Система работы учителя начальных классов Демочко Галины Яковлевны
методическая разработка на тему

Данный ресурс представляет систему работы учителя начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_po_npo.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

Труд учителя нелёгок, но нелёгок труд и того, кого он учит. Я, как учитель, стремлюсь понять индивидуальный стиль мышления каждого ученика и построить учебный процесс в соответствии с его познавательными возможностями, понимать мир школьника, видеть мир его глазами. Главная фигура в процессе обучения – каждый ученик класса. О нём я думаю, о нём  забочусь, для него живу и работаю.

Потому-то и  начинаю с главного – с выбора точной дидактической стратегии, направленной на раскрытие духовного потенциала ребёнка. А для этого я не только должна знать хорошо своих питомцев, но и помогать им “расти” на каждом уроке, будить их мысль, укреплять внимание и память, увлекать неизведанными тайнами.

Моей задачей, как учителя, стало создание таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Модель  психолого-педагогических условий.       Рисунок 1.

Личность                 

        Мониторинг

        “учитель – ученик” Концепция

                                          воспитания

                                                                              Индивидуализированные

                                                                                 и дифференцированные

                                                                                 формы обучения

                                                                                                                 Педагогическая

                                                                                                                  диагностика    Работа с родителями и

                                                                                                                                              дошкольниками

                                                                                                                                            по программе “На

                                                                                                                                            пороге школьной жизни”

           Мониторинг

        “учитель –

                                                                                                                                                             ученик”

Поэтапное выполнение этих условий позволяет мне раскрыть потенциал каждого конкретного ребёнка. Но эта работа не возможна без постоянного анализа и оценивания результативности обучения. Для этого я использую мониторинг.

Мониторинг – регулярное, непрерывное контролирующее действие качественных результатов обучения, воспитания, развития учащихся в системе “Учитель – ученик”. С помощью мониторинга, на основе ведения индивидуальной карты ученика, получаю целостное представление о личности обучающегося.

Цель мониторинга:

  1.  Проанализировать и оценить результативность обучения и воспитания;
  2. Оценить эффективность учебно-воспитательного процесса с точки зрения государственных стандартов образования;
  3. Проанализировать успешность обучения и воспитания с учетом особенностей детей;
  4. Избежать возможных ошибок, обобщить свой опыт.

Провожу мониторинг в 3 этапа:

1 этап. Исходный педагогический замысел.

А) Работа по программе психологических занятий для детей старшего дошкольного возраста и их родителей “На пороге школьной жизни” начинается в августе месяце. В ходе занятий выяснилось, что у половины детей (чаще у шестилеток) формирование “внутренней позиции школьника” идет либо с запозданием, либо со значительными перекосами, а сами родители при наличии благих намерений и отсутствии психологически грамотного подхода, нередко становятся  виновниками стрессов у детей.

Системой тренингов, упражнений, бесед, диагностических заданий, направленных на преодоление “кризиса первоклассника”, помогаю разобраться в причинах осложнений адаптации. Приучаю родителей и детей к мысли о том, что теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам, добиваться хороших результатов в учебе и прочее. Данные  исследования по программе “На пороге школьной жизни” заношу в бланк обследования, который вкладываю в индивидуальную карту будущего ученика, идея создания которой родилась у меня в ходе многолетнего опыта работы с детьми. В этой карте собирается весь диагностический, информационный материала, работы ученика, который позволяет мне планировать и проводить коррекционную работу с каждым конкретным учеником.

Б) Педагогическая диагностика. Её начинаю проводить с началом учебных занятий. Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой. Для этого я применяю методику проведения педагогической диагностики и комплект диагностических материалов, определяющих готовность детей к обучению в школе.

Данные педагогической диагностики позволяют мне с первых дней знакомства с ребёнком реализовать индивидуальный подход в обучении, определить особенности общения с каждым учеником, наметить содержание коррекционно-развивающей работы, определить тактику и стратегию работы с классом ещё до начала систематического обучения.

В) Оформление индивидуальной карты ребёнка.

Данные по результатам работы с родителями и дошкольниками и педагогической диагностики я заношу в индивидуальную карту ребёнка, которая оформляется мною с зачислением ученика в мой класс и пополняется диагностическими материалами и работами учащихся в течение обучения. Такой контент-анализ помогает оптимально влиять на эффективность учебно-воспитательного процесса.

На РМО учителей начальных классов в мае 2007 года представила опыт работы проведения мониторинга “Учитель – ученик”.

2 этап. Применение системы практических материалов.

В основу своей работы я ставлю личностно-ориентированное обучение и технологию педагогики и сотрудничества, где ученик, его деятельность и качества личности занимают ведущее место. Использую элементы технологий “Развитие критического мышления”, “Технология игрового обучения”. В феврале 2004 года участвовала в районном конкурсе профессионального мастерства “Учитель года”, где представляла опыт работы по личностно-ориентированной технологии обучения. По итогам конкурса заняла 3 место.  В феврале 2006 года приняла участие в фестивале “Я иду к детям”, где представила урок с использованием технологии педагогики сотрудничества и вышла в финал. Мои уроки интересны и содержательны: использую разнообразную дополнительную литературу, технические средства обучения, красочно оформленную мною наглядность. На уроках русского языка и литературного чтения  уделяю большое внимание обогащению словарного запаса учащихся. Я отобрала ряд эффективных приемов развития словарного запаса учащихся: инсценирование, анализ цветовой лексики, составление цветовой палитры, анализ художественного произведения с помощью иллюстраций и звуковых восприятий. Результат использования приемов: повышение интереса к русскому языку и литературному чтению, уровня техники чтения, рост читательской активности. Творческая активность ребят повысилась с 40 % в начальном периоде обучения  до 100% к концу обучения в начальной школе.

В ноябре 2005 года приняла участие в работе круглого стола “Гуманизация процесса обучения через уроки чтения” РМО учителей начальных классов, где представила формы диагностики учащихся, способы обработки результатов, формы диагностических карт, задания и описания приёмов работы над развитием речи учащихся, систему работы над выразительностью речи. В апреле 2007 года дала открытый урок чтения по теме “Д. Н. Мамин – Сибиряк. “Сказка про храброго зайца…” в 3 кл. по развивающему обучению для руководителей школ района.

Особое внимание уделяю предупреждению ошибок, путём привлечения самостоятельности и инициативности при работе в системе альтернативных образцов, дискуссий. Для этого использую ряд приёмов: не исправляю допущенную ребёнком ошибку, а только подчёркиваю слово, в котором она имеется; письмо с пропусками, разноуровневые задания, игровые технологии.  Мною составлены разноуровневые тесты по темам “Имя существительное”, “Имя прилагательное”, “Глагол”, “Местоимение” для учащихся 1 – 4 классов.

Провожу проектные исследовательские  работы “Энциклопедия одного слова”, где бережное отношение к слову способствует воспитанию уважения к родному языку; “Моя семья”, “Родословная семьи Ропало и Фрейман”. При работе над проектами, учу ребят пользоваться различными источниками информации: компьютерные сайты, литературные источники, справочная литература, семейные архивы. В марте 2007 года выступила с докладом на заседании РМО “Исследовательская работа с учащимися начальной школы”.  На уроках математики особое внимание обращаю на развитие логического мышления: богатый по содержанию и формам устный счёт; задачи, направленные на быстроту реакции и гибкость мышления, игры, загадки-шутки, ребусы, сценки-миниатюры, зрительные диктанты; создаю учебные ситуации, в которых учащиеся включаются в активную поисковую деятельность. Проведена работа по ряду проектов: “Старинные меры длины и веса”, “История рубля”. В ноябре 2009 года дала открытый урок для учителей математики района  по теме “Преемственность в обучении”  На уроках естествознания развиваю интерес к предмету, учу ребят добывать дополнительный материала из различных источников, что расширяет их кругозор. Я разработала систему практических упражнений по окружающему миру по всем учебным темам, что позволяет осуществить индивидуальный подход к учащимся и поддерживать высокий уровень их активности. Сборник практических упражнений был одобрен МС школы и получил широкое применение учителями начальной школы. Использую интеграцию литературного чтения, изобразительного искусства и музыки. Конструирующим, стержневым предметом в данной интеграции является литературное чтение, учебный материал которого на каждом этапе урока взаимопереплетается с изобразительным искусством и музыкой, усиливая реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, мир красок и звуков, помогают формированию грамотной письменной и устной речи учащихся, её развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Образец интеграции предметов можно проследить по следующей таблице:

Литературное чтение

Изобразительное искусство

Музыка

“Зверь на букву Ю”.

Аппликации. Домашние животные – кошки. Какими красками их можно раскрасить?

В. Калинников, слова народные. “Киска” (возможна инсценировка); Е. Теличева “Котик и козлик” – слушание, беседа с учащимися.

Русские народные песни.

Выполнение простейших эскизов – орнаментов.

Движение под музыку. Игра “А мы просо сеяли”.

“Садко” (отрывок).

Беседа по картине И. Репина “Садко”.

Н. Римский-Корсаков “Садко” – слушание отрывка из оперы; беседа.

В четвёртых классах (по программе 1 – 4) веду курс “Мир логики”, программа которого была разработана мною на основе методического пособия “Мир логики” С. Гин. Издательство “Вита” Москва, 2001 год. Программа была утверждена на МС школы и адаптирована на учащихся. Основная цель этого курса – научить детей сознательно использовать мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, давать определения, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы, т. е. грамотно обращаться с информацией. Организация работы по данному курсу строится с учётом повышенного индивидуального внимания к ученику, особенности развития которого я прослеживаю с помощью индивидуальной карты развития ученика.

Все задания имеют различные варианты сложности, позволяющие мне согласовать содержание занятия с уровнем подготовки ребёнка. Факультативные занятия по курсу “Мир логики” выполняют роль своеобразной оболочки, которая должна наполняться содержанием основных уроков. Например, после изучения темы “Классификация”, я предлагаю задания на классификацию объектов на уроках русского языка, математики и др., на соответствующем программном материале. Темы курса, как и способы их подачи, интересны и доступны, а главное – они помогают детям осваивать любые, в том числе и традиционные, предметы. Технология проведения занятий такова, что дети хотят говорить. Их надо выслушивать. Поэтому часто применяю групповые формы работы. Группа – это обычно 4 ученика, которые поворачиваются лицом друг к другу. Обычно состав группы постоянный, меняется только спикер (представитель от группы). Чаще всего работа в группах проходит следующим образом: все группы получают задания, одинаковые по форме, но разные по содержанию. Например, каждая группа получает одно и то же задание “сравнить”, но объекты для сравнения у всех разные. При подведении итогов ответы групп складываются в общую картину. Иногда несколько групп получают совершенно одинаковые задания, что позволяет сравнить разные подходы к решению проблемы. Результаты работы по данному курсу становятся заметны уже к концу первой четверти: развивается и делается грамотной речь, дети учатся слушать и слышать друг друга, спорить и отстаивать свою точку зрения, появляются познавательные интересы, обостряется внимание к различным логическим сбоям, знания с занятий логики начинают применятся и на других предметах.

Для учителей начальных классов на заседании РМО в апреле 2006 года представила творческий отчёт по теме “Развитие творческих способностей учащихся”.

3 этап. Подведение и определение достигнутых результатов.

Результаты моей работы показывают, что у ребят активно формируются способы учебной деятельности, достаточно хорошая степень самостоятельности, развиваются коммуникативные и рефлексивные навыки, что прослеживается по статистическим данным за последние три года по одному составу учащихся.

Учебный год

Русский язык

Чтение

Математика

Успеваемость

Качество знаний

Успеваемость

Качество знаний

Успеваемость

Качество знаний

2007 -2008

100%

75%

100%

75%

100%

73%

2008-2009

100%

77%

100%

80%

100%

75%

2009-2010

100%

78%

100%.

82%

100%

76%

Качество знаний учащихся рассчитываю по следующей формуле: отношение учащихся, успевающих на “4” и “5” к общему колличесту учеников.

Концепция воспитательной системы моего класса направлена на развитие и раскрытие индивидуальности ребёнка, ведущего здоровый образ жизни, умеющего жить в классном коллективе, адаптироваться к условиям социальной среды. Основную цель своей работы в роли классного руководителя вижу в следующем: помощь школьнику в самореализации в качестве личности, ориентированной на успех, обладающей социально необходимыми качествами культурного человека с активной гражданской позицией. Для реализации указанной темы работаю по следующим направлениям: КТД, “Здоровый образ жизни”, “Военно–патриотическое воспитание”, “Правовая культура”, “Трудовая деятельность”. По каждому направлению мною была разработана и утверждена на методическом совете школы программа воспитания. Все программы внедрены в воспитательный процесс.

Планирование работы по данным программам можно проследить по таблице:

направления

деятельность

КТД

Летопись класса, праздничные мероприятия, концерты, классные часы, дискуссии, ролевые игры, игровые тренинги.

“Здоровый образ жизни”

Походы, спортивные соревнования, беседы со специалистами, классные часы о здоровье, выпуск стенгазет, анкетирование, физминутки, утренняя гимнастика, подвижные игры на переменах.

“Военно–патриотическое воспитание”

Встречи с ветеранами, уход за памятником, акция “Посылка солдату”, акция “Помним тебя ветеран”, акция милосердия “День инвалида”, смотр строя и песни.

“Правовая культура”

Деловые игры, тренинги, диспуты, блиц-игры, проект “Дом, в котором мы живём”, классные часы о правах ребёнка, участие в конкурсе “Ваши права”.

“Трудовая деятельность”.

Трудовой десант, озеленение класса и школы, участие в субботниках, изготовление кормушек для птиц, участие в выставках творческих работ.

Эффективность воспитательной системы моей работы показывает, насколько прочно формируются общегражданские ценности ученика, его способность строить отношения в коллективе, его готовность и стремление к постоянному поиску знаний, самосовершенствованию и самообразованию. Что нашло отражение в имеющихся результатах.

Мои воспитанники неоднократно являются призёрами районных и участниками краевых конкурсов: 2006 год – районная выставка декоротивно-прикладного творчества “Чудеса своими руками”, Пятаева Ксения – 1 место, Кириенко Ксения – 1 место; 2007 год- районная выставка рисунков и поделок “Мир моих увлечений”, Демочко Ульяна – 1 место, Исак Владислав – 2 место, Капустина Арина – 2 место; Трухний Эдуард – районная выставка “Мы мечтаем жить в мире без пожаров” – 1 место. Работа направлена на краевой конкурс в г. Владивосток. 2008 год – районная выставка декоративно-прикладного творчества “Мир детства”  - Дорофеева Валя – 2 место, 2009 год – Карась Ксения – 1 место, Яхней Саша – 3 место. В 2009 и 2010 годах работы двух моих учеников были представлены на краевом конкурсе “Ваши права”. В 2009 году девочки получили благодарности за свои интересные работы, а мне, как наставнику, была объявлена благодарность. В 2010 году Демочко Ульяна заняла 2 место и получила диплом за участие в районном туре Всероссийско-детско-юношеского литературно-художественного конкурса творческих работ “Я помню! Я горжусь!”.  Карась Ксения стала лауреатом этого конкурса. Главой администрации сельского поселения Замурий О. Д. многие мои воспитанники награждены грамотами за активное участие в жизни поселения.

На 3 этапе мониторинга я помогаю каждому ученику сравнить свои достижения и недостатки с общим уровнем выполнения того или иного задания, выявить свои проблемы и осознать их важность. Ведь переход учащихся из начальной школы на 2 ступень обучения предъявляет высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у них определённых учебных знаний и действий, к уровню развития процессов и способностей. Из практики знаю, что данный переходный период сопровождается появлением разного рода трудностей не только у школьников, но и педагогов среднего звена.

Я являюсь инициатором создания творческой группы учителей-предметников. Составила план работы, наметила пути его реализации. В рамках работы этой группы я даю открытые уроки, куда приглашаю учителей-предметников. На педагогическом совете выступила по теме “Преемственность между младшим и средним звеном в обучении”. Консультирую учителей-предметников по организации работы с моими выпускниками при дальнейшем обучении в среднем звене, опираясь на данные, накопленные в индивидуальной карте учащегося.

Для предупреждения возможных негативных явлений в конце четвёртого класса провожу комплекс методик психологической диагностики готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю школу по программам Л. П. Уфимцева. Мой опыт показывает, что важен не столько биологический возраст, сколько уровень психической подготовленности детей младшего звена. Работа по данной методике помогает правильно организовать учебную деятельность, создаёт условия для устойчивых, эффективных комплексов внутренней позиции ученика 5 класса.

Мои выпускники подтверждают высокий уровень знаний, умений и навыков и при дальнейшем обучении. Так, Гаджиева Элина, процесс образования которой осуществлялся мною по индивидуальному обучению на дому, на протяжении 2-х лет занимает 1 место в районном туре олимпиад по истории и представляет район в лагере “Океан” при проведении краевого этапа олимпиад. В 2007 -2008 году Кравченко Стас и Горбачёв Сергей были участниками районной олимпиады по технологии, где заняли 2 и 3 место соответственно.

Каждый из нас понимает, что гордость школе приносят её выпускник. Каким он будет, во многом зависит от учителя начальных классов, от того, как будут реализованы его возможности, эффективно ли будет прожито время обучения. Я имею право гордиться своими выпускниками: среди них есть учителя и воспитатели, сотрудники МВД, юристы, работники сферы обслуживания. Особую гордость я испытываю за достижения моей выпускницы Колтович Анастасии. Первое образование она получила по специальности “Перевод и переводоведение” в ТОГУ г. Хабаровска. В этом году Настя заканчивает обучение на английском языке в Государственном Университете г. Пекина по специальности “Бизнес-журналистика”.

Глубокий гуманистический смысл заключается  в словах К. Д. Ушинского о том, что в человеке скрыты огромные возможности для его всестороннего развития, и что эти возможности под воздействием науки и воспитания могут быть умножены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов

Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов  МБОУ «Старорузская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»...

Система работы учителя начальных классов Хатовой Людмилы Валентиновны по теме «Самоуправление в классном коллективе».

Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети...

Презентация "Система работы учителя начальных классов по привитию читательского интереса ребёнку".

Данная презентация является приложением к выступлению на педагогическом совете. Автор: Пономаренко Л.Н....

Описание системы работы учителя начальных классов.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия о...

Система работы учителя начальных классов в условиях личностно-ориентированного образования.

Данная работа является важным компонентом общей системы работы с детьми с нарушением слуха, словарный запас глухих учащихся ограничен, поэтому накопление словаря, его формирования, расширения и уточне...

Система работы учителя начальных классов в условиях личностно-ориентированного образования.

Данная работа является важным компонентом общей системы работы с детьми с нарушением слуха, словарный запас глухих учащихся ограничен, поэтому накопление словаря, его формирования, расширения и уточне...