Программа по русскому языку и обучению грамоте по системе Л. В. Занкова для 1 класса. Автор учебника А. В. Полякова в соответствии ФГОС
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

 Кначукова Гузель Ринатовна

Данная рабочая программа расчитана на обучение грамоте - 61 час и уроки русского языка -38 часов  с  тематическим  планированием уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО



_________________

Э.Г.Михайлова

Протокол № 1

«27» 08. 2012г.

«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР


_______________

С.М.Яфисова

 

«___»_______2012г.

«Утверждено»

Руководитель

МОУ «Гимназия №36»


_______________

Т.П.Матлина

Приказ № ____

«___»_______2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

1 класс

Базовый уровень

Учитель: Кначукова Г.Р.,

высшая квалификационная категория

 

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № ____ от

«___»_______2012г.

                                          2012- 2013 учебный год

Пояснительная записка

к русскому языку

Рабочая программа учебного курса русского языка для 1 класса (далее - Рабочая программа) составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Государственным стандартом содержания начального образования на основе программы 2 поколения и отраженных в его примерной программе курса русского языка под ред. Полякова  А. В.  и соответствует Образовательной программе школы.

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, календарно-тематическое планирование, планируемые результаты освоения программы,  список литературы.

Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. В соответствии с учебным планом школы на изучение русского языка выделено 3 часа в неделю вместо 4 часов, предусмотренных программой Л. В. Занкова. Сокращены уроки повторения материала.

Введением в язык является первый интегрированный этап общего курса

«Обучение грамоте и развитию речи». Его продолжительность (41 часов). В обучении грамоте различают два периода: подготовительный (добуквенный) и основной (букварный). Подготовительный период включает темы «Речь, предложение, слово», «Звуки и буквы», «Развитие речи», «Графика». Букварный период проходит по темам «Фонетика», «Графика», «Слово и предложение», «Орфография».  Затем начинается изучение русского языка по двум разделам: «Речевое общение», «Язык как средство общения».

 Во втором разделе изучаются темы «Фонетика, орфоэпия, графика», «Слово и его значение», «Предложение и текст», «Орфография».

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос. Основная форма контроля, а также организации тренировочной работы – выполнение заданий розного уровня сложности. Контроль за усвоением  тем осуществляется  с помощью графических и  словарных диктантов.

Для реализации Рабочей программы используются:

        – Полякова, А. В. Русский язык : учебник для 1 кл. нач. шк. : в 1 ч.  А. В. Полякова. – М.  Просвещение, 2010.

– Нечаева Н.В., Булычева Н.К. тетради по письму в 4 частях  – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010

Содержание учебного материала

                                    Обучение грамоте (61ч.)

Добуквенный период (11 часов). Введение в новый вид  деятельности на уроках письма, ознакомление с основным алгоритмом письма.

Букварный период (50 часов)

Написание всех букв с использованием основного алгоритма письма, перевод графических умений в полноценный графический навык.

                                   Русский язык (38 часов)

Фонетика и графика  -– 22  часа

Содержание данного раздела направлено на углубление и систематизацию знаний по фонетике и графике, полученных детьми в период обучения грамоте, на развитие фонематического слуха, орфографической зоркости.

Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Их различение. Деление слов на слоги. Словесное ударение.

Звукобуквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове, обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными, с двойными и непроизносимыми согласными.

Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительные ь и ъ знаки. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.  

Морфология – 8 часов

Имя существительное. Значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род имени существительного: мужской, женский, средний

Предлог. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Лексика –8  часов

Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Однозначные и многозначные слова, их различение. Синонимы и антонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи.

Количество часов :  всего – 99 часов,

                             в неделю – 3 часа

Планируемые результаты освоения программы по русскому языку

к концу 1 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • понимание важности нового социального статуса «ученик»;
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения;
  • понимание нравственных норм, закреплённых в языке народа (на уровне, соответствующем возрасту);
  • адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем;
  • осознание языка как основного средства общения людей.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • восприятия русского языка как основной, главной части культуры народа, культуры России;
  • осознания своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи;
  • познавательной мотивации, интереса к русскому языку как к родному;
  • осознания слова, как средства языка, богатства и разнообразия слов и их значений в русском языке; внимания и мелодичности народной звучащей речи;
  • понимания здоровьесберегающих аспектов жизни (режим дня, зарядка физическая и умственная, добрые отношения с природой, с людьми).

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст);
  • интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения;
  • различать звуки и буквы, различать гласные и  согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки;
  • использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твёрдых согласных;
  • узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочивания слов;
  • различать произношение и написание слов (простейшие случаи);
  • производить слогоударный и звукобуквенный анализы слов простой конструкции;
  • применять на письме изученные правила: о переносе слов, о написании большой буквы в именах собственных (термин не используется), о правописании буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, об оформлении предложений на письме;
  • запоминать правописание словарных слов и правильно их воспроизводить;
  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (объёмом 15-20 слов);
  • выполнять основные гигиенические требования при письме.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
  • определять последовательность предложений в деформированном тексте, начало и конец предложений в непунктированном тексте, озаглавливать тексты;
  • составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3-5 предложений);
  • различать слова-названия предметов, слова-признаки предметов и слова-действия предметов;
  • различать синонимы и антонимы, слова в прямом и переносном значении, понимать значение многозначных слов в контексте (на доступном языковом материале);
  • находить родственные слова в группе предложенных слов.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • организовывать своё рабочее место сод руководством учителя;
  • осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (в специальных заданиях);
  • в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать цель выполненных действий;
  • оценивать правильность выполнения задания;
  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);
  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
  • использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
  • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Дополнительная литература по русскому языку

  • Сборник программ для четырехлетней начальной школы «Система Л.В. Занкова» Издательство «Учебная литература» Корпорация «Федоров» 2005 год
  • Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова

Самара: Издательский дом «Федоров», 2007

  • Русский язык 1-2 классы. Задания, упражнения, тесты, проверочные диктанты.  Г. Т. Дьячкова. Волгоград: учитель, 2009
  • Полякова А. В. Русский язык: методические рекомендации. 1–2 классы. – М.: Просвещение, 2004.
  • Контрольные работы по системе Л.В. Занкова. 1-е и 2 –е полугодие / Сост. С.Г. Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007.
  • Творческие учебные задания по русскому языку А. В, Полякова. М.: ЗАОЦОР, 2000-2002.
  • «Азбука от Кирилла и Мефодия» CD

  • Интерактивный тренажер по русскому языку к учебникам А.В.Поляковой для 1-4 классов 2.0 - Электронная версия

  • Словарь синонимов   и антонимов. Семенов А.  Изд: «ЮНВЕС» 2002 г.

  • Школьный фразеологический словарь. Шанский Н. М. Изд: дом «Дрофа» 2001 г.

  • Сайт www.zankov.ru

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (письмо)

№ п/п


Тема урока

Дата проведения

Примечание


1

I четверть- 26 ч

Правила письма. Узоры и элементы букв.


3.09

Пропись 1

1-5

2

Печатный и письменный шрифты

5.09

6-7

3

Элементы букв

7.09

8-9

4

Наклонные и прямые линии

10.09

10-11

5

Линия с закруглением внизу

12.09

12-13

6

Линия с закруглением внизу и вверху

14.09

14-15

7

Овалы большие и маленькие

17.09

16-19

8

Полуовалы большие и маленькие

19.09

20-21

9

Письмо изученных элементов

21.09

22-23

10

Наклонные линии с петлей внизу

24.09

24-25

11

Раскрась  весёлый сад.

26.09

26-27


12


Буквы о О

28.09

Пропись 2   4-5

13

Буквы э Э

1.10

14

Строчная а, заглавная  А

3.10

6-7

15

Строчная у, заглавная  У

5.10

8-9

16

Письмо изученных букв

8.10

10

17

Письмо изученных букв.

10.10

18

Строчная и.

12.10

11-12

19

Заглавная буква  И.

15.10

20

Строчная ы

17.10

13

21

Соединение букв, списывание сочетаний букв

19.10

14

22

Соединение букв, списывание сочетаний букв

22.10

15

23

Письмо строчной   л , заглавной Л

24.10

16-17

24

Письмо заглавных Л, М

26.10

18-19

25

Письмо заглавной  Н

29.10

20-21

26

Письмо  строчной буквы р

31.10

22

II четверть -20 ч

27

Письмо заглавной  буквы Р

9.11

23

28

Написание слов с изученными буквами.

12.11

29

Письмо букв Йй

14.11

24-25

30

Письмо изученных букв, слогов с изученными буквами

16.11

26-27

31

Письмо буквы строчной  б

19.11

Пропись 3

4

32

Письмо букв Б

21.11

5

  33

Письмо буквы  д

23.11

6

   34

Письмо букв Д

26.11

7

35

Строчная буква в,

28.11

8-9

36

Заглавная буква В

30.11

10-11

37

Письмо буквы з

3.12

38

Письмо буквы   З заглавной

5.12

12-13

39

Письмо строчной ж

7.12

14-15

40

Написание слов с изученными буквами.

10.12

41

Письмо буквы    т

12.12

16

42

Письмо буквы Т

14.12

17

43

Письмо буквы   ф

17.12

18

44

Письмо буквы  Ф

19.12

19

45

Письмо буквы   к, заглавной К

21.12

20-21

46

Письмо букв   ш Ш

24.12

22-23

III четверть -15 ч

47

Написание слов с изученными буквами.

9.01


48


Письмо букв Ее

11.01

Пропись 4

4-5

49

Письмо букв Ёё

14.01

6-7

50

Письмо буквы  ю

16.01

8-9

51

Письмо буквы Ю

18.01

52

Письмо буквы   я

21.01

10-11

53

Письмо буквы  Я

23.01

12-13

54

Буква ь

25.01

14-15

55

Письмо буквы  х

28.01

56

Письмо буквы  Х

30.01

16-17

57

Письмо буквы  ц

1.02

58

Письмо буквы  Ц

4.02

18-19

59

Письмо букв Чч

6.02

20

60

Письмо букв Щщ

8.02

21-24

61

Буква ъ   Проверь себя

11.02

25- 28

РУССКИЙ ЯЗЫК

№ п/п


Тема урока

Дата

проведения план

Виды контроля

измерители

Примечание

(упр. учебника)


1

III четверть – 14 ч

Слово и предложение. Главные члены предложения.


13.02


1-9

2

Звуки и обозначение их буквами. Деление слов на слоги

15.02

10-20

3

 Слогообразующая роль гласных звуков.

25.02

21 – 23

4

Согласные звуки.

27.02

24 – 27

5

Правила переноса слов на письме.

1.03

28 – 32

6

Звуки и буквы

4.03

Диктант

7

Работа над ошибками. Ударение в слове.

6.03

33 – 40

8

Большая буква в  именах, отчествах, фамилиях.

8.03

41-43

9

Большая буква в кличках животных.

11.03

44-47

10

Большая буква в названиях городов, озёр, рек, морей.

13.03

48-50

11

Алфавит.

15.03

51 – 60

12

Твердые и мягкие согласные звуки.

18.03

61 – 70

13

Шипящие согласные звуки.

20.03

71 – 74

14

Слово и предложение.

22.03

Списывание

IV четверть -24 ч

15

Правописание буквосочетаний ЖИ – ШИ.

1.04

75 – 79

16

Правописание буквосочетаний ЧА- ЩА.

3.04

80-84

17-18

Правописание буквосочетаний  ЧК, ЧН, ЩН.

5,   8.04

85 – 92

19

 «Шипящие согласные звуки»

10.05

Диктант

20-22

Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные звуки в конце слова.

12,15,17.04

93 – 105

23

Имя существительное.

19.04.

106 – 109

24

Имя прилагательное

22.04

110 – 116

25

Глагол.

24.04

26

Словосочетание.

26.10

27-28

Предлог.

29. 04

3.05

117 –122

29

Повторение пройденного за год

6.05

Контр.

диктант

30

Работа над ошибками.

Виды предложений по цели высказывания.

8.05

123 – 138

31

Диалог и монолог.

10.05

139 –145

32

План речи.

13.05

32-33

Родственные слова. Корень слова   46–48

15, 17.05

145-175

34

Секреты речи

20.05

35-37

Резервные уроки

22, 24. 05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте (конспект), система Л.В. Занкова.

Конспект урока по обучению грамоте, система Л.В. Занкова...

Конспект урока обучения грамоте по системе Л.В.Занкова

Данный урок разработан по системе Л.В.Занкова в соответствии со стандартами второго поколения....

Сценарий урока обучения грамоте (по системе Л.В.Занкова) в 1 классе по теме: "Его Величество Театр"

Урок обучения грамоте (по системе Л.В.Занкова)                          в 1 классе Тема. «Его Величество Театр».Цель урока: ...

Рабочая программа по литературному чтению и русскому языку (период ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ) (УМК Л.В.Занкова). 1 класс.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения и русского языка в период обучения грамоте....

Методическая разработка урока по учебному предмету «Обучение грамоте» по системе Л.В. Занкова» Тема: «Фестиваль сказочных героев»

познакомить с понятиями "авторская сказка", "народная сказ-ка", обучать пересказыванию небольших сказок по содержанию иллюстрации; совершенствовать монологическую и диалогическую речь; развивать памят...

Конспект урока по обучению грамоте (УМК системы Л.В.Занкова, 1 класс)

Конспект урока в 1 классе по УМК развивающего обучения системы Л.В. Занкова...

Рабочая программа по русскому языку и обучению грамоте 1 класс УМК "Школа России"

 Рабочая программа учебного предмета «Обучение грамоте» 1 класс составлена на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...