Система работы учителя начальных классов по совершенствованию техники чтения.
статья по чтению на тему
Предварительный просмотр:
Уроки чтения в начальных классах.
Система работы учителя начальных классов по совершенствованию техники чтения.
Нельзя быть счастливым, не умея читать. Дети, читающие ниже нормы, уходя в среднее звено, не в силах освоить программу. Они тратят много времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи. Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителем.
Поэтому, нужно научить учащихся начальной школы быстро и правильно читать. Для того, чтобы повысить технику чтения и сознательность чтения, пользуюсь нетрадиционными методами обучения чтению. Изучила опыт работы учителей Белгородской области, методики оптимального чтения Г.С. Швайко и И.Т. Федоренко И.Г. Пальченко, В.Н. Зайцева.
Эту работу начала с начала учебного года. Единственное условие - работать каждый день. Что мешает быстрому чтению?
1. Регрессия - возвратные движения глаз, особенно в 1 классе.
2. Малое поле зрения, т.е. ясное поле видения в строке без передвижения зрачков.
3. Неумение найти главное в тексте.
4. Недостаточное использование явления антиципации (смысловой догадки).
5. Артикуляция. (слова при медленном чтении мысленно проговариваются. В процессе чтения участвуют слуховой аппарат).
Работу начала с развития зрительной памяти, внимания. Этому способствует так называемое "фотографирование" различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся за 1 секунду должны запомнить все, что изображено на картинке - "сфотографировать". (Сказать "21").
Даю такие задания:
1. Найди лишнюю букву: а, о, в, у, и.
2. Найди лишний слог: бо, но, ро, мы, со, ко.
3. Найди лишнее слово:
А) река Б) слон В) мала
речка лев моль
ручей мак мела
ручка тигр мила
ручеек
4. Раздели слова на две группы:
А) корова Б) заяц В) ленивый
соловей горох смелый
коза ежик честный
ворона медведь жадный
овца капуста добрый
сорока волк трусливый
огурец
5. Из какого произведения слова? Кто автор?
" "Братец мой, - отвечает месяц ясный, - не видал я девы красной."
" Замяукали котята: "Надоело нам мяукать…!"
" "Тихонько к ней подкрался щенок, прыг - и ухватил за хвост".
Постепенно задание усложняется. Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте. Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке многие ребята считывают их за 5 секунд. Таблицы изготовили на уроках труда и с помощью родителей. Они есть у всех детей. Пока работаем с числовыми таблицами. Во 2 классе начнем работать с буквенными (алфавит).
Со 2 полугодия при работе с текстами на уроках чтения использую такие упражнения:
1. Чтение - спринт. Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав губы и зубы, а после прочтения отвечают на сформулированные учителем вопросы по тексту. Во время чтения - поторапливаю.
2. Чтение - разведка. Учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на поставленные вопросы. Дети учатся не только не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное.
3. Упражнение "Финиш". Методика такая же , как и в спринте, только читаем до указанного слова.
Одновременно с работой по динамическому чтению работаю над развитием памяти, воображения учащихся, используя следующие упражнения:
1. Пересказ ранее изученных текстов без предупреждения. Упражнение хорошо развивает долговременную память.
2. Игра "Синонимы" ("Антонимы") хорошо развивает как память, так и воображение: пр. грустить - горевать, печалиться - огорчаться, расстраиваться, тужить, кручиниться, а также антонимы: веселый - грустный.
3. Со 2 класса будем проводить игру "Буду поэтом". Предлагается сочинить стихотворение по данной рифме:
… не обижаю
… приглашаю
… угощаю
… играю. или закончить стихотворение : "В зоопарке бегемот проглотил ежа и вот …"
Совершенствование техники чтения про себя - лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух. Этому уделяю много внимания. Помогают в этом методики И.Т. Федоренко и В.Н. Зайцева. На каждом уроке использую такие приемы и методы как:
1. Чтение за учителем (за лидером).
2. Чтение в парах, групповое чтение.
3. Чтение с отрывом взгляда от текста.
4. Чтение с убыстрением темпа.
5. Чтение с переходом на незнакомый текст.
6. Жужжащее чтение.
7. Чтение в темпе скороговорки.
8. Зрительные диктанты. (по Федоренко).
Очень часто на уроках заучиваем четверостишия, провожу с начала четверти замер скорости чтения.
Изучила опыт работы учителя Н.И. Семяшкиной из г. Сургута по развитию фонематического слуха и использую следующие упражнения:
1. Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая.
2. Обобщение понятия: какое слово лишнее и почему? (лето, неделя, осень).
3. Добавление нужного слова. (пальто, шапка, шарф - …)
4. исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусеница, гусыня, гусак.
5. Подбор к данному слову родственных слов: снег - снежок. Снежный, снежинка, снегозадержание, снегоход, снеговик.
6. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора., нора, гора.
7. Игра "Кто быстрее, кто больше?" Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик - оса, слон, лось, ива, иволга, корова.
8. Игра "Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?"
9. Игра " Сложи словечко". Какие два слова спрятались в одном? ( самолет, листопад, пылесос).
Таким образом, использование в учебном процессе игр, упражнений, разных заданий, создание игровых ситуаций приводят к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/27/picture-185149-1669538762.jpg)
Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов
Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов МБОУ «Старорузская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/21/picture-409177-1392976899.jpg)
Система работы учителя начальных классов Хатовой Людмилы Валентиновны по теме «Самоуправление в классном коллективе».
Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/06/picture-531462-1565083373.jpg)
Презентация "Система работы учителя начальных классов по привитию читательского интереса ребёнку".
Данная презентация является приложением к выступлению на педагогическом совете. Автор: Пономаренко Л.Н....
Система работы учителя начальных классов Демочко Галины Яковлевны
Данный ресурс представляет систему работы учителя начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/18/picture-531514-1416303541.jpg)
Описание системы работы учителя начальных классов.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия о...
Система работы учителя начальных классов в условиях личностно-ориентированного образования.
Данная работа является важным компонентом общей системы работы с детьми с нарушением слуха, словарный запас глухих учащихся ограничен, поэтому накопление словаря, его формирования, расширения и уточне...
Методическое пособие "Уроки внеклассного чтения в системе работы учителя начальных классов"
Выпускник начальной школы должен владеть оптимальными навыками чтения, которые характеризуются не только беглостью, правильностью, выразительностью, но и сознательностью. Таким чтением овладеть непрос...