Нет друга – ищи, а нашёл – береги. Е. Пермяк "Самое страшное"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок литературного чтения, подготовленный в соответствии ТК №5 программы "Перспектива". 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл net_druga_ishchi_a_nashyol_-_beregi.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  1. Актуализировать знания:
  1. о литературных жанрах;
  2. о главном герое литературного произведения.
  1. Вести понятия: «гордость», «гордый», «достоинство», «самоуважение».
  2. Стимулировать интерес к чтению текста Е. Пермяка «Самое страшное».
  3. Научить:
  1. определять тему и главную мысль текста и обосновывать своё мнение;
  2. определять главного героя произведения и обосновывать своё мнение;
  3. определять настроение героев произведения и подбирать соответствующие интонации для выразительного чтения;
  4. иллюстрировать выбранное произведение;
  5. адекватно выполнять оценку учебных действий;
  6. высказывать собственное мнение при работе в группе и сотрудничать в рамках учебного диалога.

Планируемые результаты

Умение:

  1. проявлять интерес к произведению Е. Пермяка «Самое страшное».
  2. рассказывать о литературных жанрах и герое произведения;
  3. определять тему и главную мысль произведения и обосновывать свое мнение;
  4. формулировать значение слова «гордость»;
  5. подбирать соответствующие интонации для выразительного чтения произведения;
  6. выполнять учебное задание в соответствии с целью;
  7. формулировать высказывание, мнение.

Оборудование:

Информационный материал: Учебники.

Демонстрационный материал: CD с песнями о дружбе и записью диалога Ани и Вани, презентация.

Интерактивный материал: Интерактивная доска, компьютер, CD-проигрыватель.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы (ситуативное задание).

Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам вновь пришел Кто-то-там. Он в очередной раз, услышал разговор Ани и Вани, в котором ничего не понял и обратился к нам за помощью.
Ну что ж, давайте послушаем их диалог и посмотрим, сможем ли мы помочь Кто-то-таму.

Слушаем диалог:
Аня: Ваня, ты такой молодец! Когда Витя толкнул Машу, и она заплакала, ты заступился за неё.
Ваня: Да, мне есть чем гордиться, не то, что Витьке. Я сегодня Марье Ивановне стопку тетрадей принёс, Светке из соседнего класса портфель помог от гардероба донести, а теперь еще и Машу от Витьки защитил! А он просто считает себя самым сильным в классе!
Аня: Любишь ты Ваня погордиться собой. Хорошо ли это?

З.: Назовите значение слова «гордость».
П.: Можно ли утверждать, что Ваня – мальчик негордый? Обоснуйте свое мнение.
П.: Можно ли утверждать, что Ваня доволен собственными успехами? Обоснуйте свое мнение.
П.: Можно ли утверждать, что Ваня пользуется уважением окружающих? Обоснуйте свое мнение.
П.: Можно ли утверждать, что Ваня считает себя лучше других? Обоснуйте свое мнение.
Кто-то-там спрашивает нас: на интерактивной доске появляется вопрос
У.: Почему Аня сначала радуется за Ваню, а потом стыдит его?

Можете ли вы помочь Кто-то-таму? Давайте, поработаем со значениями этих слов. На интерактивной доске появляются значение слова гордость.

Прочитайте определение про себя. Прочитай вслух.
Гордость – чувство собственного достоинства и самоуважения, слишком высокое мнение о себе.
Какие слова в этом выражении вам непонятны? 
Подчеркиваю эти слова, объясняю их на примере диалога Ани и Вани.
Переходим к следующему определению. Это слово гордый.Прочитайте значение про себя. Прочитай вслух.
Гордый - … сознающий своё превосходство.
Какие слова в этом выражении вам непонятны? 
Подчеркиваю эти слова, объясняю их на примере диалога Ани и Вани.
Про кого можно сказать, что он гордый? (Про человека, который думает, что он лучше других).
Как вы думаете, если Ваня так и дальше будет себя вести, может ли это привести к гордыне, чувству непомерной гордости? Обоснуйте свое мнение.
Можно ли утверждать, что гордость, всегда положительно влияет на дружбу? Обоснуйте своё мнение.

  1. Работа с текстом.

Сейчас я прочитаю вам произведение Е. Пермяка, которое называется «Самое страшное». Послушайте его внимательно, после я задам вам несколько вопросов.
Первичное прочтение произведения учителем.
Задание (З) Учебник, с. 44 – 45 Е. Пермяк «Самое страшное»

Расскажите о своём впечатлении, после прочтения произведения Е. Пермяка «Самое страшное».

Назовите главного героя в произведении «Самое страшное».

Назовите поступки Вовы в начале произведения.

Расскажите, чем заканчивается история о Вове.

Назовите тему произведения Е. Пермяка «Самое страшное».

Задание (П)

Можно ли считать произведение Е. Пермяка «Самое страшное» сказкой? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что самое страшное для Вовы, это побег Пушка на улицу? Обоснуйте своё мнение.

Задание (П)

Можно ли утверждать, что автор хотел показать читателям, как важно никого не бояться? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что название рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» отражает его главную мысль? Обоснуйте своё мнение.

Предложите другое название рассказу Е. Пермяка и обоснуйте свой выбор.

Задание (У) с взаимопроверкой

Прочитайте рассказ выразительно, используя соответствующие интонации при описании поступков героя. Выразительное чтение рассказа детьми.
По вашему мнению, удалось ли вам использовать соответствующие интонации при чтении?
Оцените свое чтение.
Задание (У)
Выберите отрывок из рассказа Е. Пермяка «Самое страшное», который помогает понять главную мысль произведения, и сделайте к нему иллюстрацию. 
Словесное рисование.
Как вы думаете, может ли в результате своих отношений Ваня оказаться на месте Вовы? Обоснуйте свое мнение.
Предложите Ване, что надо делать или чего не надо делать, чтобы он не оказался на месте Вовы.

  1. Рефлексия.

Закончите предложение:
Чтобы одноклассники меня уважали, мне надо…….
Что нового узнали о дружбе сегодня на уроке?

  1. Домашнее задание.
  2. Организованный конец урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Нет друга - ищи, а нашёл - береги"

Цель данного классного часа:помочь детям увидеть, какие интересные сверстники их окружают;разнообразить мир духовных интересов детей;формировать положительные взаимоотношения между детьми;побужд...

Внеурочное занятие: "Нет друга - ищи, а нашел - береги".

Данное занятие способствует созданию условий для формирования у детей доброжелательногоотношения с окружающим их людям, умению ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людя...

Презентация "Друга - ищи, а нашёл береги"

Программа "Художественное слово"...

Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

Классный час о дружбе и отношениях между друзьями....

Классный час 2 класс "Нет друга-ищи,а нашёл-береги"

Описание материала: классный час проводился в рамках районного семинара на тему «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях...

Классное занятие "Друга нет- ищи, а нашёл - береги!"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Нет друга — ищи, а нашел — береги!" 2 класс...

«Нет друга – ищи, а нашёл - береги. Звук [и]. Буква Ии»

laquo;Нет друга – ищи, а нашёл - береги. Звук [и]. Буква Ии»...