Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса (система РО Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова)
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Данная рабочая программа составлена на основе Примерных программ начального общего образования (в соответствии с п.5 ст.14 и п.6,7 ст.32 Закона РФ «Об образовании), авторской программы по литературному чтению Е. И. Матвеевой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературному чтению
Данная рабочая программа составлена на основе Примерных программ начального общего образования (в соответствии с п.5 ст.14 и п.6,7 ст.32 Закона РФ «Об образовании), авторской программы по литературному чтению Е. И. Матвеевой.
Содержание:
- Общая характеристика учебного предмета: цели и задачи.
- Место предмета в учебном плане.
- Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы курса литературного чтения к концу 1 класса.
- Содержание учебного предмета.
- Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
- Общая характеристика учебного предмета.
Содержание и логика построения предмета «Литературное чтение» определяются закономерностями формирования учебной деятельности. Именно в деятельности создаются благоприятные условия и для решения собственно предметных задач. В области литературы это задачи, связанные с формированием читательской деятельности, расширением литературного кругозора, развитием «чувства художественного слова», литературного вкуса и т. п.
В 1 классе ученики работают с рассказом, волшебной историей, сказкой, лирическим и игровым юмористическим стихотворением. Разные жанры, предлагаемые ребятам на данном этапе обучения, нужны для того, чтобы дети увидели, как удивителен и разнообразен мир литературы. Все тексты имеют небольшой объем, описывают разные ситуации, их легко воспроизвести. Они подталкивают детей к размышлениям, приемлемы для выразительного чтения и для заучивания наизусть.
Цель - формирование читательской компетентности через:
- обеспечение интенсивного совершенствования способа синтагматического чтения обучающихся;
- освоение «смыслов» литературного текста;
- открытие разных способов понимания художественного текста как произведения искусства слова для развития творческих и коммуникативных
- способностей обучающихся;
- воспитание культуры восприятия текста;
- стимулирование потребности обучающегося в творческом чтении.
Достижение данной цели предполагает решение трех видов задач:
1) образовательных:
- развитие потребности читать любой текст (художественный и нехудожественный), осваивая приемы понимания текста, овладевая техникой чтения, способами интонирования текста;
- развитие способности творческого видения смыслов художественного текста как произведения искусства слова;
- открытие и освоение учениками позиций читателя и автора;
- формирование в сознании читателя эстетических (эмоционально-ценностных) и герменевтических (образно-понятийных, смысловых) установок для постижения сущности изучаемого предмета;
2) развивающих:
- развитие чувства художественного слова, литературного вкуса;
- развитие коммуникативных способностей;
- развитие речи;
3) воспитательных:
- формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;
- воспитание эстетического отношения к книге как к источнику духовности, отражающему многогранность жизни.
- Место предмета в учебном плане.
На изучение курса отводится 4 часа × 8 нед. (IV четверть) = 32 часа
- Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы литературного чтения к концу 1 класса.
Личностные:
- учащиеся мотивированы к процессу чтения, они проявляют интерес и желание познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров;
- принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей;
- имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы;
- имеют представление об этикетных нормах поведения в процессе коммуникации с другими читателями;
- имеют представление о разнообразии человеческих эмоций, чувств, настроений, которые проявляются в ответ на мнение о прочитанном произведении.
Метапредметные:
- считают книгу источником информации;
- читают текст целыми словами;
- отвечают на вопрос по содержанию прочитанного;
- определяют тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 70 слов;
- имеют представление о понятиях «текст», «раздел»;
- выделяют в тексте абзац;
- контролируют правильность чтения других учеников, фиксируют ошибки в процессе чтения;
- находят страницу книги по номеру;
- пользуются оглавлением и пиктограммами в учебнике;
- умеют соотносить текст и иллюстрацию;
- участвуют в диалоге по прочитанному тексту (на уровне отдельной реплики).
Предметные:
- имеют представление об авторе, художественном произведении, персонаже;
- различают прозаический и стихотворный тексты;
- связывают заглавие произведения с его содержанием;
- имеют представление об элементах интонации (речевом звене, ключевом слове, паузе, ритме);
- имеют представление о разнообразии интонации в произведении;
- определяют некоторые оттенки интонации в произведении (радость, грусть, равнодушие, печаль, тревогу и др.);
- в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в тексте;
- способны пересказать кратко эпизод произведения, перечислить события;
- способны кратко описать образа персонажа;
- имеют представления о некоторых особенностях жанров сказки, юмористического стихотворения, рассказа.
- Содержание учебного предмета.
Речевая и читательская деятельность
Совершенствование навыка чтения: освоение синтагматического способа чтения.
Слово и настроение. Оттенки слова и оттенки настроений. Автор и его настроение.
Герой произведения. Настроение и характер героя произведения. Речь героя. Особенности ее интонации. Способы передачи настроения героя. Диалог героев произведения.
Формирование способа синтагматического чтения на основе выделения смысловых частей высказывания и постановки тактового ударения.
Фраза и речевое звено в звучащей речи. Интонация – понижение и повышение тона в звучащей речи. Паузы в звучащей речи, обязательные и факультативные. Чтение дидактических текстов с выделенными тактами и синтагматическим ударением. Соблюдение нужной интонации внутри такта, в начале и конце фразы, пауз на границах речевых тактов и фраз.
Смысловые части высказывания. Самостоятельное выделение смысловых частей высказывания и деление его на основе фраз на такты. Чтение дидактических текстов с предварительным делением обучающимися фразы на синтагмы и с опорой на выделенное в тексте тактовое ударение.
Ударение в слове и в такте, состоящем из нескольких слов. Способ выделения тактового и фразового ударения. Чтение дидактических текстов с предварительным делением обучающимися речевых звеньев и самостоятельной постановкой тактового ударения. Мелодика и ритм фразы, состоящей из нескольких тактов.
Литературоведческая пропедевтика
Читатель и автор. Слушатель и писатель. Освоение ролей слушателя, читателя.
Тема произведения. Основная мысль произведения. Название произведения – особый авторский прием для раскрытия замысла.
Прямое и переносное значения слова. Многозначность слова как способ создания особого видения мира. Арсенал художника-сочинителя.
Творческая деятельность
Создание высказываний, маленьких текстов по заданной тематике на основе анализируемых произведений (текст-описание, прогнозирование сказки, рассказа). Конструирование текста по предложенному набору слов. Иллюстрирование произведения. Создание «виртуального» мультфильма-сказки по тексту юмористического стихотворения (на основе предварительной раскадровки). Чтение по ролям. Драматизация.
- Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.
Программа обеспечивается следующими учебниками и учебными пособиями:
- Матвеева Е. И. Литературное чтение. Где прячется чудо?: Учебник для 1 класса начальной школы – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
- Матвеева Е. И. Тетрадь по литературному чтению для 1 класса начальной школы – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
- Матвеева Е. И. Проверочные работы по литературному чтению. 1 класс. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
- Матвеева Е. И. Обучение литературному чтению в начальной школе. 1 класс. (Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова): Пособие для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
- Матвеева Е. И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы) / Е. И. Матвеева, И. Е, Патрикеева // Серия «Новые образовательные стандарты». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
Интернет-ресурсы:
- http://www.kykymber.ru/ - литературный иллюстрированный журнал для детей
- http://www.epampa.narod.ru/ - литературный журнал для детей и взрослых
- http://www.rgdb.ru/ - Российская государственная детская библиотека
- http://www.strumishka.ru/ - блог Н. К. Абрамцевой
- http://www.slovotvorhestvo.ru/ - сайт «Твори, обучаясь!»
6. Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ | Дата | Тема
| Тип урока, организация УД | Деятельность обучающихся на уроке | Дидактическое обеспечение, вспомогатель- ные средства обучения | Предполагаемый результат (в соответствии со стандартом) | ||||||
Раздел I. Чудеса природы | ||||||||||||
1-2 | Образ весны, весеннего листа в стихотворениях М. В. Бородицкой, Я. Л. Акима. | Уроки постановки, анализа и решения УЗ. Работа в парах. | Определение этапов синтагматического чтения: деление высказывания на речевые звенья (синтагмы), постановка тактового ударения (выделение ключевых слов). Выбор заголовка к тексту. | Матвеева Е. И. Литературное чтение. Где прячется чудо?: Учебник для 1 класса начальной школы – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. Матвеева Е. И. Тетрадь по литературному чтению для 1 класса начальной школы – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. Матвеева Е. И. Проверочные работы по литературному чтению. 1 класс. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. Матвеева Е. И. Обучение литературному чтению в начальной школе. 1 класс. (Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова): Пособие для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. Интернет-ресурсы: http://www.slovotvorhestvo.ru/
| Освоение синтагматического чтения. Усвоение понятий «интонация», «автор», «читатель», «герой произведения». Умение различать прозаический и стихотворный тексты. Умение определять некоторые оттенки интонации в произведении.
Умение проводить наблюдения; различать, классифицировать различные виды текстов. Умение находить необходимую информацию в различных информационных источниках. Умение задавать вопрос, связанный с поиском нужной информации. Умение обосновывать свой выбор. Умение четко и грамотно выражать свои мысли. Осознание себя учеником, следование принятым нормам поведения в школе. Осознание и принятие этикетных норм поведения в процессе коммуникации с другими участниками учебного процесса, установка на совместную учебную работу в паре. | |||||||
3-4 | Тема весеннего пробуждения в авторских сказках Н. И. Сладкова, Э. Ю. Шима. | Чтение текста в соответствии с этапами синтагматического чтения. | ||||||||||
5 | Тема прихода весны в рассказах В. В. Бианки и К. Г. Паустовского. | Рефлексия собственного чтения. Определение задач «взрослого» чтения. Выбор заголовка к тексту. | ||||||||||
6 | Образ весеннего цветка в рассказах Э. Ю. Шима и И. С. Соколова-Микитова. | Уроки конкретизации открытого способа действия. | Постановка тактового ударения в тексте (выделение ключевых слов в каждой синтагме). Чтение в соответствии с готовым делением текста на речевые звенья и поставленным тактовым ударением. Чтение диалога героев с определением интонации их реплик. Работа со словариком понятий. | |||||||||
7 | Образ весеннего цветка в стихотворениях П. С. Соловьева, И. А. Бунина и в сказке Г. Х. Андерсена. | |||||||||||
Раздел II. От дождя до радуги | ||||||||||||
8-9 | Юмористический образ погоды в «детских» стихах. Г. М. Кружков «Пес Прогноз», Ф. Д. Кривин «Мечта». | Уроки конкретизации открытого способа действия. | Постановка тактового ударения в тексте (выделение ключевых слов в каждой синтагме). Чтение в соответствии с готовым делением текста на синтагмы и поставленным тактовым ударением. Выделение главного смысла рассказа. Сравнение текстов-описаний, определение их основного настроения. Выделение оттенков слова в описании одного явления разными авторами. | Усвоение синтагматического чтения. Усвоение представлений об элементах интонации (речевом звене, ключевом слове, паузе, ритме). Умение проводить наблюдения. Умение оценивать способ чтения в соответствии с предложенными критериями. Умение находить необходимую информацию в различных информационных источниках. Умение задавать вопрос, связанный с поиском нужной информации. Умение обосновывать свой выбор. Умение аргументировать своё мнение в развернутом ответе. Осознание себя учеником, следование принятым нормам поведения в школе. Принятие мысли о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимое отношение к мнению других читателей. Мотивация к процессу чтения, проявление интереса и желания познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров. Умение принимать позицию другого. | ||||||||
10-11 | Образ дождя в стихотворениях С. Я. Маршака и Л. Н. Конырева. | Деление высказываний текста на синтагмы, расстановка пауз. Чтение в соответствии с поставленным тактовым ударением и делением текста на синтагмы. Определение особых мест текста - «островков» смены тона рассказа: начала и конца. Определение критериев смены тона при чтении. Определение роли вопросительного предложения в тексте. Определение роли многоточия в рассказе. Выделение слов-признаков и слов-действий для описания необычного героя. Работа со словариком понятий. Определение роли похожих по звучанию слов (омофонов) для создания образа. Определение темы и основной мысли текстов. | ||||||||||
12-13 | Художественное описание дождя в произведениях Б. А. Павлова и Н. К. Абрамцевой. | |||||||||||
14 | Образ радуги в рассказах Э. Ю. Шима и И. С. Соколова-Микитова. | |||||||||||
15-16 | Художественное описание радуги в сказке К. Д. Ушинского и стихотворении В. А. Жуковского. | Постановка тактового ударения в тексте (выделение ключевых слов в каждой синтагме). Чтение в соответствии с делением текста на синтагмы и поставленным тактовым ударением. Выбор тона для чтения советов автора. Объяснение смысла заголовка стихотворения. | ||||||||||
Раздел III. Кто придумал чудеса? | ||||||||||||
17 | Образ облака в стихотворном и прозаическом тексте. | Уроки конкретизации открытого способа действия. Работа в парах. | Деление высказываний текста на синтагмы, расстановка пауз. Постановка тактового ударения в тексте (выделение ключевых слов в каждой синтагме). Чтение в соответствии с делением текста на синтагмы и поставленным тактовым ударением. Определение роли тире в тексте. Способы запоминания текста и передача его содержания слушателям. Способы изменения тона и темпа чтения. Определение критериев их изменения в рассказе. | Умение различать прозаический и стихотворный тексты. Умение кратко пересказать эпизод произведения, перечислить события. Умение проводить первичный сравнительный анализ прозаических и поэтических текстов. Умение выявлять сходства и различия.
Осознание и принятие этикетных норм поведения в процессе коммуникации с другими участниками учебного процесса, установка на совместную учебную работу в паре. Принятие мысли о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимое отношение к мнению других читателей. Мотивация к процессу чтения, проявление интереса и желания познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров. | ||||||||
18-19 | Образ чудной страны и чудака в стихотворениях И. П. Токмаковой и О. О. Дриза. | |||||||||||
20 | Образы «чудес» в стихотворениях В. В. Лунина. | |||||||||||
21-22 | Чудесные превращения в природе и в жизни. Стихотворения Н. А. Кончаловской и О. Е. Григорьева. | Чтение текста в соответствии с этапами синтагматического чтения. | ||||||||||
23-24 | Чудесное превращение гусеницы в бабочку в сказке В. В. Берестова. Диалог героев. | Применение способа синтагматического чтения при интонировании диалога. | ||||||||||
25 | Образ бабочки и солнечного зайчика в лирическом и юмористическом стихотворениях. Рассказ героя от первого лица. | Применение способа синтагматического чтения при интонировании описания бабочки. Выделение ключевых слов, создающих образ. Выбор тона для передачи настроения. | ||||||||||
Раздел IV. Сквозь волшебное стекло | ||||||||||||
26-27 | Образ солнечного зайчика и солнечного луча. Способ интонирования радостной песни. Выбор средств для передачи авторского настроения. | Уроки конкретизации открытого способа действия. | Применение способа синтагматического чтения при интонировании текста. Определение роли восклицательных предложений в тексте. Соблюдение темпа чтения, выбор тона, ритма чтения в соответствии с содержанием текста. Определение личного отношения читателя к событию, описанному автором. | Умение определять некоторые оттенки интонации в произведении. Умение проводить наблюдения, классифицировать. Умение находить необходимую информацию в различных информационных источниках. Умение задавать вопрос, связанный с поиском нужной информации. Рефлексия собственного чтения и чтения других ребят. Оценивание умения читать «по-взрослому». Осознание себя учеником, следование принятым нормам поведения в школе. Определение личного отношения к событию, описанному автором. Мотивация к процессу чтения. Умение терпимо относиться к советам, рекомендациям других читателей (учителей, библиотекаря, родителей, одноклассников). | ||||||||
28-29 | Образ стеклышка в сказке Н. К. Абрамцевой и стихотворении Е. Я. Тараховской. | |||||||||||
30-31 | Тема волшебства. Добро и зло в изображении писателя. Ю. И. Коваль «Фиолетовая птица». | |||||||||||
32 | Урок-рефлексия. Что я знаю и что умею по литературному чтению. | Уроки контроля и оценки. | Рефлексия «Что я знаю и что умею по литературному чтению?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку, 1 класс, система Ро Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Рабочая программа по русскому языку составлена по учебникам В.В.Репкина (система РО): букварь, русский язык....
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса (система РО Д .Б. Эльконина-В. В. Давыдова)
Данная рабочая программа составлена на основе Примерных программ начального общего образования (в соответствии с п.5 ст.14 и п.6,7 ст.32 Закона РФ «Об образовании), авторской программы по русско...
Рабочая программа по математике для 1 класса (система РО Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова)
Данная рабочая программа составлена на основе Примерных программ начального общего образования (в соответствии с п.5 ст.14 и п.6,7 ст.32 Закона РФ «Об образовании), авторской программы по матема...
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса (система РО Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова)
Данная рабочая программа составлена на основе Примерных программ начального общего образования (в соответствии с п.5 ст.14 и п.6,7 ст.32 Закона РФ «Об образовании), авторской программы по изобра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (образовательная система Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова )
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконин...
Рабочая программа по математике 1 класс (система Эльконина-Давыдова, учебник Александровой)
Рабочая программа по математике для первых классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития...
Рабочая программа по математике 2 класс (система Эльконина-Давыдова, учебник Александровой)
Рабочая программа по математике для вторых классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития...