Литературное чтение 2 класс "Школа России" ФГОС
рабочая программа (чтение, 2 класс) по теме

Великанова Елена Юрьевна

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе " Школа России", автор Климанова Л.Ф.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю:                                                                             Согласовано:                                                                        Рассмотрено

Директор школы                                                              Зам.директора по УВР                                                                 на заседании МО

_________Бореева Н.А.                                                        ______ Мельникова Н. В.                                                   протокол от

«___»_________20  г                                                                      «___»__________20  г                                                                    «___»_________20  г

Рабочая программа по литературному чтению

2 класс

Учитель начальных классов:

                                                                                                                                                                                                                                Великанова Е.Ю.

                                                                                                                        2012 -2013 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Общая характеристика курса

Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями.

Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2 классе- 136 часов (34 учебные недели)

Результаты изучения курса

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Содержание программы

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, справочники, словари, энциклопедии.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование)..

Короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Книги разных видов: художественная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Содержание учебного курса.

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Введение в тему « Самое великое чудо на свете», книги, прочитанные летом, проект «О чём может рассказать школьная библиотека»,  читателю. Р. Сеф,

Устное народное творчество (15ч)

Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки.

Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).

Люблю природу русскую. Осень (8 ч.)

Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».

Русские писатели (14ч)

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке».

И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей».

Л. Толстой. «Старый дед и внучек».

О братьях наших меньших (12ч)

Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».

Из детских журналов (9ч)

1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; 3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; 5. Ю. Владимиров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя».

Люблю природу русскую. Зима (9ч)

И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима аукает...», «Береза».

Писатели детям (17ч)

Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).

Я и мои друзья (10 ч)

В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».

Люблю природу русскую. Весна (9 ч)

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А. Плещеев. «Весна», «Сельская песенка»; А. Блок. «На лугу»; С. Маршак. «Снег теперь уже не тот»; И. Бунин. «Матери»; А. Плещеев. «В бурю»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Э. Мошковская. «Я маму мою обидел».

И в шутку и всерьез (14 ч)

1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; 2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране» 5. Г. Остер. «Будем знакомы».

Литература зарубежных стран (12 ч)

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»).

Учебно – методическoе обеспечение:

1. Печатные пособия.

           Программа:

Климанова Л. Ф.Обучение грамоте. Сборник рабочих программ « Школа России» 1-4 класс пособие для уч-ся общеобразоват. учреждений  С. А. Анащенкова  (и др.)  М.  Просвещение 2011г.

Планирование учебной деятельности литературное чтение пособие для учителя:  2 класс

 Э. Н. Золотухина, А. В. Коровина, Л. Ф. Костюнина. /Волгоград/: учитель 2012.

Учебник «Родная речь» 2 класс: учебник для уч-ся общеобразоват. учреждений в 2-х частях – М: Просвещение, 2011 г.

 авторы Климанова Л. Ф...

3. Материально технические средства.

Компьютерная техника,  интерактивна доска, доска с магнитной поверхностью.

4 Интернет – ресурсы.

1.Методическое пособие по литературному чтению  книга для учителя Л. Ф. Климанова.  

Режим доступа:  http//www.prosv.ru/ebooks

2. МОиН РФ. Итоговые проверочные работы:

Режим доступа: htt://standart. edy.ru/gatalog.aspx? Catalogid=443

3.Итоговые диагностические работы. Режим доступа: htt://rs.yartel.ru/

                                                                                             htt://szu.yartel.ru/

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

в курсе


п/п

в

теме

Дата

Тема урока

Предметные умения

Характеристика деятельности учащихся


1

1

Знакомство с учебником по литературному чтению

Ориентироваться в учебнике, знать систему условных обозначений, находить нужную главу и нужное произведение в учебнике, предполагать по названию содержание главы

Познавательные УУД:    пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемые в учебнике для передачи информации, анализировать научно – познавательный текст, выделять в нём главную мысль

Регулятивные УУД:   сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с материалом урока в процессе его изучения, формулировать вместе с учителем задачу урока.

Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы учебника на основе научно познавательной статьи, обсуждать в паре ответы на вопросы учебника, не конфликтуя, доказывать свою точку зрения.

Личностные УУД:   проявлять бережное отношение к учебной книге, аккуратно ею пользоваться, называть правила обложки и закладки для учебной книги.  


                             

I Самое великое чудо на свете (4ч.)

2


1


Введение в тему « Самое великое чудо на свете»

Познавательные УУД:    пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемые в учебнике для передачи информации, анализировать научно – познавательный текст, выделять в нём главную мысль

Регулятивные УУД:   сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с материалом урока в процессе его изучения, формулировать вместе с учителем задачу урока.

Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы учебника на основе научно познавательной статьи, обсуждать в паре ответы на вопросы учебника, не конфликтуя, доказывать свою точку зрения.

Личностные УУД:   проявлять бережное отношение к учебной книге, аккуратно ею пользоваться, называть правила обложки и закладки для учебной книги.                                

3

2


Книги, прочитанные летом

Знать что такое библиотека, в чём её предназначение, какие типы библиотек бывают, знать, что такое алфавитные каталоги как им пользоваться;

знать, как выглядели книги в старину.

4

3


Проект «О чём может рассказать школьная библиотека»

5

4


Напутствие читателю Р. Сеф

II  Устное народное творчество (15 ч)



6



1


Малые и большие жанры устного народного творчества.

Узнавать и различать произведения фольклора (загадки, пословицы, небылицы,

 считалки, сказки…) , находить созвучные окончания слов в песне, различия  в потешках и прибаутках, сходных по теме, распределять загадки и пословицы по тематическим группам.



Познавательные УУД:    сравнивать малые и большие фольклорные жанры между собой, анализировать, группировать по известным признакам,

Регулятивные УУД:  формулировать вместе с учителем задачу урока, исходя из анализа материала учебника, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока.

Коммуникативные УУД: работать в паре, строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в паре.

Личностные УУД:   осознавать пользу книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обосновывать мотивы выбора книг по своему интересу.

7

2

Русские народные песни.

8

3

Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества

9

4

Считалки и небылицы – малые жанры устного народного творчества.

10

5

Загадки – малые жанры устного народного творчества

Различать виды  народной сказки (волшебная, о животных, бытовая). Выделять главную мысль произведения, соотносить содержание  с иллюстрациями и пословицами, делить текст на части, пересказывать, отвечать на вопросы по содержанию, рассуждать, сравнивать, анализировать.

Читать выразительно.

Познавательные УУД:    сравнивать малые и большие фольклорные жанры между собой, анализировать, группировать по известным признакам,

Регулятивные УУД:  формулировать вместе с учителем задачу урока, исходя из анализа материала учебника, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока.

Коммуникативные УУД: работать в паре, строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в паре.

Личностные УУД:   осознавать пользу книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обосновывать мотивы выбора книг по своему интересу.



11



6


Сказки

Народные сказки Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт»

12

7


«Петушок и бобовое зернышко».

(Русская народная сказка)

13

8

«У страха глаза велики».

(Русская народная сказка)

14

9

«Лиса и тетерев».

(Русская народная сказка)

15

10

«Лиса и журавль»

16

11

«Каша из топора»

17

12

«Гуси-лебеди»


Познавательные УУД:   сравнивать малые и большие фольклорные жанры между собой, анализировать, группировать по известным признакам, соотносить пословицы, поговорки со смыслом прочитанных произведений, считывать информацию с предложенных в учебнике схем, обобщать изученный материал на более высоком уровне.

Регулятивные УУД:  формулировать вместе с учителем задачу урока, исходя из анализа материала учебника, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, корректировать свои действия в соответствии с планом, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Коммуникативные УУД: работать в паре,  строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в паре.

Личностные УУД: самоопределяться в выборе заданий,  определять личностный смысл при выполнении творческих заданий, реализовывать свой творческий материал.

18

13

«Гуси-лебеди»


19

14

Викторина по сказкам

20

15

Обобщение по разделу « Устное народное творчество»

III Люблю природу русскую. Осень (8 ч)





21





1


Картины осенней природы. Осенние загадки.

Знать особенности жанра.

Воспринимать и понимать чувства и настроения стихотворений.

Видеть красоту осенней природы.

Выразительно читать стихи, передавать с помощью интонации настроение поэта, слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте, представлять картину осенней природы

Познавательные УУД:   сравнивать художественный и научно – познавательный тексты; выявлять общее и различное в них, анализировать тексты при помощи вопросов учителя, находить основную мысль, делать выводы и обобщения;

считывать информацию с предложенных в учебнике схем, обобщать изученный материал на более высоком уровне.

Регулятивные УУД:  формулировать задачу урока вместе с группой учащихся, исходя из анализа материала учебника, понимать её и принимать, сохранять на протяжении урока, корректировать свои действия в соответствии с планом, осуществлять самоконтроль по изученной теме при помощи тестов .

Коммуникативные УУД: работать в паре,  строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в паре.

Личностные УУД: делится своими впечатлениями из собственного опыта, уметь выражать свои впечатления эмоционально в беседах.

22

2

Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…».

23

3

К. Бальмонт « Поспевает брусника…», А. Плещеев « Осень наступила»

24

4

А. Фет « Ласточки пропали…»

25

5

«Осенние листья» -тема поэтов

26

6

В. Берестов « Хитрые грибы»

27

7

М. Пришвин « Осеннее утро»,

И. Бунин «Сегодня так светло кругом»

28

8

Обобщение по теме.

IV Русские писатели (14ч)




29




1


А.С. Пушкин  - великий русский писатель. Вступление к поэме

 «Руслан и Людмила»



Уметь сравнивать произведения.

Различать виды сказок (народная, литературная).

Передавать характер

и настроение героя

интонацией.

Находить в тексте слова и выражения,

характеризующие

действующих лиц.

Делить текст сказки на части, выделять главную мысль.

Познавательные УУД:   перерабатывать полученную информацию на уроке из разных источников, анализировать тексты при помощи вопросов учителя, находить основную мысль, делать выводы и обобщения; давать оценку поступкам литературных героев, находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт.

Регулятивные УУД:  формулировать задачу урока вместе с группой учащихся, исходя из анализа материала учебника, понимать её и принимать, сохранять на протяжении урока, корректировать свои действия в соответствии с планом,  соотносить то, что уже известно, то то, что ещё неизвестно, осуществлять самоконтроль по изученной теме при помощи тестов .

Коммуникативные УУД: работать в паре,  строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в паре, оформлять свою мысль в устной речи

Личностные УУД: проявлять творческое отношение к процессу обучения, делится своими впечатлениями из собственного опыта, уметь выражать свои впечатления эмоционально в беседах и в процессе монологических высказываний.


30

2

А.С. Пушкин. Отрывки из романа « Евгений Онегин»: «Вот север, тучи нагоняя…».


31-33

3-5

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке.

34


6



Обобщение по теме «Сказки А. Пушкина»




35




7



И.А. Крылов

«Лебедь, Рак и Щука»

Определять басню по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность).

Находить мораль в басне.

36

8

И.А. Крылов

«Стрекоза и Муравей».

37

9

Л.Н. Толстой

« Старый дед и внучек».

Работать с текстом: находить главную мысль,

 подтверждать свои суждения цитатами из текста,

давать характеристику героям,

анализировать их

поступки,

 составлять план, пересказывать,

придумывать своё продолжение.



Уметь читать выразительно, передавая настроение с помощью интонации

Осознавать и формулировать главную мысль, идею произведения, читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя, воспринимать на слух художественное произведение.






































38

10

Л.Н. Толстой

«Филипок»

39

11

Л.Н. Толстой

«Филипок»

40

12

Рассказы Л.Н. Толстого

«Правда всего дороже» «Котёнок»

41

13

Весёлые стихи

Познавательные УУД:   перерабатывать полученную информацию на уроке из разных источников, анализировать тексты при помощи вопросов учителя, находить основную мысль, делать выводы и обобщения; давать оценку поступкам литературных героев, находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт.

Регулятивные УУД:  формулировать задачу урока вместе с группой учащихся, исходя из анализа материала учебника, понимать её и принимать, сохранять на протяжении урока, корректировать свои действия в соответствии с планом,  соотносить то, что уже известно, то то, что ещё неизвестно, осуществлять самоконтроль по изученной теме при помощи тестов .

Коммуникативные УУД: самостоятельно работать с тестом, оформлять свою мысль в устной речи

Личностные УУД: проявлять творческое отношение к процессу обучения, делится своими впечатлениями из собственного опыта, уметь выражать свои впечатления эмоционально в беседах и в процессе монологических высказываний.

42

14

Обобщение по разделу «Русские писатели»

V О братьях наших меньших (12 ч)

43



1


Весёлые стихи о животных.

Н. Сладков « Они и мы», А. Шибаев « Кто кем становится»


Познавательные УУД:   перерабатывать полученную информацию на уроке из разных источников, анализировать тексты при помощи вопросов учителя, находить основную мысль, делать выводы и обобщения; давать оценку поступкам литературных героев, находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт.

Регулятивные УУД:  формулировать задачу урока вместе с группой учащихся, исходя из анализа материала учебника, понимать её и принимать, сохранять на протяжении урока, корректировать свои действия в соответствии с планом,  соотносить то, что уже известно, то то, что ещё неизвестно, осуществлять самоконтроль по изученной теме при помощи тестов .

Коммуникативные УУД: работать в паре,  строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в паре, оформлять свою мысль в устной речи

Личностные УУД: проявлять творческое отношение к процессу обучения, делится своими впечатлениями из собственного опыта, уметь выражать свои впечатления эмоционально в беседах и в процессе монологических высказываний.


44

2

Б. Заходер « плачет киска в коридоре…»,

И. Пивоварова «Жила – была собака»

45

3

В. Берестов « Кошкин щенок»

46

4

Домашние животные


47



5


М.М. Пришвин « Ребята и утята»

48

6


М.М. Пришвин « Ребята и утята»



49


7


Е.И. Чарушин «Страшный рассказ»

50

8

Е.И. Чарушин «Страшный рассказ»

51

9

Б.С.Житков «Храбрый утёнок»

52

10

В.В. Бианки «Музыкант»

53

11

В.В Бианки «Сова»

54

12

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»


VI Из детских журналов ( 9ч )



55



1

Из детских журналов



Уметь интонацией передавать эмоции и настроение героев стихотворений, своё отношение к происходящему.

Уметь подбирать рифмы, прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке, придумывать свои вопросы на уроке, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме.



Познавательные УУД:   перерабатывать полученную информацию на уроке из разных источников, анализировать тексты при помощи вопросов учителя, находить основную мысль, делать выводы и обобщения; давать оценку поступкам литературных героев, находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт.

Регулятивные УУД:  формулировать задачу урока вместе с группой учащихся, исходя из анализа материала учебника, понимать её и принимать, сохранять на протяжении урока, корректировать свои действия в соответствии с планом,  соотносить то, что уже известно, то, что ещё неизвестно, осуществлять самоконтроль по изученной теме при помощи тестов .

Коммуникативные УУД: работать в паре и группе,  строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в паре, оформлять свою мысль в устной речи

Личностные УУД: проявлять творческое отношение к процессу обучения, делится своими впечатлениями из собственного опыта, уметь выражать свои впечатления эмоционально в беседах и в процессе монологических высказываний.

56

2

Д.Хармс (Д. Ювачёв) «Игра»



57

3

Д.Хармс «Вы знаете?»

58

4

Д.Хармс, С. Маршак  «Весёлые чижи».

59

5

Д.Хармс «Что это было?»,

60

6

Н. Гернет, Д. Хармс « Очень- очень вкусный пирог», Ю.Д. Владимиров «Чудаки».

61

7

А.И. Введенский «Ученый Петя»,

А.И. Введенский «Лошадка»»

62

8

Проект «Мой любимый детский журнал»

63

9

Обобщение по разделу.

Проверка знаний по теме « Из детских журналов»

VII  Люблю природу русскую. Зима (9 ч)




64




1

Люблю природу русскую. Зима.



Выразительно читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях,

выделять главное в прочитанном тексте,

отвечать на вопросы,

анализировать произведение, рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию, соотносить загадки и отгадки.


Познавательные УУД:   сравнивать художественный и научно – познавательный тексты; выявлять общее и различное в них, анализировать тексты при помощи вопросов учителя, находить основную мысль, делать выводы и обобщения;

считывать информацию с предложенных в учебнике схем, обобщать изученный материал на более высоком уровне.

Регулятивные УУД:  формулировать задачу урока вместе с группой учащихся, исходя из анализа материала учебника, понимать её и принимать, сохранять на протяжении урока, корректировать свои действия в соответствии с планом, осуществлять самоконтроль по изученной теме при помощи тестов .

Коммуникативные УУД: работать в паре,  строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в паре.

Личностные УУД: делится своими впечатлениями из собственного опыта, уметь выражать свои впечатления эмоционально в беседах и в процессе монологических высказываний.


65

2

Стихи о первом снеге.

И. Бунин « Зимним холодом пахнуло..»

К. Бальмонт « Снежинка»,

Я. Аким « Утром кот принёс на лапах….»

66

3

Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

67

4

С.А. Есенин «Поёт зима – аукает…»,

 «Берёза».

68

5

«Два Мороза»

(Русская народная сказка)

69

6

С.В. Михалков « Новогодняя быль».

70

7

А.Л. Барто «Дело было в январе»,

С. Дрожжин «Улицей гуляет…».

71

8

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима»

72

9

Игра « Поле чудес»

VIII Писатели – детям (17 час)

II часть


73




1


Писатели детям


Знать и различать малые жанры фольклора, литературоведческую терминологию (рифма), сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы для их характеристики, соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения,

уметь делить текст на части, находить главную мысль, пересказывать.

Познавательные УУД:   перерабатывать полученную информацию на уроке из разных источников, анализировать тексты при помощи вопросов учителя, находить основную мысль, делать выводы и обобщения; давать оценку поступкам литературных героев, находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт.

Регулятивные УУД:  формулировать задачу урока вместе с группой учащихся, исходя из анализа материала учебника, понимать её и принимать, сохранять на протяжении урока, корректировать свои действия в соответствии с планом,  соотносить то, что уже известно, то то, что ещё неизвестно, осуществлять самоконтроль по изученной теме при помощи тестов .

Коммуникативные УУД: работать в паре,  строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в паре, оформлять свою мысль в устной речи

Личностные УУД: проявлять творческое отношение к процессу обучения, делится своими впечатлениями из собственного опыта, уметь выражать свои впечатления эмоционально в беседах и в процессе монологических высказываний.

74

2

К.И. Чуковский «Путаница»  

75

3

К.И. Чуковский «Радость»

76

4

К.И. Чуковский «Федорино горе»

77

5


К.И. Чуковский «Федорино горе»

78

6

С.Я. Маршак «Кот и лодыри»

79

7

С.В. Михалков «Мой секрет»,  «Сила воли»


80

8

С.В. Михалков  «Мой щенок»

81

9

А.Л. Барто «Верёвочка»

82

10

А.Л. Барто «В школу»

 «Мы не заметили жука»

83

11

А.Л. Барто «Вовка – добрая душа».

84

12

Н.Н. Носов «Затейники».

85

13

Н.Н. Носов «Живая шляпа»


86

14

Н.Н. Носов «Живая шляпа»

87



88

15




16

Н.Н. Носов «На горке»




Н.Н. Носов «На горке»

89

17

Обобщение по разделу «Писатели – детям»

IX  Я и мои друзья (10часов)



90




1

Я и мои друзья




Уметь читать выразительно, передавая настроение с помощью интонации

Осознавать и формулировать главную мысль, идею произведения, читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя, воспринимать на слух художественное произведение.

Познавательные УУД:   перерабатывать полученную информацию на уроке из разных источников, анализировать тексты при помощи вопросов учителя, находить основную мысль, делать выводы и обобщения; давать оценку поступкам литературных героев, находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт.

Регулятивные УУД:  формулировать задачу урока вместе с группой учащихся, исходя из анализа материала учебника, понимать её и принимать, сохранять на протяжении урока, корректировать свои действия в соответствии с планом,  соотносить то, что уже известно, то то, что ещё неизвестно, осуществлять самоконтроль по изученной теме при помощи тестов .

Коммуникативные УУД: работать в паре,  строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в паре, оформлять свою мысль в устной речи

Личностные УУД: проявлять творческое отношение к процессу обучения, делится своими впечатлениями из собственного опыта, уметь выражать свои впечатления эмоционально в беседах и в процессе монологических высказываний.


91

2

Стихи о дружбе и обидах

92

3

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

93

4

Ю.Ермолаев «Два пирожных»

94

5

В.А. Осеева «Волшебное слово»

95

6


В.А. Осеева «Волшебное слово»

96

7

В.А. Осеева «Хорошее»

97

8

В.А. Осеева « Почему?»

98

9

В.А. Осеева « Почему?»

99

10

Обобщение и проверка  по разделу «Я и мои друзья».

X  Люблю природу русскую. Весна (9часов)




100




1


Люблю природу русскую. Весна.




Уметь анализировать стихи.

Находить в тексте и называть средства художественной выразительности, читать стихи и загадки выразительно, представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины, объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Познавательные УУД:   сравнивать художественный и научно – познавательный тексты; выявлять общее и различное в них, анализировать тексты при помощи вопросов учителя, находить основную мысль, делать выводы и обобщения;

считывать информацию с предложенных в учебнике схем, обобщать изученный материал на более высоком уровне.

Регулятивные УУД:  формулировать задачу урока вместе с группой учащихся, исходя из анализа материала учебника, понимать её и принимать, сохранять на протяжении урока, корректировать свои действия в соответствии с планом, осуществлять самоконтроль по изученной теме при помощи тестов .

Коммуникативные УУД: работать в паре,  строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в паре.

Личностные УУД: делится своими впечатлениями из собственного опыта, уметь выражать свои впечатления эмоционально в беседах и в процессе монологических высказываний.

101

2

Стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»,  «Весенние воды»

102

3

А.Н. Плещеев

«Весна», «Сельская песенка»

103

4

  А.А. Блок «На лугу»


104

5


С.Я. Маршак «Снег уже теперь не тот…»

105

6

И.А. Бунин «Матери»,


106

7

А.Н. Плещеев «В бурю»

107

8

Е.А. Благинина «Посидим в тишине»

108

9


Э.Э. Мошковская «Я маму мою обидел…».

109

10

Обобщение и проверка знаний по разделу


XI  И в шутку, и всерьёз (14часов)




110




1

И в шутку и в серьёз





Уметь отвечать на вопросы по прочитанному и задавать вопросы к тексту;

 читать по ролям; анализировать поступки героев и делать соответствующие выводы, планировать виды работы с текстом, воспринимать на слух художественное произведение читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.

Познавательные УУД:   перерабатывать полученную информацию на уроке из разных источников, анализировать тексты при помощи вопросов учителя, находить основную мысль, делать выводы и обобщения; давать оценку поступкам литературных героев, находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт.

Регулятивные УУД:  формулировать задачу урока вместе с группой учащихся, исходя из анализа материала учебника, понимать её и принимать, сохранять на протяжении урока, корректировать свои действия в соответствии с планом,  соотносить то, что уже известно, то то, что ещё неизвестно, осуществлять самоконтроль по изученной теме при помощи тестов .

Коммуникативные УУД: работать в паре,  строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в паре, оформлять свою мысль в устной речи

Личностные УУД: проявлять творческое отношение к процессу обучения, делится своими впечатлениями из собственного опыта, уметь выражать свои впечатления эмоционально в беседах и в процессе монологических высказываний.

111

2


Б.В. Заходер «Товарищам детям»,

 «Что красивей всего?»

112

3

Б.В. Заходер «Песенки Вини-Пуха»

113

4


Б.В. Заходер «Песенки Вини-Пуха»

114

5

Э.Н. Успенский «Чебурашка».

115

6

Э.Н. Успенский «Чебурашка».

«Если был бы я девчонкой»

116

7

Стихи Э.Н.Успенского

117

8

В.Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»

118

9


Стихи И.П. Токмаковой.

«Плим», «В чудной стране»

119

10

Г.Б. Остер «Будем знакомы»

120

11


Г.Б. Остер «Будем знакомы»

121

12

В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным»


122

13


В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

123

14

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез»

XII Литература зарубежных стран (12часов)

124

1


Литература зарубежных стран





Уметь переводить зрительную информацию в словесную.

Читать по ролям, передавая интонацией отношение к герою.

Делить текст на части и составлять план, воспринимать на слух художественное произведение, определять героев произведений, читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя,сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, пересказывать сказки по составленному плану.

Познавательные УУД:   анализировать тексты при помощи вопросов учителя, находить основную мысль, делать выводы и обобщения; давать оценку поступкам литературных героев, находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт.

Регулятивные УУД:  формулировать задачу урока вместе с группой учащихся, исходя из анализа материала учебника, понимать её и принимать, сохранять на протяжении урока, корректировать свои действия в соответствии с планом,  соотносить то, что уже известно, то то, что ещё неизвестно, осуществлять самоконтроль по изученной теме при помощи тестов .

Коммуникативные УУД: работать в паре,  строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в паре, оформлять свою мысль в устной речи

Личностные УУД: проявлять творческое отношение к процессу обучения, делится своими впечатлениями из собственного опыта, уметь выражать свои впечатления эмоционально в беседах и в процессе монологических высказываний.

125

2

Американская и английская   народные песенки: « Бульдог по кличке Дог» «Перчатки»,

 «Храбрецы»,

126

3

Французкая народная песенка

 « Сюзон и мотылёк», немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»

127

4

Шарль Перро «Кот в сапогах».

Обучение выборочному пересказу

128

5

Шарль Перро «Кот в сапогах».

Обучение выборочному пересказу

129

6

Шарль Перро «Красная шапочка».

 130

7

Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

131

8

Эни Хогарт «Мафин и паук»

132

9

Эни Хогарт «Мафин и паук»

133

10

Обобщение и проверка знаний  по разделу «Литература зарубежных стран»

134

11

Урок-игра «Цветик-семицветик».

135

12

Повторение пройденного материала


136


13


Резервный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...