Рабочая программа по литературному чтению УМК "Перспектива"
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Настоящая рабочая программа по литературному чтению разработана на основе ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по литературному чтению и авторской программы Л.Ф.Климановой (УМК «Перспектива»). В авторскую программу изменения не внесены.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
УМК "Перспектива" | 47.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Авт. Климанова Л.Ф.
I. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по литературному чтению и авторской программы Л.Ф.Климановой (УМК «Перспектива»). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения технологии, которые определены стандартом.
В авторскую программу изменения не внесены.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- развитие предметных умений и навыков;
- целенаправленное формирование универсальных учебных действий и духовно-нравственное, личностное развитие обучающихся.
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Результаты любого обучения, в том числе и обучения литературному чтению, должны на каждом этапе отражать решение определённых промежуточных задач.
Задачи:
- овладение элементарными литературоведческими представлениями и знаниями;
- формирование умения грамотно читать и понимать прочитанное произведение (это умение предполагает осмысленное освоение учащимися содержания текста, а также понимание художественного замысла и подтекста);
- развитие опыта творческой деятельности, то есть умения интерпретировать прочитанный текст;
- формирование библиографических умений, то есть умения учащихся квалифицированно отобрать необходимую книгу на основе авторского или тематического каталога.
II.Общая характеристика курса
Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.
Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.
Предмет « Литературное чтение » вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средство самообразования.
Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.
III.Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Литературного чтения» в 4 классе отводится 104 часа -3 часа в неделю.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Эта система ценностей аналогична той, которая предлагается программой изучения русского языка,т.к. эти два курса тесно взаимосвязаны друг с другом:
ценность добра, ценность общения, ценность природы, ценность красоты и гармонии, ценность истины, ценность семьи, ценность труда и творчества, ценность гражданственности и патриотизма.
V. Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
VI. Учебно-тематический план
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Контрольные работы |
Книга в мировой культуре | 8 | №8 | |
Истоки литературного творчества | 19 | №17 | |
О Родине, о подвигах, о славе | 14 | - | |
Жить по совести, любя друг друга | 14 | №55 | |
5. | Литературная сказка | 23 | №78 |
6. | Великие русские писатели | 21 | №99 |
7. | Литература как искусство слова | 5 | - |
Итого | 104 | 5 |
VII. Содержание тем учебного курса.
- Книга в мировой культуре (8 часов)
Основные понятия: библиотека, каталог, аннотация. Высказывания о книгах известных людей прошлого и современности.
- Истоки литературного творчества(19 часов)
Основные понятия: сказки, притчи, былины, мифы. Виды устного народного творчества.
- О Родине, о подвигах, о славе (14 часов)
Основные понятия: поступок, подвиг. Пословицы о Родине. Стихи и рассказы о войне.
- Жить по совести, любя друг друга (14 часов)
Основные понятия: ответственность, совесть. Рассказы о дружбе, хороших делах.
- Литературная сказка (23 часа)
Основные понятия: отзыв на книгу, переводная литература. Собиратели народных сказок. Литературные сказки.
- Великие русские писатели (21 час)
Основные понятия: средства художественной выразительности – метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Сравнение произведений живописи и литературы.
- Литература как искусство слова (5 часов)
Обобщение по курсу литературного чтения. Самостоятельные работы.
Раздел VIII. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тематическое планирование | Кол-во часов | Дата проведения | |||||||
план | факт | |||||||||
Раздел: «Книга в мировой культуре». | ||||||||||
Вводный урок по курсу литературного чтения. Содержание учебника. | 1 | |||||||||
Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни» | 1 | |||||||||
Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. | 1 | |||||||||
М.Горький. «О книгах». Рассказ о своей домашней библиотеке. | 1 | |||||||||
История книги. Подготовка сообщения на тему. | 1 | |||||||||
«Удивительная находка». Пересказ текста. | 1 | |||||||||
Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах | 1 | |||||||||
Входная контрольная работа (проверка техники чтения) | 1 | |||||||||
Раздел: «Истоки литературного творчества» | ||||||||||
Виды устного народного творчества. Притчи, былины, мифы. | 1 | |||||||||
Пословицы разных народов. Сочинение на тему | 1 | |||||||||
Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета). | 1 | |||||||||
Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи. | 1 | |||||||||
Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи. | 1 | |||||||||
Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. «Гусляры». | 1 | |||||||||
«Исцеление Ильи Муромца». Былина. Сравнение былины со сказочным текстом. | 1 | |||||||||
«Ильины три поездочки». Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. | 1 | |||||||||
Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок» Славянский миф. Особенности мифа. | 1 | |||||||||
Мифы Древней Греции. «Деревянный конь». Мифологический словарь Е. Мелетинского. | 1 | |||||||||
«Мы идём в библиотеку». Произведения устного народного творчества. | 1 | |||||||||
Самостоятельное чтение. Сказки о животных. | 1 | |||||||||
Тайская народная сказка. «Болтливая птичка». Создание сказки по аналогии. | 1 | |||||||||
Немецкая народная сказка. «Три бабочки». Подготовка к спектаклю. | 1 | |||||||||
Семейное чтение. «Царь и кузнец». Притча. | 1 | |||||||||
Семейное чтение. «Шрамы на сердце». Притча. | 1 | |||||||||
Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе. | 1 | |||||||||
«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу. | 1 | |||||||||
Контрольная работа. | 1 | |||||||||
Раздел: «О Родине, о подвигах, о славе» | ||||||||||
Пословицы о Родине. Поступок, подвиг. | 1 | |||||||||
К.Ушинский. «Отечество». В.Песков. «Отечество». Сравнение текстов о Родине. | 1 | |||||||||
Н.Языков. «Мой друг! Что может быть милей…» А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. «Русь». «Святая Русь» Святитель Филарет Московский Сравнение произведений художественной литературы и живописи. | 1 | |||||||||
Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре Невском. В. Серов. Ледовое побоище. Н.Кончаловская. Слово о побоище ледовом. | 1 | |||||||||
Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском. | 1 | |||||||||
Историческая песня. Ф. Глинка. «Солдатская песнь». | 1 | |||||||||
Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский. «Реквием». | 1 | |||||||||
А. Приставкин. «Портрет отца». В. Костецкий. «Возвращение». | 1 | |||||||||
Е. Благинина. «Папе на фронт». В. Лактионов. «Письмо с фронта». Сравнение произведения живописи и литературы. | 1 | |||||||||
«Мы идём в библиотеку». Историческая литература для детей. | 1 | |||||||||
Самостоятельное чтение. С. Фурин. «Чтобы солнышко светило». В. Орлов. «Разноцветная планета». | 1 | |||||||||
Семейное чтение Ф. Семяновский. «Фронтовое детство». Фотография-источник получения информации. | 1 | |||||||||
«Маленькие и большие секреты страны Литературии». | 1 | |||||||||
Творческий проект на тему «Нам не нужна война» | 1 | |||||||||
Раздел: «Жить по совести, любя друг друга» | ||||||||||
А.Толстой «Детство Никиты» | 1 | |||||||||
А. Толстой. «Детство Никиты». Смысл рассказа. Герои рассказа. | 1 | |||||||||
И. Суриков. «Детство». Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему. | 1 | |||||||||
А.Гайдар. «Тимур и его команда». Смысл рассказа. | 1 | |||||||||
А.Гайдар. «Тимур и его команда». Создание текста по аналогии. | 1 | |||||||||
М. Зощенко. «Самое главное». Смысл рассказа. | 1 | |||||||||
И. Пивоварова. «Смеялись мы-хи-хи…» Соотнесение содержания текста с пословицей. | 1 | |||||||||
Н. Носов. «Дневник Коли Синицына». | 1 | |||||||||
Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели-детям» | 1 | |||||||||
Самостоятельное чтение. Н.Носов. «Метро». Особенности юмористического текста. | 1 | |||||||||
Семейное чтение. В. Драгунский. «…бы». Смысл рассказа. | 1 | |||||||||
Наш театр. Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома». Инсценирование. | 1 | |||||||||
«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу. | 1 | |||||||||
Контрольная работа. | ||||||||||
Раздел: «Литературная сказка» | ||||||||||
Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л. Толстой, А. Толстой. | 1 | |||||||||
Вильгельм и Якоб Гримм - собиратели немецких народных сказок. | 1 | |||||||||
Братья Гримм. «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки. | 1 | |||||||||
Братья Гримм. «Белоснежка и семь гномов». Герои литературной сказки. | 1 | |||||||||
Шарль Перро-собиратель народных сюжетов. Сказки. | 1 | |||||||||
Шарль Перро. «Мальчик - с – пальчик». Особенности зарубежного сюжета. Герои сказки. | 1 | |||||||||
Шарль Перро. «Спящая красавица». Представление книги. | 1 | |||||||||
Сказки Г.-Х. Андерсена. | 1 | |||||||||
Г.-Х.Андерсен. «Дикие лебеди». Сравнение с русской литературной сказкой. | 1 | |||||||||
Г.-Х.Андерсен. «Дикие лебеди». Герои сказки. | 1 | |||||||||
Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди» | 1 | |||||||||
Г.-Х.Андерсен. «Пятеро из одного стручка». Смысл сказки. | 1 | |||||||||
Г.-Х.Андерсен. «Пятеро из одного стручка». Судьба героев сказки. | 1 | |||||||||
Г.-Х.Андерсен. «Чайник». Смысл сказки. | 1 | |||||||||
Создание сказки по аналогии. | 1 | |||||||||
Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей. | 1 | |||||||||
Самостоятельное чтение. И.Токмакова. «Сказочка о счастье». | 1 | |||||||||
Семейное чтение. С. Аксаков. «Аленький цветочек». | 1 | |||||||||
С. Аксаков. «Аленький цветочек». Ш.Перро. «Красавица и Чудовище». Сравнение сказок. | 1 | |||||||||
Наш театр. Э. Хогарт. «Мафин печёт пирог». Инсценирование. | 1 | |||||||||
«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу. Составление каталога на тему. | 1 | |||||||||
«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Составление аннотации. | 1 | |||||||||
Контрольная работа. | 1 | |||||||||
Раздел: «Великие русские писатели» | ||||||||||
А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский. «Сказки А.С. Пушкина». | 1 | |||||||||
А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенность литературной сказки. | 1 | |||||||||
А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Герои сказки. Волшебные предметы в сказке. | 1 | |||||||||
А.С. Пушкин. «Осень». Е. Волков. «Октябрь». Сравнение произведения живописи и литературы. | 1 | |||||||||
А. С. Пушкин. «Гонимы вешними лучами…» Средства художественной выразительности для создания образа весны. | 1 | |||||||||
Ф. И. Тютчев. «Ещё земли печален вид…» А. Куиджи. «Ранняя весна». Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 | |||||||||
Сочинение по картине И. Левитана. Вечерний звон. И.Козлов. Сравнение произведений | 1 | |||||||||
М. Лермонтов. «Горные вершины». Гёте. Перевод В.Брюсова. Сравнение текстов. | 1 | |||||||||
М. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | 1 | |||||||||
Особенности исторической песни. М. Лермонтов. «Бородино». | 1 | |||||||||
Л.Толстой. «Маman» (Из повести «Детство»). Герои рассказа. Л. Толстой. «Ивины». | 1 | |||||||||
И. Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины. И. Никитин. «Когда закат прощальными лучами…» | 1 | |||||||||
И. Бунин. «Гаснет вечер…», «Ещё холодно и сыро». Н. Некрасов. «Мороз, Красный нос». Сравнение со сказочным текстом. | 1 | |||||||||
Проект. Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии. | 1 | |||||||||
Самостоятельное чтение. Л. Толстой. «Был русский князь Олег». | 1 | |||||||||
Басни Л.Толстого. | 1 | |||||||||
Семейное чтение. Л. Толстой. «Петя Ростов». | 1 | |||||||||
Л. Толстой. «Петя Ростов». Пересказ. | 1 | |||||||||
Наш театр. И. Крылов. «Ворона и Лисица». Инсценирование. | 1 | |||||||||
«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу. | 1 | |||||||||
Контрольная работа. | 1 | |||||||||
Раздел: «Литература как искусство слова». Обобщение по курсу литературного чтения | ||||||||||
Обобщение. Ритм. Рифма. | 1 | |||||||||
Обобщение. Стихотворение и стихотворение в прозе. | 1 | |||||||||
Обобщение. Понятие «Художественная литература» | 1 | |||||||||
Самостоятельная работа по рассказу И.Тургенева «Воробей» | 1 | |||||||||
Обобщение по теме. Рекомендации на лето. | 1 |
IX. Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
- отличительные особенности произведений различных жанров:сказки (элементы чудесного, волшебные предметы, волшебные события), стихотворения, басни;
- наизусть 10-12 стихотворений;
- 5-6 книг по темам детского чтения.
Учащиеся должны уметь:
- читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 80 слов в минуту;
- читать про себя произведения различных жанров;
- читать текст выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;
- выражать своё отношение к прочитанному как к произведению словесного искусства;
- находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;
- находить метафоры и сравнения на примере загадки;
- различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии их авторов;
- пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;
- соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
- составлять план, озаглавливать текст;
- различать художественный и научно-познавательный текст, высказывать своё отношение к прочитанным произведениям;
- пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;
- находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;
- соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;
- находить в произведениях слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;
- пользоваться ориентировочно-справочным аппаратом учебника (оглавление, вопросы, задания, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);
- выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на фамилию автора, заглавие и тематику книг;
- определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие.
X. Критерии и нормы оценивания.
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя");
- умения выразительно читать и пересказывать текст;
- учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится обще учебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения "про себя" и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).
Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
- достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту ("про себя");
- проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений.
Характеристика цифровой оценки (отметки) по предметам:
"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.
"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
XI. Перечень учебно-методической литературы.
- Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий
Литературное чтение: учебник для 4 класса общеобразовательной школы в 2х частях. М. «Просвещение», 2012 год.
- М.В.Бойкина
Уроки чтения. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение», 2010 год.
- Т.Ю.Коти
Литературное чтение. Творческая тетрадь.4 класс. М. «Просвещение»,2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....