтения УМК «Школа России» .Класс 3Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки». Игровая технология....
Урок литературного чтения во 2-м классе по программе «Начальная школа ХХI». Тема урока: «Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
Конспект урока можно использовать при закреплении материала....
Урок музыки "Разыграй песню" в 1 классе.
Конспект урока музыки "Разыграй песню" в 1 классе....
Урок литературного чтения "Песни бегемотов" Тим Собакин
Технкоарта урока чтения 3 класс УМК "Перспектива" по теме "Песни бегемотов" Тим Собакин...
Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...