Тема: «Иван Алексеевич Бунин «Родник».Урок литературного чтения в 3 классе
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Литвиненко Ирина Леонидовна

Данный урок способствует развитию у детей навыка анализировать лирическое стихотворение, навыка выразительного чтения, обогащению словарного запаса; также способствует воспитанию у детей чуткого отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Урок разработан по тексту из учебника Н.А.Чураковой «Литературное чтение» (развивающая программа Л.В.Занкова).

Тема: «Иван Алексеевич Бунин «Родник».

Цели: 1. Познакомить детей с творчеством И.А.Бунина.

            2. Продолжить работу над развитием у детей навыка анализировать лирическое стихотворение, навыка выразительного чтения; способствовать обогащению словарного запаса.

             3. Способствовать привитию любви к природе через литературное произведение.

Ход урока

  1. Актуализация (вступительная беседа)

 - Что есть чтение? Попытайтесь ответить на этот вопрос, опираясь на слова М.Цветаевой:

«А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайны, оставшейся за строками, за пределами слов»

                                         М. Цветаева (слова – на доске)

(Стихи нужно читать не бездумно, механически, а видеть при чтении подтекст каждого слова, т.е. при чтении нужно прочувствовать настроение поэта, даже вдохнуть те запахи, которые описаны в стихотворении, услышать все звуки, шорохи, мысленно оказаться в описанном месте…)

  1. Целеполагание

 - Какова тема сегодняшнего урока?

 - Что нового узнаете на уроке? (На доске: знать: И.А.Бунин

                                                                                    Родник)

(Познакомимся с творчеством И.А.Бунина, узнаем, что обозначает слово родник)

 - Чему будете учиться? (На доске: уметь: выразительно

                                                                     с чувством

                                                                      правильно

                                                                      без ошибок)

(Будем учиться читать стихотворение с чувством, с нужной интонацией, без ошибок, правильно ставить логическое ударение, выдерживать паузы, выделять голосом особые места, объективно оценивать чтение товарищей.)

 - Сегодня мы перенесёмся в горную местность, в лесную глушь и отдохнём душой у светлого родника, как когда-то И.А.Бунин.

3. Вступительное слово о писателе

(Рассказывают подготовленные дети. На доске – портрет писателя.)

 - И.А.Бунин родился 10 октября в 1870году в Воронеже. Умер поэт 8 ноября в 1953 году в Париже. С детства он очень любил родную природу: слышал шуршание каждого листика, колоска, для него любая травина, любой цветок были чем-то живым. В своих стихах он точно в деталях описывал природу, что, читая их, мы слышим различные звуки, мы чувствуем запахи свежескошенной травы, осеннего дождя… Язык стихов И.А.Бунина простой, поэтому его стихи читаются и заучиваются легко.

(Подготовленные дети читают наизусть стихи И.А.Бунина: «Северная берёза», «Детство», «Метель»)

 - Можно ли И.А.Бунина, как и С.Есенина, назвать певцом русской природы?

(И.А.Бунин – певец русской природы: он восхвалял, превозносил, воспевал красоту родной природы в своих стихах.)

 - Можно ли стихи И.А.Бунина назвать певучими?

(На стихи И.А.Бунина можно сочинить музыку и петь их как песни.)

  1. Физминутка

- Послушайте удивительное стихотворение И.А.Бунина «Северная берёза» в исполнении моих бывших учеников. (Это стихотворение поётся хором. Музыку к нему коллективно сочинили мои бывшие третьеклассники из Шурышкарской средней школы. Пение детей записано на аудиокассету.)

 - Во время слушания песни вы будете стоя изображать движения и состояние берёзы.

5. Знакомство с содержанием стихотворения

 - А теперь послушайте красивое, певучее стихотворение И.А.Бунина «Родник». Постарайтесь пропустить его через себя: уловить запахи, услышать звуки, описанные в этом стихотворении. При слушании стихотворения попробуйте понять смысл его названия: что такое родник.

6. Анализ стихотворения

 - Понравилось ли вам стихотворение? Чем? (Стихотворение о родине, певучее, красивый язык.)

 - Какие запахи уловили? (Пахнет лесом.)

 - Какие звуки услышали? (Шуршание листьев, журчание родника.)

 - Что обозначает слово родник?

(На доске – рисунок родника)

 - Идёт дождь, тает снег. Снеговая или дождевая вода просачивается всё глубже в почву, пока не достигнет водонепроницаемого грунта. Там вода собирается в подземный ручей. Этот ручей течёт под землёй. Но вот углубление на уровне этого ручья, например, овраг. И подземный ручей выходит наружу. Это место, где выходит подземный ручей наружу, называется...? (Родник)

 - Родник также может бить и в поле, и на дне какого-нибудь водоёма.

 - Какой корень в слове родник? Почему у места выхода ручья из земли такое название?

(В месте, где бьёт родник, рождается ручей или речка. Корень слова родник род-.)                                                             - Как можно по-другому назвать родник? Подберите синонимы. (Ключ, источник.)

 - Почему назвали это место ключом, источником?

(Струя, которая выбивается из земли, как будто ключ, открывающий дверь.)

 - В прямом или переносном смысле в этом случае употреблено слово ключ?

(Источник – место, откуда истекает, берёт начало ручей или речка.)

 - Есть в природе горячие источники – гейзеры. (На доске – рисунок гейзера) Эти источники периодически, через определённое время бьют из земли. Они идут из глубины земли, где очень высокая температура. Вода там очень нагревается, начинает кипеть и поэтому выстреливает, как фонтан, наружу. Подумайте, когда в кастрюле вода кипит, что происходит, если кастрюля закрыта крышкой?

 - Да, паром выбрасывает крышку с кастрюли, вода бежит из кастрюли, подобно гейзеру.

 - Послушайте ещё раз стихотворение и скажите, в нём описывается горячий или холодный источник.

(Холодный источник «…родник студёный…»)

 - Как вы думаете, почему И.А.Бунин назвал стихотворение родником, а не источником и не ключом?

 - В словах ключ, источник преобладают какие согласные звуки: звонкие или глухие?

([к, ч, с, т]  - глухие звуки.)

 - А в слове родник преобладают какие согласные звуки: звонкие или глухие?

([р, д, н]  - звонкие звуки.)

 - В каком из этих трёх слов слышится журчание, движение воды?

 (Родник)

 - Какой звук в этом слове громче остальных? ([р])

 - Что он напоминает? (Журчание воды.)

  - Прочитайте стихотворение про себя и найдите в нём место, где мы видим, как бежит вода в роднике.

 - Зачитайте вслух. (2-я строфа)

 - Итак, как движется вода в роднике, если автор использует слова кипит, играет, спешит, крутясь хрустальными клубами?

(Вода движется быстро, стремительно, бурлит.)

 - Почему движение воды такое быстрое?

(Ручей течёт по горной местности.)

 - Если вода бурлит, бежит быстро, то какие звуки мы слышим? ([р-р])

 - Итак, в слове родник видна жизнь ручья, вышедшего из земли, а в словах источник, ключ не видно этой жизни. И.А.Бунин не зря взял это слово.

 - В какой местности начинает свою жизнь родник. Где он начинает бить?

(«В глуши лесной, в глуши зелёной…»)

 - Как понимаете смысл слова глушь?

( Место, куда не ступает нога человека, где нет посторонних звуков, кроме шуршания ветерка, шелеста листьев, щебета птиц…)

 - Сколько раз И.А.Бунин использовал слово глушь в своём стихотворении?

 - Случайно ли он два раза повторил слово глушь? С какой целью?

( Чтобы подчеркнуть, насколько этот лес глухой, люди здесь не бывают.)

 - Если И.А.Бунин написал стихотворение о роднике, который берёт начало в этой лесной глуши, какой можно сделать вывод о поэте: был ли он в этой местности? Смог бы И.А.Бунин написать такое стихотворение, не видя этого родника?

 - И.А.Бунина привлекали не только светлые леса, где сухо и светит солнце, но он ещё и видел красоту в такой глуши, где очень сыро, где ветки деревьев не пропускают солнца.

 - Что же увидел поэт в этой лесной глуши?

(«…бьёт родник…»)

 - Он увидел здесь жизнь – жизнь родника: родник кипит, играет, спешит, крутясь хрустальными клубами. Не написал же поэт бежит быстро родник. У И.А.Бунина каждое слово имеет большой смысл.

 - Бьёт родник – как понимаете глагол бьёт?

( Родник, как цыплёнок, пробивается, проклёвывается из скорлупы, выходит наружу.)

(На доске – две картинки: на одной – родник как ручей, на другой – родник в виде кулака из земли)

 - Посмотрите на эти две картинки и скажите, какая из них по содержанию подходит к словам бьёт родник?

 - Итак, в каком значении употреблено слово бьёт: в прямом или переносном?

( В переносном значении.)

 - Какая вода в роднике: чистая или мутная? Докажите.

(Автор сравнивает воду с хрусталём, со стеклом, через неё на дне видны голыши, называет воду светлой влагой.)

 - С чем ещё можно сравнить чистую воду?

( Со слезой, с зеркалом…)

 - Как вы думаете, почему вода в роднике чистая?

(Подземные ручьи всегда чистые, т.к. они бегут под землёй. А земля очищает, фильтрует воду.)

 - Итак, благодаря этому стихотворению, что мы увидели сегодня, где побывали?

(Мы увидели жизнь родника: родник бежит бурно, вода в нём бурлит, журчит. Вода в роднике чистая, прозрачная, что на дне ручья мы видим голыши.)

 - А что такое голыши?

(Голыши – это галька, камушки, обточенные водой. Эти камни мелкие, гладкие, округлой формы.)

 - С чем автор сравнивает гальку?

(С мозаикой узорной.)

 - А что такое мозаика?

(Мозаика – это рисунок или узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали и др.)        

 - Почему автор гальку сравнивает с мозаикой узорной?

(Камушки разных цветов, на солнышке переливаются.)

 - Кто сможет описать этот рисунок?

(На доске – рисунок родника)

(На этом рисунке мы видим, как в крутом овраге под горой бежит прозрачный родник, а лес нагорный как будто любуется им.)

 - Найдите строчки, в которых описываются лес и небеса.

(1-2 строчки 3-ей строфы.)

 - С кем сравниваются лес и небеса? Докажите.

(С человеком: «…глядят, задумавшись…».)

 - О чём говорит такое сравнение?

(Кругом тишина.)

 - И.А.Бунин использовал в стихотворении такие красивые, понятные нам слова, что мы смогли увидеть жизнь родника. Но поэт ещё подобрал такие слова, что мы смогли не только увидеть, но и услышать звуки.

 - Какие звуки преобладают в 1 и 2 строчках 1-ой строфы? ([ш.с])

 - Звонкие или глухие эти звуки?

(Глухие.)

 - Что этим хотел показать поэт? Что напоминают эти звуки?

(Шум леса, ветерка, шелест листьев…)

 - Ещё в какой строфе мы слышим шелест листьев, шорох травы, шуршание ветра в листьях? (В 3-ей строфе.)

 - Какой звук нам помог услышать эти звуки природы? ([ш])

 - Послушайте 3 и 4 строчки 1-ой строфы и 2-ую строфу. Какой звук в словах преобладает? ([р])

 - На что похож этот звук?

(На журчание родника.)

 - Поднимите руку те, кто сегодня почувствовал холод родниковой воды, кто увидел сквозь прозрачную воду цветные голыши; кто услышал шуршание листочков, шелест травы?

 - А ещё какие звуки вы услышали, читая это стихотворение?

(Жужжание пчёл, всплеск рыбы…)

 - Итак, какова главная мысль стихотворения?

(Главная мысль стихотворения – это красота родника, леса, местности, где он бежит. В природе всё красиво. Просто надо быть наблюдательным, чтобы увидеть эту красоту; нужно беречь всё вокруг.)

 - Когда окажетесь на природе, попробуйте услышать шуршание отдельного листка, журчание ручейка, поскрипывание веточки… И вы поймёте, что природа – это энергия, без которой немыслима наша жизнь.

7. Выразительное чтение стихотворения

 - Чтобы глубже прочувствовать красоту, описанную в стихотворении, понять смысл этого произведения, что нужно сделать?

(Прочитать стихотворение выразительно.)

 - Я буду читать стихотворение выразительно, а вы по моим следам подчёркивайте карандашом слова, на которые падает логическое ударение.

 - Карандашом отметьте паузы.

 - Какую строфу будете читать громче, чётче?

(Вторую строфу – читать громче, чётче, чтобы передать движение родника.)

 - Каким голосом будете читать первую и третью строфы?

(Первую и третью строфы – тихим голосом, чтобы показать, что нет в этой местности посторонних звуков, кроме дуновения ветерка, шелеста листьев, журчания ручья…)

 - Читаем хором.

 - Читает квартет … (4 ученика), а жюри (3 ученика, выбранные детьми) слушают внимательно и оценивают чтение по плану (план анализа – на доске).

 - Читает дуэт … (2 ученика).

 - Кто желает один прочитать стихотворение у доски?

8. Итог урока

 - О творчестве какого писателе говорили?

 - Какие стихи этого писателя вы знаете?

 - Какая особенная черта стихов И.А.Бунина?

(Стихи певучие, о красоте родного края.)

 - С чем делится с нами И.А.Бунин в своём стихотворении «Родник»?

 (Делится своими чувствами, которые он испытывал к своей родине, умением восхищаться красотой родной природы.)

 - Что для себя вы взяли с сегодняшнего урока, чему, на ваш взгляд, можно научиться, читая такие стихи, как «Родник»?

9. Домашнее задание

  - Домашнее задание каждый для себя выберет сам из предложенных мною:

1. Выучить стихотворение наизусть.

2. Сочинить музыку к стихотворению и спеть его как песню.

3. Сделать рисунок к стихотворению.

4. Картину, увиденную И.А.Буниным, передать языком прозы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иван Алексеевич Бунин

Презентация ученика 4"Б" класса Бландова Никиты....

Тема: Е.С.Велтистов « Приключения Электроника». Литературное чтение, 4 класс

Тема: Е.С.Велтистов « Приключения Электроника». Литературное чтение, 4 класс...

Иван Алексеевич Бунин "Полевые цветы"

Ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством И. Бунина; прививать любовь к поэзии; учить пониманию смысла; настроения и образного языеа стихотворения; развивать память, речь, мышление....

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе Иван Алексеевич Бунин «Листопад»

Цели урока:учить понимать содержание стихотворения (чувства и мысли поэта);упражняться в выразительном чтении;видеть эпитеты, сравнения, олицетворения;воспитание любви к природе, чуткого и бережного о...

Тест по теме: «Работа с текстом. Связная речь», литературное чтение, 2 класс

Тест предназначен для проведения контроля по теме "Работа с текстом. Связная речь"...

Тема: «Экскурсия в лесную библиотеку» Предмет – литературное чтение 1 класс «Разработка урока на основе метапредметного подхода» ФГОС

Тема: «Экскурсия в лесную библиотеку»Предмет – литературное чтение1 класс«Разработка урока на основе  метапредметного подхода»ФГОС(Данная разработка не является конспектом, а является гибким сцен...

Урок литературного чтения в 4 классе "Иван Алексеевич Бунин - "Детство" .

Познакомиться с творчеством И.Бунина, прививать любовь к поэзии, научить видеть красоту поэтического слова....