Программа по русскому языку и обучению грамоте по системе Л. В. Занкова для 1 класса. Автор учебника А. В. Полякова в соответствии ФГОС
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме
Данная рабочая программа расчитана на обучение грамоте - 61 час и уроки русского языка -38 часов с тематическим планированием уроков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО _________________ Э.Г.Михайлова Протокол № 1 «27» 08. 2012г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______________ С.М.Яфисова «___»_______2012г. | «Утверждено» Руководитель МОУ «Гимназия №36» _______________ Т.П.Матлина Приказ № ____ «___»_______2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
1 класс
Базовый уровень
Учитель: Кначукова Г.Р.,
высшая квалификационная категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № ____ от
«___»_______2012г.
2012- 2013 учебный год
Пояснительная записка
к русскому языку
Рабочая программа учебного курса русского языка для 1 класса (далее - Рабочая программа) составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Государственным стандартом содержания начального образования на основе программы 2 поколения и отраженных в его примерной программе курса русского языка под ред. Полякова А. В. и соответствует Образовательной программе школы.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, календарно-тематическое планирование, планируемые результаты освоения программы, список литературы.
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. В соответствии с учебным планом школы на изучение русского языка выделено 3 часа в неделю вместо 4 часов, предусмотренных программой Л. В. Занкова. Сокращены уроки повторения материала.
Введением в язык является первый интегрированный этап общего курса
«Обучение грамоте и развитию речи». Его продолжительность (41 часов). В обучении грамоте различают два периода: подготовительный (добуквенный) и основной (букварный). Подготовительный период включает темы «Речь, предложение, слово», «Звуки и буквы», «Развитие речи», «Графика». Букварный период проходит по темам «Фонетика», «Графика», «Слово и предложение», «Орфография». Затем начинается изучение русского языка по двум разделам: «Речевое общение», «Язык как средство общения».
Во втором разделе изучаются темы «Фонетика, орфоэпия, графика», «Слово и его значение», «Предложение и текст», «Орфография».
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос. Основная форма контроля, а также организации тренировочной работы – выполнение заданий розного уровня сложности. Контроль за усвоением тем осуществляется с помощью графических и словарных диктантов.
Для реализации Рабочей программы используются:
– Полякова, А. В. Русский язык : учебник для 1 кл. нач. шк. : в 1 ч. А. В. Полякова. – М. Просвещение, 2010.
– Нечаева Н.В., Булычева Н.К. тетради по письму в 4 частях – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010
Содержание учебного материала
Обучение грамоте (61ч.)
Добуквенный период (11 часов). Введение в новый вид деятельности на уроках письма, ознакомление с основным алгоритмом письма.
Букварный период (50 часов)
Написание всех букв с использованием основного алгоритма письма, перевод графических умений в полноценный графический навык.
Русский язык (38 часов)
Фонетика и графика -– 22 часа
Содержание данного раздела направлено на углубление и систематизацию знаний по фонетике и графике, полученных детьми в период обучения грамоте, на развитие фонематического слуха, орфографической зоркости.
Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Их различение. Деление слов на слоги. Словесное ударение.
Звукобуквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове, обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными, с двойными и непроизносимыми согласными.
Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительные ь и ъ знаки. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.
Морфология – 8 часов
Имя существительное. Значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род имени существительного: мужской, женский, средний
Предлог. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Лексика –8 часов
Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Однозначные и многозначные слова, их различение. Синонимы и антонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи.
Количество часов : всего – 99 часов,
в неделю – 3 часа
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку
к концу 1 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- понимание важности нового социального статуса «ученик»;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения;
- понимание нравственных норм, закреплённых в языке народа (на уровне, соответствующем возрасту);
- адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем;
- осознание языка как основного средства общения людей.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- восприятия русского языка как основной, главной части культуры народа, культуры России;
- осознания своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи;
- познавательной мотивации, интереса к русскому языку как к родному;
- осознания слова, как средства языка, богатства и разнообразия слов и их значений в русском языке; внимания и мелодичности народной звучащей речи;
- понимания здоровьесберегающих аспектов жизни (режим дня, зарядка физическая и умственная, добрые отношения с природой, с людьми).
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
- различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст);
- интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения;
- различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки;
- использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твёрдых согласных;
- узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочивания слов;
- различать произношение и написание слов (простейшие случаи);
- производить слогоударный и звукобуквенный анализы слов простой конструкции;
- применять на письме изученные правила: о переносе слов, о написании большой буквы в именах собственных (термин не используется), о правописании буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, об оформлении предложений на письме;
- запоминать правописание словарных слов и правильно их воспроизводить;
- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (объёмом 15-20 слов);
- выполнять основные гигиенические требования при письме.
Учащиеся получат возможность научиться:
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
- определять последовательность предложений в деформированном тексте, начало и конец предложений в непунктированном тексте, озаглавливать тексты;
- составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3-5 предложений);
- различать слова-названия предметов, слова-признаки предметов и слова-действия предметов;
- различать синонимы и антонимы, слова в прямом и переносном значении, понимать значение многозначных слов в контексте (на доступном языковом материале);
- находить родственные слова в группе предложенных слов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- организовывать своё рабочее место сод руководством учителя;
- осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (в специальных заданиях);
- в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать цель выполненных действий;
- оценивать правильность выполнения задания;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
- использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
- выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Учащиеся получат возможность научиться:
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Дополнительная литература по русскому языку
- Сборник программ для четырехлетней начальной школы «Система Л.В. Занкова» Издательство «Учебная литература» Корпорация «Федоров» 2005 год
| Самара: Издательский дом «Федоров», 2007 | |
- Русский язык 1-2 классы. Задания, упражнения, тесты, проверочные диктанты. Г. Т. Дьячкова. Волгоград: учитель, 2009
- Полякова А. В. Русский язык: методические рекомендации. 1–2 классы. – М.: Просвещение, 2004.
- Контрольные работы по системе Л.В. Занкова. 1-е и 2 –е полугодие / Сост. С.Г. Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007.
- Творческие учебные задания по русскому языку А. В, Полякова. М.: ЗАОЦОР, 2000-2002.
- «Азбука от Кирилла и Мефодия» CD
- Интерактивный тренажер по русскому языку к учебникам А.В.Поляковой для 1-4 классов 2.0 - Электронная версия
- Словарь синонимов и антонимов. Семенов А. Изд: «ЮНВЕС» 2002 г.
- Школьный фразеологический словарь. Шанский Н. М. Изд: дом «Дрофа» 2001 г.
- Сайт www.zankov.ru
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (письмо)
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
1 | I четверть- 26 ч Правила письма. Узоры и элементы букв. | 3.09 | Пропись 1 1-5 |
2 | Печатный и письменный шрифты | 5.09 | 6-7 |
3 | Элементы букв | 7.09 | 8-9 |
4 | Наклонные и прямые линии | 10.09 | 10-11 |
5 | Линия с закруглением внизу | 12.09 | 12-13 |
6 | Линия с закруглением внизу и вверху | 14.09 | 14-15 |
7 | Овалы большие и маленькие | 17.09 | 16-19 |
8 | Полуовалы большие и маленькие | 19.09 | 20-21 |
9 | Письмо изученных элементов | 21.09 | 22-23 |
10 | Наклонные линии с петлей внизу | 24.09 | 24-25 |
11 | Раскрась весёлый сад. | 26.09 | 26-27 |
12 | Буквы о О | 28.09 | Пропись 2 4-5 |
13 | Буквы э Э | 1.10 | |
14 | Строчная а, заглавная А | 3.10 | 6-7 |
15 | Строчная у, заглавная У | 5.10 | 8-9 |
16 | Письмо изученных букв | 8.10 | 10 |
17 | Письмо изученных букв. | 10.10 | |
18 | Строчная и. | 12.10 | 11-12 |
19 | Заглавная буква И. | 15.10 | |
20 | Строчная ы | 17.10 | 13 |
21 | Соединение букв, списывание сочетаний букв | 19.10 | 14 |
22 | Соединение букв, списывание сочетаний букв | 22.10 | 15 |
23 | Письмо строчной л , заглавной Л | 24.10 | 16-17 |
24 | Письмо заглавных Л, М | 26.10 | 18-19 |
25 | Письмо заглавной Н | 29.10 | 20-21 |
26 | Письмо строчной буквы р | 31.10 | 22 |
II четверть -20 ч | |||
27 | Письмо заглавной буквы Р | 9.11 | 23 |
28 | Написание слов с изученными буквами. | 12.11 | |
29 | Письмо букв Йй | 14.11 | 24-25 |
30 | Письмо изученных букв, слогов с изученными буквами | 16.11 | 26-27 |
31 | Письмо буквы строчной б | 19.11 | Пропись 3 4 |
32 | Письмо букв Б | 21.11 | 5 |
33 | Письмо буквы д | 23.11 | 6 |
34 | Письмо букв Д | 26.11 | 7 |
35 | Строчная буква в, | 28.11 | 8-9 |
36 | Заглавная буква В | 30.11 | 10-11 |
37 | Письмо буквы з | 3.12 | |
38 | Письмо буквы З заглавной | 5.12 | 12-13 |
39 | Письмо строчной ж | 7.12 | 14-15 |
40 | Написание слов с изученными буквами. | 10.12 | |
41 | Письмо буквы т | 12.12 | 16 |
42 | Письмо буквы Т | 14.12 | 17 |
43 | Письмо буквы ф | 17.12 | 18 |
44 | Письмо буквы Ф | 19.12 | 19 |
45 | Письмо буквы к, заглавной К | 21.12 | 20-21 |
46 | Письмо букв ш Ш | 24.12 | 22-23 |
III четверть -15 ч | |||
47 | Написание слов с изученными буквами. | 9.01 | |
48 | Письмо букв Ее | 11.01 | Пропись 4 4-5 |
49 | Письмо букв Ёё | 14.01 | 6-7 |
50 | Письмо буквы ю | 16.01 | 8-9 |
51 | Письмо буквы Ю | 18.01 | |
52 | Письмо буквы я | 21.01 | 10-11 |
53 | Письмо буквы Я | 23.01 | 12-13 |
54 | Буква ь | 25.01 | 14-15 |
55 | Письмо буквы х | 28.01 | |
56 | Письмо буквы Х | 30.01 | 16-17 |
57 | Письмо буквы ц | 1.02 | |
58 | Письмо буквы Ц | 4.02 | 18-19 |
59 | Письмо букв Чч | 6.02 | 20 |
60 | Письмо букв Щщ | 8.02 | 21-24 |
61 | Буква ъ Проверь себя | 11.02 | 25- 28 |
РУССКИЙ ЯЗЫК
№ п/п | Тема урока | Дата проведения план | Виды контроля измерители | Примечание (упр. учебника) |
1 | III четверть – 14 ч Слово и предложение. Главные члены предложения. | 13.02 | 1-9 | |
2 | Звуки и обозначение их буквами. Деление слов на слоги | 15.02 | 10-20 | |
3 | Слогообразующая роль гласных звуков. | 25.02 | 21 – 23 | |
4 | Согласные звуки. | 27.02 | 24 – 27 | |
5 | Правила переноса слов на письме. | 1.03 | 28 – 32 | |
6 | Звуки и буквы | 4.03 | Диктант | |
7 | Работа над ошибками. Ударение в слове. | 6.03 | 33 – 40 | |
8 | Большая буква в именах, отчествах, фамилиях. | 8.03 | 41-43 | |
9 | Большая буква в кличках животных. | 11.03 | 44-47 | |
10 | Большая буква в названиях городов, озёр, рек, морей. | 13.03 | 48-50 | |
11 | Алфавит. | 15.03 | 51 – 60 | |
12 | Твердые и мягкие согласные звуки. | 18.03 | 61 – 70 | |
13 | Шипящие согласные звуки. | 20.03 | 71 – 74 | |
14 | Слово и предложение. | 22.03 | Списывание | |
IV четверть -24 ч | ||||
15 | Правописание буквосочетаний ЖИ – ШИ. | 1.04 | 75 – 79 | |
16 | Правописание буквосочетаний ЧА- ЩА. | 3.04 | 80-84 | |
17-18 | Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЩН. | 5, 8.04 | 85 – 92 | |
19 | «Шипящие согласные звуки» | 10.05 | Диктант | |
20-22 | Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные звуки в конце слова. | 12,15,17.04 | 93 – 105 | |
23 | Имя существительное. | 19.04. | 106 – 109 | |
24 | Имя прилагательное | 22.04 | 110 – 116 | |
25 | Глагол. | 24.04 | ||
26 | Словосочетание. | 26.10 | ||
27-28 | Предлог. | 29. 04 3.05 | 117 –122 | |
29 | Повторение пройденного за год | 6.05 | Контр. диктант | |
30 | Работа над ошибками. Виды предложений по цели высказывания. | 8.05 | 123 – 138 | |
31 | Диалог и монолог. | 10.05 | 139 –145 | |
32 | План речи. | 13.05 | ||
32-33 | Родственные слова. Корень слова 46–48 | 15, 17.05 | 145-175 | |
34 | Секреты речи | 20.05 | ||
35-37 | Резервные уроки | 22, 24. 05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте (конспект), система Л.В. Занкова.
Конспект урока по обучению грамоте, система Л.В. Занкова...
Конспект урока обучения грамоте по системе Л.В.Занкова
Данный урок разработан по системе Л.В.Занкова в соответствии со стандартами второго поколения....
Сценарий урока обучения грамоте (по системе Л.В.Занкова) в 1 классе по теме: "Его Величество Театр"
Урок обучения грамоте (по системе Л.В.Занкова) в 1 классе Тема. «Его Величество Театр».Цель урока: ...
Рабочая программа по литературному чтению и русскому языку (период ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ) (УМК Л.В.Занкова). 1 класс.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения и русского языка в период обучения грамоте....
Методическая разработка урока по учебному предмету «Обучение грамоте» по системе Л.В. Занкова» Тема: «Фестиваль сказочных героев»
познакомить с понятиями "авторская сказка", "народная сказ-ка", обучать пересказыванию небольших сказок по содержанию иллюстрации; совершенствовать монологическую и диалогическую речь; развивать памят...
Конспект урока по обучению грамоте (УМК системы Л.В.Занкова, 1 класс)
Конспект урока в 1 классе по УМК развивающего обучения системы Л.В. Занкова...
Рабочая программа по русскому языку и обучению грамоте 1 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа учебного предмета «Обучение грамоте» 1 класс составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...