Тема: «Экскурсия в лесную библиотеку» Предмет – литературное чтение 1 класс «Разработка урока на основе метапредметного подхода» ФГОС
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Диденко Татьяна Борисовна

Тема: «Экскурсия в лесную библиотеку»

Предмет – литературное чтение

1 класс

«Разработка урока на основе  метапредметного подхода»

ФГОС

(Данная разработка не является конспектом, а является гибким сценарием, который варьируется по ходу урока)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА
«УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ - 2015»
Ставропольский край Изобильненский район
станица Новотроицкая

Номинация – «Лучший учитель»

Конкурсант – Диденко Татьяна Борисовна

учитель высшей категории

МКОУ «СОШ №14» ИМРСК

Тема: «Экскурсия в лесную библиотеку»

Предмет – литературное чтение

1 класс

«Разработка урока на основе  метапредметного подхода»

ФГОС

Тема: «Экскурсия в лесную библиотеку»

Предмет – литературное чтение

1 класс

«Разработка урока на основе  метапредметного подхода»

ФГОС

(Данная разработка не является конспектом, а является гибким сценарием, который варьируется по ходу урока)

Цели
Метапредметные и личностные (УУД)

Личностные:

- Готовность и способность к саморазвитию; формирование базовых эстетических ценностей .

Регулятивные:

способность принимать учебную цель и задачу;

контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные:

общеучебные:

открытие нового знания и формулирование темы урока с помощью учителя;

использование знаково-символических средств.

Логические:

умение находить и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок и т. д.)

Коммуникативные:

- умение организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Предметные

Гуманитарное развитие младшего школьника

Формирование инструментария для анализа художественных произведений

Воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир

Задачи

Учить

  • выразительно читать, работать с книгой;
  • умению сравнивать между собой произведения фольклорного и литературного жанра;
  • читать в парах;
  • умению осознанно выбирать интонацию, темп чтения, в соответствии с особенностями текста;
  • приемам сравнения и олицетворения.

Виды деятельности

  • Работа с информационными источниками (учебником, хрестоматией, маршрутным листом)
  • Работа с текстом и иллюстрациями
  • Работа в парах при выполнении совместных заданий
  • Работа в группах при выполнении творческих заданий
  • Чтение вслух, про себя, наизусть.

Этапы урока

Постановка цели урока детьми

Определение маршрута экскурсии в «Лесную библиотеку» и составление его с помощью детских рисунков(слайд 3)

Речевая разминка

Волшебные предметы: шапка-невидимка и сапоги-скороходы (отработка техники чтения)

Определение мотивации чтения в шапке-невидимке и сапогах-скороходах (в чем разница в постановке цели?)

Вывод по первой пятиминутке урока (делают дети) (слайд 4)

– чтобы быстрее ходить нужно …

чтобы быстрее бегать нужно…

Чтобы быстрее читать нужно…

Кто из сказочных персонажей дал нам эти предметы? (Кот Ученый)

А кто из писателей придумал этот сказочный персонаж? (А. С. Пушкин, показать портрет)

Как называют писателя А. С. Пушкина? (солнце русской поэзии)

В каком произведении А. С. Пушкина говорится об ученом коте?

Мы с вами сможем озвучить текст? (постановка задачи)

Внимание! Тихо! Идет звукозапись (игровой приём)

Демонстрация иллюстраций «У лукоморья» на интерактивной доске, озвучивание текста(слайд 5), комментирование иллюстраций чтением стихов наизусть.

Все репродукции мы взяли вот из этой книги (показывается книга А. С. Пушкин «Произведения»)

А где можно взять эту книгу, чтобы её прочитать?

А кто из вас уже записался в библиотеку?

Как называется библиотека, которая находится в центре нашей станицы?

А как называется библиотека, которая находится в школе?

Внимание на экран! Какая библиотека перед нами? (слайд 6)

Покажите книги, которые вы взяли в этой библиотеке.

Работа в парах: поменяемся на 2 минуты библиотечными книгами. Работаем самостоятельно , но без шапки-невидимки. Упражнение называется «Мы – читатели» (демонстрируются часы, заводятся на 2 минуты, дети приступили к чтению, на доске появляется запись «Порядок время бережёт»

Понравилась ли вам библиотечная книга соседа по парте? Какой мы сделаем вывод? (дети делают вывод – все книги интересные и в каждой книге можно найти полезную информацию).

Ребята скажите библиотека, которую мы посещали – это настоящая, то есть существующая библиотека или сказочная. Сегодня на уроке мы совершим путешествие в сказочную «Лесную библиотеку». (слайд 7)

Для этого составим маршрутный лист, где обозначим маршрут нашего путешествия. (Дети составляют маршрут на доске и на рабочих столах). 

Каждая станция в маршрутном листе обозначена буквой русского алфавита. Сколько букв в русском алфавите? А у нас сколько станций? Чтобы не ошибиться следуя по маршруту повторяем русский алфавит. (слайд 8)

Следуем по маршруту:

станция «Лесная школа» (читаем стр. 45, учебник) (слайд 9)

Продолжаем идти по маршруту, теперь мы на станции Б в «Главной лесной библиотеке у Михаила Потаповича. (слайд 10)

Физкультурная пауза
«С нами друзья Ученого Кота»
 (слайд 11)

Хрестоматия (стр. 3), идем по маршруту, хрестоматия (стр. 61). Последуем совету Михаила Потаповича?  Прочитаем сказку? (слайд 12)

Читать будем в читальном зале (чтение цепочкой).

Следующая станция, «Матрешка», но чтобы в него пройти нужно пройти через лесную дорогу через пешеходный переход. (слайд 13)

Внимание на экран: какой свет должен загореться на светофоре? Переходим дорогу.

Нарисуем в маршрутном листе, который у вас на столе, загоревшийся свет светофора. (пока дети зарисовывают кружок зелёным цветом учитель показывает матрешку, предлагает её разобрать, вытаскивая одну из другой и поставить на столы. К каждой матрёшке прикреплена загадка-задание о книге.)

Итак, на какую станцию мы попали? («Матрёшка») (слайд 14). Работа в группах с матрёшками (выполнить задание, прикрепленное к матрёшке). Ответы на поставленные вопросы.

Итог: дети читают пословицы с доски (по цвету). Пословицы о книге разделены по цвету.

Продолжаем маршрут станция «Музыкальная» (слайд 15)

Музыкальная шкатулка с секретом (учитель показывает закрытую музыкальную шкатулку. Приглашается ученик, открывает шкатулку (шкатулка начинает играть), ученик показывает драгоценности и раздает, пронося по классу, открытки из шкатулки с репродукциями сказок Пушкина.

Работа в группах: чтение текста с открыток.

А теперь хитрый заяц на музыкальной станции не отпустит нас по маршруту, если мы с ним не споем. (Исполняется песня-минутка «В страхе зайки разбежались по кустам») 

Зайцы разбежались,  следующая станция наша – «Кот Ученый», он никуда не убежал, он держит и шапку-невидимку и сапоги-скороходы, напоминая нам, как нам нужно было читать на уроке.

Это самая интересная станция. Чтобы на ней было весело поем песню-минутку «Мы везем с собой кота»

Итак, мы на последней станции «Пушкинская» Идем в кинозал «Кот Учёный» (слайд 16)

Работа в группах: на доске прикреплен плакат-аппликация «Кот Ученый». Из шапки-невидимки и сапог-скороходов дети берут задания Ученого Кота(слайд 17):

изобразить гребцов на корабле Царя Салтана;

изобразить три девицы под окном;

изобразить 33 богатыря.

Итак, наш кинозал работает. Дети читают стихи хором, воображаемые киноартисты выполняют действия (сценки-миниатюры). (реализация  метапредметного подхода к формированию интеллектуальных умений извлекать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую)

Рефлексия.

Итог урока (слайд 18) при метапредметном подходе подводится, по моему мнению, по одной из следующих форм:

- Какие новые проекты вы предложите?

- Какие ещё сказочные библиотеки могут быть?

- Как называется вид воображения, который нам поможет? (- фантазия)

- Какие информационные средства вы будете использовать?

- Где будете искать информацию?

- Что вы посоветуете друзьям?

- Что вы посоветуете учителю?

- Надо ли сегодня ставить оценки?

- Это будет качественная оценка или количественная?

Выразим свою оценку уроку на эмоционально-чувственной основе (аплодируем: тихо, громко, очень громко – слайд 19 ). «Плохо», «хорошо», «отлично», «Превосходно».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Предмет: Литературное чтение Класс:4 Тема: И.А. Бунин «Листопад».

Цель: познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина; учить чувствовать поэтический мир; пополнять словарный запас; развивать речь, память, мышление, воображение....

Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема: Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк».

Паспорт урокаПредмет: Литературное чтениеКласс: 3Продолжительность урока: 45 минутТема: Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк». Цель: продолжить знакомить учащихся с рус...

Предмет: литературное чтение Класс: 1 класс УМК: «Школа России» Тема урока: «Мягкий и твёрдый согласные звуки [ф’], [ф ] буквы Ф, ф(эф)».

               Данный урок   разработан в ТДМ.     В начале урока была проведена подготовка обучающихся к работе, был озвуч...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 УМК "Школа России" НОО ФГОС

Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников, который формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художеств...