Е.Чарушин "Страшный рассказ"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
e.i.charushin_strashnyy_rasskaz_2_klass.docx | 26.86 КБ |
prezentaciya1.pptx | 1.62 МБ |
prilozhenie.docx | 13.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе
Старжинская Любовь Владимировна,
учитель начальных классов
БГОУ СОШ № 414
г. Санкт - Петербург
Тема урока: Е.И.Чарушин «Страшный рассказ»
Цель: развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом.
Задачи:
познакомить учащихся с рассказом Е.И.Чарушина «Страшный рассказ»;
развивать навыки выразительного беглого чтения;
развивать умение активно воспринимать учебный материал: анализировать поступки героев, прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора, составлять план художественного текста;
формировать коммуникативные навыки работы в группе;
воспитывать любовь к природе, животным.
Виды деятельности: работа с книгой, беседа, игровая деятельность, работа в группах, работа со словарём.
Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, толковый словарь, конверты с частями плана.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Игра «Доскажи словечко»
У кошки – котёнок,
У зайчихи – . . . ,
У курочки – . . . ,
У собачки – . . . ,
У волчицы – . . . ,
У рыбки – . . . ,
У свиньи – . . . ,
У утки – . . . .
– С каким автором мы познакомились на прошлом уроке? (М.Пришвин)
- Какой рассказ вы пересказывали дома? ( «Ребята и утята»)
- Почему он так назван?
- Как бы вы его назвали?
Пересказ рассказа.
- О чём писал М.Пришвин?
III. Изучение нового материала
1. Вызов
– Сегодня на уроке мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы. Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, написал Евгений Иванович Чарушин (слайд 2)
- Е.И.Чарушин вырос в семье архитектора Вятской губернии. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку. И первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. Ему замечательно удавались портреты, живописные, и словесные. В 1930 году вышел его первый рассказ. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик – анималист, т.е. художник, изображающий животных. Юмор, доброта, нежность всегда присутствовали в его изображениях зверей. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.
- Мы познакомимся с рассказом, который называется не совсем обычно (слайд 3) – «Страшный рассказ».
Было ли вам когда-либо страшно?
– Попробуйте предположить, о чем может пойти речь?
– Можно ли по названию рассказа определить, будет ли он шуточным, смешным, серьезным, поучительным?
– Верны ли ваши предположения, вы узнаете, если прочтёте рассказ.
Осмысление (чтение текста с остановками)
а) Чтение до слов «И только Шура хотел сказать …» (с.136)
- Как звали мальчиков?
- Где они жили?
- Какие чувства испытывали мальчики?
- Почему вы так думаете?
- Что может произойти дальше?
б) Чтение до слов «Но тут пришли папа с мамой.» (с.137)
- Вам знакома такая ситуация?
- Почему мальчикам было страшно?
- Почему Петя бросился к Шуре на кровать, и «они закрылись с головой одеялом»?
- Что бы вы сделали на месте главного героя?
- Какие слова были непонятны? (сени)
Найти объяснение в толковом словаре. (слайд 4)
- Что может произойти дальше?
в) Чтение до конца рассказа.
- Какие чувства испытали Шура и Петя, когда увидели ежа?
- Можно ли было избежать такой нелепой ситуации? Как?
- Какие слова были непонятны? (чулан)
Найти объяснение в толковом словаре. (слайд 5)
- Совпало ли ваше мнение о том, что может произойти, с реальным содержанием произведения?
- Правильно ли вы определили тему рассказа по его содержанию?
г) Слово учителя.
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
- Что вы здесь видите?
- Что вы видите кроме этого?
- Кто-нибудь может что-нибудь добавить?
- Что происходит на этой картине?
(слайд 6) Ёж – это маленький ночной хищник. В колючей шкурке 5 – 6 тысяч иголок. Каждая иголка растёт 12—18 месяцев.
Обыкновенный ёж — это животное, активное в ночное время суток. Не любит надолго уходить из своего дома. День ежи проводят в гнезде или других укрытиях. С наступлением заморозков ежи плотно закрывают вход в нору и впадают в зимнюю спячку.
Ёж — это всеядное животное. Основу его питания составляют насекомые, гусеницы, слизни, иногда дождевые черви. Из растений может поедать ягоды и фрукты.
У ежихи рождается в среднем, около 4 ежат (каждая самка может выносить до 8 ежат, но это встречается редко). Детеныши появляются на свет, абсолютно «голые» (без колючек), слепые. Спустя несколько часов, начинают появляться первые, мягкие колючки. И только через 15 дней, ежата полностью покрываются колючками.
Физкультминутка.
Хитрый ёжик-чудачок
Сшил колючий пиджачок: (делают вид, что шьют)
Сто булавок на груди, (повороты туловища)
Сто иголок позади. (наклоны влево - вправо)
Ходит ёж в саду по травке,
Натыкает на булавки (шаг)
Грушу, сливу - всякий плод,
Что под деревом найдёт, (приседания)
И с подарочком богатым
Возвращается к ежатам. (прыжки)
Отработка техники чтения
– Прежде чем приступить к повторному чтению, давайте подготовимся к прочтению некоторых сложных слов, для того, чтобы вам было понятно, как их произносить (чтение по слогам, затем целыми словами)
ма-лень-кий
стем-не-ло
по-стель-ки
лю-до-е-дов
кро-ко-ди-лов
бро-сит-ся
за-кры-лись
при-жа-лись
рас-ска-за-ли
свер-нул-ся
дёр-га-ет-ся
блюд-це
– Есть ли среди данных слов такие, смысл которых вам непонятен? Если да, то попробуем вместе уточнить их значение.
– С какой интонацией будем читать разговор мальчиков? Почему?
5. Рефлексия
– А теперь подумайте над следующими вопросами: какие выводы вы сделаете для себя, чему научил вас этот рассказ? Но не торопитесь на них отвечать, прочитайте текст сами, поразмышляйте, обсудите ответ с друзьями, затем выскажите свое мнение.
Самостоятельное чтение рассказа про себя.
Ответы на поставленные перед чтением вопросы
IV. Работа с текстом
– Дома вы подготовите пересказ. Что нужно для того чтобы справиться с этим заданием?
– Конечно, нам нужно будет составить план.
1. Составление плана рассказа (работа в группах)
– Разделите рассказ на части. Озаглавьте каждую часть.
Проверка.
– Докажите, что именно вариант вашей группы верный.
Каждая группа получает конверт с названиями частей рассказа. (Приложение)
– Расставьте по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст произведения.
(слайд 7)
План:
1)Мальчики остались одни.
2)Странные звуки.
3)Испуганные дети.
4)Родители вернулись.
5)Неожиданная находка.
6)Ёжик остался на даче.
2. Выборочное чтение по пунктам плана
V. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся
– Как называется рассказ, который мы читали на уроке?
– Кто его автор?
– Почему автор назвал рассказ именно так?
– Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? Почему?
– Чему учит рассказ?
– Хочется ли вам познакомиться с другими произведениями Е.Чарушина?
– Вы можете взять сборник его рассказов в нашей школьной библиотеке и почитать. Надеюсь, что они вам тоже понравятся.
VI. Домашнее задание
Перечитать рассказ, подготовить подробный пересказ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Страшный рассказ»
сени
чулан
План: 1)Мальчики остались одни. 2)Странные звуки. 3)Испуганные дети. 4)Родители вернулись. 5)Неожиданная находка. 6)Ёжик остался на даче.
Молодцы!
Предварительный просмотр:
Мальчики остались одни.
____________________________
Странные звуки.
____________________________
Испуганные дети.
____________________________
Родители вернулись.
____________________________
Неожиданная находка.
____________________________
Ёжик остался на даче.
Мальчики остались одни.
___________________________
Странные звуки.
___________________________
Испуганные дети.
___________________________
Родители вернулись.
___________________________
Неожиданная находка.
___________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 классе."Сатира и юмор в рассказе В.Ю.Драгунского "Что любит Мишка". Внеклассное чтение "Денискины рассказы" В.Ю.Драгунского"
Урок литературного чтения + внеклассное чтение по рассказам В.Ю. Драгунского. Конспект урока, кроссворд, Материал с биографией писателя для уголка чтения, тест, иллюстрации островов и теплохода - для ...
Урок литературного чтения во 2-м классе.Рассказ Е.И. Чарушина «Страшный рассказ».
Этот урок составлен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)....
Урок литературного чтения по теме "Рассказ В.И.Белова «Верный и Малька» из цикла «Рассказы о всякой живности».
Урок литературного чтения способствует формированию универсальных учебных действий. Обогащает чувственный опыт учащихся. Формирует навыки чтения и слушания. Знакомит с творчеством писателя В.И. Белова...
Викторина по рассказу Н. Носова "Тук! Тук! Тук!", сказка В. Бианки " Как муравей домой добирался", рассказ М. Пришвин "Лисичкин хлеб".
Комбинированный урок литературного чтения и ИЗО. 2 класс...
тест по рассказу В.Драгунского "Денискины рассказы"
тест по рассказу В.Драгунского "Денискины рассказы"...
Тест по литературному чтению к рассказу С.Баруздина "Весёлые рассказы"
Данный тест может быть использован после прочтения рассказа....
Е. И. ЧАРУШИН. РАССКАЗ «СТРАШНЫЙ РАССКАЗ». РАБОТА С ТЕКСТОМ. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.
Цель: создать условия для ознакомления с творчеством Е. Чарушина; способствовать развитию навыка чтения, умения делить текст на части...