Литературное чтение
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Тема: В.А. Осеева «Три товарища», «Хорошее».
Цель: познакомиться с произведением, работать над выразительным чтением, отрабатывать умение чтения по ролям, учить сопереживать, анализировать поступки и стремиться совершать только хорошее, показать, что такое настоящая дружба, воспитывать любовь к книге.
Оборудование: учебник, портрет Осеевой, книги, рисунки детей, письма-советы, грамзапись, пословицы (на доске).
Ход урока
I. Организация учащихся.
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок
Вы за парты дружно сели
На меня все посмотрели.
II. Сообщение темы и цели урока.
Ребята, сегодня мы завершаем работу над произведениями В.А. Осеевой и познакомимся с ещё двумя ее рассказами «Три товарища» и «Хорошее». Будем говорить о том, кого можно назвать товарищем, о хороших и плохих поступках.
III. Проверка домашнего задания.
Ребята, послушайте грамзапись и попробуйте определить о каком произведении идет речь.
как называется это произведение? (Синие листья).
- Можно ли Катю назвать «товарищем»?
- Почему?
- Как вы думаете, может ли она исправиться? Давайте зачитаем советы, которые вы дали (советы) Кате. (чтение советов).
- Как вы думаете, научит ли этот случай чему-нибудь Катю, поняла, ли она, как плохо быть жадной.
IV. Работа над новым материалом.
- Первичное восприятие рассказа.
«Три товарища».
- О чем этот рассказ?
- Почему Витя стоял в стороне и не завтракал?
Как бы вы поступили в подобной ситуации?
- Повторное чтение и анализ текста.
Прочитайте ещё раз этот рассказ и найдите предложения, характеризующие каждого из мальчиков.
- Модно ли сказать, что Коле и Мише было совершенно безразлично, что происходит с Витей? Почему? (Коля выразил сочувствие Вите, Миша тоже сочувствовал Вите, да еще и совет дал)
- Чем отличаются действия Володи от действий Коли и Миши?
- Прочитайте, что сказано о Володе!
- Какой можно сделать вывод из прочитанного? Прочитайте пословицы, записанные на доске и скажите, можно ли их использовать для выражения главной мысли рассказа? Почему?
Не спеши языком – торопись делом.
Словами горю не поможешь.
Друзья познаются в беде.
Сам пропадай, а товарища выручай.
- Инсценирование рассказа.
Действующие лица:
Автор –
Вова –
Коля –
Миша –
Витя –
4. Обобщающая беседа.
- Прочитайте еще раз, как называется этот рассказ?
- Сколько на самом деле у Вити товарищей?
- Почему так считаете?
- Как бы вы назвали этот рассказ?
(«Единственный друг», «настоящий товарищ»).
- Физкультминутка.
Мы читали, все читали,
На вопросы отвечали
А теперь мы отдохнем,
Сладко, сладко все заснем.
(Затем проснулись, посмотрели не поворачивая головы глазками влево, вправо, вверх, вниз).
- Чтение рассказа «Хорошее».
- Прочитайте название следующего рассказа, подумайте, о чем может идти речь в рассказе с таким названием.
- Чтение рассказа.
О чем же «хорошем» идет речь в рассказе? (мечты мальчика).
- Какие чувства вызывает у вас герой рассказа?
- Что бы вы посоветовали Юре?
7. Повторное чтение рассказа и анализ текста.
- Прочитайте, о каких делах мечтал Юра?
- Можно ли эти дела назвать «героическими»?
- Почему?
- Что можно сказать о мальчике узнав о его мечтах? (Что этот мальчик очень смелый, отзывчивый, всегда готов прийти на помощь)
- прочитайте, как мальчик вел себя на деле, когда нужна была его помощь.
- Что можно сказать о Юре, судя по его поступкам? (Юра никому не помогал, был очень грубым, доставлял всем огорчение)
- Что посоветовала Юре мама?
- Какие добрые дела он мог легко сделать?
- Как вы думаете, почему Юра не делал такие легкие, добрые дела? (Добрые дела можно творить каждую минуту в обыденной жизни, не дожидаясь трагедии, когда можно проявить себя).
- Прочитайте пословицу, помещенную после рассказа.
- Можно ли ее использовать для выражения главной мысли рассказа?
(На словах одно, а на деле другое.
На словах и так и сяк, а на деле никак).
8. Чтение рассказа по ролям.
9. Обобщающая беседа.
- Есть ли что-то общее между рассказами В.А. Осеевой «Три товарища» и «Хорошее»?
- Чему учат эти рассказы?
Прочитайте пословицу «Дерево смотри в плодах, а человека в делах». (на доске)
- Как вы ее понимаете?
Можно ли этой пословицей выразить главную мысль, заключенную в этих двух рассказах?
V. Итог урока.
С какими рассказами познакомились? Кто их написал?
Обратите внимание на выставку книг. Их тоже написала для вас В.А. Осеева. Советую вам их тоже почитать.
- Посмотрите на рисунки, узнайте из каких рассказов эти герои?
VI. Выставление оценок
VII. Задание на дом.
стр. 19-21 подготовиться к чтению по ролям.
Пусть книги друзьями
Заходят в дома,
Читайте всю жизнь
Набирайтесь ума.
Дополнительно.
Книги учат хорошему. Я хочу, чтобы вы выросли добрыми, смелыми, трудолюбивыми, готовыми в любую минуту придти на помощь.
Послушайте советы. Хорошие запомните и выполняйте, плохие вычеркните и не претворяйте в жизнь. «Что такое «хорошо» и что такое «плохо?»»
Если учишься на пять,
Дисциплина – тоже,
То могу тебе сказать:
Лучше быть не может!
Если ты трепач и лгун,
И большой пройдоха,
То сказать тебе могу:
Это очень плохо!
Если с другом разделил
Ты свои конфеты –
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.
Ты узнал чужой секрет
И разнес сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!
Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты – культурный человек,
Мировой мальчишка!
Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Недостоин ты, поверь,
Человеком зваться!
Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это – просто красота,
Только так и нужно!
Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен – в сорок раз
Ты собаки хуже.
Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже,
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.
Если ты среди ребят
Одинок, как в море,
Только ты и виноват
В этом горьком горе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....