- Организационный момент.
| Эмоциональный настрой на урок. Проверка готовности оборудования и класса к уроку.
- Ребята, отгадайте загадку:
Светит, сверкает, Всех согревает.
- Сегодня на уроке нам с вами надо помочь Солнцу, которое закрыли тучи. Поможем? - Попробуем разогнать тучки, прочитав хором стихотворение, которое написано на зеленой карточке:
Вместе с солнышком встаём, Вместе с птицами поём: – С добрым утром! – С ясным днём! Вот как славно мы живём. |
(Стихотворение проговаривается з раза с изменением темпа звучания).
|
- Солнце.
(открывается рисунок солнце закрытое тучами)
- Да. |
- Актуализация знаний. Сообщение целей и постановка учебной задачи.
| - Ребята, тучи так и остались на своём месте. А как плохо, когда солнышко не греет, не улыбается нам.
- Но оно шепчет мне, что тучки эти не простые, а с заданиями, которые надо выполнять по порядковым номерам, которые на них написаны. Давайте возьмём тучку №1 и выполним задание. (Задание читает учитель.)
Задание 1 (Красные карточки)
Лев Николаевич Толстой Евгений Иванович Чарушин Михаил Михайлович Пришвин
Хорошо рисовал зверей и птиц, каких видел в жизни.
В данном перечне: “Филипок”, “Страшный рассказ”, “Ребята и утята”, “Правда всего дороже” – имеется одно его произведение.
|
1. Прочитайте запись на карточке и определите о каком из трёх авторов идёт речь? 2. Какое из перечисленных произведений принадлежит его перу?
- Дайте обоснованный ответ и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его цель.
К доске прикрепляется портрет писателя. |
- Лев Николаевич Толстой написал произведение “Филиппок”, “Правда всего дороже”, а рассказ “Ребята и утята” принадлежит перу Михаила Пришвина . Значит, тема сегодняшнего урока: Евгений Иванович Чарушин, “Страшный рассказ”.
На доске дана запись:
Тема... (Евгений Иванович Чарушин, “Страшный рассказ). Познакомиться... (со сведениями из биографии Е. И. Чарушина). Учиться правильно... (и выразительно читать его произведение “Страшный рассказ”). Проанализировать... (новое произведение).
|
- Работа с текстом до чтения.
Подготовка к первичному восприятию.
Прогнозирование содержания и целеполагание. | - Биография Е.Чарушина.
Карточка 2 (Голубые карточки).
- Ребята, я вам сейчас расскажу про творчество Евгения Чарушина. Положите перед собой голубую карточку. Я буду рассказывать сведения из биографии писателя по частям. После каждой части сделаю небольшую паузу. Во время паузы вы должны найти подходящий пункт из составленного мною плана, который дан на карточке. Но порядок пунктов изменён. Восстановите правильный порядок.
Произведения Е.И.Чарушина. Е.И.Чарушин – художник. Детские годы.
|
Много лет назад (в 1901г.) в старинном городе Вятке, а по-нынешнему Кирове, жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных.
В доме Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток, вёл дружбу с трёхногим псом Бобкой. На день рождения отец подарил ему книги о природе –“Атлас птиц в картинках”, “Приключения юного натуралиста в Южной Америке”.
Эти книги Женя читал запоем. Он воображал себя великим путешественником, знаменитым учёным и бесстрашным предводителем индейцев. А потом брал в руки карандаш и кисть и рисовал джунгли, охоту, индейцев на лошадях. Особенно хорошо он рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в книгах и каких видел в жизни.
Ни одного дня мальчик не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Вот и букву “р” он научился выговаривать, подражая карканью вороны.(Пауза.)
Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
Ему замечательно удавались портреты, и живописные, и словесные. В 1922 году Чарушин поступил в в Ленинградскую Академию художеств, которую он закончил в 1926 году по живописному факультету. Тогда же он познакомился с С.Маршаком, В. Бианки, Б.Житковым, сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы и ему предложили иллюстрировать книги В.Бианки. Ему принадлежат отличные рисунки к книгам М. Пришвина, С.Маршака. (Пауза.)
В 1930 году вышел первый его рассказ, который назывался “Щур”. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист, т.е. художник, изображающий животных. большая часть произведений, созданных писателем, объединяются в циклы- “Про Томку”, “Никита и его друзья” и т.д. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.
Евгений Иванович с равным искусством владел словом, карандашом и кистью. (Пауза.)
- Ребята, давайте проверим, как вы составили план.
- Словарная работа.
Задание 4
В произведении Е. Чарушина “Страшный рассказ” нет незнакомых слов, но значение двух из них следует уточнить. Это слова “чулан” и “сени”. (На доске помещаются 2 карточки со словами “сени”, “чулан”). - Объясните лексическое значение слов.
- Прогназирование содержания.
Игра “Страшилка”
Задание 5
- Ребята, откройте учебники на странице 136. Прочитайте название рассказа. - Было ли вам когда нибудь страшно? Давайте придумаем коллективно рассказ страшилку.
Попробуйте предположить о чём будет рассказ? Верны ли ваши предположения вы узнаете, если прочитаете рассказ. |
Учащиеся называют пункты плана) - Первый пункт плана: Детские годы Евгения Ивановича Чарушина.
- Второй пункт плана: “Е.И.Чарушин-художник”.
- Третий пункт плана: “Произведения Е.И.Чарушина” .
Сени –помещение между жилой частью дома и крыльцом. Чулан – помещение в доме, служащее кладовой. Клеть – кладовая при избе или в отдельной постройке.
Дети по цепочке дополняют рассказы друг друга.
|
- Работа с текстом во время чтения.
Чтение текста по частям с комментированием и озаглавливание.
| Задание 6.
1.Комментированное чтение первой части и озаглавливание.
- Будем читать и сразу отвечать на вопросы. Как должны читать?
В.- Как вы думаете, о ком этот рассказ?
- Прочитаем дальше, чтобы узнать, о ком же этот рассказ?
П. – Значит, о ком этот рассказ, где происходило события?
-– Почему они остались дома одни? – Что они делали, когда остались одни?
- Как можно озаглавить первую часть?
2.Комментированное чтение второй части и озаглавливание.
До чтения вопрос на прогнозирование:
В.- Как вы думаете, что произошло дальше?
- Прочитаем дальше и узнаем, что же произошло.
П. – Так что же произошло?
– Какие звуки они услышали?
– Как они отреагировали на эти звуки?
- О чем эта часть? Как ее можно озаглавить?
3.Комментированное чтение третьей части и озаглавливание.
До чтения учитель обращается к детям с вопросом на прогнозирование:
В. – Как вы думаете, кто это мог бы быть?
- Прочитаем следующую часть и узнаем, кто же это был?
П. – Прочитайте, кто же это был?
– Рассказали мальчики родителям, что случилось? – Кого нашли родители? – Чем они угостили ежа?
– Боялись ли мальчики его потом? Почему?
- Как можно озаглавить последнюю часть?
– Чьё же предположение оказалось более точным?
-Скажите в форме одного предложения о чём это произведение, используя следующую запись на доске.
|
- Мы должны читать так, чтобы слушателям было понятно.
Дети высказывают свою версию.
- Рассказ о мальчиках, события происходят на дачи.
- Мама и папа ушли к соседям в гости.
- Мальчики умылись, разделись и легли спать.
1. Мальчик Шура и Петя остались дома одни.
Дети высказывают свою версию.
- Дети лежали и молчи. В комнате было темно. И в темноте по стене кто-то, ползает.
- Кто-то шуршит; негромко топает ногами, пыхтит.
- Петя бросился к Шуре на кровать, прижались друг к другу и не шевелились.
2. Детям стало страшно.
Дети высказывают свое мнение.
- Это был ежик.
- Да, как только пришли родители, они им сразу все рассказали.
- Родители нашли в сенях ежика.
- Они угостили его молоком и кусочком мяса.
- Нет, мальчики больше ежика не боялись. Он жил с ними все лето.
3. Все увидели ежа.
- Запись на доске: “Это произведение о том, как Ш... и П... и... е...”
|
- Работа с текстом после чтения.
Работа в паре.
| Раскрытие идеи рассказа.
Задание 7
- Как вы думаете, прочитанное вами произведение сказка или рассказ? Работа с опорными таблицами.
Рассказ – повествование об отдельном событии из жизни человека. Сказка – занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории.
|
– Прочитайте, с чего начинается рассказ. Почему мальчики были одни дома?
- Что напугало детей? Найдите эти строки.
- Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться?
– С какой интонацией будем читать разговор мальчиков? Почему?
- Как вел себя ежик, когда искали его?
Работа по иллюстрациям и словесное рисование.
- Посмотрите на иллюстрацию на доске и в ваших книгах. Ее выполнил Е. Чарушин.
- Кого изобразил художник на рисунке?
- Найдите в тексте строки, которые ты мог бы соотнести с рисунком.
- Какие картины еще можно нарисовать к этому рассказу? Нарисуйте словесные рассказы?
Выступления учащихся с ообщениями
Задание 8
– Художник изобразил ежа. Ёж – маленький ночной хищник. В колючей шкурке почти 16 тысяч иголок. Давайте послушаем выступления учащихся, которые подготовили сообщение.
Работа в паре.
- Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как эти мальчики. Задайте друг другу вопросы. |
-Это рассказ.
Выборочное чтение.
Выборочное чтение.
Выборочное чтение.
- Он пробежал вдоль стены и свернулся шариком.
- Художник изобразил ежика.
Дети читают соответствующие части.
1-й ученик. Обитают ежи в основном в смешанных лесах, а также запущенных садах и парках. Днём прячутся среди кустарников, под кучей хвороста и листвы. Ночью выходят кормиться. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши.
2-й ученик. В случае опасности ежик свёртывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. При встрече с волком или лисицей ёж фыркает и подпрыгивает, стараясь уколоть врага, если это не помогает, он свёртывается в клубок, подставляя нападающему хищнику свою колючую спину. Часто, наколов морду иглами, нападающие хищники оставляют ежа в покое.
3-й ученик. К зиме ежи жиреют и впадают в спячку, находя себе убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой.
Ёж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса, как хрущи и их личинки (жуки, которые питаются листьями, их цветами и плодами, а личинки подгрызают корни растений), гусеницы, поедая мышевидных грызунов и ядовитых насекомых.
4-й ученик.
Серый ёжик весь в иголках, Словно он не зверь, а ёлка. Хоть колюч молчун лесной- Ёжик добрый, а не злой.
|
- Подведение итогов урока.
Оценка деятельности учащихся, рефлексия. | Задание 9
– Как называется рассказ, который мы читали на уроке? – Кто его автор? – Почему автор назвал рассказ именно так? – Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? Почему? – Почему ёжик не ушёл, а остался жить с ребятами всё лето? – Чему учит рассказ? Почему надо беречь животных?
Составление “Поляны настроения”
Солнышко улыбается нам. Оно приготовило для вас сюрприз-корзиночку со цветами разных цветов. Если вам понравился урок, вам было интересно и комфортно, поднимите вверх цветочки красного цвета. Если что- то не понравилось – голубого цвета, а если вам было совсем не интересно, скучно – желтого цвета. Выберите один и приклейте на полянку под солнышком.
|
|