Урок обучения грамоте "Звонкие и глухие согласные" 1 класс
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Урок- игра: обучение грамоте по программе А.А.Штеца "Звонкие и глухие согласные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote_zvonkie_i_gluhie_soglasnye.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
1 класс
Урок обучения грамоте по программе А.А.Штеца.
Тема урока: «Звонкие и глухие согласные».
Тип урока: урок усвоения нового материала..
Вид урока:
Форма организации обучения: урок – игра.
Методы обучения: беседа, самостоятельная работа.
По характеру познавательной деятельности учащихся и деятельности учителя – метод эвристической беседы, частично-поисковый метод, проблемные вопросы.
Формы организации познавательной деятельности: самостоятельная работа, индивидуальная, групповая, фронтальная.
Задачи урока:
1. Образовательные.
Познакомить со звонкими и глухими согласными. Учить различать глухие и звонкие согласные. Упражнять в звуковом анализе слов и чтении многосложных слов с закрытыми и открытыми слогами (ССГ, ССГС, ССГСС). Продолжить формирование основ продуктивного чтения (осмысленного, правильного, пословного, выразительного). Способствовать обогащению словарного запаса детей.
2. Развивающие.
Развивать устную речь учащихся и фонематический слух, совершенствовать культуру речи детей, расширение кругозора младших школьников. Используя приемы игры, развивать у учащихся многообразие психических процессов: логическое мышление, все виды памяти (зрительную, слуховую, тактильную), восприятие, воображение, внимание.
3. Воспитательные.
Воспитывать любознательность, аккуратность, усидчивость, чувство взаимоуважения, взаимовыручки, бережное отношение к своему здоровью. Прививать любовь и заботу к животным, содействовать развитию интереса к предмету посредством игровых ситуаций с вовлечением зрительных анализаторов.
Оборудование: паровоз, буквы, волшебный мешочек, песня «Антошка», картинки с изображением животных
Ход урока
Этап урока | Содержание | Задача этапа |
-Ребята, скоро начнется наш урок, но прежде давайте поприветствуем гостей, которых очень рады видеть на нашей встрече. | ||
1.Организационный момент. | 1.Ну-ка, проверь дружок, Ты готов начать урок? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет отвечать, Больше знаний получать! | 1.Проверить готовность к уроку, правильность посадки учащихся. Мотивационный компонент урока. Поддержание эмоционально-положительного настроя на урок. |
2.Актуализация знаний. | Ребята, напомните, по какой стране мы с вами путешествуем?(по стране Читалия) К нам на урок пришел из этой страны один из героев. Отгадайте кто это? В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит. Из трубы дымок там вьется, Стук колес лишь раздается. (Паровоз) - Это прибыл к нам ПАРОВОЗИК- РЕЧЬ. (Показ его на доске) - А что вы знаете о речи? - Давайте наши знания о речи соберем в волшебный мешочек. (Я хожу по классу, а ребята говорят по одному предложению и кладут в мешочек) Речь бывает устная и письменная. Речь состоит из предложений. Предложения – из слов. Слова – в письменной речи – из букв, а в устной речи - из звуков. -А какие вы знаете звуки?(гласные и согласные) К нам на урок ПАРОВОЗИК привез ЗВУКОВИЧКОВ. - А что это за звуки? Вы должны догадаться. У вас на столах лежат картинки. - Рассмотрите их, кто на них изображен? - Произнесите каждый свое слово и выделите первый звук. - Назовите свое слово, какой звук к тебе пришел? Дайте ему характеристику. (Какой он?) Например: слон- (с)-согласный, твердый звук. - Что у них общего? (Все согласные)(Чем звуки похожи?) Если разделить на группы, то одни звуки твердые, а другие мягкие.(Чем различаются звуки?) | Актуализировать опорные знания и способы действия. Закрепить знания о звуках. Развивать устную речь учащихся и фонематический слух, совершенствовать культуру речи детей. Метод: словесный, наглядный, частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный. Сравнивать и обобщать. Побуждающий диалог ФОПД -фронтальная и индивидуальная. Я слушаю ребят. Индивидуальная работа У каждого на столах модели звуков. |
3.Создание проблемной ситуации. | А согласные можно разделить и по другому принципу, а по какому? Вы узнаете, если послушаете сказку. | Сообщение цели в виде проблемного задания. |
4.«Открытие» новых знаний и способов действий. 5Физминутка Танец лягушат. | Почему одни звуки звонкие, а другие глухие? (Появляется старуха Глухота) - Вы узнали этого героя? Кто это? Да, да сейчас поссорю все согласные звуки. Почему она хочет это сделать? (Не любит шум.) - А что ты приготовила коварная? (коробка, в ней мороженое) Отгадаете загадку, узнаете. (На доске) Сопровождающее чтение загадки. 1. Прочитайте загадку про себя. 2. Прочитаем все вместе.(хором) 3. Кто сможет сам прочитать? Кто догадался, что это? (достает мороженое) - Ребята, а вы любите мороженое? (да) - А сколько вы можете съесть? (много) Вот и звукам мороженое так понравилось, что они забыли о всякой осторожности и все ели и ели. - Как вы думаете, что происходит, если много съесть мороженого? (Заболит горло, пропадет голос) - А как вы стали говорить? (шепотом) Так и случилось. У них пропал голос. С тех пор эти согласные звуки стали называть ГЛУХИМИ. Но, не все звуки потеряли голос. Видимо они проявили осторожность и не ели слишком много мороженого. Они стали называться ЗВОНКИМИ звуками. Итак, с какими звуками вы познакомились? (со звонкими и глухими) - Как отличить звонкий звук от глухого? (Если звучит шум, то глухой, если – голос и шум, то звонкий) | Подводящий диалог. Мотивирующий прием - «яркое пятно», через него выходим на проблемную ситуацию. Прием сравнения, сопоставления, анализа. Обучаем пословному чтению. Развиваем внимание, память, мышление. Воспитываем любознательность, бережное отношение к своему здоровью. Показ на доске слов ЗВОНКИЙ, ГЛУХОЙ Метод: частично поисковый. Охрана здоровья детей, снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой, Развивается внимание. |
6 Первичное закрепление с комментированием. | Посмотрите еще раз на свою картинку. - У кого из вас слово начинается с глухого звука? А у кого со звонкого? - произнесите свой звук еще раз и послушайте, закрыв ушки. Нажмите пальчиками на козелок. - Кто уже догадался, какой у него звук. Ответы детей. (У меня (в) - он согласный звонкий и т. д.) - А на моделях это показано, что звук звонкий или глухой? (нет) Вот ПАРОВОЗИК-РЕЧЬ подарил тем, кто звонкий маленький колокольчик. (я прикрепляю на доске колокольчик на твердый звук и мягкий согласный звук) -А вы на своих моделях можете обозначить колокольчик кружочком. - Возьмите модель СОГЛАСНЫЙ ТВЕРДЫЙ и нарисуйте внутри кружок - Возьмите модель СОГЛАСНЫЙ МЯГКИЙ и тоже нарисуйте кружок. Вывод: Какой новый признак появился у наших согласных звуков? (глухой, звонкий) Дидактическая игра: «какой звук?»показываю буквы, они хлопок или ушки закрывают. | Учить определять на слух звонкий согласный звук или глухой, давать характеристику звукам. Практическая работа . |
7Этап творческого проговаривания. Сам. Работа с проверкой. | Откройте учебник на странице 138. - Какие Звуковички пришли к нам на урок? - Дайте им характеристику. (согласный твердый звонкий, согласный твердый глухой, согласный мягкий звонкий, согласный мягкий глухой) - Как их различать в речи? (слышим шум или голос и шум) - А на модели как различать? (если есть кружок или он зачеркнут) - Рассмотрите модель первого слова. Какое слово спряталось? Докажите(или дайте характеристику каждому звуку). | (Работа с учебником) Развивать обще-информационные умения. Учебно-логические(доказывать, анализировать) |
8Выполнение тренировочных и творческих заданий. | Работа с учебником стр. 138 Рассмотрите модели слов. Сколько слогов? Как мы читаем сложные слоги? (на одном дыхании). Подготовьтесь читать вслух. Рыдают буквы в каждой строчке, От наших слов – одни кусочки. У всех у нас есть начало, И, как назло оно пропало. Но, если вы найдете, То сразу все слова прочтете. Игра «Эхо».(1 ученик читает, а другие повторяют) - Определите, какой месяц изображен на картинке? Докажите. Давайте покажем старухе ГЛУХОТЕ, как мы научились читать. На странице 139 приготовьтесь читать стихотворение Антошка. - Кто готов прочитать вслух? (чтение по четверостишию) Чтение по ролям. Все хором спрашивают, а один Антошка отвечает. Про какого героя говорится в стих.? (лентяя) А вы помогаете дома родителям собирать картофель? | .Развивать обще-информационные умения. Учебно- логические(доказывать, анализировать) Упражнять в звуковом анализе слов и чтении многосложных слов с закрытыми и открытыми слогами (ССГ, ССГС, ССГСС). Продолжить формирование основ продуктивного чтения (осмысленного, правильного, пословного, выразительного). |
9Итог урока.
| С какими звуками мы встретились, и что нового о них узнали? Как определить звонкость или глухость? Оцените свою работу. На каком шаре вы полетите домой? | Подвести итог урока, выявить у детей знания, оценить свою деятельность. |
Анализ урока.
4 этап . «Культура чтения» - завершающий этап букварного периода, должен заложить основы культуры чтения. На данном этапе завершается формирование основ продуктивного чтения. Ведущую позицию в обучении занимает пословное чтение и реализуется в условиях сопровождающего чтения.
Это пятый урок данного этапа подготовлен предшествующим материалом. Изучили: команды гласных звуков, слова, предложения.
Тема урока: «Звонкие и глухие согласные».
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Форма организации обучения: урок – игра.
Методы обучения: беседа, самостоятельная работа.
По характеру познавательной деятельности учащихся и деятельности учителя – метод эвристической беседы, частично-поисковый метод, проблемные вопросы.
Формы организации познавательной деятельности: самостоятельная работа, индивидуальная, групповая, фронтальная.
Работала с элементами интерактивного обучения с опорой на имеющийся опыт детей. Присутствовало три вида активности.
Физическая активность проявлялась на всех этапах: говорили, рисовали, слушали, играли.
Социальная: отвечали на вопросы, обмен мнениями.
Познавательная активность: находили решения проблемы.
Наглядные пособия, предметные картинки, выступали в качестве организатора учебной деятельности.
Исходя из особенностей класса и темы урока сформулировала цели урока.
Цели урока:
1. Образовательные.
Познакомить со звонкими и глухими согласными. Учить различать глухие и звонкие согласные. Упражнять в звуковом анализе слов и чтении многосложных слов с закрытыми и открытыми слогами (ССГ, ССГС, ССГСС). Продолжить формирование основ продуктивного чтения (осмысленного, правильного, пословного, выразительного). Способствовать обогащению словарного запаса детей.
2. Развивающие.
Развивать устную речь учащихся и фонематический слух, совершенствовать культуру речи детей, расширение кругозора младших школьников. Используя приемы игры, развивать у учащихся многообразие психических процессов: логическое мышление, все виды памяти (зрительную, слуховую, тактильную), восприятие, воображение, внимание.
3. Воспитательные.
Воспитывать любознательность, аккуратность, усидчивость, чувство взаимоуважения, взаимовыручки, бережное отношение к своему здоровью. Прививать любовь и заботу к животным, содействовать развитию интереса к предмету посредством игровых ситуаций с вовлечением зрительных анализаторов.
Исходя из целей урока, было спланировано 9 этапов урока.
1.Организационный момент.
Задача этапа.
Проверить готовность к уроку, правильность посадки учащихся.
Мотивационный компонент урока.
Поддержание эмоционально-положительного настроя на урок.
2.Актуализация знаний.
Задача этапа.
Актуализировать опорные знания и способы действия. Закрепить знания о звуках. Развивать устную речь учащихся и фонематический слух, совершенствовать культуру речи детей. Воспитывать внимательность, умение слушать других.
Метод: словесный, наглядный, частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный. Учебно-логические умения.(Сравнивать и обобщать).
Использовала индивидуальную работу, коллективную проверку
Использовала побуждающий диалог
ФОПД -фронтальная и индивидуальная. Достигла поставленной задачи.
3Создание проблемной ситуации.
Сообщение цели в виде проблемного задания. Прослушать сказку и определить на какие группы делят согласные звуки.
4.«Открытие» новых знаний и способов действий.
Для создания проблемной ситуации использовала подводящий диалог.
Мотивирующий прием - «яркое пятно», через него выходим на проблемную ситуацию. Прием сравнения, сопоставления, анализа.
Обучаем пословному чтению. Развиваем внимание, память, мышление.
Воспитываем любознательность, бережное отношение к своему здоровью.
Метод: частично поисковый.
Охрана здоровья детей, снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой,
Развивается внимание.
Методы и приемы оправдали себя.
5.Физминутка
Танец лягушат.
.Охрана здоровья детей, снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой,
6 Первичное закрепление с комментированием
Учить определять на слух звонкий согласный звук или глухой, давать характеристику звукам.
Упражнять в звуковом анализе слов и чтении многосложных слов с закрытыми и открытыми слогами (ССГ, ССГС, ССГСС). Продолжить формирование основ продуктивного чтения (осмысленного, правильного, пословного, выразительного).
Фрмировать учебно- логические(доказывать, анализировать) умения.
Метод: наглядный, словесный, практический.
Частично-поисковый метод
7Этап творческого проговаривания. Сам. Работа с проверкой.
Учить определять на слух звонкий согласный звук или глухой, давать характеристику звукам.
Выполнение тренировочных и творческих заданий.
Развивать обще-информационные умения, учебно- логические (доказывать, анализировать)
Упражнять в звуковом анализе слов и чтении многосложных слов с закрытыми и открытыми слогами (ССГ, ССГС, ССГСС). Продолжить формирование основ продуктивного чтения (осмысленного, правильного, пословного, выразительного).
9Итог урока.
Подвести итог урока, выявить у детей знания, ребята оценивают свою деятельность.
Фронтальный опрос показал, что ребята усвоили данную тему на среднем уровне.
Правильно сделали вывод, поняли изученный материал.
Я считаю, что задачи поставленные на уроке были достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте. "Согласные глухие звуки [х] и [ х’], буквы Х и х. Сельский труд.» 1 класс
Урок с применением ИКТ...
Урок обучения грамоте в 1-м классе " Звуки [л], [л,], буква Л–л"
1. Обучающая: создать условия для формирования представления о звуках [л], [л,] и букве, которая их обозначает; научиться различать звуки [л], [л,], букву “л” в слов...
Календарно - тематическое планирование уроков обучения грамоте (письмо) в 1 классе.
Программа "Школа России"....
Урок обучения грамоте в 1-м классе на тему "Буква Ь (мягкий знак). Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме"
урок 1 класс по теме "мягкий знак"...
Интегрированный урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема урока: «Согласный звук [ч\']. Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу».
Цель урока:дать понятие о согласном шипящем мягком звуке [ч\'], букве ч, правописании буквосочетаний ча, чу; развивать фонематический слух, литературную речь, навык выразительного чтения, творчес...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....