Проект урока по теме: «Смелый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет». По произведению Е.И.Чарушина «Страшный рассказ». (Предмет: Литературное чтение. Урок слушания.)
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Шадрина Ирина Леонидовна

 

Данный урок  учит  слушать и слышать художественное слово, формирует читательские умения у начинающего читателя.

Урок поможет учителям успешно решать основные задачи уроков слушания: учить детей воспринимать художественное произведение и работать с книгой, развивать интерес к чтению и обогащать читательский опыт первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл produkt_urok.docx38.63 КБ
Файл prezentatsiya3.pptx2.33 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 4 г. Тосно»

Проект урока по теме:

 «Смелый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему

идет». По произведению Е.И.Чарушина «Страшный рассказ».

(Предмет:  Литературное чтение.  Урок слушания.)

                                                                                 

                                                                               

                                                                                 Выполнила:

                                                                                 учитель начальных   классов                                                      

                                                                                Шадрина Ирина Леонидовна

                                                                                  Образование: высшее

                                                                                  Стаж: 26 лет

                                                                        Высшая квалификационная категория

                                                                         УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока: «Смелый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет». По произведению Е.И.Чарушина «Страшный рассказ».

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с рассказом Е.И. Чарушина «Страшный рассказ», для осознанного восприятия литературного  произведения; формирование специальных читательских умений: правильно называть произведение и книгу, находить и называть автора и заголовок, определять тему чтения и жанр произведения; моделировать обложку книги; содействовать воспитанию любви к природе, чувству сопричастности и сопереживания.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: эмоционально воспринимают поступки героев литературного произведения; высказывают свою точку зрения, оценивают поступки с точки зрения моральной этики;

метапредметные: регулятивные  - принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников; планируют свои действия; познавательные – знакомятся с произведением: определяют тему и жанр, выделяют фамилию автора, заголовок, моделируют обложку книги; коммуникативные – используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления, принимают участие в обсуждении прочитанного;

предметные: научатся –   рассматривать детские книги, определять и называть жанры и темы изучаемых произведений, использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения,  моделировать обложку книги;  получат возможность научиться   определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям,  понимать нравственное содержание прочитанного произведения.

 

План урока:

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Знакомство с произведением.

     - работа с текстом до чтения

     - первичное восприятие текста

     - работа с текстом после чтения

4.Повторное слушание и анализ произведения.

5.Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

I.Организационный  момент.

Добрый день солнцу и птицам,

Добрый день улыбчивым лицам.

(Дети садятся по местам)

А теперь улыбнитесь друг другу.

Улыбнитесь мне.

II.Актуализация знаний.

    - На дворе холодно, морозно, а в классе уютно и тепло. В такие дни думаю, каждый из вас любит читать книги.

   - Какие книги вы любите читать?

  Оля:  Я люблю  читать книги о природе.

  Никита: А мне нравится читать книги о животных.

  Соня:  Я люблю читать сказки. И т.д.

  - А спросите меня, какие я люблю читать книги.

  Саша: Ирина Леонидовна, а какие книги Вы любите читать?

  - Ребята,  я очень  люблю читать  книги о животных, о детях.

  - Сегодня в гостях у нас знакомый писатель. Кто это?

     Слайд 1       (портрет Е. И. Чарушина)

 Д. Чарушин.

  -А что вы знаете об авторе?

 Ваня: Он был писателем и художником.

 Марина: Чарушин  любил  природу.

 Андрей: Писал рассказы о животных, о детях, о птицах, об охоте.

 Дима: Любил рисовать птиц и зверей.

София: В доме у него были кролики и собаки. Он разводил кроликов.

 Ксюша: С 15 лет он стал писать стихи о животных.

  - Какие произведения Чарушина мы уже с вами читали?

 Юля: «Как Томка научился плавать»

 Оля: «Как Никита играл в доктора»

   - Сегодня я принесла из библиотеки и другие книги этого автора. Думаю, что после урока вам непременно захочется прочитать эти книги.

  - Давайте рассмотрим.

  - Скажите, а что позволило нам пригласить эти книги на урок?

Лера: Все эти книги написал Е. Чарушин.

  - Давайте проверим. Как это сделать?

 Яна: Прочитать.

  - А где прочитать?

 Маша: На обложке.

  - Кто прочитает?

 - О чем еще можно узнать, рассмотрев  обложку книги?

 Дима: Название книги.

Лера: По иллюстрации на обложке можно  предположить, о чем будет  книга.

  - Кто прочитает названия книг?

 Д.  «Медвежата», «На нашем дворе», «Про зайчат», «Волчишко», «Щур».

 - Молодцы!

  - А сегодня автор дарит нам  произведение «Страшный рассказ»

 (Заголовок на доске)

I I I. Знакомство с произведением.

1)Работа с текстом до чтения.

-Было ли вам когда – нибудь  страшно?

Дети: Да.

- Как вы думаете, что могло случиться в нашем рассказе?

  Даня: Мальчик заблудился в лесу.

 Даша: Охотник подстрелил медведицу, и медвежата остались одни.

 Аня: Мальчишки разорили птичье гнездо.

 Максим: Ребят застала в лесу гроза. и т.д.

 - А интересно узнать?

 Д. Да.

2)Первичное восприятие текста. (текст читает учитель)

Страшный рассказ

Мальчики Шура и Петя остались одни.

-Что узнали?

Д. Главных героев зовут Шура и Петя.

- О чем хотите спросить?

Д. Почему они остались одни?

- Да, ребята, почему?

Д. Родители ушли. Бабушка  заболела, и ее увезли в больницу.

Они жили на даче - у самого леса, в маленьком домике. В этот вечер папа и мама у них ушли к соседям в гости.

- Так почему они остались одни?

Д.Родители ушли в гости.

- А что такое дача?

Слайд 2

Д. Маленький домик у леса. Так автор объясняет.

Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли спать в свои постельки.

- Что можно сказать о детях?

Д. Они самостоятельные. Они маленькие – легли в постельки.

 Лежат и молчат.

- А почему они молчат?

Д. Пора спать. На улице стемнело.

- А стемнело - это как?

Слайд 3

Д. Стало на улице темно. Гулять уже нельзя и нужно спать.

 Ни папы, ни мамы нет. В комнате темно. И в темноте по стене кто-то, ползает - шуршит; может быть - таракан, а может быть - кто другой!

- А кто другой?

Д. Кузнечик. Домовой. Воришка. Мышь. Бабочка. Паучок.

- Давайте проверим, верны ли наши предположения.

Шура и говорит со своей кровати:

- Мне совсем и не страшно.

- Мне тоже совсем не страшно, - отвечает Петя с другой кровати.

- Мы воров не боимся, - говорит Шура.

- Людоедов тоже не боимся, - отвечает Петя.

- И тигров не боимся, - говорит Шура.

- Они сюда и не придут, - отвечает Петя.

И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слышат -- за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ.… топ.… топ.… шлёп.… шлёп... топ... топ....

- Так кто же интересно шлепает и топает?

Д. Домовой. Мама с папой пришли.

Физкультминутка

- Давайте тихо встанем. Представим, что мы тот самый неизвестный герой. Дружно потопаем и похлопаем.

- Как мы это будем делать?

Д. Тихо. Негромко.

 - Садитесь.

Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо - тихо, чтобы их никто не услышал.

- Почему себя так ведут мальчики?

Д. Они бояться.

- Не дыши, - говорит Шура Пете.

- Я не дышу.

Топ... топ... шлёп... шлёп... топ... топ... шлёп... шлёп...

А через одеяло всё равно слышно, как кто-то за дверью ходит и ещё пыхтит вдобавок.

- А почему слышно?

Д. Они  не шевелятся. Ведут себя тихо. Стараются даже не дышать.

- Но тут пришли папа с мамой.

Д. Ура! Наконец-то.

 Они открыли крыльцо, вошли в дом, зажгли свет. Петя и Шура им всё рассказали.

- А что рассказали?

Д. Что в доме кто-то есть. Что  кто-то  топает, шлепает и пыхтит. И им очень страшно.

Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого.

 - Почему родители стали смотреть во всех углах?

 Д. Забеспокоились. Самим стало интересно, кто испугал детей.

Пришли в сени.

- Сени - это что?

Слайд 4

Сени - в деревенской избе помещение между жилой частью дома и крыльцом.

 -Кто же это может быть?

Д. Какой –то лесной зверек. Кот. Черепаха.

 Вдруг в сенях вдоль стены кто-то как пробежит в угол... Пробежал и свернулся в углу шариком.

Д.Ежик!

Смотрят - да это ёжик!

Слайд 5

- Молодцы!

Д. Аплодируют себе.

Он, верно, из леса забрался в дом.

- А для чего он в дом забрался?

Д. Он голоден. Любопытный. Почуял запах еды.

 Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками.

-Почему дергается и колет колючками?

Д. Защищается. Он  же дикий. Он боится, так же, как боялись дети.

 Тогда закатали его в шапку и унесли в чулан.

- Чулан – это что?

Слайд 6

Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.

 Дали молока в блюдце и кусок мяса.

- Что можно сказать о членах семьи?

Д. Они любят животных. Добрые.  Не выгнали ежика, а накормили. Заботливые. Нужно подкармливать зверей.

 А потом все заснули. Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето. Он и потом пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся.

- Почему никто больше не боялся?

Д. Знали, кто пыхтит. Привыкли. Пугает только незнакомое.

 - Почему пыхтел и топал по ночам?

 Д. Еж – ночной житель.

3)Работа с текстом после чтения.

 - Понравилось произведение?

 Д. Да.

- Когда вам было страшно во время слушания текста?

  Максим: Когда кто-то зашлепал по полу.

  Ваня: Когда Петя  бросился к Шуре на кровать.

 Аня: Когда мальчики лежали под одеялом и боялись пошевелиться.

 - А когда вы улыбнулись? Почему?

  Элина: Когда я узнала, что это всего лишь ежик. И мне стало хорошо.

  Саша: Когда пришли родители. Я успокоилась.

 - Правильно ли мы предположили?

  Д. Нет.

 - А почему?

 Д. Иногда по заголовку сложно предположить о чем (о ком) будет рассказ.

 - А о ком  это произведение?

 Д. О ежике и о ребятах.

 - Что вы знаете о ежике?  

 Д. Он колючий. Когда  его трогаешь, он свертывается в клубок. Он пыхтит. Живет в лесу. Ночной житель.

 - Послушайте сообщение.

Слайд 7

  Еж – маленький ночной хищник. В колючей шкуре почти 16 тыс. иголок. (карточка с числом на доске) Пищей ежей служат: жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи, мыши. В случае опасности ежик свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. К зиме ежи жирнеют и впадают в глубокую спячку. Еж приносит пользу, уничтожая вредителей леса: гусениц, грызунов и ядовитых насекомых.

 - Что нового узнали о еже?

 Д. У него  почти 16 тыс. иголок. Питается змеями, лягушками, мышами. Зимой спит. Приносит пользу лесу.

Физкультминутка (о ежиках с движениями)

    Шли по лесу три ежа.

    Шли тихонько не спеша.

    Шарики колючие,

    Шарики колючие.

    Шли, трещали сучьями.

     Шли, шуршали листьями.

    Травкой зубки чистили,

    Травкой зубки чистили.

- Хотите еще раз послушать произведение Чарушина «Страшный рассказ»?

 Д. Да.

IV. Повторное  слушание  и анализ произведения.

 (читает учитель  и подготовленные дети)

- Помогут мне прочитать текст Дима и Ильнар. (дети выразительно читают диалог)

-Что вы еще раз послушали?

 Д. Рассказ.

- Как называется рассказ?

 Д. Чарушин «Страшный рассказ»

 - А почему автор назвал рассказ «страшным»?

 Д. Дети боялись. Им было страшно.

- Почему мальчики испугались ежа?

 Д. Они не знали, что шлепает и топает еж.

- Какими вы представляете мальчиков?

Д. Маленькими. Трусливыми.

 - Можем ли мы осуждать их за трусость?

 Д. Нет. Они же еще маленькие. Даже взрослый человек может чего – нибудь бояться.

- Можно ли на самом деле считать рассказ страшным?

 Д. Нет.

-Почему?

 Д. Ежик не причинил бы вреда мальчикам.

 - Вы рады, что  так закончилось?

 Д. Да

- Какой вывод можно сделать?

Д. Мальчики зря боялись. Страх ребят оказался напрасным.

- А когда нам страшно, как вы думаете, что надо сделать?

 Д. Выяснить, что нас пугает. Узнать причину страха.

Слайд 8

- Прочитайте пословицу.

Даша. Смелый не тот, кто страха не знает, а  кто узнал и навстречу ему идет.

 - Как вы понимаете смысл пословицы?

 Дима: Смелыми не рождаются, смелыми становятся. Страх закаляет человека.

Юля: Часто люди попадают в такие ситуации, когда им страшно. Но они преодолевают страх и становятся сильными.

Андрей: Н-р: если бы моя мама попала в беду, я бы бросился ее спасть, несмотря на страх.

Яна: Если мы будем идти навстречу страху, то научимся его одолевать и будем сильными.

- Как вы считаете, подойдет ли данная пословица к нашему уроку?

 Д. Да.

 - Почему?

 Д.  Ребята узнали, что такое страх. А значит стали сильнее. И если в следующий раз возникнет такая ситуация, постараются ее решить без помощи взрослых.

 - А как бы вы себя повели в данной ситуации?

 Марина: Я бы поступила как ребята. Дождалась родителей и вместе с ними выяснила, кто меня напугал.

 Ваня: А я бы сам посмотрел.

- А кто бы из вас поступил как Марина? (большинство)

-А как Ваня? (рук меньше, в основном мальчики)

V. Итог урока

 - Хотите нарисовать иллюстрацию к данному рассказу?

 Д. Да.

- Тогда итогом нашего урока будет выпущенная книга.

- Кто написал этот интересный рассказ?

 Д. Чарушин

- Это фамилия автора, заменим ее рамочкой и покажем на модели.

 ( учитель показывает на доске)

                                                         Чарушин (фамилия автора)

 - Прочитаем.

 Д. Чарушин.

 - Что мы читали?

 Д. Фамилию автора.

- Как называется произведение?

 Д. «Страшный рассказ»

 - Это заголовок. Заменим заголовок рамочкой.

  - Покажем на модели.

                                                       

     «Страшный рассказ» (заголовок)

 - Прочитаем.

 Д. «Страшный рассказ»

- Что мы прочитали?

 Д. Заголовок.

- Что мы слушали?

 Д. Мы слушали рассказ Чарушина «Страшный рассказ».

-Какой заместитель выберем?

 Д. Прямоугольник.

 - Покажем на модели.

                                                          жанр и тема произведения

 - А кого бы вы нарисовали в прямоугольнике?

 Д. Ежика. Ребят и ежика.

 - Почему? Рассказ о ребятах и ежике.

 - Как нам показать на модели? Проблема? С таким мы еще не сталкивались.

Д. Можно прямоугольник разделить пополам. Одну половинку закрасить желтым цветом - это о детях. А вторую коричневым цветом – это о животных. Еж ведь животное.

 - Прочитаем, то, то мы изобразили.

Д. Рассказ о детях и животных Чарушина «Страшный рассказ».

 - Какая книга у нас получилась?

 Д. Авторская.

 - Предлагаю скрепить модели  обложек и поместить нашу книгу в классную библиотеку в раздел «Книги о животных».

Рекомендации детям: Если  у вас возникнет желание, вы можете дома нарисовать иллюстрацию к данному произведению.

Рефлексия:  Понравился ли вам урок? Довольны ли вы своей работой? Какое настроение было у вас на уроке? Выберите смайлик и покажите мне.

Спасибо за урок.

 

Шадрина И.Л.

Самоанализ урока

УМК «Начальная школа XXI века»

1 класс

Тема урока: «Смелый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет». По  произведению Е.И.Чарушина «Страшный рассказ». (Урок слушания.)

В классе 30 человек. Уровень класса – средний. На конец ноября (в это время был дан урок) 5 учеников читали целым словом, 15 учеников читали по слогам, 7 учащихся знали все буквы и могли прочитать слоги с изученными буквами, 3 ученика знали только изученные буквы. Дети эмоциональные, с неплохо развитой речью.

Главная цель уроков слушания УМК «Начальная школа XXI века» - пробудить у учащихся интерес к книге, желание читать самостоятельно. Поставив эту цель,  я начала работу над формированием универсальных учебных действий.

Для данного урока я подобрала произведение по собственному вкусу (так советуют делать авторы УМК). В выборе я учитывала возрастные особенности детей:  уровень и характер их интереса к литературе. Заранее подготовила произведение для слушания: определила интонационный рисунок, паузы, логические и психологические ударения.

В начале урока (актуализация) была проведена беседа о том, какие произведения любят читать ребята, обобщили знания об авторе, рассмотрели выставку книг.

При работе с текстом до чтения использовала прием антиципации (предугадывание содержание текста). В ходе чтения вели диалог с автором, комментировали, учились задавать вопросы по тексту.

Так же в ходе чтения велась работа над лексикой. Расширялся и активизировался словарный запас ребят. Выявлялись слова, которые нужно было разъяснить школьникам. Некоторые слова дети объясняли сами, находили ответы в тексте. Слова: сени, чулан  были объяснены мною.

Повторное слушание было проведено  для того, чтобы дети  внимательно послушали текст целиком (так как повторное слушание развивает внимание к содержанию произведения и формирует первоначальные умения его анализа) и были готовы к анализу текста. Во время повторного чтения были привлечены хорошо читающие дети. Им был заранее выдан текст с диалогом и отработанно выразительное чтение. В ходе анализа текста сталкивались собственные мнения детей. Эти столкновения являлись толчком для создания проблемной ситуации на уроке и подталкивали детей к анализу текста для прояснения собственных впечатлений и представлений.

Уроки литературного слушания позволяют активно формировать специальные, читательские умения: правильно называть произведение и книгу, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему чтения и жанр произведения. Над этой задачей мы работали в начале урока, когда рассматривали книги Е.И.Чарушина и  по ходу урока. Дети самостоятельно сформулировали тему рассказа и определили жанр произведения.

Литературные произведения вводят в речь ребенка образные выражения, на которые мы должны обращать внимание детей, объяснять и показывать красоту художественного слова. Для развития речи учащихся  на уроке была проведена лексическая работа. Объяснение трудных слов проводилось с помощью иллюстративного материала (на  слайде) и обращения к тексту произведения (из контекста). Использовала такие формы работы как: высказывание личного отношения к произведению, героям, поступкам; умение ставить вопрос к тексту; давать полные ответы на вопросы. Каждая из этих форм носила на уроке обучающий характер. Развитие мышления, воображения, детской фантазии шло в результате рассуждений по ходу чтения текста и при использовании приема антиципации. Сообщение о ежике (работа с информацией), знакомство с новым произведением позволили расширить кругозор детей.

Урок построила так, чтоб  дети могли сопереживать героям, показать свои чувства. Для этого мною был отобран материал (произведение) и  продуманны вопросы на эмоциональный отклик детей.

На уроке царила комфортная ситуация, все что запланировала, было выполнено.

Итогом нашего урока стала книжка – самоделка, в которую вошли работы детей. Она отразила результаты общего труда. Рефлексия показала, что урок детям понравился и они довольны своей работе на уроке.

В конце урока ребятам была дана рекомендация: нарисовать иллюстрацию  к рассказу.

 На уроке использовала  технологии: информационные (работали с информацией); здоровье – сберегающие (проводились физкультминутки, был отобран материал по возрасту и интересам детей, климат на уроке позволял детям не бояться высказывать свои мнения); проблемное обучение (часто на уроках возникали вопросы проблемного характера); обучение в диалоге (на уроке велся диалог не только учитель – ученик, но и ученик – ученик); игровые (проводились игровые физкультминутки, рисование иллюстрации к рассказу). Считаю, что урок выстроен оптимально: соответствовал темпераменту учащихся и учителя, уровню учебной подготовки и развитию учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Е.И.Чарушин «Страшный рассказ » Автор: Шадрина Ирина Леонидовна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №4 г.Тосно »

Слайд 3

Дача

Слайд 4

Сумерки

Слайд 5

сени

Слайд 7

чулан

Слайд 9

«Смелый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет»

Слайд 10

Чарушин (автор рассказа)

Слайд 11

Чарушин (автор рассказа) «Страшный рассказ» (заголовок)

Слайд 12

ж анр и тема (рассказ о детях и животных)

Слайд 13

Рассказ о детях и животных

Слайд 14

Чарушин «Страшный рассказ» Рассказ о детях и животных

Слайд 15

Нарисуй смайлику улыбку о тличный и нтересный урок н ормальный о бычный урок с кучный урок

Слайд 16

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по теме: Антонимы. 2 класс. Учебник В.П.Канакиной

Данный проект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

проект урока по теме "Мои домашние любимцы". Окружающий мир 1 класс.

Урок - закрепление изученногог материала.Форма: работа над проектом, оформление проекта и презентация работ....

Проект урока чтения. Тема: «Просто старушка» - В.Осеева.

Проект урока чтения во 2 классе по программе «Гармония». Тип урока: урок изучения нового и повторения полученных ранее знаний и умений Пеагогические задачи;- совершенствовать навык вдумчивого чте...

Проект урока по теме "Дециметр и метр"

Проект урока по математке в 2 классе по УМК ПНШ...

ПРОЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ТЕМА УРОКА «Прямоугольник.»

ПРОЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИТЕМА УРОКА «Прямоугольник.»...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по произведению Е.И. Чарушина "Страшный рассказ"

Уроки литературного чтения призваны продолжать обучение детей чтению, вести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произ...