Методическое пособие "Уроки внеклассного чтения в системе работы учителя начальных классов"
методическая разработка по чтению
Выпускник начальной школы должен владеть оптимальными навыками чтения, которые характеризуются не только беглостью, правильностью, выразительностью, но и сознательностью. Таким чтением овладеть непросто, поэтому, чтобы воспитать такого читателя, начальная школа должна решать следующие задачи:
- развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника;
- воспитывать средствами чтения у ребёнка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;
- обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов в их специфике;
- научить ребёнка работать с книгой (научить пользоваться основными стратегиями механизмов чтения: забегать вперёд, перечитывать, догадываться по контексту, перефразировать, использовать иллюстрации и другие графические подсказки).
Правильно организованный процесс внеклассного чтения решение этих трудных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie.docx | 44.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки внеклассного чтения в системе работы
учителя начальных классов
Методическое пособие
Авторы составители:
Фёдорова Г.А., учитель высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №102 им. М.С. Устиновой» г. Казани
Гаврилова И.Н., учитель высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №102 им. М.С. Устиновой» г. Казани
Рецензенты:
Дунаенко Е.В., кандидат педагогических наук, доцент ВГБОУ ВО КГЭУ
Казань 2018
Содержание:
1.Пояснительная записка 3-5 стр.
2.Планирование уроков внеклассного чтения в начальной школе 5-11 стр.
3.Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках 13–14стр.
4.Периодический учет эффективности уроков внеклассного чтения
в начальной школе 15-18 стр.
5.Литература 19 стр.
6. Конспекты учебных занятий 20 – 27 стр.
Пояснительная записка
Выпускник начальной школы должен владеть оптимальными навыками чтения, которые характеризуются не только беглостью, правильностью, выразительностью, но и сознательностью. Таким чтением овладеть непросто, поэтому, чтобы воспитать такого читателя, начальная школа должна решать следующие задачи:
- развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника;
- воспитывать средствами чтения у ребёнка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;
- обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов в их специфике;
- научить ребёнка работать с книгой (научить пользоваться основными стратегиями механизмов чтения: забегать вперёд, перечитывать, догадываться по контексту, перефразировать, использовать иллюстрации и другие графические подсказки).
Правильно организованный процесс внеклассного чтения решению этих трудных задач.
Согласно базисному региональному учебному плану, в Республике Татарстан урокам литературного чтения в начальной школе отводится 3 часа в неделю. Исходя из этого, авторами был составлен следующий режим работы (таблица 1):
Подготовительный | Начальный | Основной | |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1 раз в неделю в конце урока (20 мин) | 1 час в месяц | 1 час в месяц | 1 час в два месяца |
Планирование уроков, представленное в таблице 1, в определённой степени можно считать условным, так как каждый учитель, сообразуясь с особенностями своего класса. С собственным опытом работы и своими взглядами, отношением к материалу и т.д. может составить свой вариант планирования или же примет тот, что намечен в таблице 1, сделав его «своим».
В основу разработанных методических рекомендаций по организации уроков внеклассного чтения в начальной школе, положены следующие идеи и наработки авторов:
- Связь уроков внеклассного чтения с уроками литературы. Это расширяет и закрепляет знания учащихся.
- Введение учащихся в теорию литературы через сравнение жанров, авторов, текстов.
- Опора на смежные виды искусств - рисование (изобразительное искусство), музыку, инсценирование (драматизацию) и др.
- Предусмотрены творческие задания для учащихся (сочинить сказку, загадку; придумать рассказ по пословице или своё окончание басни; составить комментарий к иллюстрации, представленной в книге; «расшифровка» возможного диалога героев в тот момент, который отражён в иллюстрации; выразительная дикламация стихов и прозы, заученных по желанию наизусть, выпуск литературной газеты и т.д.)
- Применение приёма экспериментальной деформации текста в исследовательских целях: «Что изменилось бы, если бы из произведения вдруг исчез эпизод…»
- Использование различных форм урока внеклассного чтения: читательская конференция, урок-путешествие, урок-концерт, урок-анализ, литературная викторина, кукольный театр, конкурс чтецов и сказителей, урок-композиция.
- Лексическая работа, в ходе которой учителю необходимо дать объяснение смыла всех трудных для понимания младших школьников слов.
- Использование традиционной работы с текстом – выписать незнакомые и выучить «яркие» слова и выражения; пересказ по плану, ответы и вопросы.
- Знакомство детей с журналами «Веселые картинки», «Винни и его друзья», «Детская роман-газета», «Ералаш», «А почему?», «Миша», «Мурзилка», «Простоквашино» (в конце каждого учебного года).
В связи с тем, что для систематического изложения учебного материала недостаточно количество часов, отводимых учебным планом на внеклассное чтение, по усмотрению учителя и под его руководством по творчеству Пушкина А.С., Крылова И.А., Толстого Л.Н., Чехова А.П. рекомендуется проводить обобщающие уроки (конспекты уроков по внеклассному чтению по темам…. Представлены в приложении) и реферативную работу с детьми.
Планирование уроков внеклассного чтения в начальной школе | ||
Содержание уроков | Кол-во часов | Формы работы |
1 класс | ||
Устное народное творчество 1.Русские народные песни, потешки. Загадки, пословицы и поговорки. 2.Русские народные сказки: «Лиса и козёл», «Каша из топора», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению» | 2 3 | Слушание народных песен. Кукольный театр. Выставка рисунков. |
Русские писатели 3. Пушкин А.С. Детские и юные годы Пушкина А.С. Литературные сказки. Обзор сказок: «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане, о сыне Гвидоне Салтановиче и прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и его работнике Балде» 4. Крылов И.А. Детские и юные годы Крылова И.А. Обзор басен: «Ворона и лисица», «Мартышка и очки» 5. Даль В.И. Литературные сказки. Обзор сказок: «Девочка Снегурочка», «Ворона», «Журавль и цапля» 6.Ушинский К.Д. «Ёж и заяц», «Пчёлки на разведках» 7.Толстой Л.Н. Детство Толстого Л.Н. рассказы «У Вари был чиж», «Котёнок» | 4 3 2 1 2 | Выставка книг Инсценирование басен Знакомство со словарём В.И.Даля Урок-анализ (учимся рассуждать) Урок-анализ (учимся рассуждать) |
Поэтическая тетрадь 8. Родная природа в изображении русских поэтов Тютчев Ф.И. «Листья» Фет А.А. «Колокольчики» Толстой А.К. «Осень» | 2 | Урок-концерт |
Писатели – детям 9.Чуковский К.И. «Айболит» 10.Маршак С.Я. «Живёт у нас под креслом ёж» 11. Михалков С.В. «Прививки» 12.Барто А.А. «Три очка за старичка» 13.Носов Н.Н. «Затейники» 14.Осеева В.А. «Плохо» 15. Пришвин М.М. «Беличья память» 16. Чарушин Е.Н. «Волчишко» 17. Сладков Н.И. «Спальня в снегу», «Заяц и лосёнок» 18.Житков Б.С. «На льдине» 19. Бианки В.В. «Чей нос лучше», «Хвосты» | 10 | Конкурс чтецов. Инсценирование Кукольный театр Литературная викторина |
Зарубежная литература 20. Перро Ш. «Подарки феи» 21. Братья Гримм «Заяц и ёж», «Горшок каши» 22. Андерсен Г.Х. «Принцесса на горошине» | 4 | Читательская конференция |
2 класс Фольклор 1.Русские народные сказки. Сказки народов нашей страны. Сказки народов мира. Анализ: чем похожи и чем отличаются эти сказки Поэтическая тетрадь 2. Родная природа в изображении русских поэтов Фет А.А. «Зреет рожь над нивой жаркой…» Тютчев Ф.И. «Есть в осени первоначальной…» Пушкин А.С. «Уж небо осенью дышало…», «И с каждой осенью я расцветаю вновь…» Лермонтов М.Ю «Осень», «Тучи» Майков А.Н. «Колыбельная песня», «Осень» 3. Крылов И.А. – великий русский баснописец 4.Толстой Л.Н. Уроки Толстого Л.Н. – детям: какими следует быть? 5. Родная природа в изображении русских поэтов Никитин И.С. «Утро», «Встреча зимы» Плещеев А.Н. «Мой садик» Суриков И.В. «Детство» Дрожжин С.Д. «Деревня» Кольцов А.В. «Косарь» Литературные сказки 6. Одоевский В.Ф. «Город в табакерке» 7. Гаршин В.М. «Сказка о жабе и розе», «То, чего не было» 8. Мамин - Сибиряк Д.Н. «Алёнушкины сказки», «Умнее всех», «Сказка про Воробья Воробеича», Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» 9. Чехов А.П. «Детвора», «Мальчики» Зарубежная литература 10.Мифы и легенды Древней Греции: Храбрый Персей Рождение героя 11.Перро Ш. «Рике с хохолком» 12. Андерсен Г.Х. «Гадкий утёнок» 13. Братья Гримм «Принц-лягушонок, или Генрих Железное сердце» | 2 1 1 1 1 1 2 | Урок-рассуждение Литературная викторина Урок-взгляд Написание творческих работ «Почему мы так говорим?» Выпуск газеты Беседа Поэтический вечер Литературная викторина Составление ребусов Литературная викторина Читательская конференция |
3 класс Народный эпос 1.Былины (русские) Поэтическая тетрадь 2. Родная природа в изображении русских поэтов Крючков С.А. «Детство» Есенин С.А. «О красивом вечере задумалась дорога» Прокофьев А.А. «Люблю берёзу русскую» Литературные сказки 3. Щварц Е.Л. «Два брата» Бажов П.П. «Огневушка- поскакушка» Катаев В.П. «Цветик -семицветик» Каверин В.А. «Песочные часы» Писатели – детям 4. Паустовский К.Г. «Кот-ворюга», «Резиновая лодка», «Жильцы старого дома», «Подпасок» 5.Чаплина В.А. «Питомцы зоопарка» 6. Пришвин М.М. «Рассказы охотника» Зарубежная литература 7. Свифт Д. «Путешествия Гулливера» 8. Распэ Э. «Путешествия барона Мюнхгаузена» Андерсен Г.Х. «Русалочка» | 1 1 1 1 1 1
1 2 | Урок-анализ Урок-взгляд Урок – путешествие Литературная викторина Конкурс рисунков Литературная газета «Береги природу» Урок-путешествие Урок-путешествие |
4 класс Мифы и легенды Древней Греции 1.12 подвигов Геракла Поэтическая тетрадь 2. Родная природа в изображении русских поэтов Кедрин Д.Б. «Осень» Рубцов Н.Н. «Первый снег» Гумилёв Н.С. «Детство» Твардовский А.Т. «Лес осенью» Литературные сказки 3. Паустовский К.Д. «Дремучий медведь», «Растрёпанный воробей», «Заботливый цветок» 4. Олеша Ю.К. «Три толстяка» Зарубежная литература 5. Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий» 6. Гринвуд «Маленький оборвыш» 7. Хемингуэй «Старик и море» 8.Лондон Д. «Любовь к жизни» | 1 1 1 1 2 1 1 | Конкурс рисунков, кроссвордов Урок-взгляд Кукольный театр Урок-анализ Урок-анализ Урок-анализ Читательская конференция |
Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках
В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ. Используемых учителем в системе урочных и внеурочных занятий по литературному чтению.
Предлагаем некоторые рекомендации по работе с различными видами литературных текстов, используемых нами на уроках внеклассного чтения.
1. Выборочное чтение (соединение со словесным рисованием, письменным описанием героя, места действия, времени года).
2. Разрешение противоречий (с доказательством из текста).
3. Перекрёстная дискуссия (учащихся в парах или в микрогруппе предлагается заполнить таблицу, в которой следует записать несколько аргументов «за» и «против» - по 4-5 суждений; затем учитель организует дискуссию по проблеме, в процессе которой каждый из её участников должен прийти к какому-либо выводу; после дискуссии предусматривается индивидуальная работа, чтобы дети могли ещё раз тщательно просмотреть и оценить аргументы и контраргументы и дать свой личный ответ на основной вопрос дискуссии).
Форма таблицы для перекрёстной дискуссии
Аргументы «за» | Вопросы для дискуссии | Аргументы «против» |
Согласны ли вы, что…? |
4. Составление плана (по определённому алгоритму). Виды плана: словесный (цитатный или по вопросам), картинный, символический.
5. Ключевые слова (по которым после прочтения литературного произведения можно составить рассказ или можно попросить учащихся расставить их в определённой последовательности).
6. Перепутанные логические цепи (восстановление последовательности событий в произведении).
7. «Верные и неверные утверждения» (учитель просит учащихся установить, верны ли данные утверждения и обосновать свой ответ).
8. Стихотворные формы рефлексии (например, «синквейн» - пятистишие, в котором в перовой строке заявляется тема или предмет (одно существительное), во второй – даётся описание предмета (два прилагательных или причастия), в третьей, состоящей из трёх глаголов, характеризуется действия предмета, в четвёртой строке приводится фраза из четырёх значимых слов, выражающая отношение автора к предмету, в пятой строке – синоним, обощающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
9.Эссе.
10. Написание рецензии на литературное произведение.
11. Составление биографической карты.
Автор произведения, Название произведения | Биографические данные автора | Интересные факты из его жизни | Что я хотел бы ещё узнать |
12. «Двойной дневник». Предлагаем дополнить традиционную форму «Дневника читателя» введением приёма «Двойной дневник». При использовании данного приёма предполагается деление рабочей страницы вертикальной чертой на два столбца: в первом – ученики записывают фрагменты текста (цитаты, ключевые события или основные тезисы и т.д.), во втором – собственные размышления (понимание, интерпретация, субъективное отношение, ассоциации и т.д.). Фактически, в этом случае «Дневник читателя» становится формой диалога автора и читателя. Потенциал: тренирует умение вычленять из текста цитаты, вырабатывает навык их интерпретации (понимания), способность формулировать и аргументировать собственную позицию.
Периодический учет эффективности уроков внеклассного чтения в начальной школе
При проведении уроков внеклассного чтения представляется целесообразным проводить периодический учёт эффективности данных уроков. Ведущий метод учёта – наблюдение за читательской деятельностью учащихся.
На подготовительном этапе обучения чтению учителю следует сосредоточиться, по крайней мере, на 3- х направлениях:
- На отношении детей к книгам, к урокам чтения и к читательской деятельности в целом.
- На осведомлённости первоклассников в доступном круге чтения, количественном увеличении их читательского кругозора, упорядоченности этого кругозора (книга – тема, книга – жанр, книга - автор) и формировании читательской памяти.
- На достижениях и совершенствовании в способе чтения предложений, текстов, в темпе чтения и на том, какие ошибки при озвучивании «чужой» речи каждому ребёнку ещё надо преодолеть.
На начальном этапе обучения чтению наблюдению подлежат три аспекта читательской деятельности:
- Объём и глубина читательского кругозора учащихся.
- Отношение детей к книге и самостоятельному чтению.
- Уровень соблюдения учащимися общепринятых норм и правил при чтении любых детских книг и литературных произведений, предложенных детям учителем.
План наблюдений учителя может быть следующим:
- Внимательно ли ребёнок рассмотрел книгу для внеклассного чтения?
- Не отвлекался ли во время самостоятельной работы с книгой?
- Справляется ли он с объёмом общего задания за отведённое время (10 -15 мин) или требует индивидуального подхода – сокращённых заданий?
На основном этапе обучения чтению, учитель оценивает:
- Правильность и мотивированность ориентировки учащихся в книге и книгах.
- Осознанность, выразительность, правильность, беглость озвучивания текста – вслух и про себя.
- Полноту, точность, эмоциональность выводов и суждений о прочитанном, умение учащихся опереться при ответе на текст книги, привлечь иллюстрации и весь имеющийся читательский опыт, знания, привычки.
- Обращение учащегося к книгам и самостоятельному чтению по личной инициативе, а также общественную пользу, которую он приносит как читатель (его участие в создании классной картотеки. Библиотечки, книжных выставок, чтение книг малышам и др.).
- Умение учащихся опираться на информацию текста для формирования своих суждений о тексте (критические замечания), делать сравнения, устанавливать параллели.
- Умение самостоятельно отбирать книги на заданную тему.
- Умение правильно называть прочитанное произведение (заглавие, фамилию автора).
План наблюдений учителя может быть дополнен вопросами: 1) Не выпадает ли из круга чтения учащегося художественная, научно-познавательная, справочная книга или детская периодика? 2) Что является для ребёнка основным, что – дополнительным (применительно к теме урока), а также составлением диагностических документов.
Составление диагностических документов даёт представление об уровне и характере знаний, умений и навыков. Это могут быть не только традиционные «вопросы – ответы», но и специально подготовленные тесты или тестовые задания, проверяющие знание понимания прочитанного, а также приёмы, определяющие уровни чтения. Тип диагностики может быть разный: сопровождающая (по ходу изучения материала) и обобщающая (после прочтения литературного произведения).
Например, после чтения журнальной статьи, диагностика может выглядеть так:
Название статьи: ______________________________
Три основных факта, изложенные в статье:
а) ____________________________
б) ____________________________
в) _____________________________
Я также узнал (дополнительные факты):
как ____________________
почему _____________________
Думаю, что статья написана с целью _________________________________________
Позиция автора следующая: _________________________________________________
Мне статья понравилась, потому что (объяснение) ______________________________
Мне хотелось узнать, но я не узнал из статьи:
а) ________________________________
б) _________________________________
в) ________________________________
Если же объектом диагностики становятся умения, связанные с видением структуры текста, его литературных элементов, то форма диагностики может быть следующая:
Название: _____________________________________
Описание места и времени действия: _____________________
Описание главных героев _______________________________
Сюжетная линия (цепь событий) _________________________
Литература:
- Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Новая школа. 1993.-95 с.
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления. – М.: Просвещение, 2004. – 175 с.
- Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. – М., 1993. -180 с.
- Светловская Н.Н., Пиче-оол Г.С. Обучение детей чтению: Практическая методика. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.
- Светловская Н.Н., Пиче-оол Г.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 248 с.
- Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М., 1991. – 189 с.
- Фёдорова Г.А. детская книга и детское чтение: Методические рекомендации по организации внеклассного чтения в начальной школе. – Казань, 2003. – 15 с.
- Я иду на урок в начальную школу: Чтение.Часть1: Книга для учителя. - Издательство «Первое сентября», 2000. -256 с.
Приложение1
Конспекты учебных занятий
Урок внеклассного чтения во 3 классе
Тема: «И.А. Крылов – великий русский баснописец»
Цель: расширение представления детей о басне, о творчестве И.А.Крылова
Задачи:
- Вспомнить и обобщить знания учащихся о творчестве баснописца И.А.Крылова.
- Способствовать формированию художественного вкуса.
- Отрабатывать навыки выразительного чтения.
Оборудование: портрет И.А.Крылова, выставка детских рисунков с изображением героев сказок, интерактивная доска.
Ход урока:
1.Организационный момент. Учитель настраивает учеников на положительный лад, желает успехов и новых открытий.
2.Вступительное слово учителя.
- Сегодня на уроке мы вновь поговорим о творчестве одного известного писателя. О ком? Вы сейчас сами ответите на этот вопрос. Послушайте, как об этом человеке говорил русский поэт Василий Андреевич Жуковский. «Его басни дойдут до потомства и никогда не потеряют в нём своей силы и свежести, ибо они обратились в народные пословицы, а народные пословицы живут с народом и их переживают».
- Конечно же, это И.А. Крылов. (Появляется портрет писателя).
3. Беседа по творчеству И.А. Крылова
- Нет в нашей стране человека, который бы ни читал басни Крылова. Творчество этого великого писателя глубоко и прочно вошло в русскую литературу. Сегодня несколько ребят подготовили интересные факты из жизни баснописца (2-3 ученика рассказывают интересные факты из жизни И.А. Крылова).
4. Работа над баснями.
- А что такое басня? Дети отвечают. (Короткий рассказ в стихах или прозе, нравоучительное повествование со скрытым смыслом, в котором действуют звери или птицы, они умеют говорить).
- Послушайте басню «Обезьяна и очки». (Выступление ученика)
- Что осуждает И.А. Крылов в этой басне? (Невежество).
- Кто вспомнит, в каких ещё баснях осуждается невежество? («Осёл и соловей», «Свинья под дубом»). Молодцы!
- Следующую басню прочитаем по ролям. Чтение басни «Ворона и лисица».
- Почему лесть гнусна и вредна?
-Все ли люди склонны верить льстецам? (Ответы учеников)
5. В каких баснях встречаются эти животные? (Картинки этих животных выводятся на экран)
- «Кукушка и Петух»
- «Стрекоза и Муравей»
- «Лебедь, Рак да Щука»
- «Квартет»
- «Волк на псарне»
- «Слон и Моська»
Ученики называют басни и мораль.
6. Литературная викторина.
- Я зачитаю вам строчки из басен, а вы назовите мне эту басню.
1. «У сильного всегда бессильный виноват!» («Волк и ягнёнок»)
2. «Ты всё пела – это дело – так пойди же попляши».
(«Стрекоза и Муравей»)
3. «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь!».
(«Квартет»)
4. «Сильнее кошки зверя нет!».
(«Мышь и Крыса»)
5. «Мартышка, к старости слаба, глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки».
(«Мартышка и очки»)
- Умницы!
7. Выставка рисунков
- А какие интересные рисунки у нас на доске висят. Вы обратили на них внимание? А догадались ли вы откуда взят сюжет для этих рисунков? (Ответы)
8. Итог урока.
- Сегодня мы вновь вспомнили басни И.А. Крылова. Какой же вывод мы можем сделать? Чему нас учит басня? Что высмеивается в баснях?
- В баснях высмеиваются плохие поступки людей, плохие черты человека. Басня учит бороться со злом, с дурными качествами человека, учит поступать честно, отстаивать добро.
9.Заключительное слово учителя.
- В заключении я хочу вновь процитировать слова, но уже другого поэта, советского Михаила Васильевича Исаковского.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
- Ребята, вы молодцы! Спасибо всем!
Приложение 2
Урок внеклассного чтения в 2 классе
Тема: «Три поры осени»
Цель: Развитие умения анализировать лирические произведения
Задачи:
- Пробудить в детях эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, живописи, музыки.
- Отрабатывать навыки выразительного чтения.
- Воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: репродукция к картине И.Левитана «Осень», запись «Времена года» П.И.Чайковского
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя. (Учитель читает стихотворение Д.Кедрина)
Скинуло кафтан зеленый лето,
Отсвистели жаворонки всласть,
Осень, в шубу желтую одета,
По лесам с метёлкою прошлась.
Раструбили журавли по рощам,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет
Лисью шапку примеряет вяз.
- О каком времени года пишет Дмитрий Кедрин? (Об осени). Осень. Что в ней хорошего? Как часто мы браним осень, называем её скучной, тоскливой порой. Может быть мы и правы?
- Художники, поэты, музыканты – искатели красоты. Они умеют увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаёмся равнодушны. Они помогут нам понять прелесть осени. Ведь каждый из них находит для осени свои краски.
3. Беседа по теме.
- Сентябрь – первый месяц осени. Как об этой поре писал Ф.И.Тютчев? (Ученики читают стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»)
- Почему это пору осени поэт назвал «дивной порой»? Как вы себе представляете день хрустальный? Слово «лучезарны» объясните?
- Посмотрите на репродукцию картины И.Левитана «Осень». Беседа по картине. (Нравится ли картина, что на ней привлекает, каким настроением пронизана картина и т.д.)
- Да, Левитан удивительным образом передал тишину ранней осени.
- Послушайте стихотворение. Ученик читает стихотворения И. Бунина
ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
- Назовите краски осени, увиденные поэтом. Почему в стихотворении об осени И.Бунин использует эти слова? (Осень у Бунина нарядная, праздничная)
- Нам хорошо знакомо имя великого русского поэта А.С.Пушкина. Осень Пушкин любил. Она всегда вызывала у поэта прилив творческих сил, бодрости, вдохновения. (Ученики читают стихотворение Пушкина «Уж небо осенью дышало…», «И с каждой осенью я расцветаю вновь…»)
- Чем близки прочитанные стихотворения И.Бунина и А.С.Пушкина? (в них описана золотая осень.)
- Но вот наступил октябрь. Начинается осень ветров. (Ученики читают стихотворение «Октябрь уж наступил — уж роща отряхает…»)
- Когда в тишину осени врывается ветер, всё приходит в движение. Иногда кажется: листья радостно отдаются ветру, будто надеются, что он поможет догнать им тепло и свет.
- В осенней красоте есть сумрачное упорство. Осень не хочет отдать времени свои краски сразу. Эта неустойчивость осенней красоты отмечена многими поэтами. (Ученики читают стихотворение А.Майкова «Около пня не висит пурпур брусничных кистей…)
- А о какой поре осени написал А.Майков? (Глубокая осень)
- Попробуйте описать позднюю осень. (Дожди, холод, ветры, грусть)
- Родная природа вдохновляла не только художников и поэтов, но и композиторов. Я вам предлагаю послушать П.И.Чайковского «Времена года».
- Какие времена года вы услышали? Как вы догадались?
4. Подведение итогов.
- Сегодня на уроке мы читали стихи об осени, ещё раз посмотрели на картину И.Левитана «Осень», послушали удивительную музыку П.И.Чайковского. Все они учат нас любить природу.
- Осень – удивительное время года! Она такая разная! Художники три поры осени называют так: осень красок, осень ветров, осень дождей. Каждая пора прекрасна по-своему.
5. Домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение об осени наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов
Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов МБОУ «Старорузская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»...
Система работы учителя начальных классов по совершенствованию техники чтения.
Как развивать технику чтения ....
Работа над правописанием безударных гласных в корне слова. (Методические рекомендации и упражнения из опыта работы учителя начальных классов)
Как научить детей писать грамотно? Как объяснить одно из самых сложных правил русского языка так, чтобы всем детям было понятно? Как развить орфографическую зоркость? Эти вопросы задает себе каж...
Система работы учителя начальных классов Хатовой Людмилы Валентиновны по теме «Самоуправление в классном коллективе».
Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети...
Презентация "Система работы учителя начальных классов по привитию читательского интереса ребёнку".
Данная презентация является приложением к выступлению на педагогическом совете. Автор: Пономаренко Л.Н....
Система работы учителя начальных классов Демочко Галины Яковлевны
Данный ресурс представляет систему работы учителя начальных классов....
Описание системы работы учителя начальных классов.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия о...