Борзова Надежда Федоровна

"сайт учителя начальных классов"

Искусство воспитания начинается с простого- принять и полюбить ученика таким, каким он есть.

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: методика преподавания по Н.Ф.Виноградовой

Увлечения: спорт, кулинария, поделки своими руками

Регион: Астраханская область

Населенный пункт: с.Бударино, Лиманский район

Место работы: МБОУ "Бударинская ООШ"

Звание, ученая степень: Почетный работник общего образования

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/panchenkonadezhdafedorovna
Вся человеческая мудрость заключается в двух словах: ждать и надеяться.
Дюма

«Мое призвание – учитель. Когда спрашивают: «Кем Вы работаете?», мне трудно отвечать пустой фразой: «Учителем». Не потому, что это сейчас совершенно не престижная профессия. Просто для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа.... Для меня «учитель» – это жизнь (смысл моей жизни). Я не работаю учителем, я живу учителем. Мне нравится быть учителем. В моем понимании учитель – человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата. Когда все время, кажется, что что-то можно изменить, улучшить. И снова поиски, переживания, бессонные ночи. Я так и живу с тех пор, как пришла в школу. И в моем сознании постепенно вырисовывается модель значимых качеств учителя. Школа – моя стихия. В ней я чувствую себя, как рыба в воде, – легко и свободно. И весело! Скажешь что-нибудь ребенку – и сразу же видишь живую, непосредственную реакцию. Мне доставляет радость чужая радость, чужой успех! Радость человеческого общения, радость встречи».

Функция учителя начальных классов, как и раньше, – помочь детям адаптироваться в школе, быть для ребенка тем, кто поможет ему подготовиться к серьезной жизни в социуме, частью которого является средняя школа. Очень трудно было бы семилетнему малышу, даже если он и посещал детский сад, привыкнуть сразу к нескольким педагогам, ведь все они живые люди, у каждого из них свои требования.

Поэтому и необходима на первой ступени обучения в школе личность учителя начальных классов. Он как мама, только не дома, а в школе. В начальный период обучения детям нужен в школе именно такой человек, его требования должны быть едины, он видит ребенка на каждом уроке, многое знает о нем и может дать дельные рекомендации родителям.

У учащихся начальных классов обычно один учитель. Он играет главную роль в преодолении детьми первых и очень трудных в их жизни шагов в школьной жизни.

Работа начинается со знакомства с родителями будущих учеников. При этом важно сориентировать родителей на активную помощь школе и своему ребенку, установить с ними доброжелательные и доверительные отношения.

Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут заниматься люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить и передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми. Работа учителя предъявляет большие требования к его вниманию. Учитель работает со всем классом, и ему необходимо держать в поле зрения многих учеников. Он должен уметь замечать все изменения в их поведении.

 Таким образом, наблюдательность, распределенность внимания, его переключаемость являются профессионально важными качествами учителя. Педагогическая деятельность требует от человека и определенных волевых качеств: выдержки, терпения, последовательности, настойчивости, самообладания. Он обязан контролировать свое поведение, управлять им. Очень важна в профессии учителя речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью.

О себе

Родилась, живу и работаю в маленьком селе Бударино, это юг Астраханской области. Окончила Астраханское педагогическое училище в 1976 году, получила специальность учителя начальных классов. В 1982 году получила высшее образование в Таганрогском пединституте, факультет педагогика и методика начального образования. 37 лет работаю учителем начальных классов. 19 лет из них была директором школы. Очень люблю свою работу. Занимаюсь с детьми проектно- исследовательской работой.  Участвую с ребятами во всех конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях, субботниках по благоустройству школьного двора, озеленению класса и школы, акции "Чистые берега". Налажена связь с родителями, проводим совместные родительские собрания с концертными номерами и чаепитием,  ходим в походы по родному краю, ездим на экскурсии в районный и областной центры. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Д.Карнеги. "Как завоевать друзей и оказать влияние на людей."

Мой взгляд на мир

Причина многих бед, в том, что утратились главные семейные традиции: уважение к старшим, забота о меньших, причём не только в материальном смысле, но и в духовном. Начала систематическую работу и с родителями, и с детьми по возвращению памяти о своих предках, по восстановлению истории быта и нрава русского человека, чтобы не стали люди «Иванами, не помнящими родства». Руководством к действию в этом направлении стали слова академика Д. С. Лихачёва: « Если человек не любит смотреть хотя бы изредка на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране». Без уважения к прошлому и к малой своей родине невозможна любовь к Родине. Ведь из верности к малому рождается верность к великому, что является необходимым качеством патриота, готового защищать своё Отечество, стремящегося к активному участию в трудовой деятельности. Всем нам надо помнить, что безделье – мать всех пороков.

Мои достижения

Грамоты отделов образования района, области, звание "Почетный работник общего образования" за многолетний труд, грамоты за участие в учительских спартакиадах. Победы и участие моих учеников в олимпиадах и конкурсах.

Моё портфолио

«Уча, учись сам». Не останавливаться на достигнутом, икать, учиться каждый час и у каждого, творить и изобретать, идти вперед там успех. Организация проектной деятельности, использование компьютера на уроке, подготовка презентаций, открытые уроки и мероприятия – эффективный способ заинтересовать ученика. Приходится, конечно, много изучить, подготовить. Но, видя результат, не жалко ни времени, ни сил. А благодарные, восторженные взгляды учеников – настоящая награда за труд. Школа – это зеркало нашей жизни, нашей жизненной позиции. И то, какими будут наши дети, зависит, главным образом, от нас.

Согласно новым федеральным стандартам, задачей современного образования является не только подача определенных знаний учащимся, но, в первую очередь, воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Однако, в современном обществе материальные ценности настолько доминируют над духовными, что зачастую дети имеют ошибочные представления о доброте, милосердии, справедливости, сострадании.

Итак, проектная деятельность…занимает значительное место и создает оптимальные условия для решения задач духовно-нравственного воспитания. В процессе работы над проектом дети приобретают практические навыки за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни, учатся добывать нужную информацию самостоятельно. Проектная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, ответственность, толерантность и т.д.

Опыт работы с детьми показал, что создание проекта позволяет максимально привлечь всех детей к обсуждаемой проблеме, расширить их кругозор по заданной теме. Итогом работы над проектом служит получение продукта общих или индивидуальных усилий (альбом, макет, книжка-малышка, поделка, рисунок, презентация). При этом учащиеся получают удовольствие как от проделанной работы, так и от общения, сотрудничества со сверстниками, учителем и родителями. Готовность к обсуждению проблемных ситуаций, умения находить эффективные пути их решения воспитывает в детях взаимопонимание, терпимость, коммуникативные навыки.

Всё вышесказанное можно рассмотреть на примере выполненных детьми проектно-исследовательских работ.

  1. Проект «Наши пернатые друзья», приуроченный ко Дню птиц (1 апреля). Цель- формирование у детей ценностного отношения к живой природе.
  2. Проект «Зеленый лук – здоровью друг», проводимый в рамках недели здоровья. Цель- формирование потребности в здоровом питании.
  3. Проект «Удивительное рядом». Цель – развитие наблюдательности, умение видеть прекрасное в обыденном.
  4. Проект «Моя родословная». Цель – формирование у учащихся ценностного отношения к семье, своим предкам, уважение к традициям своей семьи, создание генеалогического древа.

В процессе работы, по словам детей, они узнали много интересных фактов о своих предках, их занятиях, а также интересно было узнать о происхождении их фамилии, значении имени и т.д.

Также имели место быть проектные работы по темам: «Первый алфавит», «Устное народное творчество», «Ученые и их открытия» и др.

Во время защиты проектов учащиеся класса не являются пассивными слушателями выступающего, они активно вступают в беседу, задают интересующие их вопросы, дополняют выступления товарищей.

Обогащению нравственного мира школьников, развитию их эстетического вкуса, познавательного интереса к истории своего края способствуют посещение школьного музея, поездка в кукольный театр г.Астрахани что оставило неизгладимое впечатление и бурю эмоций у детей.

Наиболее распространенной формой организации воспитательного процесса являются классные часы и внеклассные мероприятия, которые раскрывают большие возможности для формирования духовно-нравственных качеств личности.

Так, например, на классном часе по теме «С детства дружбой дорожи» дети высказывали свою точку зрения о том, кого они считают своим лучшим другом, за какие качества ценят его, приводили примеры из жизни, когда приходилось помогать другу в трудную минуту, можно ли маму назвать своим другом и почему и т.д.

«Строим город Доброград»- под таким названием прошел классный час, целью которого было формирование таких нравственных качеств, как доброжелательность, уважение к старшим, милосердие, а также на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло».

Добавить грамоту в портфолио