Е.Чарушин "Страшный рассказ"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Старжинская Любовь Владимировна

Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e.i.charushin_strashnyy_rasskaz_2_klass.docx26.86 КБ
Файл prezentaciya1.pptx1.62 МБ
Файл prilozhenie.docx13.19 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе

Старжинская Любовь Владимировна,

учитель начальных классов

БГОУ СОШ № 414

г. Санкт - Петербург

Тема урока: Е.И.Чарушин «Страшный рассказ»

Цель: развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом.

Задачи:

познакомить учащихся с рассказом Е.И.Чарушина «Страшный рассказ»;

развивать навыки выразительного беглого чтения;

развивать умение активно воспринимать  учебный материал: анализировать поступки героев, прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора, составлять план художественного текста;

формировать коммуникативные навыки работы в группе;

воспитывать любовь к природе, животным.

Виды деятельности: работа с книгой, беседа, игровая деятельность, работа в группах, работа со словарём.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, толковый словарь, конверты с частями плана.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Игра «Доскажи словечко»

У кошки – котёнок,

У зайчихи – . . . ,

У курочки – . . . ,

У собачки – . . . ,

У волчицы – . . . ,

У рыбки – . . . ,

У свиньи – . . . ,

У утки – . . . .

– С каким автором мы познакомились на прошлом уроке? (М.Пришвин)

- Какой рассказ вы пересказывали дома? ( «Ребята и утята»)

- Почему он так назван?

- Как бы вы его назвали?

Пересказ рассказа.

- О чём писал М.Пришвин?

III. Изучение нового материала

1. Вызов

– Сегодня на уроке мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы. Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, написал Евгений Иванович Чарушин (слайд 2)

 - Е.И.Чарушин вырос в семье архитектора Вятской губернии. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку. И первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. Ему замечательно удавались портреты,  живописные, и словесные. В 1930 году вышел его первый рассказ. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик – анималист, т.е. художник, изображающий животных. Юмор, доброта, нежность всегда присутствовали в его изображениях зверей. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.

- Мы познакомимся с рассказом, который называется не совсем обычно (слайд 3) – «Страшный рассказ».

Было ли вам когда-либо страшно?

 – Попробуйте предположить, о чем может пойти речь?

 – Можно ли по названию  рассказа определить, будет ли он шуточным, смешным, серьезным, поучительным?

 – Верны ли ваши предположения, вы узнаете, если прочтёте рассказ.

Осмысление (чтение текста с остановками)

а) Чтение до слов «И только Шура хотел сказать …» (с.136)

- Как звали мальчиков?

- Где они жили?

- Какие чувства испытывали мальчики?

- Почему вы так думаете?

- Что может произойти дальше?

б) Чтение до слов «Но тут пришли папа с мамой.» (с.137)

- Вам знакома такая ситуация?

- Почему мальчикам было страшно?

- Почему Петя бросился к Шуре на кровать, и «они закрылись с головой одеялом»?

- Что бы вы сделали  на месте главного героя?

- Какие слова были непонятны? (сени)

Найти объяснение в толковом словаре. (слайд 4)

- Что может произойти дальше?

в) Чтение до конца рассказа.

- Какие чувства испытали Шура и Петя, когда увидели ежа?

- Можно ли было избежать такой нелепой ситуации? Как?

- Какие слова были непонятны? (чулан)

Найти объяснение в толковом словаре. (слайд 5)

- Совпало ли ваше мнение о том, что может произойти, с реальным содержанием произведения?

- Правильно ли вы определили тему рассказа по его содержанию?

г) Слово учителя.

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

- Что вы здесь видите?

- Что вы видите кроме этого?

- Кто-нибудь может что-нибудь добавить?

- Что происходит на этой картине?

(слайд 6) Ёж – это маленький ночной хищник. В колючей шкурке 5 – 6  тысяч иголок. Каждая иголка растёт 12—18 месяцев.

Обыкновенный ёж — это животное, активное в ночное время суток. Не любит надолго уходить из своего дома. День ежи проводят в гнезде или других укрытиях. С наступлением заморозков ежи плотно закрывают вход в нору и впадают в зимнюю спячку.

Ёж — это всеядное животное. Основу его питания составляют насекомые, гусеницы, слизни, иногда дождевые черви.  Из растений может поедать ягоды и фрукты.

У ежихи рождается в среднем, около 4 ежат (каждая самка может выносить до 8 ежат, но это встречается редко). Детеныши появляются на свет, абсолютно «голые» (без колючек), слепые. Спустя несколько часов, начинают появляться первые, мягкие колючки. И только через 15 дней, ежата полностью покрываются колючками.

Физкультминутка.

Хитрый ёжик-чудачок                        

 Сшил колючий пиджачок:                (делают вид, что шьют)

 Сто булавок на груди,                        (повороты туловища)

 Сто иголок позади.                        (наклоны влево - вправо)

 Ходит ёж в саду по травке,                

 Натыкает на булавки                        (шаг)

 Грушу, сливу - всякий плод,                

 Что под деревом найдёт,                (приседания)

 И с подарочком богатым

 Возвращается к ежатам.                (прыжки)

Отработка техники чтения

– Прежде чем приступить к повторному чтению, давайте подготовимся к прочтению некоторых сложных слов, для того, чтобы вам было понятно, как их произносить (чтение по слогам, затем  целыми словами)

ма-лень-кий

стем-не-ло

по-стель-ки

лю-до-е-дов

кро-ко-ди-лов

бро-сит-ся

за-кры-лись

при-жа-лись

рас-ска-за-ли

свер-нул-ся

дёр-га-ет-ся

блюд-це

– Есть ли среди данных слов такие, смысл которых вам непонятен? Если да, то попробуем вместе уточнить их значение.

– С какой интонацией будем читать разговор мальчиков? Почему?

5. Рефлексия

– А теперь подумайте над следующими вопросами: какие выводы вы сделаете для себя, чему научил вас этот рассказ? Но не торопитесь на них отвечать, прочитайте текст сами, поразмышляйте, обсудите ответ с друзьями, затем выскажите свое мнение.

Самостоятельное чтение  рассказа про себя.

Ответы на поставленные перед чтением вопросы

IV. Работа с текстом

– Дома вы подготовите  пересказ. Что нужно для того чтобы справиться с этим заданием?

 – Конечно, нам нужно будет составить план.

1. Составление плана рассказа (работа в группах)

– Разделите рассказ на части. Озаглавьте каждую часть.

Проверка.

– Докажите, что именно вариант вашей группы верный.

Каждая группа получает конверт с названиями частей рассказа. (Приложение)

– Расставьте по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст произведения.

(слайд 7)  

План:

1)Мальчики остались одни.

2)Странные звуки.

3)Испуганные дети.

4)Родители вернулись.

5)Неожиданная находка.

6)Ёжик остался на даче.

2. Выборочное чтение по пунктам плана

V. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся

– Как называется рассказ, который мы читали на уроке?

 – Кто его автор?

– Почему автор назвал рассказ именно так?

– Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? Почему?

  – Чему учит рассказ?

– Хочется ли вам познакомиться с другими произведениями Е.Чарушина?

 – Вы можете взять сборник его рассказов в нашей школьной библиотеке и почитать. Надеюсь, что они вам тоже понравятся.

VI. Домашнее задание

Перечитать рассказ, подготовить подробный пересказ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе Е.И.Чарушин «Страшный рассказ » Автор: Старжинская Любовь Владимировна, учитель начальных классов БГОУ СОШ № 414 г. Санкт - Петербург

Слайд 3

«Страшный рассказ»

Слайд 4

сени

Слайд 5

чулан

Слайд 7

План: 1)Мальчики остались одни. 2)Странные звуки. 3)Испуганные дети. 4)Родители вернулись. 5)Неожиданная находка. 6)Ёжик остался на даче.

Слайд 8

Молодцы!



Предварительный просмотр:

Мальчики остались одни.

____________________________

Странные звуки.

____________________________

Испуганные дети.

____________________________

Родители вернулись.

____________________________

Неожиданная находка.

____________________________

Ёжик остался на даче.

Мальчики остались одни.

___________________________

Странные звуки.

___________________________

Испуганные дети.

___________________________

Родители вернулись.

___________________________

Неожиданная находка.

___________________________

Ёжик остался на даче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе."Сатира и юмор в рассказе В.Ю.Драгунского "Что любит Мишка". Внеклассное чтение "Денискины рассказы" В.Ю.Драгунского"

Урок литературного чтения + внеклассное чтение по рассказам В.Ю. Драгунского. Конспект урока, кроссворд, Материал с биографией писателя для уголка чтения, тест, иллюстрации островов и теплохода - для ...

Урок литературного чтения во 2-м классе.Рассказ Е.И. Чарушина «Страшный рассказ».

Этот урок составлен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)....

Урок литературного чтения по теме "Рассказ В.И.Белова «Верный и Малька» из цикла «Рассказы о всякой живности».

Урок литературного чтения способствует формированию универсальных учебных действий. Обогащает чувственный опыт учащихся. Формирует навыки чтения и слушания. Знакомит с творчеством писателя В.И. Белова...

тест по рассказу В.Драгунского "Денискины рассказы"

тест по рассказу В.Драгунского "Денискины рассказы"...

Тест по литературному чтению к рассказу С.Баруздина "Весёлые рассказы"

Данный тест может быть использован после прочтения рассказа....

Е. И. ЧАРУШИН. РАССКАЗ «СТРАШНЫЙ РАССКАЗ». РАБОТА С ТЕКСТОМ. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.

Цель: создать условия для ознакомления с творчеством Е. Чарушина; способствовать развитию навыка чтения, умения делить текст на части...