Урок литературного чтения «Волшебное слово»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Воронина Ольга Митрофановна

Данный урок развивает способность у обучающихся полноценно воспринимать художественное произведение, воспитывает нравственные качества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_oseeva.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».

Цели и задачи урока:

  1. совершенствовать навык чтения и умения работы с текстом;
  2. развивать способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, прогнозировать перед чтением;
  3. воспитывать нравственные качества.

Оборудование: портрет В. Осеевой, выставка книг, запись на доске, таблица «Словарик вежливости».

I. Организационный момент.

1. Поделись улыбкою своей.

- Ребята, какое сегодня прекрасное утро, первый день зимы. Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение, улыбнемся друг другу.

II. Проверка домашнего задания.

1. 1 ряд: чтение наизусть стихотворения И. Пивоваровой «Вежливый ослик».

    Выставка рисунков.

            2 ряд: рассказ о вежливых словах.

    3 ряд: чтение стихотворения Б. Заходера «Очень вежливый индюк».

    Выставка рисунков.

2. – Какие выводы для себя вы сделали, познакомившись со стихами этих поэтов?

III. Работа над новой темой.

1. Сообщение темы и цели урока.

                - Какой темой объединены стихи Б. Заходера, С. Маршака, И. Пивоваровой

- Важна ли эта тема для нас?

- Поможет в этом нам другой автор В. Осеева (вывешиваю портрет).

        

2. Рассказ учеников о жизни и творчестве Осеевой. Выставка книг.

3. Чтение учителем (не называя заглавия) первой части рассказа (до слов: «Он

    вскочил и побежал домой»)

            - Придумайте название к этой части.

(Ответы детей после прочтения).

- Давайте сравним наши названия с авторским.

        Словарная работа.

Волшебство – во втором (переносном) значении: чарующее действие кого – или чего–нибудь. (С.И. Ожегов).  

- Почему В. Осеева назвала рассказ «Волшебное слово» мы узнаем чуть позже.

        

4. Самостоятельное чтение учащимися про себя первой части.

                1) словарная работа (на индивидуальных карточках).

2) перечитать разговор Павлика со стариком, отметить карандашом слова автора, которые помогут дать характеристику главному герою.

        5. Работа по содержанию первой части.

                - Понравился ли вам Павлик?

                - Почему? Подтвердите свой ответ словами из текста.

(На доске появляются слова: красное, сердитое лицо, покосился, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки, засопел от обиды, стукнул кулаком.)

                - Почему у Павлика было такое настроение?

- Кому можно сочувствовать: Лене, бабушке или Павлику?
- Итак, Павлик вспоминает одну обиду за другой, его раздражение растет.

- Но что заставило мальчика вдруг замолчать, обратить внимание на собеседника.

- Как ведет себя старик?

- Но у рассказа есть продолжение.

- Что же, по - вашему, произойдет дальше? (Ответы детей).

Задание:

- Продолжайте отмечать карандашом слова, которые помогут характеризовать Павлика.

                

        6. Самостоятельное чтение II части рассказа детьми сменяя друг друга.

                - Подумайте, почему В. Осеева назвала рассказ «Волшебное слово»?

7. Работа по содержанию II части.

                - Что же произошло дальше с мальчиком?

                - Какие слова помогают понять, что Павлик изменился?

(На доске появляются слова: пошел боком, потянул за рукав, глядя в глаза, тихим голосом сказал, заглянул в глаза и прошептал, расцеловал ее в обе щеки, сидел притихший, положил руку на плече и тихо попросил).

                - Как действовала на окружающих волшебное слово мальчика

  Найдите эти строки, прочитайте.

- Каким становилось настроение людей, когда они слышали волшебное слово?

- Изменилась ли жизнь Павлика после того, как он узнал тайну волшебного слова?

- В чем секрет этого слова?

- Можно ли старика назвать волшебником?

- Почему старик решил помочь Павлику?

Обобщение учителя: Старик был очень мудрым человеком. Он знал тайну доброго отношения к людям, открыл эту тайну мальчику Павлу, что бы тот сумел достойно прожить жизнь.

IV. Подведение итогов.

  1. Вопросы учителя.

- Какая же главная мысль рассказа?

Вывод:

Важно не просто знать словесные формы выражения вежливости, но и научиться пользоваться ими уместно – в зависимости от ситуации.

2. Какая из пословиц, написанных на доске больше подходит к рассказу Осеевой:

Доброе слово путь к сердцу открывает.

Вежливость украшает человека.

3. Каким еще волшебным словом пополнился наш словарик вежливости?

V. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

        Подготовиться к радиопостановке всего рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения "Волшебная красота русской зимы"

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по теме:" Волшебная красота русской зимы в стихотворениях С. А. Есенина"...

Урок литературного чтения. Волшебные сказки А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Работа со сказкой А. С. Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”.Цели:обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта;формиро...

Урок литературного чтения «Волшебная сила бессмертной музыки» (рассказ К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

В разработке представлен конспект урока литературного чтения на тему «Волшебная сила бессмертной музыки» (рассказ К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками») , составленный в соответствии с Ф...

Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"

Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"...

Технологическая карта урока литературного чтения "Волшебное слово"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе "Волшебное слово" по рассказу В.А. Осеевой....

Литературное чтение "Волшебное слово" В.Осеева

Знакомство с произведением В. Осеевой "Волшебное слово"...