Литературное чтение "Волшебное слово" В.Осеева
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Закирова Флюра Тимербулатовна

Знакомство с произведением В. Осеевой "Волшебное слово"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс

УМК «Школа России»

Тема

Волшебная сила слов и поступков. В. Осеева «Волшебное слово».

Педагогические цели

Познакомить учащихся с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово»;  закреплять умение работать с текстом;  развивать  концентрацию внимания и через организацию учебного диалога способствовать активизации словарного запаса; устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Планируемые
результаты
(предметные)

 Совершенствовать  умение зрительно конкретизировать образы персонажей; умение определять тему, проблематику и идею эпического произведения; умение соотносить начало и финал произведения и его название с его идеей; давать речевую характеристику персонажа; умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста

Личностные
результаты

Усовершенствовать  умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: 

понимать учебную задачу урока стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке

Познавательные: 

формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации), сформировать правила бесконфликтных взаимоотношений;

Коммуникативные: 

формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.

Основное содержание
темы, понятия
и термины

Понятие «рассказ».  Соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

Образовательные
ресурсы

Портрет и выставка книг В. Осеевой; мультимедиа ;учебник.

Ход  урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I.Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

Здравствуйте, дети.

Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, повернитесь к гостям, давайте подарим им улыбку.

Давайте улыбнёмся друг другу и поприветствуем. Садитесь! Настроимся на урок. (Проговаривают стихотворение)

-Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями. Желаю успехов!

Приветствуют учителя. Организуют свое
рабочее место

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Актуализация знаний

Фронтальная

словесный

-Что мы показываем человеку, когда улыбаемся ему?

(свое доброе отношение,  расположение)

-Какие слова вы говорите утром взрослым, учителю?

(Слайд 1)

-Как можно назвать людей, которые всегда здороваются?

-А как вы объясните, кто такой вежливый человек? 

(Слайд 2) Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

-То есть вежливый человек использует в своей речи вежливые слова.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы. Взаимодействуют с учителем.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Беседа по вопросам

Речевая разминка

-Прочитайте хором  стих-рение «Добрые слова»

Слайд 3

О. Дриз

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

С добрым утром!- я кричу.

-О чем это стихотворение?

-Какие добрые слова говорил автор всем встречным?

-Теперь шепотом четко проговаривая слоги

-Громко;

-с разной интонацией: 2 строчки весело, 2 строчки сердито.

- Какие еще добрые слова, вы знаете и часто говорите.

Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными.

-А почему их так называют? Зачем они нужны людям?

С помощью вежливых слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Может его подбодрить.  Эти слова способны творить чудеса.

III. Постановка цели и  задач

Словарная работа.

Прогнозировнаие(Антиципация)

Фронтальная. Словесный.

Сообщение
учителя

Знакомит с темой и целями урока

- О чем сегодня мы будем читать? (предположения детей со слов «Возможно…»)

(Мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу.)

- Имя автора, произведение которого мы сегодня будем читать, зашифровано в этой таблице. 

Слайд 4

Давайте расшифруем, выполнив задание в парах. Для этого вам нужно оставить только  русские буквы, а буквы, которых нет в нашем алфавите,  зачеркнуть.

WQВАSDЛLЕVVНТZWИНRIАQQ

 АSSЛЕFКСNNАНGRДРSОВLНАZ

 UURОJDSSСЕZQWRSЕВLFGSАW         

- Да сегодня мы будем работать с произведением замечательной писательницы Валентины  Александровны Осеевой.  

-Какие задачи поставим на урок? ( Слайд 5)

Слово учителя о В. Осеевой.  (Слайд 6, 7)

- Герои всех рассказов этой писательницы – дети. Именно с ними происходят самые невероятные истории, о которых интересно читать не только детям, но и взрослым. Дело в том, что Валентина Александровна работала воспитательницей, сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Когда она была такой, как вы, очень любила читать маленькие рассказы. Однажды после прочтения одного рассказа мама сказала ей:
– Мало уметь читать, надо уметь думать.

(Учитель обращает внимание на выставку одной книги)

- Перед вами книга В. Осеевой «Васек Трубачев и его товарищи». В 1951 году В. Осеева получила Сталинскую премию за свою повесть.

-С автором мы познакомились, пора знакомиться с произведением.

- - Для того, чтобы лучше подготовиться к чтению, прочитаем слова, которые встретятся нам в тексте.

Доска: - Читайте по слогам, затем плавно, целыми словами

Под-ви-нул-ся – подвинулся

Хо-ро-шень-ко – хорошенько

При-го-ва-ри-ва-ла- приговаривала

Сму-щён-но- смущенно

Про-бор-мо-та-ла – пробормотала

Мор-щи-нис-тое- морщинистое

Пу-те-шест-вен-ник- путешественник

- Откройте учебники с. 87

- Давайте прочитаем название рассказа. Рассмотрите  иллюстрацию на с.88  (Слайд 8)

По названию, словам, по иллюстрации предположите, о чем пойдет речь? (Возможно…, Я думаю…)

-Какую учебную  цель перед собой поставим? (узнать,  о каком слове идет речь в произведении, выяснить, может ли слово быть волшебным)

-Какую цель вы можете поставить  перед собой на сегодняшнем уроке? ( учиться работать с текстом, читать громко и выразительно, отвечать на вопросы и т. д.)

Высказывают своё мнение, определяют тему урока и ставят задачи

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем и детьми.

Беседа по вопросам

IV. Стадии осмысления.

Первичное усвоение новых знаний

Фронтальная

Работа с текстом

Первичное восприятие.

1. Чтение рассказа с остановками, используя метод маркировки (1 часть – до слов «Он вскочил  побежал домой»)

-Читать текст будем с остановками. Свое отношение к поведению героев, отмечайте знаками в тексте:

+ - нравится поведение героя, - - не нравится поведение героя.

Читают рассказ

Умение слушать в соответствие с целевой установкой.

Беседа по вопросам

V. Первичная проверка понимания 

Фронтальная

Словесный,
практическийЧтение, беседа.

Задаёт вопросы. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы

Словарная работа (по ходу чтения)

     чуть не поддал хорошенько – чуть не ударил

-Произведение, какого жанра мы начали читать? Докажите.

(Это рассказ. Рассказывается о реальных событиях).

- Поведение, какого героя вам понравилось и почему?

- Найдите в тексте,  как выглядел старичок.

-Кого он вам напомнил?  (Волшебника)

-Почему? (Он говорит о волшебном слове)

-А что вы можете сказать о Павлике? Каким он вам показался? Почему? (Сердитый мальчик. Красное сердитое лицо. Он не воспитанный. Все его гнали от себя, не хотели с ним общаться)

- Найдите в тексте (1 часть)  слова, подтверждающие вашу точку зрения. (простым карандашом отметить)

-Как вел себя мальчик при встрече с незнакомым человеком?

Участие в обсуждении во фронтальном режиме. Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания вопросов.

Умение слушать. Уточнение и дополнение высказываний

Поиск и выделение информации.

Умение  строить речевое высказывание.

Установление  причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений

Беседа по вопросам,  выборочное чтение текста

Продолжение работы над текстом.

Фронтальная

Словесный,
практическийПарная работа

2.Работа над образом героя-

-Найдите, какие слова выбирает автор, которые характеризуют состояние, настроение мальчика.(сердитое лицо, крикнул).

Присел

Покосился

 Буркнул

сжал кулаки

 засопел от обиды,

 стукнул кулаком(Слайд 9)

-Зачем нужны слова автора? (автор рассказывает нам о том, как выглядел мальчик, его настроение, поведение)

-Теперь мы можем сказать, какое впечатление на первый взгляд, воспроизвел Павлик?

-Каким он показан в начале рассказа? ( грубым, обидчивым, невоспитанным, злой, раздражительный; не признает своих ошибок)

-А как старик отнёсся к мальчику? Что вы можете сказать про него? (спокойный, понимающий, желающий разобраться в его горе)

Ответы детей

Физкультминутка

КоллективнаяПрактический

Игра "Пожалуйста".

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.

Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!

Руки на пояс!

Пожалуйста, руки на пояс!

Выполняем приседания!

Приседаем 2 раза, пожалуйста!

Прыгаем, как зайчики!

Пожалуйста, сделали вдох и выдох!

Пожалуйста, руки вверх! Пожалуйста, руки вниз!

Пожалуйста, садимся на свои места!

- Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!

Выполняют движения  под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений

Продолжение работы над текстом.

Фронтальная

Словесный,
практическийЧтение, беседа.

3. Чтение 2 части рассказа (до слов: - Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…)

-Предположите, какое слово мог подарить старичок Павлику?

- Давайте узнаем, правильно ли вы думаете?

- Как только вы найдете это слово, остановитесь.

- Какое же это слово? (Это слово «пожалуйста»).

4. Дерево предсказаний. (за доской нарисовано Дерево; рядом – «листочки») На стволе Дерева – Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?

Дети начинают ответ со слов: «Возможно…, Вероятно…»

Учитель добавляет «листочки» на веточки «Дерева»

(Дополнительный вопрос: Что будет дальше? А чем закончиться рассказ?)

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Руки подняли и закачали

Это деревья в лесу

Вниз опустили

Кисти встряхнули ….и т.д.

Выполняют движения по тексту под руко-

водством одного из обучающихся

Продолжение работы над текстом.

Выборочное чтение.

Фронтальная

Словесный,
практическийЧтение, беседа.

5. Самостоятельное  чтения  рассказа  до конца.  

- Дочитайте рассказ..

-Оправдались ли ваши предположения? ( Что значит: стряпает? – готовит пищу)

-Давайте, вернемся к Дереву предсказаний.

-Оправдались ли ваши предположения?

- Почему наши предположения оказались не точными?

-(Только по тексту смогли узнать, о чем этот рассказ)

6. Работа над образом героя.

-Как менялось поведение Павлика, после того, как он узнал волшебное слово? Найдите в тексте слова подтверждения.

говорил тихим голосом,

смотрел в глаза,

думал о волшебном слове,

подпрыгнул от радости,

прошептал,

глядя в глаза,

 прислушивался,

 сидел тихо,

положил руку на плечо,

попросил тихо

- Как автор показывает, что Павлик изменился, стал думать о других людях? (Ответы детей. Учитель  после этого включает Слайд 10)

-Почему Павлик, узнав волшебное слово, убежал, ничего не сказав старику, а в конце рассказа возвращается в сад?

-Сравните наши записи.  (Павлик стал вежлив с бабушкой, с Леной, с братом, но при этом он хочет получить что – то для себя: взять краску, съесть пирожок, покататься на лодке. В сад же он бежит не за тем, чтобы получить, а за тем, чтобы «отдать»: поблагодарить старика, сделать приятное другому человеку).(Рассказать, что волшебное слово помогло)

Вывод:  Какое слово может действовать на поведение человека? В чем секрет волшебного слова? (ответы детей)

-Много зависит от того, как они сказаны: спокойно или приветливо, или грубо. Тогда они теряют своё «волшебство». Произносить их нужно с добротой.

Зачитывают.

VI. Первичное закрепление

Коллективная

Групповая

Творческая работа. Работа по группам. (Вспоминают правила работы в группах)

Задание1. Синквейн.

-Заканчивая разговор о волшебном слове, я предлагаю каждой группе составить Синквейн с помощью опорных слов.

- Давайте вспомним, что такое синквейн и как он строится.

Слайд 11

(Примерные синквейны):

1 группа:

1. Слово

2. Волшебное, доброе.

3. Произносится, помогает, радует.

4. Волшебное слово действует!

5. Радость.

2 группа:

1. Мальчик

2. Сердитый, грубый.

3.  Слушает, проверяет, изменяется.

4. Помогло! Опять помогло!

5. Спасибо!

3 группа:

1.Старик.

2. Добрый , мудрый.

3.Наблюдает, спрашивает, советует.

4. Это волшебное слово!

5. Волшебник.

Задание 2 Собрать пословицы. Работа в парах.

( на партах карточки с пословицами)

Задание: У вас на партах лежат карточки с пословицами.  Ваша задача найти половинку пословицы. И отметить те, которые  выражают главную мысль рассказа.

-Давайте проверим правильность выполнения задания.

(одни пары зачитывают, другие сверяют)

Оценивают результат работы.

-Какие пословицы выражают главную мысль рассказа?

Слайд 12

-Как вы их понимаете? (В том, что если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми – «За добро добром и платят», волшебные слова действительно существуют.)

-Ничто не ценится так дорого и не даётся нам так легко, как вежливость.

Синквейн состоит из 5 строк.

Составляют Синквейны группой.

На партах конверты со словами.

Защищают мнение группы, слушают собеседников.

  1. Добрый человек добру и учит.
  2. Сначала думай, потом говори.
  3. Вырасти вырос, а ума не вынес.
  4. Век живи, век учись.
  5. За добро добром и платят.

Отработка навыка чтения. Умение формулировать собственное мнение.

Индивидуальное слушание

Итог урока

-С каким рассказом познакомились?

-Так может быть слово волшебным?

–Как оно действует на людей? ( люди становятся добрее, улыбаются в ответ)

Ребята, а вы верите в волшебство слова?

 Были ли в вашей жизни ситуации, когда слово вам помогло, выручило?

-Какой урок извлекли из рассказа? (Доброе отношение к людям приносит радость, рождает доброе отношение к тебе самому)

-Как вы думаете, зачем В. Осеева написала этот рассказ?

-Вспомните, какова была учебная цель урока? Удалось ли нам её достичь?

VII. Домашнее
задание.

Выразительно читать рассказ «Волшебное слово».

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение

учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи.

1.Дома подготовьте выразительное чтение рассказа.

2. Читать по ролям, исключая слова автора.

3.Нарисовать главного героя, таким, каким вы его себе представляете.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития

VI. Рефлексия

Учебной деятельности и настроения.

Фронтальная, индивидуальная

(Слайд 13) -Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

-Оцените свою работу на уроке.

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • Я приобрёл…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…

-Оцените свою работу на уроке в целом. (Слайд 14)

(на партах у каждого смайлики с настроением)

Зелёный - если вам понравился урок, вы довольны собой.

Синий – если считаете, что на уроке могли бы работать лучше.

Красный – если на уроке вы испытывали трудности, не все получилось.

Оценки учителя.

- Спасибо! Молодцы!

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...