Открытый урок по чтению "На горке"2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения по теме
Н.Н.Носов «На горке»
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
Учитель.
-Всем доброе утро!
II. Эмоциональный настрой
-Поприветствуйте друг друга.
Дети хором произносят текст:
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
-Повернитесь к гостям, улыбнитесь им.
-Подарите свою улыбку мне.
Учитель. – Очень приятно видеть в ваших глазах улыбку, радость, лучики любознательности и творчества.
III.Сообщение задач урока:
- Посмотрите на доску, что же мы будем делать на уроке? (этапы урока вывешены в виде занимательных картинок)
- проверять домашнее задание,
- познакомимся с новым произведением,
- узнаем значение новых слов,
- будем читать и анализировать текст,
- развивать навыки выразительного чтения.
Еще мы будем радоваться своим успехам, а если будут неудачи, то справляться с ними будем вместе.
А девиз нашего урока такой:
То, что знаешь, не скрывай, на вопросы - отвечай!
IV. Речевая разминка.
– Кто хочет стать настоящим читателем?
–Что для этого нужно? (хорошо читать, думать, выражать свои мысли вслух)
– Уметь грамотно читать!
-Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку.
1.Прочитать:
А О У Ы И Э
Нараспев
Кратко
С усилением голоса
С понижением голоса
2.Работа над скороговоркой(Проверка домашнего задания во время разминки)
- прочитайте про себя
-Что это?
-Для чего нужно говорить скороговорки?
Было весело на горке
Сане, Соне и Егорке,
А Маруся не каталась-
В снег упасть она боялась.
- чтение медленно с ударением
- целым словом побыстрее
- с вопросительной интонацией(хором и 1 ученик)
- с восклицательной интонацией (хором и 1 ученик)
- О чём говорится в скороговорке?
- Сейчас словами из скороговорки ответьте хором на мои вопросы.
Вопросы:
- Кому было весело на горке?
- Почему Маруся не каталась?
- чтение быстрое
- -Кто попробует?
V. Проверка домашнего задания.(1 ученик у доски, 2 ученика за партой индив-карточки).
-С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?
-Кто автор этого рассказа?
-Восстановите в правильной последовательности действия ребят по рассказу «Живая шляпа»
Проверка: светофор.
-Прочитаем.
Вывод: - Загадку живой шляпы ребята разгадали.
VI. Сообщение темы урока.
-Вспомните, какие рассказы Н. Носова вы еще читали?
(Учитель обращает внимание детей на выставку книг Н. Носова, делает краткий обзор книг, дополняет сообщения детей.)
Носов — автор всем хорошо известных произведений: «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Фантазёры», «Витя Малеев в школе и дома».
Заслуженную славу писателю принёсла роман-сказка «Приключения Незнайки и его друзей» и два его продолжения «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Его вклад в детскую литературу очень велик.
Учитель.
- Посмотрите на доску, сформулируйте задание.
-Надо определить, к каким произведениям сделаны эти иллюстрации.
Заплатка
Огурцы
Приключения Незнайки и его друзей.
Мишкина каша.
Фантазёры.
Затейники.
Учитель. – Скажите, кому нравятся рассказы Николая Носова? Почему?
(Рассказы и сказки Николая Николаевича Носова задорные, смешные, весёлые,добрые). Весёлые, радостные, смешные, юмористические, жизнерадостные.)
-Кто является героями рассказов Н.Носова?(Сказочные человечки ,ребята)
Он писал книги не только о сказочных человечках, но и о таких ребятах , как вы.Автор рассказывает забавные истории из их жизни.
Все его произведения поучительные: ониучат честно и с пользой жить на свете.
-Как вы думаете произведение,какого автора мы будем читать?
!Сегодня мыпрочитаем еще одно произведение Н.Н.Носова,вспомним и продолжим знакомство с жизнью и творчеством этого писателя.
Знакомство с биографией и творчеством Н. Носова
- Что вам известно о жизни и творчестве Н. Носова?
(ответы детей)
Носов родился недалеко от Киева в Украине;
- он был не только писателем, но режиссёром;
- его отец был артистом, а мама – рукодельница и певунья;
- по его произведениям были сняты мультфильмы и фильмы для детей;
- писатель был на войне;
- во время Великой Отечественной войны ставил военно-технические фильмы;
- его труд был отмечен правительственными наградами – двумя премиями.
Учитель:
Вообще Носов увлекался музыкой, пением, театром, химией, шахматами, электроникой, фотографией. Сменил много профессий. Был человеком образованным и интересным.
-Почему именно писателем стал Н. Носов?
- А сейчас послушаем ….
Ученик:
Писателем Николай Николаевич Носов стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. Писал он предельно просто. У него нет сложных предложений. Постепенно он понял, что сочинять
для детей — наилучшая работа. Она требует очень много знаний. Он понял, когда у него рос сын, к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением.
Случай, о котором мы сегодня будем читать, произошел…
Отгадайте загадку:
Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой.
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили.
И скатились все потом.
С моего горба гуртом.
(Ледяная горка)-картинка
А как правильно называется этот рассказ
Дети разгадывают анаграмму:Даю подсказку: название состоит из двух слов.
А Н К Е Г О Р
-Кто из вас любит бывать на горке? Почему?
-Вспомним стихотворение Александра Прокофьева(картинка)
Как на горке, на горе,
На широком на дворе:
Кто на санках,
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто пониже,
Кто потише,
Кто с разбегу,
Кто на льду,
А кто по снегу.
С горки – ух,
На горку – ух!
Бух!
Захватывает дух!(хором)
Учитель:
Зимой дети строят снежные крепости, устраивают снежные бои,играют в снежки, лепят снеговиков, катаются на санках, лыжах, коньках, на горке.
VII. Подготовка к первичному восприятию текста
- Кто из вас хочет узнать всё про слово «горка»?
- Мы знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. Книга эта у нас в гостях:
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА.
-Ребята, а где мы будем искать это слово - в начале, середине или в конце словаря? Почему?
(1 пара работает по словарю )
-А как вы думаете, что такое горка?
-А сейчас послушаем значение слова из словаря.
- 1.«Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью.
2. Это куча чего-нибудь».(читает ученик)
-Где можно увидеть горку?
-Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.
- А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды.
- Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной.
-Откройте учебник на стр…
- По иллюстрации догадайтесь, про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)-Докажите.
-Скажите, кто из вас сам пробовал строить горку? Помогать старшим в строительстве горки?
-Скажите, что нужно для строительства снежной горки?
- А зачем нужно поливать горку водой?
- Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы, терпения и времени.
- Везде ли можно строить горку? (Нет)
- Где нельзя? (Нельзя строить горки на проезжей части, чтобы не попасть под колеса машин)
VIII. Первичное чтение.
-А сейчас прочитаем рассказН.Н.Носова «На горке» в исполнении подготовленных дома ребят, обратите внимание на дикцию, интонацию и посмотрим, оправдаются ли наши предположения.
IX. Проверка первичного восприятия.
- Кому понравился этот рассказ?
-Оправдались наши предположения?
-Что понравилось больше всего?
-А кто из героев вам больше всего понравился?
- А вам понравилось чтение ребят?
X.Словарная работа
-Прежде чем мы начнем перечитывать рассказ, давайте подготовимся к чтению трудных слов,уточним значение некоторых незнакомых слов, которые встретятся в тексте.(
-А … найдет значение одного из непонятных для нас слов из этого рассказа в словаре.
(ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ- ученики 1 пара работают по словарю)
1группа-«мотает головой»,
2 группа- «нацепил коньки»,
3 группа - «бух носом»?
- Читаем по слогам, а затем целыми словами
СГРЕ-БА-ЛИ – СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению:
собирали)
СВА-ЛИ-ВА-ЛИ - СВАЛИВАЛИ
ТРУ-ДЯТ-СЯ - ТРУДЯТСЯ (Подберите слово с противоположным
значением: ленятся)
СКОЛЬЗ- КА-Я - СКОЛЬЗКАЯ
ВЗОБ-РАЛ- СЯ - ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом)
ДВОР –НИЦ-КА-Я - ДВОРНИЦКАЯ (Найдите толкование этого слова в
словарике на странице 214 учебника)
ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ - ОТТОЛКНУЛСЯ
НА-ПОР-ТИЛ - НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению:
ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ-читает ученик из словаря
«Дворницкая» - помещение, в котором дворник хранит приспособления для уборки территории.
Слово устаревшее, потому что сейчас оно встречается редко. Дворник - работник, поддерживающий порядок и чистоту на улице.
«Четвереньки» - на обеих руках, опираясь на ладони, и на обеих ногах, опираясь на колени.
Физминутка
Мы бежим с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет.
А потом – на коньках.
Но упали мы. Ах!
А потом снежки лепили,
А потом снежки катили,
А потом без сил упали
И домой мы побежали.
IX.Повторное чтение.(Самостоятельное жужжащее чтение)
-Прочитайте жужжащим чтением самостоятельно.
- Ваша задача, быть внимательными и проследить, как развивались события. Читать чётко без ошибок.После прочтения ответим на вопросы.
X.Беседа над содержанием текста по вопросам, выборочное чтение.
- Кто является главным героем рассказа? Почему?
- Что ребята делали во дворе?
- Как об этом сказано в тексте? Прочитайте.
- Как ребята работали?
- Как вы думаете, какая получилась горка?
-А все ли ребята строили горку?
-Прочитайте, что делал Котька, когда ребята трудились?
- Какими словами характеризует автор Котьку в начале рассказа? (хитрый какой!).
- Почему? (Ждал , когда ребята построят горку)
-Каким еще его можно назвать?
-Что он сделал, чтобы не скользить?
- Как дети отнеслись к поступку Котьки? Прочитайте.(девочки, которые уже читали в начале)-Зачитайте этот отрывок.
-Какие чувства испытал Котька, когда по требованию ребят «стал посыпать горку снегом»? (Желание исправить свою ошибку).
-Котька сразу согласился это сделать? (Нет, он предложил подождать,
пока выпадет снег)
-Понравилось ли Котьке работать? Прочитайте.
-Как меняется Котька и наше отношение к нему к концу рассказа?
(Котька изменился: он стал лучше, благодаря своим друзьям и самому себе)
- Кто является главным героем рассказа? (Котька)
-Почему?(Он изменился в лучшую сторону)
XII.Работа в парах.
- Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:
1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. Семь раз отмерь, а один отрежь.
3. Умел ошибиться, умей и поправиться.
- Итак, главную мысль произведения Н.Н. Носова «На горке» можно выразить словами русской пословицы «Умел ошибиться — умей и поправиться.
- Почему вы выбрали именно эту пословицу?
(Исправил свою ошибку, да еще и доброе дело сделал - проделал ступеньки).
XIII.Работа по иллюстрации в группах.
-А сейчас, ребята, я проверю, насколько вы были внимательны сегодня на уроке.
-Посмотрите на иллюстрации к рассказу. Что вы можете сказать ?
(Все ли здесь правильно?)
- Давайте распределим картинки в порядке следования событий.
- У нас получился картинный план.
-А теперь к картинному плану составим словесный .
-Достаньте из конвертиков заголовки и соотнесите их с картинками.
План.
План
Строительство горки.
Хитрец на скользкой горке.
Котька посыпает горку песком.
Ребята заставили товарища работать.
Котьке понравилось трудиться.
XIV. Дифференцированное домашнее задание
1 гр. Творческое задание (продолжить рассказ. «На следующий день дети решили построить крепость…».
2 гр .Перечитать рассказ и разделить его на части по плану .
3 гр. Перечитать рассказ и вставить в отрывок пропущенные слова.
XV.Итог.
- С каким рассказом, какого автора мы сегодня с вами познакомились?
- Чему учит рассказ?
- трудолюбию
- умению исправлять свои ошибки
- быть настоящими товарищами
- уважать чужой труд
-Я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.
XVI.Рефлексия
Снежинки
- У каждого на парте лежит снежинка. Возьмите ее. Напишите на нейдобрые дела, которые вы сами совершили вчера или может быть сегодня.
-А сейчас мы с вами построим свою горку –
«Гора добрых поступков»(музыка)
Мы узнали сегодня, что совместный труд приносит радость. Уважайте труд других людей!
Будьте трудолюбивы, играйте дружно!
Урок окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по математике 3 класс Тема урока: «Решение задач и примеров на закрепление»
Класс: 3Учитель: Узденова М.М.Тема урока: «Решение задач и примеров на закрепление»Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийПедагогические технологии:игровыеинформационныездоровьес...
План-конспект открытого урока по чтению 2 класс Школа России "Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья""""
Обобщий урок по разделу «Я и мои друзья»...
Открытый урок с учащимися 2 класса по теме: «Творчество преподавателя, учащихся и родителей на уроке специальности»
Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний ...
Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"
(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...
Разработка открытого урока по математике 4 класс.Тема :" Разряды и классы "
Создать условия для знакомства детей с новым понятием класс, исследовать новые понятия.Учить, опираясь на изученный материал считать тысячами.Совершенствовать вычислительные навыки, устные и пис...
Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"
Урок русского языка в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...