Открытый урок по чтению в 3-ем классе М. Пришвин «Золотой луг».
методическая разработка (чтение, 3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Открытый урок по чтению в 3-ем классе
М. Пришвин «Золотой луг».
Ланкина Марина Викторовна
учитель начальных классов
Цели:
обучающая — познакомить с творчеством М.Пришвина. Развивать навык осознанного чтения.
развивающая - пополнить словарный запас. Расширить знания детей о природе нашей Родины.
воспитат. - воспитывать чувство доброты, любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: - медиапроектор, ПК
выставка книг, учебник
I. Орг. момент.
II. Рассказ о жизни писателя.
На экране фото зимнего леса. Звучит музыка.
Идёт человек по серебряно-зимнему лесу. Кругом сугробы, на деревьях тяжёлые снеговые шапки. Но ёлки стоят прямо, сильные еловые лапы держат снег. А берёзки согнулись дугой под тяжестью снега, уткнувшись головой в сугроб. Да так низко стоят, что и не пройти, только заяц может пробежать под ними.
Но человек этот знает «одно простое волшебное средство», чтобы помочь березкам. Он выломал увесистую палку, ударил по заснеженным ветвям, снег с вершины свалился, березка вскинулась, распрямилась и стоит, подняв голову, наравне со всем лесом. Так идет этот человек и освобождает одно дерево за другим.
Это ходит с волшебной палкой писатель Михаил Михайлович Пришвин.
На экране портрет М. Пришвина.
С детства М.Пришвин был очень любознательным и частенько задавал взрослым «глупые вопросы». Немного было людей, имевших терпение на них отвечать. Чаще говорили: «Ты еще маленький, не поймешь!».
Знать многое очень хотелось, значит, надо было расти. И он рос. Незаметно пришло время уезжать в город, в гимназию. За время обучения главным событием стал побег в неведомую страну Азию. Будучи первоклассником, он подговорил двух товарищей, и однажды сентябрьским утром они сели в лодку и отправились в... Азию искать счастья. Их поймали и вернули домой на следующее утро. Но эти сутки Миша наслаждался удивительным чувством свободы, радостью общения с живой природой. Этот день он запомнил на всю жизнь.
Мы уже не в первый раз встречаемся с произведениями М. Пришвина. Вспомните, какие рассказы вы читали в учебнике «Капельки солнца» или самостоятельно.
- Лисичкин хлеб
- Медведь
- Ёж
- Кладовая солнца
А вот какие вы читатели, настоящие ли, я сейчас узнаю. Побробуйте по отрывкам узнать произведение.
На экране появляются фрагменты произведений, сопровождающиеся иллюстрациями.
Когда стемнело, я зажег лампу, и - здравствуйте! - ежик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам. И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка.
Многие думают, будто пойти только в лес, где много медведей, и так они вот и набросятся, и съедят тебя, и останутся от козлика ножки да рожки. Такая это неправда!
Увидели ребята утят и зашвыряли их шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении.
А вот еще несколько книг. На экране иллюстрации.
В чем отличительная особенность рассказов М.Пришвина?
Они короткие, написаны доступным языком.
В них открываются секреты привычных вещей, о простом рассказывается по новому.
III. Работа с текстом во время чтения.
Прочитаем авторский текст на стр.
Настя и ее папа подсказали нам тему нашего урока: М. Пришвин «Золотой луг».
На экране заставка.
И мы даже знаем о чем этот рассказ.
Посмотрите на экран и иллюстрацию в учебнике.
- Как вы думаете, почему рассказ называется «Золотой луг»?
- Почему Настя называет одуванчики «обыкновенными»? Разделяете ли вы ее мнение?
Начнем читать рассказ «Золотой луг». Удастся ли нам открыть что-либо новое?
О чем нас просят авторы учебника? (Прочитать последнее предложение авторского текста).
Вопросы после чтения:
- Какие чувства вы испытываете после чтения?
- Удалось ли автору поразить вас?
- Что вас привлекло в этом рассказе?
- Подходит ли к тексту название?
Какие три части должны присутствовать в любом тексте?
(вступление, основная часть, заключение).
На экране три части.
Давайте попробуем эти части отыскать.
Дети работают парами и делят текст на части.
Чтение первой части.
- От чьего лица ведётся повествование?
- Можно ли сказать, что автор и рассказчик одно и тоже лицо? (автор — М . Пришвин, рассказчик — мальчик).
- Кто был старше из братьев? Почему? (...Он впереди, я — в пяту). Как это — идти в пяту? (За ним, след в след. Того и гляди на пятки наступишь)
- Какой промысел мог быть у мальчиков? (занятие, ремесло, источник существования)
- Что такое забава? (игра, развлечение, шутка). В рассказе Бианки сообразительная внучка изобрела для птички новое название - «неслышимка». Заметили ли здесь вы детскую словесную изобретательность? (фукну, фукнет). Знакома ли вам такая игра с одуванчиками?
- Как рассказчик называет одуванчики? Найдите в тексте. (неинтересные цветы — простые, обычные, без всякой тайны).
Как можно озаглавить 1-ую часть?
На экране: «Цветы для забавы», «Постоянная забава».
Чтение 2-ой части.
- Что заставило мальчика заняться наблюдением?
- Какое объяснение происходящему нашел рассказчик?
- С чем сравнивает писатель лепестки одуванчика? (пальчики на ладони).
- В чем главная мысль этой части?(раскрывается тайна названия луга, описывается луг).
- Как озаглавим 2-ую часть?
На экране: «Тайна золотого луга». «Секрет одуванчиков».
Чтение 3-ей части.
Это заключение. В нем содержится вывод, подтверждение главной мысли всего текста.
- В чем же состоит главная мысль текста?
Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них своя загадка. Своя тайна, ее надо только увидеть.
- Как теперь называет одуванчики рассказчик?
- Как озаглавим эту часть?
На экране: «Один из самых интересных цветов».
IV. Проблемный вопрос.
Какое «открытие » сделал для себя писатель? А можно ли на ваш взгляд, считать это открытием?
Какие ещё секреты одуванчиков вы знаете?
- Они закрывают свои ладошки не только к вечеру, но и перед дождём. Существует такая примета «Одуванчик снимает свой шар — к дождю».
- Это лекарственное растение.
- Листья одуванчиков употребляют в пищу.
Итог урока.
Чему учат нас рассказы М.Пришвина?
Я думаю, что невозможно закончить урок, не прочитав слов писателя, которые слышали и знают многие. Он написал их в своих воспоминаниях.
На экране слова:
«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, - их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».
Вот этими словами мы и закончим наш урок.
Д/З.
Придумать загадку про одуванчик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературного чтения в 3-м классе по теме: Обучение умению анализа стихотворения на примере стихотворения К.Д. Бальмонта «Осень».
Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта....
Открытый урок по чтению УМК "Гармония" 2 класс В.Осеева "Хорошее"
Открытый урок содержит разнообразные формы работы, презентацию, дополнительную информацию об авторе и других её произведениях...
открытый урок литературного чтения в 4-ом классе УМК"Школа России" С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогаща...
Открытый урок литературного чтения в 1 «А» классе по теме: «Использование слов он, она, оно».
Открытый урок литературного чтения в 1 «А» классе по теме: «Использование слов он, она, оно», проведенный на районном семинаре "Проблема преемственности и успешной адаптации при переходе д...
Открытый урок литературного чтения в 3 Б классе К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей" (Районный семинар для учителей начальных классов общеобразовательных организаций Белгородского района)
Открытый урок литературного чтения в 3 «Б» классеУчитель-Семяшкина А.В.(районный семинар для учителей начальных классов) Тема: К.Г. Паустовс...
Открытый урок литературного чтения во 2 Б классе Ш.Перро "Кот в сапогах" (Районный семинар для учителей начальных классов общеобразовательных организаций Белгородского района)
Открытый урок литературного чтения во 2 «Б» классеУчитель-Семяшкина А.В. Тема: Литература зарубежных стран. Ш. Перро «Кот в сапогах». ...