Открытый урок по чтению в 3-ем классе М. Пришвин «Золотой луг».
методическая разработка (чтение, 3 класс) по теме

Ланкина Марина Викторовна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по чтению в 3-ем классе 
М. Пришвин «Золотой луг».

Ланкина Марина Викторовна
учитель начальных классов

Цели:

обучающая — познакомить с творчеством М.Пришвина. Развивать навык осознанного чтения.

развивающая - пополнить словарный запас. Расширить знания детей о природе нашей Родины.

воспитат. - воспитывать чувство доброты, любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: - медиапроектор, ПК

выставка книг, учебник

I. Орг. момент.

II. Рассказ о жизни писателя.

На экране фото зимнего леса. Звучит музыка.

   Идёт человек по серебряно-зимнему лесу. Кругом сугробы, на деревьях тяжёлые снеговые шапки. Но ёлки стоят прямо, сильные еловые лапы держат снег. А берёзки согнулись дугой под тяжестью снега, уткнувшись головой в сугроб. Да так низко стоят, что и не пройти, только заяц может пробежать под ними.

   Но человек этот знает «одно простое волшебное средство», чтобы помочь березкам. Он выломал увесистую палку, ударил по заснеженным ветвям, снег с вершины свалился, березка вскинулась, распрямилась и стоит, подняв голову, наравне со всем лесом. Так идет этот человек и освобождает одно дерево за другим.

   Это ходит с волшебной палкой писатель Михаил Михайлович Пришвин.

 

На экране портрет М. Пришвина.

 

   С детства М.Пришвин был очень любознательным и частенько задавал взрослым «глупые вопросы». Немного было людей, имевших терпение на них отвечать. Чаще говорили: «Ты еще маленький, не поймешь!».

   Знать многое очень хотелось, значит, надо было расти. И он рос. Незаметно пришло время уезжать в город, в гимназию. За время обучения главным событием стал побег в неведомую страну Азию. Будучи первоклассником, он подговорил двух товарищей, и однажды сентябрьским утром они сели в лодку и отправились в... Азию искать счастья. Их поймали и вернули домой на следующее утро. Но эти сутки Миша наслаждался удивительным чувством свободы, радостью общения с живой природой. Этот день он запомнил на всю жизнь.

   Мы уже не в первый раз встречаемся с произведениями М. Пришвина. Вспомните, какие рассказы вы читали в учебнике «Капельки солнца» или самостоятельно.

  1. Лисичкин хлеб
  2. Медведь
  3. Ёж
  4. Кладовая солнца

   А вот какие вы читатели, настоящие ли, я сейчас узнаю. Побробуйте по отрывкам узнать произведение.

 

На экране появляются фрагменты произведений, сопровождающиеся иллюстрациями.

 


Когда стемнело, я зажег лампу, и - здравствуйте! - ежик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам. И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка.


 


Многие думают, будто пойти только в лес, где много медведей, и так они вот и набросятся, и съедят тебя, и останутся от козлика ножки да рожки. Такая это неправда!


 


Увидели ребята утят и зашвыряли их шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении.


 

А вот еще несколько книг. На экране иллюстрации.

В чем отличительная особенность рассказов М.Пришвина?

       Они короткие, написаны доступным языком.

       В них открываются секреты привычных вещей, о простом рассказывается по новому.

 

III. Работа с текстом во время чтения.

        Прочитаем авторский текст на стр.

       Настя и ее папа подсказали нам тему нашего урока: М. Пришвин «Золотой луг».

На экране заставка.

И мы даже знаем о чем этот рассказ.

    Посмотрите на экран и иллюстрацию в учебнике.

  1. Как вы думаете, почему рассказ называется «Золотой луг»?
  2. Почему Настя называет одуванчики «обыкновенными»? Разделяете ли вы ее мнение?

   Начнем читать рассказ «Золотой луг». Удастся ли нам открыть что-либо новое?

   О чем нас просят авторы учебника? (Прочитать последнее предложение авторского текста).

Вопросы после чтения:

  1. Какие чувства вы испытываете после чтения?
  2. Удалось ли автору поразить вас?
  3. Что вас привлекло в этом рассказе?
  4. Подходит ли к тексту название?

Какие три части должны присутствовать в любом тексте?

(вступление, основная часть, заключение).

На экране три части.

Давайте попробуем эти части отыскать.

Дети работают парами и делят текст на части.

Чтение первой части.

  1. От чьего лица ведётся повествование?
  2. Можно ли сказать, что автор и рассказчик одно и тоже лицо? (автор — М . Пришвин, рассказчик — мальчик).
  3. Кто был старше из братьев? Почему? (...Он впереди, я — в пяту). Как это — идти в пяту? (За ним, след в след. Того и гляди на пятки наступишь)
  4. Какой промысел мог быть у мальчиков? (занятие, ремесло, источник существования)
  5. Что такое забава? (игра, развлечение, шутка). В рассказе Бианки сообразительная внучка изобрела для птички новое название - «неслышимка». Заметили ли здесь вы детскую словесную изобретательность? (фукну, фукнет). Знакома ли вам такая игра с одуванчиками?
  6. Как рассказчик называет одуванчики? Найдите в тексте. (неинтересные цветы — простые, обычные, без всякой тайны).

Как можно озаглавить 1-ую часть?

На экране: «Цветы для забавы», «Постоянная забава».

Чтение 2-ой части.

  1. Что заставило мальчика заняться наблюдением?
  2. Какое объяснение происходящему нашел рассказчик?
  3. С чем сравнивает писатель лепестки одуванчика? (пальчики на ладони).
  4. В чем главная мысль этой части?(раскрывается тайна названия луга, описывается луг).
  5. Как озаглавим 2-ую часть?

На экране: «Тайна золотого луга». «Секрет одуванчиков».

Чтение 3-ей части.

   Это заключение. В нем содержится вывод, подтверждение главной мысли всего текста.

  1. В чем же состоит главная мысль текста?

   Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них своя загадка. Своя тайна, ее надо только увидеть.

  1. Как теперь называет одуванчики рассказчик?
  2. Как озаглавим эту часть?

На экране: «Один из самых интересных цветов».

IV. Проблемный вопрос.

   Какое «открытие » сделал для себя писатель? А можно ли на ваш взгляд, считать это открытием?

    Какие ещё секреты одуванчиков вы знаете?

  1. Они закрывают свои ладошки не только к вечеру, но и перед дождём. Существует такая примета «Одуванчик снимает свой шар — к дождю».
  2. Это лекарственное растение.
  3. Листья одуванчиков употребляют в пищу.

Итог урока.

Чему учат нас рассказы М.Пришвина?

   Я думаю, что невозможно закончить урок, не прочитав слов писателя, которые слышали и знают многие. Он написал их в своих воспоминаниях.

На экране слова:

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».

Вот этими словами мы и закончим наш урок.

Д/З.

Придумать загадку про одуванчик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по чтению УМК "Гармония" 2 класс В.Осеева "Хорошее"

Открытый урок  содержит разнообразные формы работы, презентацию,  дополнительную информацию об   авторе и других её произведениях...

открытый урок литературного чтения в 4-ом классе УМК"Школа России" С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогаща...

Открытый урок литературного чтения в 1 «А» классе по теме: «Использование слов он, она, оно».

Открытый урок литературного чтения в 1 «А» классе  по теме: «Использование слов он, она, оно», проведенный на районном семинаре "Проблема преемственности и успешной адаптации при переходе д...

Открытый урок литературного чтения в 3 Б классе К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей" (Районный семинар для учителей начальных классов общеобразовательных организаций Белгородского района)

Открытый урок литературного чтения в 3 «Б» классеУчитель-Семяшкина А.В.(районный семинар для учителей начальных классов)         Тема: К.Г. Паустовс...

Открытый урок литературного чтения во 2 Б классе Ш.Перро "Кот в сапогах" (Районный семинар для учителей начальных классов общеобразовательных организаций Белгородского района)

Открытый урок литературного чтения во 2 «Б» классеУчитель-Семяшкина А.В. Тема: Литература зарубежных стран. Ш. Перро «Кот в сапогах».          ...