Урок обучения грамоте В.А.Осеева "Печенье"
методическая разработка (чтение, 1 класс) по теме
Урок знакомит с произведением В.А. Осеевой "Печенье". Совершенствует умение размышлять над содержанием произведения, анализировать его, выделять основную мысль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.pechene.docx | 385.11 КБ |
Предварительный просмотр:
обучения грамоте
( по учебнику « Русская азбука» В.Г.Горецкий и др.)
в 1 классе
ТЕМА: В.Осеева «Печенье»
Разработала и провела:
учитель начальных классов
МОУ «Пироговская оош МО
« Ахтубинский район»
Гладкова Е.Н. 15 .03.2011год
Цели урока:
- Обучающие: способствовать формированию умения ставить вопросы нравственно-этического содержания для определения идеи произведения.
Совершенствовать: навык плавного слогового чтения, умение размышлять над содержанием произведения, анализировать его, выделять основную мысль.
Расширять и активизировать словарный запас учащихся.
- Развивающие: развивать интерес к чтению,
речь, память, логическое мышление.
- Воспитательные: воспитывать чувство уважения к старшим.
Оборудование:
книги В.А.Осеевой,
портрет В.Осеевой,
мультимедийный проектор,
диск с презентацией,
учебник «Русская азбука»,
карточки с пословицами,
карточки с изображением человечков (весёлого и грустного),
тексты рассказов В.А.Осеевой.
Ход урока
1.Тренинг - настрой.
Прозвенел звонок для нас.
Мы зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
2. Актуализация знаний.
1) работа над дыханием: звукоподражание:
Шум леса -Ш-ш-ш
Полет пчелы -З-з-з
Полет жука – Ж-ж-ж
Работа насоса– Ф-ф-ф
Шарик лопнул –Пыш-пыш-пыш
Бег лошадки – цок-цок-цок.
Заканчивается работа над дыханием тем, что дети вдыхают аромат цветка.
2) упражнение со скороговоркой:
Чайные чашки в печали,
Стуча и бренча, закричали.
(медленное чтение, убыстряя темп, грустно, весело)
3) упражнение с анаграммами:
-Расшифруйте слова, которые встретятся нам в рассказе.
Каткрел (тарелка)
Качаш (чашка)
Ченьепе (печенье)
-Найдите «лишнее» слово.
- «Печенье» - так назвала своё произведение замечательная детская писательница Валентина Александровна Осеева
3.Работа по усвоению новых знаний
1. Беседа об авторе
-Посмотрите внимательно на портрет писательницы
-Скажите, что вы думаете о ней.
-Что вы хотели бы узнать о В.Осеевой?
Сообщение учителя о биографии В.А.Осееевой.
Осеева Валентина Александровна в юные годы мечтала стать актрисой, но придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание — воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. В 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот». «Доброй и честной, смелой и рыцарски благородной» — такой запомнили её друзья.
Книги, написанные В.А.Осеевой.
Прочитайте девиз нашего урока:
«Мало уметь читать, надо уметь думать".
-А, вы, знаете, эту фразу сказала мама Валентины Осеевой! Когда Валя была маленькой, она любила читать короткие рассказы без помощи взрослых. Однажды мама спросила: "Понравился тебе рассказ?" Маленькая Валя ответила, что не знает, об этом она не думала. Тогда мама огорчилась: «Мало уметь читать, надо уметь думать».
Сообщение темы урока.
Предположение.
-Как вы думаете, о чём может быть произведение с таким названием?
Постановка учебной задачи
- В конце урока мы должны будем с вами ответить на вопрос
«Почему В.А.Осеева решила поведать нам эту историю?»
4. Работа с текстом
- Первичное восприятие произведения
Учитель: читает до «Миша … посмотрел на маму.»
Предположение.
- А что же мама?... А бабушка?...
Дочитывание текста.
Проверка предположения.
- Первичная проверка восприятия.
- Кто герои рассказа?
- Как можно назвать их одним словом? (семья)
- Нравится вам такая семья?
- Поделитесь своими впечатлениями.
5. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Один, два, три, четыре, пять.
Открываем. Поморгаем
И читать мы начинаем.
6. Работа с текстом по учебнику
( с выборочным чтением)
1) Повторное чтение и анализ прочитанного:
1-я часть (1-ый абзац)
-Где происходит действие?
- Зачем собралась семья? (чаепитие)
- Для кого мама испекла сласти?
- Кто это «все» уселись за стол?
Покажите, какое настроение у вас после прочтения этой части? Почему?
2-я часть (диалог)
- С какими словами обратился Миша к бабушке?
- Можно ли считать слова Миши просьбой? Почему?
Покажите ваше настроение.
- Прочитать, как начался и как закончился вечерний чай для всей семьи?
- Прочитайте самые весёлые строки?
-Самые грустные строки?
- Какие вопросы вы задали бы ребятам? Маме? Бабушке?
- Какими показались вам Вова и Миша?
- Как они поступили: правильно или нет?
Дадим им характеристику.
Вывод: значит, оба эти мальчика поступили неправильно, и поступки их отрицательные.
- Кто из вас поступает так же?
- А как поступили бы вы?
7. Работа по развитию речи
- Прочитать последнюю часть и придумать продолжение.
8. Обобщение
- Работа над идеей произведения.
Ответим на поставленный вопрос в начале урока:
«Почему В.А.Осеева решила поведать нам эту историю?»
- Можно ли назвать её поучительной? Почему?
2.Работа с пословицами
Прочитайте пословицы.
- Что они отражают?
(почитание к старшим, в первую очередь к родителям)
- Какие слова можно подобрать для описания крепкой семьи?
- Красив тот, кто красиво поступает.
- Кто свою мать уважает, тот чужую не обижает
- Семья – ключ к счастью
- Не надобен клад, коли в семье лад
- Умел ошибиться, умей и поправиться.
9. Рефлексия
Подведём итог урока.
- Какое произведение читали? Понравилось?
- Кто автор?
- Чему учились?
Вывод:
Добрым быть совсем не просто
Не зависит доброта от роста,
Если доброта, как солнце светит,
Радуются и взрослые и дети.
- Какое у вас настроение от урока? Что вам понравилось?
-Что хотели бы пожелать?
Оценка работы.
(с помощью сигнальных карточек).
10. Домашнее задание.
Детям раздаются тексты рассказов В.А.Осеевой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...
УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС
Тема: Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму
Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....