Литературное чтение "Волшебное слово" В.Осеева
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Знакомство с произведением В. Осеевой "Волшебное слово"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературное чтение В.Осеева "Волшебное слово" | 44.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс
УМК «Школа России»
Тема | Волшебная сила слов и поступков. В. Осеева «Волшебное слово». |
Педагогические цели | Познакомить учащихся с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово»; закреплять умение работать с текстом; развивать концентрацию внимания и через организацию учебного диалога способствовать активизации словарного запаса; устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний |
Планируемые | Совершенствовать умение зрительно конкретизировать образы персонажей; умение определять тему, проблематику и идею эпического произведения; умение соотносить начало и финал произведения и его название с его идеей; давать речевую характеристику персонажа; умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста |
Личностные | Усовершенствовать умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами. |
Универсальные | Регулятивные: понимать учебную задачу урока стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке Познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации), сформировать правила бесконфликтных взаимоотношений; Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы. |
Основное содержание | Понятие «рассказ». Соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. |
Образовательные | Портрет и выставка книг В. Осеевой; мультимедиа ;учебник. |
Ход урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I.Мотивирование к учебной | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Здравствуйте, дети. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, повернитесь к гостям, давайте подарим им улыбку. Давайте улыбнёмся друг другу и поприветствуем. Садитесь! Настроимся на урок. (Проговаривают стихотворение) -Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями. Желаю успехов! | Приветствуют учителя. Организуют свое | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Актуализация знаний | Фронтальная словесный | -Что мы показываем человеку, когда улыбаемся ему? (свое доброе отношение, расположение) -Какие слова вы говорите утром взрослым, учителю? (Слайд 1) -Как можно назвать людей, которые всегда здороваются? -А как вы объясните, кто такой вежливый человек? (Слайд 2) Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. -То есть вежливый человек использует в своей речи вежливые слова. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Взаимодействуют с учителем. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Беседа по вопросам |
Речевая разминка | -Прочитайте хором стих-рение «Добрые слова» Слайд 3 О. Дриз Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, Всем идущим на работу, Кузнецу, ткачу, врачу, С добрым утром!- я кричу. -О чем это стихотворение? -Какие добрые слова говорил автор всем встречным? -Теперь шепотом четко проговаривая слоги -Громко; -с разной интонацией: 2 строчки весело, 2 строчки сердито. - Какие еще добрые слова, вы знаете и часто говорите. Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными. -А почему их так называют? Зачем они нужны людям? С помощью вежливых слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Может его подбодрить. Эти слова способны творить чудеса. | ||||
III. Постановка цели и задач Словарная работа. Прогнозировнаие(Антиципация) | Фронтальная. Словесный. Сообщение | Знакомит с темой и целями урока - О чем сегодня мы будем читать? (предположения детей со слов «Возможно…») (Мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу.) - Имя автора, произведение которого мы сегодня будем читать, зашифровано в этой таблице. Слайд 4 Давайте расшифруем, выполнив задание в парах. Для этого вам нужно оставить только русские буквы, а буквы, которых нет в нашем алфавите, зачеркнуть. WQВАSDЛLЕVVНТZWИНRIАQQ АSSЛЕFКСNNАНGRДРSОВLНАZ UURОJDSSСЕZQWRSЕВLFGSАW - Да сегодня мы будем работать с произведением замечательной писательницы Валентины Александровны Осеевой. -Какие задачи поставим на урок? ( Слайд 5) Слово учителя о В. Осеевой. (Слайд 6, 7) - Герои всех рассказов этой писательницы – дети. Именно с ними происходят самые невероятные истории, о которых интересно читать не только детям, но и взрослым. Дело в том, что Валентина Александровна работала воспитательницей, сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Когда она была такой, как вы, очень любила читать маленькие рассказы. Однажды после прочтения одного рассказа мама сказала ей: (Учитель обращает внимание на выставку одной книги) - Перед вами книга В. Осеевой «Васек Трубачев и его товарищи». В 1951 году В. Осеева получила Сталинскую премию за свою повесть. -С автором мы познакомились, пора знакомиться с произведением. - - Для того, чтобы лучше подготовиться к чтению, прочитаем слова, которые встретятся нам в тексте. Доска: - Читайте по слогам, затем плавно, целыми словами Под-ви-нул-ся – подвинулся Хо-ро-шень-ко – хорошенько При-го-ва-ри-ва-ла- приговаривала Сму-щён-но- смущенно Про-бор-мо-та-ла – пробормотала Мор-щи-нис-тое- морщинистое Пу-те-шест-вен-ник- путешественник - Откройте учебники с. 87 - Давайте прочитаем название рассказа. Рассмотрите иллюстрацию на с.88 (Слайд 8) По названию, словам, по иллюстрации предположите, о чем пойдет речь? (Возможно…, Я думаю…) -Какую учебную цель перед собой поставим? (узнать, о каком слове идет речь в произведении, выяснить, может ли слово быть волшебным) -Какую цель вы можете поставить перед собой на сегодняшнем уроке? ( учиться работать с текстом, читать громко и выразительно, отвечать на вопросы и т. д.) | Высказывают своё мнение, определяют тему урока и ставят задачи | Принимают учебную задачу, сформулированную учителем и детьми. | Беседа по вопросам |
IV. Стадии осмысления. Первичное усвоение новых знаний | Фронтальная Работа с текстом | Первичное восприятие. 1. Чтение рассказа с остановками, используя метод маркировки (1 часть – до слов «Он вскочил побежал домой») -Читать текст будем с остановками. Свое отношение к поведению героев, отмечайте знаками в тексте: + - нравится поведение героя, - - не нравится поведение героя. | Читают рассказ | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. | Беседа по вопросам |
V. Первичная проверка понимания | Фронтальная Словесный, | Задаёт вопросы. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы Словарная работа (по ходу чтения) чуть не поддал хорошенько – чуть не ударил -Произведение, какого жанра мы начали читать? Докажите. (Это рассказ. Рассказывается о реальных событиях). - Поведение, какого героя вам понравилось и почему? - Найдите в тексте, как выглядел старичок. -Кого он вам напомнил? (Волшебника) -Почему? (Он говорит о волшебном слове) -А что вы можете сказать о Павлике? Каким он вам показался? Почему? (Сердитый мальчик. Красное сердитое лицо. Он не воспитанный. Все его гнали от себя, не хотели с ним общаться) - Найдите в тексте (1 часть) слова, подтверждающие вашу точку зрения. (простым карандашом отметить) -Как вел себя мальчик при встрече с незнакомым человеком? | Участие в обсуждении во фронтальном режиме. Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов. Умение слушать. Уточнение и дополнение высказываний | Поиск и выделение информации. Умение строить речевое высказывание. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений | Беседа по вопросам, выборочное чтение текста |
Продолжение работы над текстом. | Фронтальная Словесный, | 2.Работа над образом героя- -Найдите, какие слова выбирает автор, которые характеризуют состояние, настроение мальчика.(сердитое лицо, крикнул). Присел Покосился Буркнул сжал кулаки засопел от обиды, стукнул кулаком(Слайд 9) -Зачем нужны слова автора? (автор рассказывает нам о том, как выглядел мальчик, его настроение, поведение) -Теперь мы можем сказать, какое впечатление на первый взгляд, воспроизвел Павлик? -Каким он показан в начале рассказа? ( грубым, обидчивым, невоспитанным, злой, раздражительный; не признает своих ошибок) -А как старик отнёсся к мальчику? Что вы можете сказать про него? (спокойный, понимающий, желающий разобраться в его горе) | Ответы детей | ||
Физкультминутка | КоллективнаяПрактический | Игра "Пожалуйста". - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно. Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза! Руки на пояс! Пожалуйста, руки на пояс! Выполняем приседания! Приседаем 2 раза, пожалуйста! Прыгаем, как зайчики! Пожалуйста, сделали вдох и выдох! Пожалуйста, руки вверх! Пожалуйста, руки вниз! Пожалуйста, садимся на свои места! - Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу! | Выполняют движения под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение движений |
Продолжение работы над текстом. | Фронтальная Словесный, | 3. Чтение 2 части рассказа (до слов: - Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…) -Предположите, какое слово мог подарить старичок Павлику? - Давайте узнаем, правильно ли вы думаете? - Как только вы найдете это слово, остановитесь. - Какое же это слово? (Это слово «пожалуйста»). 4. Дерево предсказаний. (за доской нарисовано Дерево; рядом – «листочки») На стволе Дерева – Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Дети начинают ответ со слов: «Возможно…, Вероятно…» Учитель добавляет «листочки» на веточки «Дерева» (Дополнительный вопрос: Что будет дальше? А чем закончиться рассказ?) | |||
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Руки подняли и закачали Это деревья в лесу Вниз опустили Кисти встряхнули ….и т.д. | Выполняют движения по тексту под руко- водством одного из обучающихся | ||
Продолжение работы над текстом. Выборочное чтение. | Фронтальная Словесный, | 5. Самостоятельное чтения рассказа до конца. - Дочитайте рассказ.. -Оправдались ли ваши предположения? ( Что значит: стряпает? – готовит пищу) -Давайте, вернемся к Дереву предсказаний. -Оправдались ли ваши предположения? - Почему наши предположения оказались не точными? -(Только по тексту смогли узнать, о чем этот рассказ) 6. Работа над образом героя. -Как менялось поведение Павлика, после того, как он узнал волшебное слово? Найдите в тексте слова подтверждения. говорил тихим голосом, смотрел в глаза, думал о волшебном слове, подпрыгнул от радости, прошептал, глядя в глаза, прислушивался, сидел тихо, положил руку на плечо, попросил тихо - Как автор показывает, что Павлик изменился, стал думать о других людях? (Ответы детей. Учитель после этого включает Слайд 10) -Почему Павлик, узнав волшебное слово, убежал, ничего не сказав старику, а в конце рассказа возвращается в сад? -Сравните наши записи. (Павлик стал вежлив с бабушкой, с Леной, с братом, но при этом он хочет получить что – то для себя: взять краску, съесть пирожок, покататься на лодке. В сад же он бежит не за тем, чтобы получить, а за тем, чтобы «отдать»: поблагодарить старика, сделать приятное другому человеку).(Рассказать, что волшебное слово помогло) Вывод: Какое слово может действовать на поведение человека? В чем секрет волшебного слова? (ответы детей) -Много зависит от того, как они сказаны: спокойно или приветливо, или грубо. Тогда они теряют своё «волшебство». Произносить их нужно с добротой. | Зачитывают. | ||
VI. Первичное закрепление | Коллективная Групповая | Творческая работа. Работа по группам. (Вспоминают правила работы в группах) Задание1. Синквейн. -Заканчивая разговор о волшебном слове, я предлагаю каждой группе составить Синквейн с помощью опорных слов. - Давайте вспомним, что такое синквейн и как он строится. Слайд 11 (Примерные синквейны): 1 группа: 1. Слово 2. Волшебное, доброе. 3. Произносится, помогает, радует. 4. Волшебное слово действует! 5. Радость. 2 группа: 1. Мальчик 2. Сердитый, грубый. 3. Слушает, проверяет, изменяется. 4. Помогло! Опять помогло! 5. Спасибо! 3 группа: 1.Старик. 2. Добрый , мудрый. 3.Наблюдает, спрашивает, советует. 4. Это волшебное слово! 5. Волшебник. Задание 2 Собрать пословицы. Работа в парах. ( на партах карточки с пословицами) Задание: У вас на партах лежат карточки с пословицами. Ваша задача найти половинку пословицы. И отметить те, которые выражают главную мысль рассказа. -Давайте проверим правильность выполнения задания. (одни пары зачитывают, другие сверяют) Оценивают результат работы. -Какие пословицы выражают главную мысль рассказа? Слайд 12 -Как вы их понимаете? (В том, что если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми – «За добро добром и платят», волшебные слова действительно существуют.) -Ничто не ценится так дорого и не даётся нам так легко, как вежливость. | Синквейн состоит из 5 строк. Составляют Синквейны группой. На партах конверты со словами. Защищают мнение группы, слушают собеседников.
| Отработка навыка чтения. Умение формулировать собственное мнение. | Индивидуальное слушание |
Итог урока | -С каким рассказом познакомились? -Так может быть слово волшебным? –Как оно действует на людей? ( люди становятся добрее, улыбаются в ответ) Ребята, а вы верите в волшебство слова? Были ли в вашей жизни ситуации, когда слово вам помогло, выручило? -Какой урок извлекли из рассказа? (Доброе отношение к людям приносит радость, рождает доброе отношение к тебе самому) -Как вы думаете, зачем В. Осеева написала этот рассказ? -Вспомните, какова была учебная цель урока? Удалось ли нам её достичь? | ||||
VII. Домашнее Выразительно читать рассказ «Волшебное слово». | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи. 1.Дома подготовьте выразительное чтение рассказа. 2. Читать по ролям, исключая слова автора. 3.Нарисовать главного героя, таким, каким вы его себе представляете. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное | |
VI. Рефлексия Учебной деятельности и настроения. | Фронтальная, индивидуальная | (Слайд 13) -Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно. -Оцените свою работу на уроке.
-Оцените свою работу на уроке в целом. (Слайд 14) (на партах у каждого смайлики с настроением) Зелёный - если вам понравился урок, вы довольны собой. Синий – если считаете, что на уроке могли бы работать лучше. Красный – если на уроке вы испытывали трудности, не все получилось. Оценки учителя. - Спасибо! Молодцы! | Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
программа по литературному чтению Н. А. Чураковой «Литературное чтение» по системе системе Л.В. Занкова
планирование примерное по литературному чтению...
Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка
Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...