Проект урока по теме: «Смелый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет». По произведению Е.И.Чарушина «Страшный рассказ». (Предмет: Литературное чтение. Урок слушания.)
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Данный урок учит слушать и слышать художественное слово, формирует читательские умения у начинающего читателя.
Урок поможет учителям успешно решать основные задачи уроков слушания: учить детей воспринимать художественное произведение и работать с книгой, развивать интерес к чтению и обогащать читательский опыт первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
produkt_urok.docx | 38.63 КБ |
prezentatsiya3.pptx | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ № 4 г. Тосно»
Проект урока по теме:
«Смелый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему
идет». По произведению Е.И.Чарушина «Страшный рассказ».
(Предмет: Литературное чтение. Урок слушания.)
Выполнила:
учитель начальных классов
Шадрина Ирина Леонидовна
Образование: высшее
Стаж: 26 лет
Высшая квалификационная категория
УМК «Начальная школа XXI века»
Тема урока: «Смелый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет». По произведению Е.И.Чарушина «Страшный рассказ».
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с рассказом Е.И. Чарушина «Страшный рассказ», для осознанного восприятия литературного произведения; формирование специальных читательских умений: правильно называть произведение и книгу, находить и называть автора и заголовок, определять тему чтения и жанр произведения; моделировать обложку книги; содействовать воспитанию любви к природе, чувству сопричастности и сопереживания.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: эмоционально воспринимают поступки героев литературного произведения; высказывают свою точку зрения, оценивают поступки с точки зрения моральной этики;
метапредметные: регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников; планируют свои действия; познавательные – знакомятся с произведением: определяют тему и жанр, выделяют фамилию автора, заголовок, моделируют обложку книги; коммуникативные – используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления, принимают участие в обсуждении прочитанного;
предметные: научатся – рассматривать детские книги, определять и называть жанры и темы изучаемых произведений, использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения, моделировать обложку книги; получат возможность научиться определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям, понимать нравственное содержание прочитанного произведения.
План урока:
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Знакомство с произведением.
- работа с текстом до чтения
- первичное восприятие текста
- работа с текстом после чтения
4.Повторное слушание и анализ произведения.
5.Итог урока. Рефлексия.
Ход урока
I.Организационный момент.
Добрый день солнцу и птицам,
Добрый день улыбчивым лицам.
(Дети садятся по местам)
А теперь улыбнитесь друг другу.
Улыбнитесь мне.
II.Актуализация знаний.
- На дворе холодно, морозно, а в классе уютно и тепло. В такие дни думаю, каждый из вас любит читать книги.
- Какие книги вы любите читать?
Оля: Я люблю читать книги о природе.
Никита: А мне нравится читать книги о животных.
Соня: Я люблю читать сказки. И т.д.
- А спросите меня, какие я люблю читать книги.
Саша: Ирина Леонидовна, а какие книги Вы любите читать?
- Ребята, я очень люблю читать книги о животных, о детях.
- Сегодня в гостях у нас знакомый писатель. Кто это?
Слайд 1 (портрет Е. И. Чарушина)
Д. Чарушин.
-А что вы знаете об авторе?
Ваня: Он был писателем и художником.
Марина: Чарушин любил природу.
Андрей: Писал рассказы о животных, о детях, о птицах, об охоте.
Дима: Любил рисовать птиц и зверей.
София: В доме у него были кролики и собаки. Он разводил кроликов.
Ксюша: С 15 лет он стал писать стихи о животных.
- Какие произведения Чарушина мы уже с вами читали?
Юля: «Как Томка научился плавать»
Оля: «Как Никита играл в доктора»
- Сегодня я принесла из библиотеки и другие книги этого автора. Думаю, что после урока вам непременно захочется прочитать эти книги.
- Давайте рассмотрим.
- Скажите, а что позволило нам пригласить эти книги на урок?
Лера: Все эти книги написал Е. Чарушин.
- Давайте проверим. Как это сделать?
Яна: Прочитать.
- А где прочитать?
Маша: На обложке.
- Кто прочитает?
- О чем еще можно узнать, рассмотрев обложку книги?
Дима: Название книги.
Лера: По иллюстрации на обложке можно предположить, о чем будет книга.
- Кто прочитает названия книг?
Д. «Медвежата», «На нашем дворе», «Про зайчат», «Волчишко», «Щур».
- Молодцы!
- А сегодня автор дарит нам произведение «Страшный рассказ»
(Заголовок на доске)
I I I. Знакомство с произведением.
1)Работа с текстом до чтения.
-Было ли вам когда – нибудь страшно?
Дети: Да.
- Как вы думаете, что могло случиться в нашем рассказе?
Даня: Мальчик заблудился в лесу.
Даша: Охотник подстрелил медведицу, и медвежата остались одни.
Аня: Мальчишки разорили птичье гнездо.
Максим: Ребят застала в лесу гроза. и т.д.
- А интересно узнать?
Д. Да.
2)Первичное восприятие текста. (текст читает учитель)
Страшный рассказ
Мальчики Шура и Петя остались одни.
-Что узнали?
Д. Главных героев зовут Шура и Петя.
- О чем хотите спросить?
Д. Почему они остались одни?
- Да, ребята, почему?
Д. Родители ушли. Бабушка заболела, и ее увезли в больницу.
Они жили на даче - у самого леса, в маленьком домике. В этот вечер папа и мама у них ушли к соседям в гости.
- Так почему они остались одни?
Д.Родители ушли в гости.
- А что такое дача?
Слайд 2
Д. Маленький домик у леса. Так автор объясняет.
Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли спать в свои постельки.
- Что можно сказать о детях?
Д. Они самостоятельные. Они маленькие – легли в постельки.
Лежат и молчат.
- А почему они молчат?
Д. Пора спать. На улице стемнело.
- А стемнело - это как?
Слайд 3
Д. Стало на улице темно. Гулять уже нельзя и нужно спать.
Ни папы, ни мамы нет. В комнате темно. И в темноте по стене кто-то, ползает - шуршит; может быть - таракан, а может быть - кто другой!
- А кто другой?
Д. Кузнечик. Домовой. Воришка. Мышь. Бабочка. Паучок.
- Давайте проверим, верны ли наши предположения.
Шура и говорит со своей кровати:
- Мне совсем и не страшно.
- Мне тоже совсем не страшно, - отвечает Петя с другой кровати.
- Мы воров не боимся, - говорит Шура.
- Людоедов тоже не боимся, - отвечает Петя.
- И тигров не боимся, - говорит Шура.
- Они сюда и не придут, - отвечает Петя.
И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слышат -- за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ.… топ.… топ.… шлёп.… шлёп... топ... топ....
- Так кто же интересно шлепает и топает?
Д. Домовой. Мама с папой пришли.
Физкультминутка
- Давайте тихо встанем. Представим, что мы тот самый неизвестный герой. Дружно потопаем и похлопаем.
- Как мы это будем делать?
Д. Тихо. Негромко.
- Садитесь.
Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо - тихо, чтобы их никто не услышал.
- Почему себя так ведут мальчики?
Д. Они бояться.
- Не дыши, - говорит Шура Пете.
- Я не дышу.
Топ... топ... шлёп... шлёп... топ... топ... шлёп... шлёп...
А через одеяло всё равно слышно, как кто-то за дверью ходит и ещё пыхтит вдобавок.
- А почему слышно?
Д. Они не шевелятся. Ведут себя тихо. Стараются даже не дышать.
- Но тут пришли папа с мамой.
Д. Ура! Наконец-то.
Они открыли крыльцо, вошли в дом, зажгли свет. Петя и Шура им всё рассказали.
- А что рассказали?
Д. Что в доме кто-то есть. Что кто-то топает, шлепает и пыхтит. И им очень страшно.
Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого.
- Почему родители стали смотреть во всех углах?
Д. Забеспокоились. Самим стало интересно, кто испугал детей.
Пришли в сени.
- Сени - это что?
Слайд 4
Сени - в деревенской избе помещение между жилой частью дома и крыльцом.
-Кто же это может быть?
Д. Какой –то лесной зверек. Кот. Черепаха.
Вдруг в сенях вдоль стены кто-то как пробежит в угол... Пробежал и свернулся в углу шариком.
Д.Ежик!
Смотрят - да это ёжик!
Слайд 5
- Молодцы!
Д. Аплодируют себе.
Он, верно, из леса забрался в дом.
- А для чего он в дом забрался?
Д. Он голоден. Любопытный. Почуял запах еды.
Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками.
-Почему дергается и колет колючками?
Д. Защищается. Он же дикий. Он боится, так же, как боялись дети.
Тогда закатали его в шапку и унесли в чулан.
- Чулан – это что?
Слайд 6
Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.
Дали молока в блюдце и кусок мяса.
- Что можно сказать о членах семьи?
Д. Они любят животных. Добрые. Не выгнали ежика, а накормили. Заботливые. Нужно подкармливать зверей.
А потом все заснули. Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето. Он и потом пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся.
- Почему никто больше не боялся?
Д. Знали, кто пыхтит. Привыкли. Пугает только незнакомое.
- Почему пыхтел и топал по ночам?
Д. Еж – ночной житель.
3)Работа с текстом после чтения.
- Понравилось произведение?
Д. Да.
- Когда вам было страшно во время слушания текста?
Максим: Когда кто-то зашлепал по полу.
Ваня: Когда Петя бросился к Шуре на кровать.
Аня: Когда мальчики лежали под одеялом и боялись пошевелиться.
- А когда вы улыбнулись? Почему?
Элина: Когда я узнала, что это всего лишь ежик. И мне стало хорошо.
Саша: Когда пришли родители. Я успокоилась.
- Правильно ли мы предположили?
Д. Нет.
- А почему?
Д. Иногда по заголовку сложно предположить о чем (о ком) будет рассказ.
- А о ком это произведение?
Д. О ежике и о ребятах.
- Что вы знаете о ежике?
Д. Он колючий. Когда его трогаешь, он свертывается в клубок. Он пыхтит. Живет в лесу. Ночной житель.
- Послушайте сообщение.
Слайд 7
Еж – маленький ночной хищник. В колючей шкуре почти 16 тыс. иголок. (карточка с числом на доске) Пищей ежей служат: жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи, мыши. В случае опасности ежик свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. К зиме ежи жирнеют и впадают в глубокую спячку. Еж приносит пользу, уничтожая вредителей леса: гусениц, грызунов и ядовитых насекомых.
- Что нового узнали о еже?
Д. У него почти 16 тыс. иголок. Питается змеями, лягушками, мышами. Зимой спит. Приносит пользу лесу.
Физкультминутка (о ежиках с движениями)
Шли по лесу три ежа.
Шли тихонько не спеша.
Шарики колючие,
Шарики колючие.
Шли, трещали сучьями.
Шли, шуршали листьями.
Травкой зубки чистили,
Травкой зубки чистили.
- Хотите еще раз послушать произведение Чарушина «Страшный рассказ»?
Д. Да.
IV. Повторное слушание и анализ произведения.
(читает учитель и подготовленные дети)
- Помогут мне прочитать текст Дима и Ильнар. (дети выразительно читают диалог)
-Что вы еще раз послушали?
Д. Рассказ.
- Как называется рассказ?
Д. Чарушин «Страшный рассказ»
- А почему автор назвал рассказ «страшным»?
Д. Дети боялись. Им было страшно.
- Почему мальчики испугались ежа?
Д. Они не знали, что шлепает и топает еж.
- Какими вы представляете мальчиков?
Д. Маленькими. Трусливыми.
- Можем ли мы осуждать их за трусость?
Д. Нет. Они же еще маленькие. Даже взрослый человек может чего – нибудь бояться.
- Можно ли на самом деле считать рассказ страшным?
Д. Нет.
-Почему?
Д. Ежик не причинил бы вреда мальчикам.
- Вы рады, что так закончилось?
Д. Да
- Какой вывод можно сделать?
Д. Мальчики зря боялись. Страх ребят оказался напрасным.
- А когда нам страшно, как вы думаете, что надо сделать?
Д. Выяснить, что нас пугает. Узнать причину страха.
Слайд 8
- Прочитайте пословицу.
Даша. Смелый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.
- Как вы понимаете смысл пословицы?
Дима: Смелыми не рождаются, смелыми становятся. Страх закаляет человека.
Юля: Часто люди попадают в такие ситуации, когда им страшно. Но они преодолевают страх и становятся сильными.
Андрей: Н-р: если бы моя мама попала в беду, я бы бросился ее спасть, несмотря на страх.
Яна: Если мы будем идти навстречу страху, то научимся его одолевать и будем сильными.
- Как вы считаете, подойдет ли данная пословица к нашему уроку?
Д. Да.
- Почему?
Д. Ребята узнали, что такое страх. А значит стали сильнее. И если в следующий раз возникнет такая ситуация, постараются ее решить без помощи взрослых.
- А как бы вы себя повели в данной ситуации?
Марина: Я бы поступила как ребята. Дождалась родителей и вместе с ними выяснила, кто меня напугал.
Ваня: А я бы сам посмотрел.
- А кто бы из вас поступил как Марина? (большинство)
-А как Ваня? (рук меньше, в основном мальчики)
V. Итог урока
- Хотите нарисовать иллюстрацию к данному рассказу?
Д. Да.
- Тогда итогом нашего урока будет выпущенная книга.
- Кто написал этот интересный рассказ?
Д. Чарушин
- Это фамилия автора, заменим ее рамочкой и покажем на модели.
( учитель показывает на доске)
Чарушин (фамилия автора)
- Прочитаем.
Д. Чарушин.
- Что мы читали?
Д. Фамилию автора.
- Как называется произведение?
Д. «Страшный рассказ»
- Это заголовок. Заменим заголовок рамочкой.
- Покажем на модели.
«Страшный рассказ» (заголовок)
- Прочитаем.
Д. «Страшный рассказ»
- Что мы прочитали?
Д. Заголовок.
- Что мы слушали?
Д. Мы слушали рассказ Чарушина «Страшный рассказ».
-Какой заместитель выберем?
Д. Прямоугольник.
- Покажем на модели.
жанр и тема произведения
- А кого бы вы нарисовали в прямоугольнике?
Д. Ежика. Ребят и ежика.
- Почему? Рассказ о ребятах и ежике.
- Как нам показать на модели? Проблема? С таким мы еще не сталкивались.
Д. Можно прямоугольник разделить пополам. Одну половинку закрасить желтым цветом - это о детях. А вторую коричневым цветом – это о животных. Еж ведь животное.
- Прочитаем, то, то мы изобразили.
Д. Рассказ о детях и животных Чарушина «Страшный рассказ».
- Какая книга у нас получилась?
Д. Авторская.
- Предлагаю скрепить модели обложек и поместить нашу книгу в классную библиотеку в раздел «Книги о животных».
Рекомендации детям: Если у вас возникнет желание, вы можете дома нарисовать иллюстрацию к данному произведению.
Рефлексия: Понравился ли вам урок? Довольны ли вы своей работой? Какое настроение было у вас на уроке? Выберите смайлик и покажите мне.
Спасибо за урок.
Шадрина И.Л.
Самоанализ урока
УМК «Начальная школа XXI века»
1 класс
Тема урока: «Смелый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет». По произведению Е.И.Чарушина «Страшный рассказ». (Урок слушания.)
В классе 30 человек. Уровень класса – средний. На конец ноября (в это время был дан урок) 5 учеников читали целым словом, 15 учеников читали по слогам, 7 учащихся знали все буквы и могли прочитать слоги с изученными буквами, 3 ученика знали только изученные буквы. Дети эмоциональные, с неплохо развитой речью.
Главная цель уроков слушания УМК «Начальная школа XXI века» - пробудить у учащихся интерес к книге, желание читать самостоятельно. Поставив эту цель, я начала работу над формированием универсальных учебных действий.
Для данного урока я подобрала произведение по собственному вкусу (так советуют делать авторы УМК). В выборе я учитывала возрастные особенности детей: уровень и характер их интереса к литературе. Заранее подготовила произведение для слушания: определила интонационный рисунок, паузы, логические и психологические ударения.
В начале урока (актуализация) была проведена беседа о том, какие произведения любят читать ребята, обобщили знания об авторе, рассмотрели выставку книг.
При работе с текстом до чтения использовала прием антиципации (предугадывание содержание текста). В ходе чтения вели диалог с автором, комментировали, учились задавать вопросы по тексту.
Так же в ходе чтения велась работа над лексикой. Расширялся и активизировался словарный запас ребят. Выявлялись слова, которые нужно было разъяснить школьникам. Некоторые слова дети объясняли сами, находили ответы в тексте. Слова: сени, чулан были объяснены мною.
Повторное слушание было проведено для того, чтобы дети внимательно послушали текст целиком (так как повторное слушание развивает внимание к содержанию произведения и формирует первоначальные умения его анализа) и были готовы к анализу текста. Во время повторного чтения были привлечены хорошо читающие дети. Им был заранее выдан текст с диалогом и отработанно выразительное чтение. В ходе анализа текста сталкивались собственные мнения детей. Эти столкновения являлись толчком для создания проблемной ситуации на уроке и подталкивали детей к анализу текста для прояснения собственных впечатлений и представлений.
Уроки литературного слушания позволяют активно формировать специальные, читательские умения: правильно называть произведение и книгу, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему чтения и жанр произведения. Над этой задачей мы работали в начале урока, когда рассматривали книги Е.И.Чарушина и по ходу урока. Дети самостоятельно сформулировали тему рассказа и определили жанр произведения.
Литературные произведения вводят в речь ребенка образные выражения, на которые мы должны обращать внимание детей, объяснять и показывать красоту художественного слова. Для развития речи учащихся на уроке была проведена лексическая работа. Объяснение трудных слов проводилось с помощью иллюстративного материала (на слайде) и обращения к тексту произведения (из контекста). Использовала такие формы работы как: высказывание личного отношения к произведению, героям, поступкам; умение ставить вопрос к тексту; давать полные ответы на вопросы. Каждая из этих форм носила на уроке обучающий характер. Развитие мышления, воображения, детской фантазии шло в результате рассуждений по ходу чтения текста и при использовании приема антиципации. Сообщение о ежике (работа с информацией), знакомство с новым произведением позволили расширить кругозор детей.
Урок построила так, чтоб дети могли сопереживать героям, показать свои чувства. Для этого мною был отобран материал (произведение) и продуманны вопросы на эмоциональный отклик детей.
На уроке царила комфортная ситуация, все что запланировала, было выполнено.
Итогом нашего урока стала книжка – самоделка, в которую вошли работы детей. Она отразила результаты общего труда. Рефлексия показала, что урок детям понравился и они довольны своей работе на уроке.
В конце урока ребятам была дана рекомендация: нарисовать иллюстрацию к рассказу.
На уроке использовала технологии: информационные (работали с информацией); здоровье – сберегающие (проводились физкультминутки, был отобран материал по возрасту и интересам детей, климат на уроке позволял детям не бояться высказывать свои мнения); проблемное обучение (часто на уроках возникали вопросы проблемного характера); обучение в диалоге (на уроке велся диалог не только учитель – ученик, но и ученик – ученик); игровые (проводились игровые физкультминутки, рисование иллюстрации к рассказу). Считаю, что урок выстроен оптимально: соответствовал темпераменту учащихся и учителя, уровню учебной подготовки и развитию учащихся.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дача
Сумерки
сени
чулан
«Смелый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет»
Чарушин (автор рассказа)
Чарушин (автор рассказа) «Страшный рассказ» (заголовок)
ж анр и тема (рассказ о детях и животных)
Рассказ о детях и животных
Чарушин «Страшный рассказ» Рассказ о детях и животных
Нарисуй смайлику улыбку о тличный и нтересный урок н ормальный о бычный урок с кучный урок
Спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по теме: Антонимы. 2 класс. Учебник В.П.Канакиной
Данный проект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
проект урока по теме "Мои домашние любимцы". Окружающий мир 1 класс.
Урок - закрепление изученногог материала.Форма: работа над проектом, оформление проекта и презентация работ....
Проект урока чтения. Тема: «Просто старушка» - В.Осеева.
Проект урока чтения во 2 классе по программе «Гармония». Тип урока: урок изучения нового и повторения полученных ранее знаний и умений Пеагогические задачи;- совершенствовать навык вдумчивого чте...
Проект урока по теме "Дециметр и метр"
Проект урока по математке в 2 классе по УМК ПНШ...
Проект урока по теме: « Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з//с »
Реализуем современные методики образования...
ПРОЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ТЕМА УРОКА «Прямоугольник.»
ПРОЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИТЕМА УРОКА «Прямоугольник.»...
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по произведению Е.И. Чарушина "Страшный рассказ"
Уроки литературного чтения призваны продолжать обучение детей чтению, вести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произ...